Встарь, или Как жили люди


Гравюра
Искать информацию: в статьях в комментариях по имени автора среди наименований источников

Встарь > Разделы и темы > Женщины. Дети > Дети: имянаречение, занятия, игрушки; воспитание, ответственность > Славяне и российские этносы (XVII век)

8. Женщины. Дети

Дети: имянаречение, занятия, игрушки; воспитание, ответственность. Славяне и российские этносы (XVII век)

Олеарий, Зюзин, Давид, Котошихин, Идес и Бранд, Алеппский, Рейнтенфельс, Забелин, Спицын

Статья № 1
Адам Олеарий, 1634

На всём нашем пути мы нигде не видали большей толпы детей лет от 4 до 7, как здесь, в Ладоге. Когда некоторые из нас ходили гулять, эти дети толпами шли позади и кричали, не желаем ли мы купить красной ягоды, которую они звали «малина» и которая в большом количестве растет во всей России. Они давали за копейку полную шляпу, и, когда мы расположились для еды на зеленом холме, человек с пятьдесят стали кругом нас.

Все, и девочки и мальчики, были со стриженными волосами, с локонами, свешивавшимися с обеих сторон, и в длинных рубахах (Было то 22 июля — Прим. ред.), так что нельзя было отличить мальчиков от девочек.

историяимянаречениезанятия детейигрушкидетские игрыинтересные фактыкультураобществообраз жизни

Источник: [17.34]

Статья № 2
Дозорная книга Осипа Зюзина да подъячего Терентья Матвеева, 7129 (1621)

О русских, но отнюдь не христианских именах на Вятке, якобы в уже давно охристианизированной Руси XVII века...
Пресс мракобесия дотянулся до населенцев берегов Вятки и Камы значительно позже того, как смотрящие Московии утопили в крови (христианской крови) Новгород, уничтожив попутно вечевое правление во всех городах прежнего Северного ведического пояса (диаграмму динамики изменения имён см. в ст. 1 темы 8.3.15.s на данных А. А. Зализняка). Эпоха Моли ещё не всё исходное поела!

О русских, но  отнюдь не христианских именах на Вятке, якобы в уже давно охристианизированной Руси XVII века… – ч.1 // Дозорная книга Осипа Зюзина да подъячего Терентья Матвеева, 7129 (1621) г. [20.53]
О русских, но  отнюдь не христианских именах на Вятке, якобы в уже давно охристианизированной Руси XVII века… – ч.2 // Дозорная книга Осипа Зюзина да подъячего Терентья Матвеева, 7129 (1621) г. [20.53]
О русских, но  отнюдь не христианских именах на Вятке, якобы в уже давно охристианизированной Руси XVII века… – ч.3 // Дозорная книга Осипа Зюзина да подъячего Терентья Матвеева, 7129 (1621) г. [20.53]
О русских, но  отнюдь не христианских именах на Вятке, якобы в уже давно охристианизированной Руси XVII века… – ч.4 // Дозорная книга Осипа Зюзина да подъячего Терентья Матвеева, 7129 (1621) г. [20.53]
О русских, но  отнюдь не христианских именах на Вятке, якобы в уже давно охристианизированной Руси XVII века… – ч.5 // Дозорная книга Осипа Зюзина да подъячего Терентья Матвеева, 7129 (1621) г. [20.53]
О русских, но  отнюдь не христианских именах на Вятке, якобы в уже давно охристианизированной Руси XVII века… – ч.6 // Дозорная книга Осипа Зюзина да подъячего Терентья Матвеева, 7129 (1621) г. [20.53]
О русских, но  отнюдь не христианских именах на Вятке, якобы в уже давно охристианизированной Руси XVII века… – ч.7 // Дозорная книга Осипа Зюзина да подъячего Терентья Матвеева, 7129 (1621) г. [20.53]

историяимянаречениезанятия детейигрушкидетские игрыинтересные фактыкультураобществообраз жизни

Источник: [20.53]

Статья № 3
Иржи Давид, 1686–1689

И сыновья, когда достигают шести лет, живут при дворе отца, отлучённые от матерей, которых они даже редко видят. То же самое и дочери в отношении отцов.

Иван Петрович — это значит Иван сын Петра. Все они пользуются отчествами, как прозвищами, а фамилий не имеют, за исключением немногих, например, Пётр Фёдорович Долгорукий, то есть Пётр сын Фёдора Долгорукий1.


1 В XVII в. право иметь фамилии принадлежало представителям феодального класса, а также высшего купечества. — Прим. ред.

историяимянаречениезанятия детейигрушкидетские игрыинтересные фактыкультураобществообраз жизни

Источник: [17.52]

Статья № 4
Г. К. Котошихин, †1667

А даетца новорожденному младенцу [царевичу] имя, от того времяни как родитца, счотчи вперед в восмой день, которого святаго день и ему то ж имя и будет.

историяимянаречениезанятия детейигрушкидетские игрыинтересные фактыкультураобществообраз жизни

Источник: [17.112]

Статья № 5
Избрант Идес и Адам Бранд, 1692–1695

Чусовая. Вогулы
Далее они сказали нам, что, когда надо дать ребенку имя, у них существует старинный обычай: каждому ребенку дается такое же имя, какое носит старейший житель деревни.

историяимянаречениезанятия детейигрушкидетские игрыинтересные фактыкультураобществообраз жизнидетиимянаречениевогулы

Источник: [17.131]
Комментарии

Статья № 6
Павел Алеппский, 1656

Земли южной украйны

Ты увидишь, читатель, в доме каждого человека по десяти и более детей с белыми волосами на голове; за большую белизну мы называли их старцами. Они погодки и идут лесенкой один за другим, что ещё больше увеличивало наше удивление.

Московия

Мы удивлялись на обычаи их детей, на то, что они с малых лет ездят верхом на маленьких лошадках, что у них множество слуг, таких же детей как они; на их отличные познания, понятливость; на то, как они раскланиваются на обе стороны с прохожими, снимая свои колпаки; на то, как хорошо они совершают на себе крестное знамение.

Принято, что такие дети, как они, сыновья князей, ходят ежедневно к царю и садятся на тех же местах, где и отцы их, пока не придут в совершенный возраст и не получат отцовской степени. Так мы видели и удостоверились в этом после многих расспросов.

историяимянаречениезанятия детейигрушкидетские игрыинтересные фактыкультураобществообраз жизнивысокая рождаемостьдемографический взрывдети Москвывзращивание чиновничестваклан чиновников

Источник: [17.145]
Комментарии

Статья № 7
Яков Рейнтенфельс, 1671–1673

О воспитании детей и об опеке их

Заботе о правильном воспитании детей, полезном в высшей степени как для всего государства, так и для частных лиц, мосхи отводят последнее место, так что дети подрастают у них на полной свободе и распущенности. Они не только не преподают им никаких правил пристойного образа жизни, но, напротив, считают нужным учить их, в банях и в постелях, многому такому, что должно быть окутано глубочайшим мраком.

К школьным занятиям дети приступают поздно, так что нередко познают жену раньше, чем грамоту. Обращаясь постоянно между пьяными, они становятся лентяями, неотесанными, приобретают чудовищные привычки, никогда почти ничего честного не делая и не помышляя даже о лучшем образе жизни.

Отцов они уважают весьма мало, матерей — едва ли уважают вообще. Пока отец жив, даже взрослые дети находятся в его полной власти: он имеет право наказывать различными способами непокорных и четыре раза продать их, на совершенно законном основании, если задолжает кому-либо. К сиротам назначаются опекуны, большею частью, царем, хотя нередко берут опеку на себя, по воле завещателя, ближайшие родственники, но и те и другие обязаны представлять точнейший отчет в приходе и расходе царю, как верховному опекуну над всеми.

историяимянаречениезанятия детейигрушкидетские игрыинтересные фактыкультураобществообраз жизнивоспитание детейуважение к предкамтотальная неграмотностьЭпоха Моли

Источник: [17.146]

Статья № 8
И. Е. Забелин

Домашний быт русских царей

Крестины
1661 г. июня 8 родился царевич Федор Алексеев[ичъ].
9 июня, в неделю всех Святых, был родинный стол в Грановитой Полате. Ели три царевича (которые всегда писаны перед властями), власти 1 митрополита, 2 архиепископа, 1 епископ, архимандриты, игумены и бояре и окольничие без мест (Доп. к Т. III Дворц. Разр., с. 271).
Июня 30 крестили царевича в церкви у государя на Сенях. В тоть день и крестинный стол был в Грановитой Полате. За столом были те же лица, что и на родинах (276).

1662 г. мая 28 за два часа до света родилась царевна Феодосия Ал. Государь послал с вестью к бывшему патриарху Никону в Воскресенский мон.
Июня 6 царевну крестили в церкви у государя на Сенях. Восприемником был Чудовской архимандрит Павел, восприемницею царевна Ирина Мих. Стола в тот день не было.
Родинный стол справляли в Столовой Избе июня 29, ели 3 царевича, власти 2 митрополита, 1 епископ, архимандриты, игумены, бояре и окольничие все без мест.
О крестинном столе записи нет (Доп. к Т. III Дворц. Разр., с. 336–340).

Обозрение игрушек и игр царевича Алексея Мих., который родился 1629 г. марта 10.
1630 г. генваря 22 (10 месяцев) конь.
— мая 18 росольн[ик.] кубок, корабль.
— дек. 31 — 3 ковша.
В 1631 г. дек. 5 стрелец Андрюшка Крох чем-то тешил царевича в селе Танинском во время царского похода к Троице, за что получил портище сукна настрафилю доброго. Надо заметить, что числом декабря, вероятно, обозначена выдача награды, так в Танинском государь останавливался в этом походе 16 октября, где и стол был, после которого или прежде устроилась и потеха.
Тою же осенью придворный потешник Иван Семенов Лодыгин (до зимнего Николина дни) тешил государя и царевича соколами.
1632 г. февр. 26 отмечено, что царегородец Юрий Понагиот челом ударил царевичу поднес булаву.
— октября 19 в Охотном ряду куплены четыре птички потешных с клетками, по 6 денег за птичку с клеткою. Птички взяты к царевичу (3 года 7 месяц.) в хоромы для потехи.
1633 г. генваря 31 царевичевым молодым накрачеям 18 человекам сделано 18 кафтанов крашенина лазорева (90 аршин) на заячьих белых мехах с шелковыми нашивками; 18 кафтанов суконных из лазоревого и червленого сукна с отложками, 18 шапок сукно вишнево да темновишнево, тульи мех белий хребтовый, околы собольи. Царевичу в это время был четвертый год на исходе (3 года 11 мес.).
— июня 30 девятнадцати накрачеям царевича (4 года 2 месяца) сделано по кафтану киндячному розных цветов, нашивки с шелковыми пуговками на ремешках.
— июля 10 царевичу на два потешные мечика полтора золотника кружива серебряного кованого узкого. Мечики к нему государю взял Борис Иван. Морозов.
— окт. 5 токарь Федька Степанов точил царевичу пилочки дубовые к барабанцу.
— окт. 8 Потешного ряду торговому человеку за четырнадцать птичек розных по 2 денги за птичку; взяты те птички царевичу для потехи (№ 738).
— октября 30 отпущено аршин бархату кармазину на пулешные мешочки к карабину да к пистолету двойному...

Роспись оружейной казне Великого Государя Царевича и Великого Князя Алексея Алексеевича (12 лет) всеа великия и малыя и белыя Росии, которая отпущена из Оружейные Полаты в поход в село Преображенское; а что какой оружейной казны отпущено, и тому роспись, 174 году.
Лук кибить писан по белой земле золотом.
Лук по белой кибити писан золотом.
Два лука по алой кибити писаны золотом.
Лук по лазоревой кибити писан золотом.
Лук по алой кибити.
Лук потешной простой.
Лук по червчетой кибити писан золотом.
Лук по золоту писан краски.
Лук маленькой, красная кибить, неписаной.
Лук по белой кибити писан золотом.
Лук мешецкой.
Пять древок писаны по золоту розными цветными краски.
Девять древок писанных, простых, стольничьих.
Да ящик, а в нем севергя и тамарики и срезни и свисты.

Пять гнезд свистов и в том числе гнездо свистов серебреных; четыре гнезда костяных; в том же числе гнездо писаных. Два гнезда тамариков чипрасовых, тамарики серебреные золоченые. Гнездо тамариков яблоновых, тамарики серебреные золоченые. Гнездо северег яблоновых; гнездо срезней яблоновых, пять гнезд тамариков, и в том числе гнездо писаных; гнездо срезней; восмь гнезд тамариков мерных; четыре гнезда срезней мерных; гнездо тамариков; гнездо срезней; гнездо северег; самых мерных пять гнезд тамаров стольничьих; шесть калпаков; лубье саадашное потешное золоченое, на хазовую стать, с простым каменьем. Лубье простое саадашное с колчаном, маленькое, в нем лук; шито лубье по желтой коже волоченым золотом и серебром, травки месты. Четыре спицы, на чем калпаки ставят. Да на казну для покрышки два сукна красных. Две тетивы лучных золотных, тетива шолковая. Да для покрышки и возки столничьих древок 4 аршина сукна красного аглинского. (В конце отмечено: 175 апреля в 15 день взял Алексей Шеин 10 луков).

Первая стрижка
По истечении года у дитяти снимали первые волоски. Царевне Ирине Михайловне снимала волоски в это время бабушка её, Великая старица инока Марфа Ивановна, что и заставляет предполагать, что этот обряд исполняли только самые ближайшие родственницы или восприемники...
В современном деревенском быту детям также не стригут волос до году; в иных местах, когда мальчику минет год, стрижение волос делают с некоторою торжественностью: приносят седло, садят на него ребенка и подстригают ему волосы. В Нерехотском уезде [Костромской губ.] это делают в именины младенца и для снимания волос призывают отца и мать крестных.
В Тульской губернии этот обычай наблюдается следующим образом: зажигают пред иконами свечу, ставят на стол хлеб-соль, сажают ребенка на угол стола или на лавку, и непременно на шубе, молятся все Богу и потом стригут волосы. У богатых за этим следует пирушка...

Окормление нищих и амнистия колодникам
Точно так же, если не в тот же день, то на другой или на третий день «ходит царь, — говорит Котошихин, — по монастырям, и кормит чернцов и дает милостыню ж, также и в тюрьмы и в богадельни посылают милостыню большую; да из тюрем же виноватых свобождают, кроме самых великих дел»...

*

В конспекте главы «Родины. крестины. Именины» и «Воспитание» (здесь, 1.2 Mb >>) структурированы по темам:

Имянаречение * Крещение * Дары новорождённым * Крещение Ивана Грозного * День рождения и именин — один день * Повивальные бабки *
Охрана царских детей * Бытовая обстановка * Детские одежды *
Воцерковление с пелёнок *
Детские забавы, игры и игрушки — потехи царевичей * Игрушки царевен *
Обозрение игрушек и игр царевичей Алексея Михайловича, Ивана Михайловича, Алексея Алексеевича, Фёдора Алексеевича и царевны Ирины

историязанятия детейигрушкидетские игрывоспитание детейинтересные фактыкультураобществообраз жизни

Источник: [19.234]

Статья № 9
Е. Ю. Спицын

Имена, фамилии и прозвища

В средневековой Руси различались канонические и неканонические имена. Каноническое (или истинное) имя, закрепленное традициями православной веры, подразделялось на крестильное (церковное), монашеское (иноческое) и8 схимническое:
а) Крестильное имя давалось человеку при крещении, в строгом соответствии с православными святцами, ангелом-хранителем которого был именно тот патрональный святой, в честь которого и был назван младенец. До середины XV в. основная масса населения страны предпочитала в обиходе обходиться некалендарными языческими именами.
б) Монашеское имя было вторым каноническим именем, которое получал человек при пострижении в монастырь. Обычно принимавший постриг получал имя того святого, память которого отмечалась в этот день, либо то календарное имя, которое начиналось на ту же букву, что и мирское имя монаха или монахини.
в) Схимническое имя давалось монаху или монахине при «третьем крещении», т. е. принятии большой схимы. Оно давалось также всем великим и удельным московским князьям и боярам, многие их которых, по издревле заведенной традиции, перед смертью и предстоящем восшествии в рай принимали схиму.

*

Неканоническое, или мирское имя человека не было связано с религиозными традициями и являлось вторым (необязательным) именем каждого светского человека: Емеля, Неждан, Елисей, Дядята, Омросия, Гостята и другие.
Прозвище человека, в отличие от его имени, всегда отражало либо его этническую принадлежность, либо место его проживания, либо личные свойства и черты его характера и т. д. Среди средневековых прозвищ, носителями которых были и представители княжеско-боярской знати, встречались и такие непотребные и даже оскорбительные прозвища, как Дятел, Кобыла, Шевляга (Кляча), Возгривая (Сопливая) Рожа, Турутай и другие.

*

Важной уточняющей частью человеческого имени было его отчество, или патронимическое прозвище, которое употреблялось с его именем и происходило от имени его отца. Отчество прямо указывало на происхождение и родственные связи данного лица. Отчество указывало и на социальную принадлежность человека, поскольку считалось почётным наименованием.
Если представители высшей феодальной знати именовались полным отчеством, оканчивавшимся на «вич», то остальные либо вовсе обходились без него, либо довольствовались полу-отчеством, которое оканчивалось на «ов», «ев» или «ин».

*

Фамилии — наследуемые официальные наименования, которые указывали на принадлежность человека к определённой семье, появились только в XV в., и то первоначально у крупных феодалов из числа княжеско-боярской аристократии.

история РоссииДревняя Русьобществоидеологиярелигияименафамилии_и_прозвищаимянаречениеотчества

Источник: [21.184]

      |     О сайте >>   |    Обратная связь   |   

ПОБЕДИТЕЛЬ ИНТЕРНЕТ-КОНКУРСА «ЗОЛОТОЙ САЙТ»
Победитель XIII Всероссийского интернет-конкурса «Золотой сайт» в номинации «Познавательные сайты и блоги»Победитель интернет-конкурса «Золотой сайт»

© Lifeofpeople.info 2010 - 2024

▲ Наверх

0,253