Встарь > Разделы и темы > Семья > Преданность, измены, секс > Славяне и российские этносы (XVII век)
7. Семья
Преданность, измены, секс. Славяне и российские этносы (XVII век)
Коллинз, Корб, Олеарий, Койэтт, Котошихин, Невилль, Алеппский, Стрюйс, Таннер
Статья № 1
Самуэль Коллинз, 1658–1666
Они считают большим грехом для Русского возлежать с датской или английской женщиной, но [не считают грехом, когда] продажная пикадилло (Piccadillo) — Русская проститутка, продаёт себя иноземцу, так как её потомство будет образовано в истинной древней Вере, и Русский получит неограниченного ребёнка от иноземца...
Жиды с недавнего времени очень размножились в городе и при Дворе: им покровительствуетБогдану Матвеевичу (Хитрово?В изложении Сигизмунда Герберштейна), заведывающему домовыми делами Царя, и жил долго в Польше, доставляет ему Полек.
Жена Богдана Матвеевича (имея важные причины к подозрению) приревновала своего мужа к прекрасным невольницам, которые жили отчасти в его садах, а отчасти в доме; это было ему неприятно, и прошедшей зимою её угостили
Источник: [17.10]
Статья № 2
Иоганн-Георг Корб, 1698–1699
Сюжет оперетты «Летучая мышь», но в русском варианте
18 и
После того все пьяные воротились в комнату, где спали женщины. Хозяин подходит к тому месту, где расположилась красавица; из глаз его, выражавших любовь и страсть, она легко угадывала его замыслы и вследствие плутовства, или, если угодно, благочестия, положила на свое место жену самого хозяина. Хозяин в темноте не мог открыть обмана женщины, и полный прежних помыслов, не узнавши, начинает всячески ласкать свою жену...
Источник: [17.1]
Статья № 3
Адам Олеарий, 1636 (†1671)
Прелюбодеяние у них не наказывается смертью, да и не именуется у них прелюбодеянием, а просто блудом, если женатый пробудет ночь с женою другою. Прелюбодеем называют они лишь того, кто вступает в брак с чужою женою.
Если женщиною, состоящею в браке, совершен будет блуд, и она будет обвинена и уличена, то ей за это полагается наказание кнутом. Виновная должна несколько дней провести в монастыре, питаясь водою и хлебом, затем её вновь отсылают домой, где вторично её бьёт кнутом хозяин дома за запущенную дома работу...
Насколько русские охочи до телесного соития и в браке и вне его, настолько же считают они его греховным и нечистым. Они не допускают, чтобы при соитии крестик, вешаемый при крещении на шею, оставался на теле, но снимают его на это время. Кроме того, соитие не должно происходить в комнатах, где находятся иконы святых; если же иконы здесь окажутся, то их тщательно закрывают.
Точно так же тот, кто пользовался плотскою утехою, в течение этого дня не должен входить в церковь, разве лишь хорошенько обмывшись и переодевшись в чистое.
Более совестливые в подобном случае, тем не менее, остаются перед церковью или в притворе её и там молятся.
Когда священник коснется своей жены, он должен над пупом и ниже его хорошенько обмыться и затем, правда, может прийти в церковь, но не смеет войти в алтарь.
Женщины считаются более нечистыми, чем мужчины; поэтому они во время обедни встречаются не в самой церкви, но, большей частью, впереди, у дверей её.
Источник: [17.34]
Статья № 4
Бальтазар Койэтт, 1676
Московия
Они очень строги к своим жёнам, держат их как рабынь и сильно бьют их, когда только есть охота: это там так вошло в привычку, что никого не поражает. Жёны, со своей стороны, иногда умеют мстить мужьям, обвиняя их перед его царским величеством во всякого рода преступлениях, лишь бы только от них избавиться; обвинения эти подчас имеют последствием ссылку мужа в Сибирь.
Чтобы, однако, покончить с этими обвинениями, несколько лет тому назад был издан закон, по которому обвинитель, не имеющий законных свидетелей, особенно в уголовном деле, сам прежде должен перенести пытку. Если обвинитель вынесет пытку, то обвиняемый обыкновенно находится виновным; если же пытки он не вынесет, то наказывается тем же, что потерпел бы обвинённый...
Так как Русские венчают мужчин и женщин, никогда раньше друг друга не видавших и не знавших, то, после брака, иногда возникают такие несогласия и распри, что зачастую дело доходит до развода. Это может произойти без судебного приговора, и тогда один из супругов просто поступает в монастырь.
Если муж, ради служения Богу, оставит жену, а та выйдет замуж за другого, то он может быть рукоположен в священники, хотя бы он раньше был подмастерьем. Муж имеет также право, если не ожидает от жены детей, отослать её в монастырь и через шесть недель жениться на другой.
Этот обычай часто применяется у вельмож, которые, не имея от жены детей или имея лишь дочерей от неё, вправе поместить её в монастырь и жениться на другой.
Также, если муж может обвинить жену в
Происходит это следующим образом: если, из простой подозрительности или по
Хотя Русские и в брачной своей жизни и вне брака весьма нецеломудренны, они, тем не менее, очень суеверны. Совершая бесстыдные действия, они снимают крестильный крест, носимый ими на шее, и удаляют или завешивают на время иконы.
Человек, имевший такого рода дело хотя бы со своею законною супругою, как говорят, боится в этот день войти в церковь иначе, как умывшись хорошенько и надев новое нижнее платье. Люди очень совестливые даже не входят тогда в храм, а остаются стоять и молятся в притворе.
Священник, имевший дело со своею женою, должен умыться над пупом и ниже его прежде, чем посмеет войти в церковь, да и то не имеет права подойти к алтарю.
Женщины считаются менее чистыми, чем мужчины; поэтому, во время литургии, они обыкновенно не входят в церковь, а стоят перед дверьми её.
Источник: [17.41]
Статья № 5
Г. К. Котошихин, †1667
И на празники господския, и в воскресные дни, и в посты, царь и царица опочивают в своих покоех порознь; а когда случитца быти опичивати им вместе, и в то время царь по царицу посылает, велит быть к себе спать, или сам к ней похочет быть.
А которую нощь опочивают вместе, и наутрее ходять в мылню порознь, или водою измыются; а не быв в мылне, или не измывся водою, в церковь и ко кресту не приходят, понеже поставлено то в нечистоту и в грех, и не токмо царю и царице, но и простым людем запрещено.
Источник: [17.112]
Статья № 6
Де ла Невилль, 1698
Они очень падки на иностранцев и очень легко решаются на близость. Они совершенно не жалуют своих мужей, которые ревнивы только к тем, кого нет поблизости.
Источник: [17.140]
Статья № 7
Павел Алеппский, 1656
Земли южной украйны
Нам рассказывали, что в этой стране казаков, когда захватят в прелюбодеянии мужчину или женщину, тотчас собираются на них, раздевают и ставят целью для ружей. Таков у них закон, которого никто никогда не может избегнуть.
Источник: [17.145]
Статья № 8
Ян Стрюйс, 1668–1673
Россия. Крестьянский быт
Как образ жизни, так и все остальное, чисто первобытное. Видишь отца, мать, дитя, слуг и служанок [спящими] как ни попало, в одной даже печи, в которой каждый совершает всякую всячину, не сообразуясь с правилами благопристойности...
Чтобы несколько смирить легкомыслие Русских, которые желали бы менять жён ежедневно, вход в церковь запрещён тем, кто, по какой бы то ни было причине, вступил во второй брак; а тот, кто женится в третий раз, отлучается от церкви без отпущения. Этот закон столь общий, что ему подлежат все, кроме царя, который выше всех законов. И так, положение женщин не из счастливейших; ибо, кроме того что они живут в суровом заключении, их оскорбляют, бьют и по пустому подозрению разводятся с ними, при чем это зависит часто только от прихоти мужа.
Москвитянин от природы сладострастен, а между тем к своей жене не выказывает ни ласки, ни снисходительности: он приносит все в жертву своему удовольствию и стремится только утолять грубые постыдные наклонности. Вместе с тем он убежден, что небо за этот грех должно наказывать женщин; по этому он, прежде чем лечь с посторонней женщиной, вместо своей жены, снимает крест, который на себе носит, и не совершает греха в комнате, в которой висят образа. Если же не может скрыться [от икон], не находя более удобного места, то не будет совершать [греха], пока не завесит их. Русский уверен, что эта предосторожность избавляет его от небесной кары, и её достаточно, чтоб избегнуть наказания за блуд, прелюбодейство и нечто худшее.
Кроме этого суеверия, он к тому же думает, что наружное омовение очищает его от всех грехов, как бы велики они ни были. А ежели только он переменит платье или рубаху, то он так же чист и опрятен, как если бы он ни до чего не касался. Вот почему, прежде чем войти в церковь, он очень заботится о том, чтоб обмыться, надеть белую рубаху и не иметь на себе чего-нибудь грязного. Есть даже столь набожные, что остаются на церковной паперти, чтобы Бог, любящий смирение, оказал им милость и простил их распутство. По этой причине женщины, которые слывут между ними оскверненными, во все время не входят во внутрь церкви nef, пока служится обедня, а слушают ее в притворе.
Кроме ложного почитания, которое [Русский] воздает иконам, он уверен, что разделять ложе с иностранками весьма отягчает грех; но Русской женщине, по их мнению, предаться иностранцу не так грешно по той причине, что если Русская забеременеет, то нет сомнения в том, что она воспитает ребенка в Православной вере, тогда как если отец Русский, а мать иностранка, то сия последняя не преминет воспитать его в своей вере.
Источник: [17.147]
Статья № 9
Бернгард Таннер, 1678
Посольство Речи Посполитой — славянской федерации (Res Publica) — в Московию
Краков
Здесь на два месяца задержал меня мой сопутник, коего я сначала уважал, а потом возненавидел за его неблаговидные поступки (дошедши наконец до вероотступничества, он с чужой женою бежал к еретикам). Он заставил меня прервать с ним отношения, и я, принятый славным Казимиром Меньчинским и отрекомендованный им младшему сыну коронного мечника Белинского, уехал в его свите в Варшаву.
Москва. Белый город
Лучшее тут здание — обитель монахинь (по-ихнему черниц), которую назвать партеноном я счёл грехом; ибо хоть некоторые из них ещё и девственницы, однако предоставленная мужчинам свобода входить, а женщинам выходить имеет последствием то, что я решительно ничего не могу сказать к их чести; девиц немного, вдов больше, разведённых с мужьями жён всего больше.
У москвитян (у вельмож особенно) существует старая и очень подозрительная дружба и свобода сношений с монахинями, а у этих с ними. Оттого некоторые их них девицы лишь по названию, а на деле бесчестные матери. Своих преступно зачатых и позорно рождённых детей они воспитывают так, чтобы выросши они обрекли себя затем на монашество.
Источник: [17.168]
Комментарии
ПОБЕДИТЕЛЬ ИНТЕРНЕТ-КОНКУРСА «ЗОЛОТОЙ САЙТ»
Победитель XIII Всероссийского интернет-конкурса «Золотой сайт» в номинации «Познавательные сайты и блоги»
© Lifeofpeople.info 2010 - 2024