Встарь > Разделы и темы > Семья > Выбор, сватовство, свадьбы > Иные этнические системы (X век)
7. Семья
Выбор, сватовство, свадьбы. Иные этнические системы (X век)
Титмар, Видукинд, Стурлусон, Фадлан, Барониуш, Ибн Даст
Статья № 1
Титмар из Мерзебурга
В те же дни монахиня Матильда1, дочь маркграфа Дитриха, вышла замуж за некоего славянина, которого звали Прибислав2. Позже, схваченная несправедливым правителем Бранденбурга Болилиутом , она содержалась им под столь строгим арестом, что не могла ни Рождество Господне, ни прочие праздники ни постом соответствующим упреждать, ни с радостью праздничной справлять. Там она родила мальчика, которого в печали воспитала, а позже получила освобождение от столь тяжкого бедствия и аббатство в Магдебурге3, хоть и была его недостойна. Перед тем, 28 декабря (993 г.), муж её был убит братьями Угио и Уффико.
Брат его, по имени Лиудольф, сложив с себя духовное звание и взяв ради мести оружие, принёс нашим много вреда. Позже, взятый в плен цезарем, он опять был восстановлен в своём прежнем состоянии.
1 Cестра второй жены Мешко, польского князя — Прим. ред.
2 Князь славянского племени гевеллеров — Прим. ред.
3 Аббатство Св. Лаврентия — Прим. ред.
Источник: [10.3]
Статья № 2
Видукинд Корвейский
На параноидальном уровне смотрящие Западной части Римской империи восхотели в X веке породниться со смотрящими её Восточной части (названной Византией только в XVI веке)...
Император (Оттон I — здесь и далее Прим. ред.), в достаточной степени доверяя послам греков, направил к условленному месту часть [своего] войска со многими знатными мужами, чтобы им, согласно торжественному обещанию послов, была передана девица (Теофано / Феофано — невеста и, затем, жена Оттона II ) и с почетом приведена к [его] сыну. Однако греки обратились к хитрости своих предков — ведь они испокон веков были господами большинства народов мира, превосходя их не доблестью, а хитростью, — и внезапно напали на не ожидавших и не подозревавших ничего худого людей, разграбили [их] лагерь, многих убили, многих схватили и привели к своему императору в Константинополь. Те же, которые смогли убежать, вернулись к [своему] императору и рассказали, что произошло.
А он, взволнованный этим обстоятельством и желая смыть с себя это бесчестие, послал в Калабрию, придав им сильный отряд войска, выдающихся [своих] мужей — Гунтера и Зигфрида, которые не раз уже прославляли себя как во внутренних, так и во внешних делах.
Греки же, возгордившись прошлой победой, стали менее осторожными и [поэтому] попали им в руки; бесчисленное множество их было перебито, а тем, которые попали в плен, вырвали ноздри и разрешили вернуться в новый Рим («Nova Roma»,
Когда народ в Константинополе узнал от своих о неудачном сражении, [то жители этого города] восстали против своего императора и с помощью ухищрений его собственной супруги я военного заговора свергли [императора, а] на место господина поставили в империи воина.
Поставленный король (Иоанн Цимисхий, 963–969) немедленно освободил пленных, а девицу с большим войском и богатыми дарами отправил к [нашему] императору.
Последний сразу препроводил её к [своему] сыну (мол, пользуйся), и когда была отпразднована великолепная свадьба, по всей Италии и Германии (В тексте — «Germania») по этой причине настало великое веселие.
В то время, как все это происходило в Италии, архиепископ Вильгельм (Внебрачный сын Оттона I), муж мудрый и рассудительный, благочестивый и ко всем благожелательный, управлял державой франков, которая была вверена ему [его] отцом.
Источник: [10.8]
Комментарии
Статья № 3
Снорри Стурлусон, †1241
Сага о Харальде Прекрасноволосом
Когда он (Эйрик Кровавая Секира — Прим. ред.) вернулся в Финнмёрк, его люди нашли в одной хижине женщину, настолько красивую, что они такой никогда не видели. Она сказала, что ее имя Гуннхильд, а отец ее из Халогаланда и зовут его Эцур Рыло.
— Я живу здесь для того, — говорит она, — чтобы научиться ведовству у двух финнов, которые здесь в лесу самые мудрые. Они сейчас ушли на охоту. Они оба хотят меня в жены. Оба они такие хитрые, что находят след, как собаки, и по талому, и по смерзшемуся снегу, и они так хорошо ходят на лыжах, что ни человеку, ни зверю не убежать от них, и они всегда бьют без промаха во что бы ни стреляли. Так они отправляли на тот свет всякого, кто здесь вблизи появлялся. А рассердятся они, то земля вертится под их взглядом, и попадается им на глаза что-либо живое, то сразу же падает замертво. Так что вам никак нельзя попадаться им навстречу. Но я вас спрячу здесь в хижине. Попробуем, не удастся ли нам убить их...
Она сказала:
— Идите сюда и ложитесь рядом со мной, один — справа, другой — слева.
Они обрадовались и так и сделали. Она обняла каждого из них рукой за шею. Они сразу же засыпают, но она их будит. Они снова сразу же засыпают и так крепко, что ей едва удается их разбудить. И снова они засыпают, и тут ей никак не удается их разбудить.
Тогда она приподнимается на постели, но они продолжают спать. Она берет два больших тюленьих меха и надевает их им на головы. Затем она крепко завязывает меха ниже рук и подает знак людям конунга. Те выскакивают, пускают в ход оружие, приканчивают финнов и вытаскивают их из хижины.
Всю ту ночь так грохотал гром, что они не могли выйти, и только утром они пошли к кораблю, взяв с собой Гуннхильд, и отвели ее Эйрику. После этого Эйрик и его люди отправились на юг в Халогаланд. Эйрик позвал к себе Эцура Рыло и сказал, что хочет жениться на его дочери. Эцур дал согласие. Так Эйрик женился на Гуннхильд и отправился вместе с ней на юг49.
Сага о Харальде Серая Шкура (†970)
Бурицлав32, конунг вендов, пожаловался Сигвальди ярлу, своему зятю, что нарушено соглашение, которое, благодаря Сигвальди ярлу, было заключено между Свейном конунгом и Бурицлавом конунгом. Бурицлав конунг должен был жениться на Тюри дочери Харальда, сестре Свейна конунга, но этот брак не состоялся, потому что Тюри наотрез отказалась идти замуж за конунга язычника и старика. И вот Бурицлав конунг говорит ярлу, что он требует выполнения соглашения и просит ярла поехать в Данию и привезти ему Тюри.
Источник: [13.54]
Комментарии
Статья № 4
Ахмед ибн-Фадлан, 921–922
Хорезм
А вот условия их относительно калымов за их женщин (говорят): «Женится такой-то сын такого-то на такой-то дочери такого-то за столько-то и столько-то тысяч дирхемов гитрифских». И тоже таким же образом (происходит) покупка их недвижимых имуществ и покупка их рабов: они не упоминают других (сортов) дирхемов.
Страна турок
Правила женитьбы у них такие: если один из них сватает у другого какую-либо из женщин его семьи, дочь его или сестру его или кого-либо из тех, кем он владеет, он одаряет его на столько-то и столько-то хорезмийских одежд. И когда он заплатит это, то и везет ее к себе.
А иногда калымом бывают верблюды или лошади или иное подобное. И ни один не может соединиться со своей женой, пока не будет уплачен калым, на который согласился ее (женщины) владетель. А если он уплатил его, то он идет, не стесняясь, пока не войдет в помещение, в котором она находится, и берет ее в присутствии отца ее и матери ее и братьев ее, и они ему в этом не препятствуют.
Источник: [10.14]
Статья № 5
Барониуш
В изложении и с пометой царевича Алексея Романова, сына Петра, 1714
960
Константин осьмый не велел жениться на чужих (прочти все то лето).
Источник: [19.198]
Статья № 6
Абу Али ибн Даст, 912
Земля Буртасов (Burdas)
Девица у них, когда войдёт в лета, перестаёт повиноваться отцу, и сама по желанию своему, выбирает себе
В 2024 году
Источник: [10.16]
ПОБЕДИТЕЛЬ ИНТЕРНЕТ-КОНКУРСА «ЗОЛОТОЙ САЙТ»
Победитель XIII Всероссийского интернет-конкурса «Золотой сайт» в номинации «Познавательные сайты и блоги»
© Lifeofpeople.info 2010 - 2024