Встарь > Разделы и темы > Похороны. Могилы. Поминовение > Обряд погребения, представления о паражизни. Могилы и поминовение > Иные этнические системы (XIX век)
69. Похороны. Могилы. Поминовение
Обряд погребения, представления о паражизни. Могилы и поминовение. Иные этнические системы (XIX век)
Бичурин, Добель, Васильев, Осокин, Демезон, Абрамов, Костров, Ишаев
Статья № 1
Н. Я. Бичурин, †1853
Китай
Похоронные обряды, и обычаями введённые, и гражданскими постановлениями утверждённые, имеют равную силу. Разность состоит в том, что в первых можно
Перед кончиною покойника сжигают деньги, лошадь и мост, вырезанные из бумаги. Как скоро пресечётся дыхание, то полагают его вверх лицом, которое накрывают белою бумагою, называемою
Одевают покойника в тот же или на другой день; в отношении же к богатству одежд и украшению гроба каждый сообразуется с собственным достатком. Платье вообще должно быть бесподкладное; а которое на подкладке, то считается за два. Когда наступает время одевания, призванный портной снимает с покойника все платье, в котором он умер, и натуго обвёртывает его шёлком или хлопчатою бумагою, что называется малым одеванием.
Если умрёт женщина, то при малом одевании употребляют женщин, а портного уже при большом одевании. Окончив малое одевание, обвертывают покойника в большое одеяло и обвязывают холщовою тесьмою, что называется большим одеванием.
По окончании большого одевания кладут покойника в гроб лицом кверху и накрывают одеялом. Боковые в гробе промежутки наполняют мягкою писчею или хлопчатою бумагою, а сверху накрывают красною шёлковою материею, которая называется гробовым покрывалом. Гробовую крышку прибивают деревянными гвоздями, а пазы замазывают лаковою замазкою, что называется замазывать пазы. Перед гробом ставят опрокинутую лоханку, а под нею кантарную гирю, которая называется гнетом, в том смысле, что она придавляет, то есть уничтожает искушения (Как то: умерший не может вставать и проч)...
Коль скоро отец или мать скончаются, то и сын и жена его надевают на себя глубокий траур. Семью семь, то есть сорок девять дней он не должен брить волос, не знать супружеского ложа, но денно и нощно неотлучно быть при гробе, что называется опережением праха. Сто дней не должен он выходить из дома...
По прошествии ста дней сын снимает с себя глубокий траур, а до окончания 27 месяцев употребляет одеяние белого цвета, шляпу без кисти. Если нужно выйти из дома, то употребляет на шляпе чёрную кисть, кафтан белого, а курму черного холста, пеньковые...
В каждом доме, где есть покойник, перед воротами на улице и внутри двора перед главным корпусом разбивают траурный балаган, сделанный из связанных жердин и обитый соломенными рогожами. Перед воротами налепляют описание всех деяний покойника, что называют лэй вынь — краткий панегирик. Это делают родственники и друзья в похвалу умершему.
В третий или пятый день по смерти покойника отворяют в доме ворота, дабы родственники и друзья приходили для оплакивания его. Каждому из таких посетителей при входе в дом дают траурный колпак из шёлковой ткани. Из родственников и друзей и равные и младшие кланяются покойному, став на колена; старшие же делают только четыре поклона. При сем сыновья, как выше сказано было, повергшись на землю по левую сторону гроба, должны вместе кланяться, а внуки то же самое делают по правую сторону гроба.
Вынос покойников производится с церемониею, для которой одр с покровом, музыкантов, носильщиков, людей для похоронного кортежа с приличным одеянием и вещами берут из гробовых лавок, тех же самых, из которых берут людей и вещи для свадебных церемоний. Церемониальный кортеж обыкновенно предшествует гробу. Впереди идут музыканты; за ними по два в ряд, в известном пара от пары расстоянии, несут различные щиты с надписями, знамёна, флюгера и любимые покойником вещи.
Если покойник был чиновник из военного состояния, то перед кортежем несут еще похоронный флаг на вехе и ведут осёдланных лошадей за повода; мужчины, провожающие покойника, идут за его гробом пешком, а женщины едут в колясочках, покрытых оболочкою белого холста. Иногда при сей процессии бывают ламы, хошаны и даосы — монахи трех сект или религий. Они идут тремя отделениями, в известном друг от друга расстоянии, и каждое отделение в своем богослужебном одеянии поёт свои священные песни. Это делают не по уставу религии, а для пышности выноса. Впрочем, церемониальным образом хоронят только возрастных. Дети, не достигшие семи лет, как еще не усовершившие нравственных способностей души, не имеют церемониальных похорон.
Покойников погребают в течение седьми седьмиц, или ста дней. Но если в продолжение сего времени не найдут удобного места для похорон, то строят в избранном месте хижину и в ней ставят гроб. Это называется ни время поставлять...
Кто умер на чужой стороне, родственники в то же время препровождают гроб на родину для погребения; а если не в состоянии сделать сего, то умершего на время хоронят на месте кончины, а над могилою ставят камень с надписанием прозвания, имени и месторождения покойного в ожидании, чтобы родственники приехали и увезли гроб на родину. Но если родственники не в состоянии сделать сего по отдалённости пути, то просушивают на воздухе вынутые из гроба иссохшие кости, завёртывают каждую в бумагу и, положив в ящик, увозят домой.
По прибытии в дом раскладывают кости в новом гробе наподобие остова и погребают. Иные же сожигают кости в пепел, кладут в холщовом мешочке в ларчик и в платяном сундуке увозят домой. Безродный навсегда остаётся погребённым в чужой земле...
На чиновников от
Кладбище должно быть обнесено стеною, окружностью у князей из китайцев в 80 шагов (Здесь шаг есть линейная мера, содержащая пять футов), с четырьмя семействами для охранения; у чиновников от
Могила должна иметь у чиновников
Мраморных зверей должно быть у чиновников от
Траурное одеяние вообще белого цвета и разделяется на пять разрядов: 1)
Источник: [19.19]
Статья № 2
Питер Добель, 1818
Китай
Похороны богатых стоят несравненно более, нежели их брачные церемонии. Употребляемый при сём цвет фонарей, украшений и пр. есть
Если астролог объявит, что, по счислениям его, он ещё не нашёл счастливого и приличного места для погребения, то по окончании церемонии тело, набальзамированное и положенное в свинцовый гроб, остается непогребенным и хранится в особом освященном месте до отыскания приличного места и счастливого времени...
В Китае живые обитают в низких, болотистых местах, а жилища мёртвых занимают местоположения высокие, сухие, открытые, с прелестными видами.
Китайские гробницы строятся в виде полумесяца с надписью большими красными буквами; величина гробниц зависит от достатка родственников, но и самые бедные имеют на могилах камень в головах с красной надписью.
Источник: [19.20]
Статья № 3
В. П. Васильев, 1848–1849
Китай
Известно, как свято чтутся в Китае кладбища; не только срыть могилу, но даже срубить дерево считается важным преступлением.
Нынче окончено дело по случаю порубки леса в окрестностях кладбища Конфуциева.
Недавно один
Главного же участника, его дворецкого, приговорили к ссылке, по силе закона, постановляющего, что если потомки срубят деревья на кладбищах своих предков свыше 20, то их отправлять в ссылку, равно как и слуг их; а так как подобного случая до сих пор не было, то наказание усилено еще одною степенью. Деревья велено заменить новыми.
Даже привратник кладбища, который пускал за деньги приходящих посмотреть храмы, находящиеся в ограде, отчего притопталась трава и образовались дорожки, что считается неуважением к кладбищу, подвергся строгому наказанию, и подобные посещения запрещены.
Источник: [19.25]
Комментарии
Статья № 4
Г. М. Осокин, 1895
Китай, Маймачен
Средняя годовая смертность Маймачена колеблется от 30 до 60 человек в год (При численности ок. 3 000 чел. — Прим. ред.). Статистика умерших ведётся местным на чальником города, так называемым «дзаргучеем». Счисление обыкновенно ведётся с
Ввиду таких дальних отправок хоронят китайцев обыкновенно в очень толстых деревянных гробах, в которых и перевозят с караванами на родину. Отправки на родину иногда бывают через год, а то и более, почему временно гробы с покойниками ставятся в особо отведенный для этого двор при одной из пригородных кумирен.
Бедняков же хоронят за городом в землю или оставляют в гробах прямо на земле, почему нередко, с первым весенним теплом, южный ветер приносит в Кяхту такое зловоние, что заставляет всех имеющих возможность скорее выселяться на дачи.
Источник: [19.33]
Статья № 5
П. И. Демезон, 1833–1834
Бухара
В стене [окружающей город] 11 ворот...
За каждыми из этих ворот находится кладбище. Самое большое расположено за воротами Мазари.
Источник: [19.48]
Статья № 6
Н. А. Абрамов, 1867
Курганные захоронения окрест Копала (уездный город Семиреченской обл. Империи) и их разграбление
Источник: [19.74]
Статья № 7
Кн. Костров, 1851
Из «Заметок о курганах южной части Енисейской губернии»
...нынешние Киргизы не насыпают в своих степях курганов ни с религиозною целью, ни с целью сделать их путеводными маяками. — Что же касается их могил, то приведу слова Барона Услара:
Источник: [19.84]
Комментарии
Статья № 8
Ш. М. Ишаев, 1895
Мекка. Кладбища паломников
Всех умерших хоронят там, где они умерли, особого кладбища не имеется. Во время сильного развития холеры в день Арафат, как это было, например, в 1892 году, очень многие паломники складывают здесь свои кости, так как никаких медицинских мер не принимается.
По всей долине разбросаны могилки паломников в виде кучек земли с набросанными сверху камешками, но это, разумеется, одна тысячная часть следов погибших здесь людей в течении столетий. Нужно думать, что местность долины у горы Арафата сплошь усыпана их прахом...
Источник: [19.96]
ПОБЕДИТЕЛЬ ИНТЕРНЕТ-КОНКУРСА «ЗОЛОТОЙ САЙТ»
Победитель XIII Всероссийского интернет-конкурса «Золотой сайт» в номинации «Познавательные сайты и блоги»
© Lifeofpeople.info 2010 - 2025