Встарь > Разделы и темы > Похороны. Могилы. Поминовение > Обряд погребения, представления о паражизни. Могилы и поминовение > Славяне и российские этносы (XVIII век)
69. Похороны. Могилы. Поминовение
Обряд погребения, представления о паражизни. Могилы и поминовение. Славяне и российские этносы (XVIII век)
Отчаяние, Московская губерния, Перепись Москвы, Манштейн, Юль, Калужская
Статья № 1
Н. Мамышев, 1779
Около 1749 года произошла бойня у Ижигинской крепости между нападавшими чукчами и защищавшимися в стенах русской крепости коряками...
Вражда... ни Чукчи, ни Коряки нынешние не знают её причины, но друг другу враги непримиримые...
Лет 30 тому назад, или несколько более, Чукчи, гоняся за Коряками со всем остервенением диких и в гораздо большем противу обыкновенного числе, подошли к самой крепости, обнадеяся весьма на свое многолюдство, и желая верным учинить поражение своих неприятелей.
Коряки, быв уверены в помощи гарнизона, толь бессумненно всегда ими изведанной, в виду почти оной остановились и приготовились дать доброй отпор. Сражение началось со всем свирепством неугасимого мщения. Сперва меткие стрелы, а потом палицы и копья, багрили снег длинными ручьями крови. Но скоро приметна стала слабость Коряков; мужество уступало многолюдству, и победа клонилась на сторону Чукчей. Коммендант отправил поспешно часть своей команды. Огнестрельное оружие остановило успехи нападающих...
Чукчей сломили, разбили, рассеяли...
...каждая жена искала тела милого своего друга; каждое дитя, утопая в снегу, старалося добраться до печальных остатков своего отца; и когда находили, то мать над оным собственными своими руками вонзала ножь в сердце своего младенца.
— «Кто нас будет кормить? — Кто вас будет лелеять и покоить? — Злые потащат нас в неволю — изнурять работою и побоями — уморять голодом! — Где укроемся от морозов лютых?» — Так плакали бедные вдовы, умерщвляя детей над трупами мужей своих.
С ужасом Коммендант известился о сем неслыханном убийстве. Немедленно приказал всех сих исступленных захватить и привести в крепость. Но средство было уже поздное: почти все дети лежали бездыханные между трупами отцев своих.
Отвели им для общего житья старые казармы; но что же? Убивственная рука еще не устала; она искала новых жертв. Женщины, укрываемые темнотою ночи, с печальными песнями, в дружеских объятиях, поражали одна другую небольшими ножами, неприметно привязанными к их поясам в числе украшений, обыкновенных сим народам... Многие, не принимая пищи, изнурили себя голодом и умерли безвременною смертию.
Я слышал сие от Коммендантского сына, бывшего очевидцем происшествия.
Вот одна из причин малого размножения северных народов в Сибири.
Источник: [18.94]
Статья № 2
Описание Московской губернии, 1781
Мера всеобщаго умножения в Москве народа:
Поместное плодородие или число бракосочетаний в сравнении с числом народа содержится в Москве как 1 к 90, то есть из 90 человек по болшей части в год один брак бывает.
Число ежегодно раждающихся содержится к числу жителей как 1 к 25, то есть от 25 женщин всегда раждается 1 младенец.
Смертность в сем городе содержится к числу жителей как 3 к 135, то есть ис 135 человек по болшей части 3 человека в год умирает или как 1 к 45.
Источник: [18.96]
Статья № 3
Перепись Москвы, 1785
Кладбищ греческого исповедания — 8, раскольнических — 2, иноверческих — 1.
Источник: [18.100]
Статья № 4
Х. Г. Манштейн, 1727–1744
Скифские (?) курганы
Въ двухъ мѣстахъ сихъ степей видны остатки некогда существовавшихъ въ сей землѣ городовъ; изъ которыхъ одинъ называется Самарою, а другой Бѣлозеркою; оба заимствовали имена свои отъ рѣкъ при коихъ они были заложены: первый раз сихъ странъ. Татарскiя гробницы въ сихъ степяхъ равно достопримечательны; то суть большія изъ земли насыпи или курганы, отъ Самары на дватцать милей до Перекопа местами находимыя. На вepшинахъ сихъ бугровъ помещены статуи изъ слоеваго камня грубо высѣченныя, и изображающая иныя мужчинъ, а другія женщинъ.
Иногда отрывали нѣкоторыя изъ сихъ гробницъ, и въ нихъ находили урны пепломъ наполненных, на днѣ которыхъ клались золотыя и мѣдныя медали съ Арабскими изображенiями и надписями до половины изгладившимися.
Источник: [18.138]
Статья № 5
Юст Юль, 1711
Представления о паражизни
В этот день меня посетил упоминаемый выше духовник царя. Смерть герцога послужила (нам) поводом к разговору о (состоянии) человеческой души после смерти. Царский духовник объяснил мне, что по верованиям (как) его (самого), (так) и всех (православных) душа человека по выходе из тела в течение сорока суток носится кругом его останков, прежде чем лететь на небо или в преисподнюю; о чистилище (русские) не упоминают — они в него не верят. На таковое пребывание (души возле тела) духовник указывает как на причину того, что панихиды по умершем служатся в самый день его смерти, затем на 3, на 9, на 20 и на 40 день.
Впоследствии (заупокойные службы совершаются) ежегодно в годовщину смерти покойного до тех пор, пока остается кто-либо, желающий расходоваться на милостыни, молитвы, обедни и тризны. Русские говорят, что душа человека, в сущности, летит на небо, но по дороге встречает разные великие и тяжкие грехи, которые совершил этот человек: убийство, воровство, прелюбодеяние, разбой и т. п. (Грехи) эти мешают полету души на небо, (но) молитвы живущих, по верованию (русских), устраняют их, разве только умерший такой безбожник, что повинен в семи подобных грехах и душа его остановлена на (своем) пути семь раз. На (судьбу) такой (души) заупокойные обедни не имеют ни малейшего действия...
На другой день сам царь, прибыв ко мне на дом, посетил умирающего Виллемовского, которому в то время было весьма плохо. Перенести его не представлялось возможности ввиду его состояния, и спустя три дня он наконец умер на моем подворье. Похоронили его через несколько дней. На погребение были званы царь, иностранные посланники и все находящиеся здесь морские офицеры. По принятому в России обычаю всем розданы были золотые кольца стоимостью каждое в 3 рубля. На (кольцах этих, украшенных) черным бантиком, вырезано имя, день рождения и день смерти покойного. (:В России участвующим на похоронах раздаются или такие кольца, или серебряные ложки:). (На похоронах) была (тризна) и веселая попойка...
В пещерах Печерского монастыря в Киеве
Подземный ход, имеющий в ширину 1 ½, а в вышину 3 локтя, камнем не обложен и лишь (обыкновенным образом) прокопан в (недрах) холма. В разных местах в углублениях (стен) мне показали 50 нетленных тел святых с надписанными именами. В честь этих святых в пещерах устроены три часовни... Показывали мне между прочим и древесный корень, прорывшийся сквозь землю в пещеры. Монахи говорили, что он исцеляет от дурной болезни, (для чего) больной должен его куснуть. Ввиду этого многие уже отрезали (себе) от корня куски... Теперь в (пещерах) более никого не хоронят. Года три тому назад в Киеве умер один монах, о котором простолюдины думали, что он отличается особенно святою (жизнью). (Это был) прусский (уроженец), банкрот Mickel, состоявший (одно время) капельмейстером в Кенигсберге, (но) вследствие (разных) плутней вынужденный оттуда бежать. Прибыв в Киев из Голландии, он принял русскую веру. (Микель) притворялся, что ведет строгую жизнь, а простой народ заключил, что он (на самом деле) великий угодник, и после его смерти пожелал, чтобы (тело) его было поставлено (в пещеры) между (телами) святых. Так и сделали. Но там оно немедленно начало смердеть, вследствие чего его пришлось вынести и похоронить на кладбище.
Источник: [18.147]
Статья № 6
Калужская летопись В. В. Ханыкова
В 1772 году для погребения мертвых отведены особыя два кладбища на Казанке и у Боровской дороги, а богатые погребаться начали в Лаврентьевом монастыре.
Источник: [19.212]
Комментарии
ПОБЕДИТЕЛЬ ИНТЕРНЕТ-КОНКУРСА «ЗОЛОТОЙ САЙТ»
Победитель XIII Всероссийского интернет-конкурса «Золотой сайт» в номинации «Познавательные сайты и блоги»
© Lifeofpeople.info 2010 - 2024