Встарь > Разделы и темы > Одежда, обувь, причёски > Одежда и обувь > Славяне и российские этносы (XIX век)
6. Одежда, обувь, причёски
Одежда и обувь. Славяне и российские этносы (XIX век)
Фортунатов, Сибирцев, Преображенский, Журнал, Ядринцев
Статья № 1
А. Ф. Фортунатов, 1871
Вологда
Мужчины и женщины Грязовецкого уезда носят синия рубашки, крашеныя в кубовой краске, сарафаны и передники окрашены тою же краской. По праздникам женщины носят воротушки из жёлтой тафты; у воротушек нашивают на плечах позумент по шву рукава, позументы у воротущки бывают золотые, в палец ширины; ворот обшивают самой узенькой обшивочкой, по которой также нашивают позументы.
Нарядные сарафаны носят, по большей части, штофные малиновые, передники — пёстрые ситцевые и даже шёлковые, кокошники — самые низенькие, щипочком, так что вершина их высовывается над головою несколько наискос, кверху от лба.
Кокошники бывают, по большей части, шитые золотом на жёлтой тафте; по лбу спускается неширокий позумент; надо лбом нашивается тоже позумент в виде конуса. Женщины носят, по большей части, на ногах коты и чулки, спущенные книзу борами.
Девицы носят повязки, шитыя золотом, шириною вершка в три; эти повязки назади не сходятся, а делаются завязки и пришивается жёлтая тафта, которой лопасти длиною около трёх четвертей аршина, а книзу шире. На шее носят снизи из жемчуга, бисера и стекляруса; в средине снизей и по бокам, на вершок от середней, бывает наставок в виде звезды. Снизь нашивается на толстой картузной бумаге, обшитой в холстину, в вершок шириною, и выкроенной так, чтобы она лежала по шее кругом; назади бывают завязочки, и пришивают к концам их две ленты, которыя связываются бантом, а назади опускаются концы в аршин длиною. Поясы (поясья) носят плетёные шёлковые; концы у них обшиты золотом в виде груши.
Белятся свинцовыми белилами до того, что лицо светится, румянятся красным сандалом, настоенным с квасцами, что называют мазилами.
Зимою носят шубы, покрытыя синим сукном, шубы называются кошулями, нарядныя шубы делаются шёлковыя коротенькия, до колен; боры под самыми лопатками.
Девицы (девки) носят грибки, род повойника, как у кормилиц, только повыше, развилистые, без верху; по лбу обшивают широким позументом, а к позументу, сверх того, по лбу надевают поднизку, которую унизывают жемчугом, фестончиками, а сверху девицы покрываются коноватными фатами, которыя не что иное, как большие клетчатые платки, в длину и ширину по 2 аршина; на средине их проткано с
Фаты носят девушки на грибках, а женщины на покосных кокошниках, которые совершенно похожи на грибки, только шьются с верхом. Фаты носят как покрывала. В полунаряд надевают красные суконные сарафаны, которые называются суконниками, из алаго сукна, назади с борами, а напереди — в два ряда позументы, в середине — пуговицы от верху до низу; как проймы, так и спинка обшиваются позументами.
Источник: [19.27]
Статья № 2
Иоанн Сибирцев, 1863
Вологда
Тут попадаются вам на глаза целые возы сукна грубого, серого, режемской работы, которым
Неподалёку от краснорядцев стоят кресла или телеги, наполненные полусапожками, ботинками и сапогами разных размеров и цен, начиная за сапоги на взрослых мужчин от 2 V;, и кончая 4 Уд р. Сапоги в 4 ½, а нередко, по заказу, и в 5 р. носят наши холостяки или недавно вступившие в супружество, заглядывая часто на свою обувь, как на какую диковинку.
Кстати сказать, что и сторонний зритель поневоле иногда позасмотрится на сапоги наших щеголей, которые имеют много особенного в соей постройке. Половина голенища,
Пройдохи молвитинцы (Cело Молвитино, Вуйский уезд. Костромской губ. — Прим. ред.) нередко предлагают обувь, у которой подошвы посажены на деревянные гвозди.
Подальше, на экипажах же жителей Молвитина, разложены картузы суконные, драповые, триповые и шапки из крышки черной и белой, тканые под крышку шапки с отлетом и какие любят носить почтовые ямщики. Только эти последние у нас имеют вязаный или тканый околыш из крученого, сырцового шёлку, верхушку из довольно ценного сукна, искрещенную притом шёлковыми шнурами. Такие шапки по 3 руб.
Источник: [19.23]
Статья № 3
В. А. Преображенский, 1854
Тверская губерния
Одежда крестьянина: не менѣе полдюжины бѣлыхъ холстинныхъ рубашекъ и портковъ, понитокъ или сарженикъ, поддевка, армякъ, кофтан или зипунъ, полушубокь, тулупъ, кушакъ, шапка, шляпа, сапоги, рукавицы и лапти для работъ или чуни пеньковые. Чулки не въ употребленіи; вмѣсто нихъ ноги обвертываются онучами. Въ сапоги стелется солома.
Лътомъ почти всѣ ходятъ босикомъ, и сапоги надѣваются только въ церковь да въ городъ.
Одежда крестьянки: не менѣе дюжины рубашекъ холстинныхъ, сарафанъ, ферязи, фартукъ, сарженикь, кафтанчикъ (особый родъ короткой лѣтней одежды гораздо выше колѣнъ, называемый около Торжка полушубкомъ, а на Итомлѣ и далѣе кунтышемъ), шуба, зипунъ или кафтанъ, полушубокъ, рукавицы (зимою), сапоги, или башмаки разныхъ сортовъ, различные платки, а на головѣ — уборы различныхъ видовъ: у дѣвушекъ ленты съ рясками и безъ рясокъ и повязки, у женщинъ кокошники, съ рясками и безъ нихъ, повязки, шлыки, сборники. Чулки и башмаки надѣваются только въ праздники, въ гостяхъ и въ городѣ.
На армяки сукно большею частью покупается фабричное синяго цвѣта; остальныя шерстяныя ткани приготовляются дома, равно и льняныя. Женихъ, неимѣющій синяго армяка, не найдетъ хорошей невѣсты.
Источник: [19.146]
Статья № 4
Тюремный вестник, № 4, 1895
Прейсъ-курантъ И. Ф. Касселя С.-Петербургъ, Гостинный дворъ, по Невскому пр. № 22
Существуетъ съ 1863 года. ДЛЯ ЧИНОВЪ ТЮРЕМНАГО ВѣДОМСТВА:
Цена | |
---|---|
Погоны генеральскіе IV и V классовъ | 2 руб. 50 коп |
" штабъ-офицерскіе VI, VII и VIII классовъ | 1 ″ 25 ″ |
" оберъ-офицерскіе IX и X классовъ | 1 ″ 25 ″ |
" неимѣющихъ чина | 1 ″ — " |
Галунъ генеральскій на мундиръ | 10 ″ — " |
" штабъ-офицерскій на мундиръ | 7 ″ — " |
" оберъ-офицерскій на мундиръ | 3 ″ — " |
Шашка съ Солингенскимъ клинкомъ форменная | 10 ″ — " |
" " обыкновеннымъ клинкомъ | 5 ″ — " |
Портупея золотая | 4 и 5 ″ — " |
" аллюминіевая | 2 ″ 50 ″ |
" кожан. лакиров. | 1 р. 25 к. и 1 ″ 50 ″ |
Темлякъ шелковый | — " 60″ |
Кабура, шнуръ, ремень | 2 ″ 50 ″ |
Шапка каракулевая | 8 р. и 10 ″ — " |
Фуражка касторовая | 3 ″ — " |
Кушакъ кашемировый синій | — " 60 ″ |
" шелковый синій | 1 ″ 50 ″ |
Перчатки замшевыя бѣлыя | 1 ″ 50 ″ |
" " сѣрыя | 1 ″ 60 ″ |
Револьверы системы Констабуляри | 10 и 11 ″ — " |
" " Бульдогъ | 7, 8 и 9 ″ — " |
" " Центральнаго боя | 7, 8 и 9 ″ — " |
" " Лефоше | 5, 7 и 8 ″ — " |
Патроны къ револьверу Лефоше за 100 шт. | 2, 2 р. 50 к. и 3 ″ — " |
" " центральнаго боя | 3, 4 и 5 ″ — " |
" " Бульдогъ и Констабуляри | 4 и 5 ″ — " |
Пуговицы мундирныя 1 сорта за дюжину | 1 ″ — " |
" жилетныя за дюжину | — " 50 ″ |
Галстухъ фаевый форменный | — " 50 ″ |
Башлыкъ пуховый | 2 и З " — " |
Сукно синее для кантовъ | 70 верш. |
Источник: [19.160]
Статья № 5
Н. М. Ядринцев, 1885
Алтай и его инородческое царство
Алтаец чаще употребляет шубы, но черневой татарин умеет ткать. Выделка ткани есть уже замечательный прогресс среди дикарей, она начинается с крапивы и кендыря, или дикого конопля. Из крапивы кузнецкие татары вяжут сети. Белый зипун, делаемый кумандинцами, называется кендырь. Как земледелие, так скотоводство и охота дикаря имеют известные степени развития. У алтайцев есть способы заготовления сена на зиму, причем они, собирая его, вьют веревками.
Источник: [19.190]
ПОБЕДИТЕЛЬ ИНТЕРНЕТ-КОНКУРСА «ЗОЛОТОЙ САЙТ»
Победитель XIII Всероссийского интернет-конкурса «Золотой сайт» в номинации «Познавательные сайты и блоги»
© Lifeofpeople.info 2010 - 2024