Встарь, или Как жили люди


Гравюра
Искать информацию: в статьях в комментариях по имени автора среди наименований источников

Встарь > Разделы и темы > Одежда, обувь, причёски > Одежда и обувь > Славяне и российские этносы (XIX век)

6. Одежда, обувь, причёски

Одежда и обувь. Славяне и российские этносы (XIX век)

Фортунатов, Сибирцев, Преображенский, Журнал, Ядринцев

Статья № 1
А. Ф. Фортунатов, 1871

Вологда

Мужчины и женщины Грязовецкого уезда носят синия рубашки, крашеныя в кубовой краске, сарафаны и передники окрашены тою же краской. По праздникам женщины носят воротушки из жёлтой тафты; у воротушек нашивают на плечах позумент по шву рукава, позументы у воротущки бывают золотые, в палец ширины; ворот обшивают самой узенькой обшивочкой, по которой также нашивают позументы.

Нарядные сарафаны носят, по большей части, штофные малиновые, передники — пёстрые ситцевые и даже шёлковые, кокошники — самые низенькие, щипочком, так что вершина их высовывается над головою несколько наискос, кверху от лба.

Кокошники бывают, по большей части, шитые золотом на жёлтой тафте; по лбу спускается неширокий позумент; надо лбом нашивается тоже позумент в виде конуса. Женщины носят, по большей части, на ногах коты и чулки, спущенные книзу борами.

Девицы носят повязки, шитыя золотом, шириною вершка в три; эти повязки назади не сходятся, а делаются завязки и пришивается жёлтая тафта, которой лопасти длиною около трёх четвертей аршина, а книзу шире. На шее носят снизи из жемчуга, бисера и стекляруса; в средине снизей и по бокам, на вершок от середней, бывает наставок в виде звезды. Снизь нашивается на толстой картузной бумаге, обшитой в холстину, в вершок шириною, и выкроенной так, чтобы она лежала по шее кругом; назади бывают завязочки, и пришивают к концам их две ленты, которыя связываются бантом, а назади опускаются концы в аршин длиною. Поясы (поясья) носят плетёные шёлковые; концы у них обшиты золотом в виде груши.

Белятся свинцовыми белилами до того, что лицо светится, румянятся красным сандалом, настоенным с квасцами, что называют мазилами.

Зимою носят шубы, покрытыя синим сукном, шубы называются кошулями, нарядныя шубы делаются шёлковыя коротенькия, до колен; боры под самыми лопатками.

Девицы (девки) носят грибки, род повойника, как у кормилиц, только повыше, развилистые, без верху; по лбу обшивают широким позументом, а к позументу, сверх того, по лбу надевают поднизку, которую унизывают жемчугом, фестончиками, а сверху девицы покрываются коноватными фатами, которыя не что иное, как большие клетчатые платки, в длину и ширину по 2 аршина; на средине их проткано с пол-аршина серебром в клетку.

Фаты носят девушки на грибках, а женщины на покосных кокошниках, которые совершенно похожи на грибки, только шьются с верхом. Фаты носят как покрывала. В полунаряд надевают красные суконные сарафаны, которые называются суконниками, из алаго сукна, назади с борами, а напереди — в два ряда позументы, в середине — пуговицы от верху до низу; как проймы, так и спинка обшиваются позументами.

одеждаобувьмодаисторияинтересные фактыкультуратехнологииобществообраз жизнипенькасукнотканьцены

Источник: [19.27]

Статья № 2
Иоанн Сибирцев, 1863

Вологда

Тут попадаются вам на глаза целые возы сукна грубого, серого, режемской работы, которым мужичок-волочанин любит опелёнывать свои ноги, всовывая их потом в дюжие липовые лапти, а здесь, в деревянной лавочке, аккуратно сложены концы сукна довольно тонкого и ценного, в которое батюшки кутают дородных своих сынков и дочек. Лавочки в Сидорове также бывают наводнены и шёлковыми материями, а особливо ситцами с объёмистыми лапами или чересчур широкими полосами, где господствующий цвет либо ярко-либо глинисто-красный. В лавочках попадается шерстяной атлас, терно, полутерно, конечно невысокого достоинства, нанка, кой-какие пеньковые трико, кумач, серпинка и плис.

Неподалёку от краснорядцев стоят кресла или телеги, наполненные полусапожками, ботинками и сапогами разных размеров и цен, начиная за сапоги на взрослых мужчин от 2 V;, и кончая 4 Уд р. Сапоги в 4 ½, а нередко, по заказу, и в 5 р. носят наши холостяки или недавно вступившие в супружество, заглядывая часто на свою обувь, как на какую диковинку.

Кстати сказать, что и сторонний зритель поневоле иногда позасмотрится на сапоги наших щеголей, которые имеют много особенного в соей постройке. Половина голенища, длинного-предлинного, от ступня сложена в мелкие, равномерные складки, а другая — к колену подбита толстой кожей и сверху увенчана увесистой шёлковой кистью, а то и двумя, если кисти не очень крупны.

Пройдохи молвитинцы (Cело Молвитино, Вуйский уезд. Костромской губ. — Прим. ред.) нередко предлагают обувь, у которой подошвы посажены на деревянные гвозди.

Подальше, на экипажах же жителей Молвитина, разложены картузы суконные, драповые, триповые и шапки из крышки черной и белой, тканые под крышку шапки с отлетом и какие любят носить почтовые ямщики. Только эти последние у нас имеют вязаный или тканый околыш из крученого, сырцового шёлку, верхушку из довольно ценного сукна, искрещенную притом шёлковыми шнурами. Такие шапки по 3 руб.

одеждаобувьмодаисторияинтересные фактыкультуратехнологииобществообраз жизнипенькасукнотканьцены

Источник: [19.23]

Статья № 3
В. А. Преображенский, 1854

Тверская губерния

Одежда крестьянина: не менѣе полдюжины бѣлыхъ холстинныхъ рубашекъ и портковъ, понитокъ или сарженикъ, поддевка, армякъ, кофтан или зипунъ, полушубокь, тулупъ, кушакъ, шапка, шляпа, сапоги, рукавицы и лапти для работъ или чуни пеньковые. Чулки не въ употребленіи; вмѣсто нихъ ноги обвертываются онучами. Въ сапоги стелется солома.
Лътомъ почти всѣ ходятъ босикомъ, и сапоги надѣваются только въ церковь да въ городъ.

Одежда крестьянки: не менѣе дюжины рубашекъ холстинныхъ, сарафанъ, ферязи, фартукъ, сарженикь, кафтанчикъ (особый родъ короткой лѣтней одежды гораздо выше колѣнъ, называемый около Торжка полушубкомъ, а на Итомлѣ и далѣе кунтышемъ), шуба, зипунъ или кафтанъ, полушубокъ, рукавицы (зимою), сапоги, или башмаки разныхъ сортовъ, различные платки, а на головѣ — уборы различныхъ видовъ: у дѣвушекъ ленты съ рясками и безъ рясокъ и повязки, у женщинъ кокошники, съ рясками и безъ нихъ, повязки, шлыки, сборники. Чулки и башмаки надѣваются только въ праздники, въ гостяхъ и въ городѣ.

На армяки сукно большею частью покупается фабричное синяго цвѣта; остальныя шерстяныя ткани приготовляются дома, равно и льняныя. Женихъ, неимѣющій синяго армяка, не найдетъ хорошей невѣсты.

одеждаобувьмодаисторияинтересные фактыкультуратехнологииобществообраз жизнипенькасукнотканьцены

Источник: [19.146]

Статья № 4
Тюремный вестник, № 4, 1895

Прейсъ-курантъ И. Ф. Касселя С.-Петербургъ, Гостинный дворъ, по Невскому пр. № 22

Существуетъ съ 1863 года.
ДЛЯ ЧИНОВЪ ТЮРЕМНАГО ВѣДОМСТВА:

  Цена
Погоны генеральскіе IV и V классовъ 2 руб. 50 коп
 " штабъ-офицерскіе VI, VII и VIII классовъ 1 ″ 25 ″
 " оберъ-офицерскіе IX и X классовъ 1 ″ 25 ″
 " неимѣющихъ чина 1 ″ — "
Галунъ генеральскій на мундиръ 10 ″ — "
 " штабъ-офицерскій на мундиръ 7 ″ — "
 " оберъ-офицерскій на мундиръ 3 ″ — "
Шашка съ Солингенскимъ клинкомъ форменная 10 ″ — "
" " обыкновеннымъ клинкомъ 5 ″ — "
Портупея золотая 4 и 5 ″ — "
 " аллюминіевая 2 ″ 50 ″
 " кожан. лакиров. 1 р. 25 к. и 1 ″ 50 ″
Темлякъ шелковый  — " 60″
Кабура, шнуръ, ремень 2 ″ 50 ″
Шапка каракулевая 8 р. и 10 ″ — "
Фуражка касторовая 3 ″ — "
Кушакъ кашемировый синій  — " 60 ″
 " шелковый синій 1 ″ 50 ″
Перчатки замшевыя бѣлыя 1 ″ 50 ″
 " " сѣрыя 1 ″ 60 ″
Револьверы системы Констабуляри 10 и 11 ″ — "
 "  " Бульдогъ 7, 8 и 9 ″ — "
 "  " Центральнаго боя 7, 8 и 9 ″ — "
 "  " Лефоше 5, 7 и 8 ″ — "
Патроны къ револьверу Лефоше за 100 шт. 2, 2 р. 50 к. и 3 ″ — "
 "  " центральнаго боя 3, 4 и 5 ″ — "
 "  " Бульдогъ и Констабуляри 4 и 5 ″ — "
Пуговицы мундирныя 1 сорта за дюжину 1 ″ — "
 " жилетныя за дюжину  — " 50 ″
Галстухъ фаевый форменный  — " 50 ″
Башлыкъ пуховый 2 и З " — "
Сукно синее для кантовъ 70 верш.

одеждаобувьмодаисторияинтересные фактыкультуратехнологииобществообраз жизнипенькасукнотканьценытюремщикиформастоимостьпрейскурант

Источник: [19.160]

Статья № 5
Н. М. Ядринцев, 1885

Алтай и его инородческое царство

Алтаец чаще употребляет шубы, но черневой татарин умеет ткать. Выделка ткани есть уже замечательный прогресс среди дикарей, она начинается с крапивы и кендыря, или дикого конопля. Из крапивы кузнецкие татары вяжут сети. Белый зипун, делаемый кумандинцами, называется кендырь. Как земледелие, так скотоводство и охота дикаря имеют известные степени развития. У алтайцев есть способы заготовления сена на зиму, причем они, собирая его, вьют веревками.

одеждаобувьмодаисторияинтересные фактыкультуратехнологииобществообраз жизнипенькасукнотканьценыодежда алтайцев

Источник: [19.190]

      |     О сайте >>   |    Обратная связь   |    Поддержать сайт >>

ПОБЕДИТЕЛЬ ИНТЕРНЕТ-КОНКУРСА «ЗОЛОТОЙ САЙТ»
Победитель XIII Всероссийского интернет-конкурса «Золотой сайт» в номинации «Познавательные сайты и блоги»Победитель интернет-конкурса «Золотой сайт»

© Lifeofpeople.info 2010 - 2024

▲ Наверх

0,213