Встарь > Разделы и темы > Пути хождений. Дорожная сеть. Почта и связь > Почта и связь > Славяне и российские этносы (XVI век)
4. Пути хождений. Дорожная сеть. Почта и связь
Почта и связь. Славяне и российские этносы (XVI век)
Барберини, Мадариага, Немоевский, Герберштейн, Годунов, Просьбы, Гурлянд, Гурлянд
Статья № 1
Рафаэль Барберини, 1565
Весь этот путь совершается на почтовых лошадях, которые бегут чрезвычайно шибко; почтовые станции предлинные, и лошади небольшие, правда, но зато пресильные и прекрасивые. Такие же почты учреждены государем и по всему его краю, где на каждой держится лошадей обыкновенно человек на тридцать и на сорок. Но лошади не стоят все в одной конюшне, как это водится в других землях, а содержат их поселяне, и чуть кому понадобится лошадей, тотчас всякий поселянин выводит свою для проезжего, и тут уже пойдут обыкновенно споры между ними, потому что каждому хочется свою скорее подсунуть; но при этом, надобно самому запастись седлом и уздечкою, потому что лошадей дают они без ничего.
Источник: [16.6]
Статья № 2
Исабель де Мадариага
(При Иване IV Грозном — Прим. ред.)...большинство населения было неграмотно, коммуникации замедленны.
Источник: [21.14]
Статья № 3
Станислав Немоевский, 1606–1608
Гонцы (При Иване IV Грозном — Прим. ред.) обязаны, с часа на час, делать в день по 20 миль (100 км), и они столь невозможное дело выполняют в короткое время, хотя за это для них нет никакой признательности, но — кара: кнут и тюрьма; несомненно, эти последние приветствуют и самого знатного дворянина, если бы он опоздал, следя за чем, записывается тотчас же время, когда гонец отъезжает.
Падёт ли лошадь — за неё обязан платить гонец, хотя ему от государя ничего не даётся на прокорм — только на уплату подводы: по полтора гроша от коня на две наши мили.
Источник: [17.7]
Статья № 4
Сигизмунд Герберштейн, 1517, 1526
Государь имеет ездовых во всех частях своей державы, в разных местах и с надлежащим количеством лошадей, так чтобы, когда
Когда во время своего первого посольства я спешно ехал из Великого Новгорода в Москву, то почтовый служитель, который на их языке называется ямщиком, доставлял мне ранним утром когда тридцать, а когда и сорок или пятьдесят лошадей, хотя мне было нужно не более двенадцати. Поэтому каждый из нас выбирал такого коня, который казался ему подходящим.
Потом, когда эти лошади уставали и мы подъезжали к другой гостинице, которые у них называются ямами, то немедленно меняли лошадей, оставляя прежние седло и уздечку.
Каждый едущий по приказу государя может ехать сколь угодно быстро, а если лошадь падёт и не сможет выдержать, то можно совершенно безнаказанно взять другую лошадь из первого попавшегося дома или у всякого случайного встречного, за исключением только гонца государева.
А лошадь, выбившуюся из сил и оставленную на дороге, как правило, отыскивает ямщик. Он же обычно и возвращает хозяину лошадь, которая была у него взята, причём платит (ему) из расчёта стоимости пути; по большей части за десять — двадцать вёрст (
На таких почтовых лошадях мой слуга проехал за семьдесят два часа из Новгорода, где остались мои лошади в Москву, которые расположены друг от друга на расстоянии шестисот вёрст,
И это тем более удивительно, что лошади их очень малы и уход за ними гораздо более небрежен, чем у нас, а труды они выносят весьма тяжёлые.
Как только прибываешь на почтовую станцию, специально приставленные для того слуги снимают с коня седло и уздечку и выгоняют его на луг или на снег в зависимости от времени года. Потом они свистят, после чего лошади перекатываются два или три раза [через спину], а затем их отводят на конюшню, не давая им никакой еды до тех пор, пока они не остынут настолько, будто только что вышли из конюшни. Тогда им дают немного сена и гонят к воде, после чего они получают корм, а именно сено — столько, сколько смогут съесть.
Как правило, корм засыпают лишь один раз [в сутки], к ночи [но столько], что кони могут есть его день и ночь. Поят же их дважды в день.
Источник: [16.27]
Статья № 5
Грамота царя Бориса Годунова к императору Рудольфу II, январь, 1599
Борис извещает императора Австрии о своём восшествии на трон:
...Мол, как и прежде, хотели бы поддерживать «братцкую любовь», да вот Жигимонт через свои земли не пропускает ни наших гонцов, ни послов, не желая способствовать нашей дружбе. Посему, уж посылай ты своих людей в Московию, минуя Польшу, по пути через ВКЛ, или же морем, на Ивангород («контр-Нарву»).
...как преже сего блаженные памяти великому государю, царю и великому князю Федору Ивановичю всеа Русии самодержцу с вами, с Руделфом цесарем, была братцкая любовь и крепкая дружба. А как по божиему изволенью и по его святой воле мы, великий государь, царь и великий князь Борис Федорович всеа Русии самодержец, учинилися великим государем, царем и великим князем всеа Русии самодержцем на тех на великих преславных государствах и хотели есмя послати к вашему цесарскому величеству свое государство обестити посланника своего и писали есмя о том к Жигимонту, королю полскому, да и к панам радам о том писали же и не одинова, чтоб посланнику нашему через Литовскую и Польскую землю дорогу дали и пропустили б к вашему цесарскому величеству без задержанья. И Жигимонт король и паны рада через Литовскую и Польскую землю нашему посланнику дороги не дали и не пропустили, не хотя меж нас братцкие любви и дружбы видети, и наше царское величество вперед посланника нашего посылаем к вам. А что к нашему царскому величеству писали есте, что ваше цесарское величество хотите к нам, великому государю, слати послов своих великих и нашему б царскому величеству к вам велети отписати — которою дорогою вам в нынешнее время к нашему царскому величеству послов своих послати, и ваше б цесарское величество слал к нашему царскому величеству своих великих послов, а шли б ваши послы, только их пропустят, на Литву или к нашей отчине к Иванюгороду.
Источник: [16.45]
Статья № 6
Просьбы Витебского повета, 1559
Прозьба
Надъ то просили есте господаря его милости, ижбы вы службу военную служили и почты зъ имѣній своихъ выправовали потому, яко и Полочане выправують, кладучи похожихъ людей двухъ дымовъ за одного отчизнаго чоловѣка, то есть, съ двадцати чоловѣкъ похожихъ одного коня ставити.
Отказъ
Господарь его милость рачилъ росказати вамъ на то повѣдити, ижъ его милость водлѣ давного обычаю зостановляти рачитъ тую рѣчь на тотъ часъ.
Источник: [16.58]
Статья № 7
И. Я. Гурлянд, 1586–1631
Строительство почтовых станций
Лѣта 7094 (1586). По Государеву Цареву и Великого Князя (Фёдора Ивановича, реально Бориски Годунова — Прим. ред.) наказу велено учинити дьякомъ Саве Фролову да Семейке Емелянову въ Новѣгороде два яму: одинъ на Софѣискои сторонѣ, а другой на Торговой сторонѣ, а на ямѣхъ 140 чел. охотниковъ1, по 70 чел. въ слободѣ, а держати всякому ямщику по четыре мерины, а давати имъ по 25 рублевъ человеку, и того 3500 р.
А розвести тѣ денги съ архиепискупа и съ архимандрита, и съ игуменовъ, и съ помѣщиковыхъ земель, и съ черныхъ волостей со всѣхъ и съ заонежскихъ волостей и съ сохъ, которые сохи были приписаны къ посадцкимъ ямомъ прежъ сего. А розписати боярину и воеводе князю Федору Михайловичю Трубетцкому и диякомъ вмѣсте передъ архиепискупомъ розверставъ да въ тоже число взяти исъ кабатцкихъ денегъ 300 рублевъ за ноугородцкои посадъ. А съ ноугородцкого посаду съ посадцкихъ людей въ ямъ не имати…
И архиепискупъ Александръ боярину и воеводе князю Федору Михаиловичу Трубетцкому да диякомъ Саве да Семейке говорилъ: въ
Ивану Еловику да Карпу Иванову на ихъ 2 выти досталось: въ дер. въ Ущерске Николского Островского монастыря обжа земли, а на тое обжы дв. крестянинъ Бориско Глухой съ детми, да въ той же деревни въ Ущерске Отенского монастыря полобжы земли, что была та полобжа въ старомъ делу за Онушкой…
1 «Ямские охотники», или просто «охотники» — это охочие устроиться на почтовую госслужбу. Их желание было иногда
Источник: [19.161]
Комментарии
Статья № 8
И. Я. Гурлянд, 1586–1631
Въ 1502 г. видимъ ямы отъ Москвы до Воротынска на Серпуховъ и Калугу. Подъ 1503 г. упоминаются ямы отъ Воротынска до
Каждый ямъ состоялъ непремѣнно изъ ямского двора, станціи, гдѣ содержались выставленныя населеніемъ подводы и откуда отправлялись гонцы. Внѣшній видъ
Подробно описаны ямы Ергольскій (на Бѣлоозерѣ) въ 1512 г. и Селецкій (на Дмитровской дорогѣ). Въ 1510 г. Ергольскій ямской дворъ состоялъ изъ двухъ избъ 3 саж. межъ угловъ, двухъ сѣнниковъ на подклѣтяхъ межъ угловъ по 2 ½ саж. и конюшни 4 саж. межъ угловъ, выстроенной промежду сѣнниковъ. Селецкій ямъ отличался только тѣмъ, что былъ крытъ не тесомъ, а лубомъ и драницами. Дворъ занималъ довольно значительный участокъ земли, въ ¼, а иногда и въ ½
Къ яму иногда нарѣзывалась земля; часть — подъ пашню часть подъ сѣнокосъ. Впослѣдствіи это сдѣлалось общей практикой, но первоначально ямы не имѣли земли, и надѣленіе ихъ землей, начавшееся, вѣроятно, съ конца 15 вѣка шло постепенно, по мѣрѣ того какъ выяснялась необеспеченность ямовъ, у которыхъ не было своей земли. Такъ, мы знаемъ, что уже въ 1500 г. ямщики яма на Назьѣ (Лопскаго Егорьевскаго погоста) имѣли землю, которую получили, во всякомъ случаѣ, послѣ 1480 г., такъ какъ въ переписной окладной книгѣ приводится перечень «стараго дохода», шедшаго съ деревни, отданной ямщикамъ. Ямщики Ергольскаго яма получили землю только около 1512 г., хотя ямъ существовалъ и раньше: въ означенномъ году ямскія строенья показаны сгнившими и пришедшими въ ветхость…
Основное отличіе второго періода въ исторіи ямской гоньбы отъ только что опісаннаго состояло въ томъ, что населеніе сдѣлалось обязано выставлять на ямы по сошному разводу не подводы, а людей, которые имѣли бы все, что нужно для гоньбы, и которые гоняли бы гоньбу за поставившихъ ихъ. Такъ какъ такіе люди, получившіе названіе ямскихъ охотниковъ, выставлялись населеніемъ на болѣе или менѣе продолжительный срокъ — а иногда, быть можетъ, и
Мы знаемъ случаи, когда населеніе откупалось отъ всей ямщины, платя въ казну опредѣленную сумму. Такъ, съ сорока обежъ Соловецкаго монастыря за всю ямщину, а также и за всѣ остальныя подати и повинности взималось ежегодно по грамотѣ отъ 1584 г. пятьдесятъ рублей въ годъ. Но въ грамотѣ мы находимъ и мотивы такого распоряженія: потому что они городъ дѣлаютъ и потому что у нихъ въ сумскомъ острогѣ свой, на ихъ собственный счетъ содержимый ямъ. Иногда населеніе вмѣсто опредѣленнаго денежнаго взноса за ямщину (въ числѣ, впрочемъ, другихъ податей и повинностей) облагалось опредѣленнымъ рабочимъ урокомъ…
Ямы,
Въ шестидесятыхъ годахъ 16 вѣка большею частью ямы строятъ присланные изъ Москвы стройщики. Такъ, напримѣръ, строились многіе ярославскіе ямы. Въ началѣ царствованія Михаила Ѳедоровича, когда многіе ямы, раззоренные во время смуты, пришлось возобновлять или устраивать наново, стройщиковъ также присылали изъ Москвы…
Всѣ данныя ведутъ насъ къ утвержденію, что первые сибирскіе ямы были учреждены между
Извѣстно, что до 1598 г. дорога изъ Сибири шла водою отъ Тюмени внизъ Турою, Тоболомъ, вверхъ Тавдою, Лозвою, внизъ Вишерою, мимо Чердыни, на Соликамскъ. Это былъ главный путь — имъ шла царская соболиная
Въ 1597 г. Ортюшка Бабиновъ проложилъ дорогу въ Сибирь сухимъ путемъ на Верхотурье и Тюмень. До Верхотурья отъ Соликамска считалось 250 верстъ и отъ Верхотурья до Тюмени — около 700 верстъ. До 1599 г. дорога была еще въ очень плохомъ состоянии, такъ что еще до начала 1599 г., вѣроятно, ямъ въ Верхотурьѣ не существовать. Въ 1600 году былъ устроенъ ямъ въ Туринскомъ острогѣ (Епанчінѣ).
Источник: [19.162]
ПОБЕДИТЕЛЬ ИНТЕРНЕТ-КОНКУРСА «ЗОЛОТОЙ САЙТ»
Победитель XIII Всероссийского интернет-конкурса «Золотой сайт» в номинации «Познавательные сайты и блоги»
© Lifeofpeople.info 2010 - 2024