Встарь > Разделы и темы > В городе, в поселении > Пожары, борьба с ними, причины и последствия > Славяне и российские этносы (XVII век)
3. В городе, в поселении
Пожары, борьба с ними, причины и последствия. Славяне и российские этносы (XVII век)
Зани, Корб, Карлейль, Восстание в Пинске, Олеарий, Зубов, Наказ, Вологда, Витсен, Койэтт, Летописец князей, Роде, Зерцалов, Боровск, Аверка, Указ, Шлейссингер, Невилль, Калужская, Астраханская, Таннер, Маскевич, Лизек
Статья № 1
Эрколе Зани, 1678
Главные ворота (Спасские — Прим. ред.) — велики и роскошны; близ них высится небольшая деревянная башня, где постоянно стоит часовой и на случай пожара...
Источник: [17.3]
Статья № 2
Иоганн-Георг Корб, 1698–1699
21 марта 1698. В Минске была дневка. Обедню мы отслужили у иезуитов... Минск, некогда богатый и славный город, доведен года три тому назад сильным пожаром до совершеннейшего упадка.
30 марта. Весьма подробно и убедительно господин посол вновь высказал ему (Приставу — Прим. ред.) о невозможности дальнейшего пребывания в отведённом нам доме (В Москве — Прим. ред.): ... самый дом стропильный, стало быть, от малейшей искры может произойти пожар.
22 апреля...постоянное опасение пожара и беспокойство в ночное время заставляют просить более удобного помещения.
8 и 9 апреля 1699 г. Около девяти часов утра был большой пожар недалеко от Посольского двора, за палатами воеводы Шеина. Боярин Салтыков и князь Алексей Михайлович Черкасский много пострадали через это несчастие; горело в продолжение четырех часов, отчего превращены в пепел их собственные палаты и многие окружавшие оные деревянные дома. Здесь не употребляют воду для тушения огня, но для пресечения пожара только разбирают дома. Правда, на пожарных оловянных трубах (sic!) нередко видны значки со знаками, отличающими солдат разных полков, но очень редко можно заметить людей, употребляющих эти трубы в дело. Пламя с ближайших домов захватывало людей, разбиравших крыши, когда они вовсе об этом не думали, и препятствовало им продолжать их работу. На место, где свирепствовало пламя, вынесли, чтобы пресечь его, икону Божией Матери. Сегодня также сгорел один дом в Немецкой слободе.
Источник: [17.2]
Комментарии
Статья № 3
Чарльз Карлейль, 1663–1664
Улицы довольно широки, и местами, чтобы препятствовать силе огня, оставлены промежутки. Но так как дома у них из легко воспламеняющегося материала, то и бывает немало хлопот, чтобы предупредить его распространение. Первое средство у них — ломать соседние дома, чтобы с устранением всего горючего заставить пламя погаснуть. Это не всегда удается; когда ветрено, случается, что в короткое время выгорает большая часть города.
Источник: [17.11]
Статья № 4
Документы о восстании в Пинске, 1648
11 числа то же происходило. Город Пинск сгорел от великого пожара; в нём сгорело костёлов с монастырями два (В другой рукописи — 4, — Прим. ред.), церквей не униатских с монастырем два, церквей, принадлежащих к унии, пять (В первой рукописи — 6, — Прим. ред.); домов же, построенных более или менее немалым иждивением, 5 000 с лишком.
Источник: [17.20]
Комментарии
Статья № 5
Адам Олеарий, 1636 (†1671)
Пожароопасная Москва
Жилые строения в городе (за исключением домов бояр и некоторых богатейших купцов и немцев, имеющих на дворах своих каменные дворцы) построены из дерева или из скрещенных и насаженных друг на друга сосновых и еловых балок, как это можно видеть на некоторых рисунках. Крыши крыты тесом, поверх которого кладут бересту, а иногда — дерн.
Мы в своё время по ночам иногда видели, как в 3–4 местах зараз поднималось пламя. Незадолго до нашего прибытия погорела третья часть города и, говорят, четыре года тому назад было опять то же самое.
При подобном несчастье стрельцы и особые стражники должны оказывать огню противодействие. Водою здесь никогда не тушат, а зато немедленно ломают ближайшие к пожару дома, чтобы огонь потерял свою силу и погас. Для этой надобности каждый солдат и стражник ночью должен иметь при себе топор.
Чтобы предохранить каменные дворцы и подвалы от стремительного пламени во время пожаров, в них устраивают весьма маленькие оконные отверстия, которые запираются ставнями из листового железа.
Те, чьи дома погибли от пожара, легко могут обзавестись новыми домами за Белой стеной на особом рынке стоит много домов, частью сложенных, частью разобранных. Их можно купить и задешево доставить на место и сложить.
Пожар после присяги Владиславу
Поляки же зажгли в разных местах город, так что русские должны были бежать, чтобы не дать погибнуть в пламени своим женам, детям и всему, что им было дорого. Отсюда возник столь сильный пожар и такое кровопролитие, что в течение двух дней обращен был в пепел весь обширный город Москва за исключением лишь Кремля и каменных церквей; погибло более 200 000 московитов, а остальные принуждены были бежать из города. После этого Кремль, великокняжеская казна, церкви и монастыри были начисто ограблены, и невероятные богатства в золоте, серебре, жемчуге, драгоценных камнях и иных дорогих вещах были захвачены и отосланы в Польшу.
Новгород
Что простой неразумный народ приписывает иконам большую силу, видно из следующего. Когда в 1611 году шведский полководец Иаков
Источник: [17.34]
Комментарии
Статья № 6
М. Ю. Зубов
В 1679 году сгорело в Устюге 676 домов, в 1699 г. 7 церквей и около 700 домов...
Источник: [20.38]
Статья № 7
Наказ о градском благочинии, 1649
Чтоб пожиточные люди для береженья от пожарного времени держали во дворах своих водоливные трубы медные и деревянные и ведра, а обычные люди держали с пяти дворов по трубе, а ведра... были бы во всех дворах...»; «а чьим небрежением учинится пожар, и тому от Государя быть казнену смертью»; «объезжим... ездить в своем объезде в день и в ночь беспрестанно и от огня... беречь накрепко».
И по улицам и по переулкам в день и в ночь ходить и беречь накрепко, чтоб в улицах и переулках бою, грабежу, и корчмы, и табаку, и иного никакого воровства и блудни не было.
Источник: [21.56]
Статья № 8
Вологда, 1698
Май, 26. Два пожара в г. Вологде от грозы, бывшие в мае и июне 1698 г.
Первый — 26 мая, сгорела деревянная теплая церковь св.
Июнь, 2. Второй пожар от грозы — 2 июня, в праздник Вознесения. Сгорела внутренняя набережная часть города между Вознесенскою церковью и Софийским собором, на пространстве около полуверсты. Жертвою огня был 31 дом и деревянная церковь Николая Чудотворца.
Источник: [21.56]
Статья № 9
Николаас Витсен
1664
30 октября
Наш шталмейстер отправился в Псков, чтобы сообщить о приезде посла. Ночью сгорел дотла великолепный дом; здесь хороший порядок при тушении пожаров.
1665
16 апреля
На следующий день снова был большой пожар, несколько дворов сгорело дотла; тушить пожар здесь почти невозможно, единственное средство — снести соседние дома.
4 июня
К этой деревне мы прибыли
Источник: [17.39]
Статья № 10
Бальтазар Койэтт, 1676
Москва
В четверг,
В воскресенье,
В понедельник,
Во вторник,
В среду,
В субботу,
В понедельник,
Во вторник,
В воскресенье,
Во вторник,
Число домов в городе и предместьях доходит, приблизительно, до девяноста пяти тысяч, не считая царского дворца, церквей и монастырей. Дома эти, однако, как уже сказано, большею частью деревянные, с каменными печами, которые протапливаются очень жарко и причиняют частые пожары; от последних сгорают иногда много сотен, а то и тысяч домов. Воды здесь мало, а поэтому нет другого средства для прекращения пожара, как разбирать по частям или разрушать соседние дома, чтобы лишить огонь питания.
Источник: [17.41]
Статья № 11
Летописец Российских Князей, или Временник Луки Попова из Хлынова
1626 год
В лето 7134 маия в 10 день на Москве в Китае городе горело: церкви Божии, и царский двор, и все палаты и дворы, и казны царския згорело безчисленно много.
1629 год
В лето 7137 (в Хронографе — «7139») апреля в 10 день на Светлой неделе в пяток горело на Москве с Чертолия по Тверскую улицу и весь посад.
И того года в России были пожары по многим градом и по селом великие что из давных лет таких не бывало.
1633 год
В лето 7141 маия в 28 день был пожар на Москве в Китае городе: лавки и ряды погорели.
1636 год
В лето 7144 в великий пост на 4 неделе в день неделный в 6 часу дни загорелось в Москве в Москотилном ряду от пороху и лавки погорели от Варварьского крестца по Ильинский крестец и людей много пригорело и прибило.
1648 год
В лето 7156 июля в 2 день на Москве горело: Петровка и Дмировка, Тверская, Никицкая, Чертолская и Арбат, по Тресвяцкие ворота и по Неглинку6 погорели все дворы и лавки и церкви Божии и полаты обгорели и людей много пригорело.
1652 год
В лето 7160 на Москве горело в Белом городе в Чертолье, и в том пожаре згорел стрелецкой голова Михайло Михайлов сын Бакин.
1666 год
Того же году (7175 СМ) июля в 12 день бысть во граде Хлынове гром страшен и молния, и от молнии згорел монастырский конюшенной двор со всякою конскою збруною.
1676 год
Того же году (7184 СМ) на Москве был пожар в Белом Городе и в тот пожар людей згорело 377 человек.
Источник: [20.53]
Статья № 12
Андрей Роде, 1659
25 апреля, под утро вспыхнул большой пожар недалеко от Кремля; целых три улицы загорелись, и большое количество образов, которые продавались во всех лавках на одной из этих улиц, вознеслись на небо в этом огне и жаре. Ведь русские уверены, что образа не сгорают в огне, а поднимаются на небо, хотя оставшийся от них пепел, конечно, все видят. Этот пожар был тем опаснее, что по соседству находились большие склады пороху, который поэтому был весь брошен в воду...
26 снова был сильный пожар, но на этот раз уже за городом в
Источник: [17.43]
Статья № 13
А. Н. Зерцалов
Из материалов следствия (1695 г.):
Объезжий голова Данила Раманчуков ущучивает очередного нарушителя противопожарной безопасности
По правилам тех лет дома в Москве должны были топиться в строго определенное время, на крыше должны были быть установлены кадки с водой, в банях категорически запрещалось жечь «свечи с открытым огнём»
.О противопожарных мерах в городе в Указе Алексея Романова от 1648 года — см. ст. 2 в
Источник: [19.55]
Статья № 14
Отписка воеводы Ф. Куракина о пожаре города Боровска, 1634
Воевода князь Θедоръ Семеновичъ Куракинь въ отпискѣ, полученной въ Розрядѣ 22 марта, доносилъ: «марта въ 20 д., въ шестомъ часу дня, гнѣвомъ Божіимъ въ Боровскѣ въ острогѣ загорѣлось: и башни и острогъ, и въ острогѣ воеводскій дворъ, и дворянскіе и дѣтей боярскихъ, и посадскихъ и всякихъ жилецкихъ и уѣздныхъ людей дворы и житницы, которые были въ острогѣ для осаднаго времени поставлены, всѣ погорѣли безъ остатку; и отъ города на посадѣ, где я съ твоими государевыми людьми стоялъ, дворы жъ и во дворѣхъ у твоихъ государевыхъ ратныхъ людей лошади и служилая рухлядь, и у меня, и у стольниковъ, и у стряпчихъ, и у московскихъ дворянъ, и у жильцовъ и изъ городовъ у дворянъ, и у дѣтей боярскихъ, и у стръльцовъ и у казаковъ запасы и конскіе кормы, сѣно и овесъ, все погорѣло безъ остатка...
И нынѣ я въ Боровскѣ стою на пожарищѣ, и твои государевы всякіе люди своихъ и конскихъ кормовъ купити не добудутъ, уѣздные люди своихъ и конскихъ кормовъ на торгъ продавати не возятъ, и они сами и лошади ихъ помираютъ голодною смертью; и впредь, государь, мнѣ съ твоими государевыми ратными людьми для ихъ и конскихъ кормовъ гдѣ укажешь стоять»?
Помѣта:
«142 г. марта въ 22 д. Государь, сей отписки слушавъ, указалъ: послать дворянина добра и велѣть пожаръ въ городѣ и на посадѣ дозрити»
Источник: [17.105]
Комментарии
Статья № 15
Летопись города Витебска (Dzieje miasta Witebska) (Список С. Г. Аверка)
Въ лѣто 1643. Выгорѣлъ весь городъ Полоцкъ до тла, до одвого дома.
Въ лѣто 1680, мѣсяца Сентября 16 дня, выгорѣлъ Витебскъ — самый городъ, четыре церкви, ратуша и лавки.
Въ лѣто 1698, мѣсяца Августа 15 дня, сгорѣли въ Витебскѣ крыша и колокольня Благовѣщенской церкви и 35 домовъ въ Нижнемъ замкѣ.
Въ лѣто 1700. Городъ Дисна до основанія, до одного дома, выгорѣлъ мѣсяца Іюля 15 дня.
Источник: [18.135]
Статья № 16
Указ царя Алексея Михайловича, 1668
будет загоритца в Кремлѣ городе в которомъ мѣсте нибудь, і в тоѣ пору бить во всѣ 3 набата в оба края поскору.
А будетъ загоритца в Китае в которомъ мѣсте нибудь, і в тоѣ пору бить в одинъ Спаской набатъ (въ о)динъ край скоро же.
А будет загоритца в Бѣломъ городе отъ Тверских ворот по правой сторонѣ гдѣ нибудь «до Москвы рѣки», і в тоѣ пору бить в Спаской же набатъ въ оба ж края по тише.
А будет в Земляном, в обои же края і тово тише. А будет за Земленым, — бить равалом с ростави (?)
А будетъ загоритца от Тверских же ворот на лево до Москвы реки, будетъ у Пречистенскаго (?) іли Каменного мостов іли у Тресвяцких вор. к Алексѣевскому монастырю, — і бить противу Китая; а будетъ дале сих мѣсть в Бѣлом же городе, бить противу Бѣлово же. Въ Земляном і за Земляным, противу того же.
А будетъ за рекою в Садовникахъ — противу Китая, і в Кадашево — противу Китая,
Источник: [17.128]
Комментарии
Статья № 17
Г.-А. Шлейссингер, 1687
Москва
К. Но раз все построено из дерева, наверное, часто бывают большие пожары?
Ф. О, да, особенно на их «бразниках», то есть в торжественные дни, при зажигании восковых свечей. Эти свечи они втыкают около своих освящённых картин (они называют эти картины «богами») целый день и всю ночь...
Часто я наблюдал ночные гулянья, когда трезвонили в колокола, а кричали и шумели столь варварски, что я ужасно пугался и часто думал, не началось ли восстание. Я никак не мог привыкнуть к подобным развлечениям, вскакивал с постели и спрашивал у челяди: «Где горит?» А в ответ мне приходилось слышать: «О, это далеко, пустяки; ложись-ка, немец, обратно да и спи, никто к тебе в эту ночь на постель не сунется». При этом они ещё и смеялись, говоря: «Вот теперь-то наш немец, когда уедет, сможет сказать, что повидал московского огонька». А ведь в прошедшем году господь бог показал Москве такого огонька, что, я полагаю, многим было не до смеха.
К. И что же? Не предпринимается никаких мер для тушения огня, чтобы пожар дальше не распространялся?
Ф. Каждый квартал города имеет, правда, определённое количество стрельцов, которые обязаны гасить огонь своими длинными крюками. Как только заслышат набат, они обязаны бежать и тушить. Но в жаркое время огонь часто оказывается победителем. Он настолько силен, что, хотя они немедленно сносят горящие дома, тем не менее, от сильного жара сразу же загораются соседние, расположенные на небольшом удалении, так что часто пожар едва-едва удаётся загасить. Только те, кто живёт в каменных домах, могут до некоторой степени укрыть и спасти своё имущество.
К. Но если пожары столь часты, если огонь пожирает так много домов, то, видимо, там много пустырей и погоревших участков?
Ф. О, нет. У них есть против этого своеобразное средство. Имеется большая площадь, называемая «Базар дерева и домов», где по местному обычаю всегда лежит много тысяч готовых домов со всем необходимым, что к ним относится; и эти дома можно купить по самой сходной цене. Такие дома, а также большие и малые ворота сколачиваются где-то за городом, затем разбираются, и все это отвозится к зиме в готовом виде в Москву.
Источник: [17.139]
Статья № 18
Де ла Невилль, 1698
В 1688 г. сгорело 3 000, и за четыре месяца прошлого года я видел три пожара, каждый из которых уничтожил от 5 до 600 домов. Эти несчастья связаны с их привычкой напиваться, а также с небрежностью, ибо они забывают гасить горящие свечи, которые ставят перед иконами в комнатах6.
Источник: [17.140]
Комментарии
Статья № 19
Калужская летопись В. В. Ханыкова
В 1626 году в Калуге, после бывшаго в ней пожара, по описи писца Василья Плещеева оставалось 273 двора или дома, жителей 312 и 20 церквей деревянных.
В 1684 году в Калуге, вероятно, был большой пожар; ибо в Синодике сего года написано: в граде Калуге сгоревшим священником и всем православным християнам вечная память.
Источник: [19.212]
Статья № 20
Астраханская летопись
История Астрахани. Городские пожары
1623
Сильный пожар в Кремле. Сгорел Троицкий монастырь.
Источник: [19.218]
Статья № 21
Бернгард Таннер, 1678
Посольство Речи Посполитой — славянской федерации (Res Publica) — в Московию
Когда окончились с наилучшим успехом эти погружения и непристойные крики, едва успел дойти патриарх со своими помощниками до своего двора, глядь — в первом часу пополудни в Земляном городе начался пожар. Сгорело уже несколько улиц, прежде чем полоскавшийся в реке народ оделся и прибежал на звон пожарного набата.
До шестого часа огонь произвёл такое опустошение, что истребил около 6 тысяч изб с садами, хлебом, скотом, многими церквями (на коих расплавились даже колокола) и несколькими людьми; потушить его было бы нелегко, если бы ветром не отнесло огня к белым стенам, называемым
Источник: [17.168]
Статья № 22
Самуил Маскевич, 1594–1621
(1611). Отдан был приказ: завтра
Мы, на конях, шли по льду: другой дороги не было. Между тем, наша стража, стоявшая в Кремле на высокой Ивановской колокольне, заметила, что пан Струсь66, под стенами столицы, сражается с Москвитянами, которые, не давая ему соединиться с нами, все ворота в деревянной стене заперли, везде расставили сильную стражу и, сделав сильную вылазку, завязали с ним бой. Нам дали знать о том из крепости, с тем, чтобы мы подкрепили Струся. Не зная, как пособить ему, мы зажгли в разных местах деревянную стену, построенную весьма красиво из смолистого дерева и тёса: она занялась скоро и обрушилась.
Когда огонь ещё пылал в грудах пламенного угля, в то самое время пан Струсь, герой сердцем и душою, вонзив в коня шпоры, крикнул: за мной дети, за мной храбрые! кинулся в пламя и перескочил чрез горевшую стену; за ним весь отряд. Таким образом не мы ему помогли, а он нам помог. Мы радовались ему, как Господь радуется душе благочестивой, и стали несколько бодрее66.
В сей день, кроме битвы за деревянною стеною, не удалось никому из нас подраться с неприятелем: пламя охватило домы и, раздуваемое жестоким ветром, гнало Русских; а мы потихоньку подвигались за ними, беспрестанно усиливая огонь, и только вечером возвратились в крепость. Уже вся столица пылала; пожар был так лют, что ночью в Кремле было светло, как в самый ясный день; а горевшие домы67 имели такой страшный вид и такое испускали зловоние, что Москву можно было уподобить только аду, как его описывают. Мы были тогда безопасны: нас охранял огонь.
В четверток мы снова принялись жечь город; которого третья часть осталась ещё неприкосновенною: огонь не успел так скоро всего истребить. Мы действовали в сем случае по совету доброжелательных нам бояр, которые признавали необходимым сжечь Москву до основания, чтобы отнять у неприятеля все средства укрепиться. И так мы снова запалили её, по изречению Псалмопевца: «град Господень измету, да ничтоже в нем останется». Смело могу сказать, что в Москве не осталось ни кола, ни двора.
Источник: [17.173]
Комментарии
Статья № 23
Адольф Лизек, 1625
Cказание о посольстве от императора Римского Леопольда к Великому царю московскому Алексию Михаиловичу
В нашу бытность, Москва горела шесть раз и каждый раз сгорало до тысячи и более домов. Впрочем в предотвращение несчастий, стрельцы содержат постоянный караул в разных местах города. Чтоб не дать распространиться пожару, они обыкновенно ломают дома возле того места, где загорелось. А если кто заплатит, чтоб отстояли его дом, в таком случае стрельцы обыкновенно ставят щиты из бычачьей кожи, и беспрестанно поливают их водою, и тем совершенно заграждают дом от огня.
Впрочем, не велика беда, если дом и сгорит. Пожитки у Русских хранятся в яме, вырытой под домом, и остаются целы. По этому, у кого сгорел дом, тот на следующий же день может купить себе другой, или выстроить новый. Мы сами были свидетелями, как Русские, сделавши сруб из старых и новых брёвен, тотчас ставили стропила, и таким образом постройка была почти кончена, без всяких издержек: за то их жилья так дурны, что скорее можно их почесть стойлами для животных, нежели домами. Но вельможи и купцы имеют дома каменные, прочные и великолепные; кладовые и заводы строются с крепкими сводами и маленькими окошками, которые запираются железными ставнями, и не боятся огня.
Источник: [17.174]
ПОБЕДИТЕЛЬ ИНТЕРНЕТ-КОНКУРСА «ЗОЛОТОЙ САЙТ»
Победитель XIII Всероссийского интернет-конкурса «Золотой сайт» в номинации «Познавательные сайты и блоги»
© Lifeofpeople.info 2010 - 2024