Встарь > Разделы и темы > В городе, в поселении > Пожары, борьба с ними, причины и последствия > Славяне и российские этносы (XVI век)
3. В городе, в поселении
Пожары, борьба с ними, причины и последствия. Славяне и российские этносы (XVI век)
Флетчер, Патриаршая, Мадариага, Львовская летопись, Ниенштедт, Иван, Ульфельд, Рюссов, Летописец князей, Разрядная, Новгородская-II, Нижний, Летописец, Лицевой свод , Владимирский, Статут ВКЛ, Фроянов
Статья № 1
Джильс Флетчер, 1598–1599
Сам город неприятель (Крымский хан — Прим. ред.) не взял, но зажёг его предместья, которые (состоя из деревянного строения, без камня, кирпича или глины, за исключением немногих наружных покоев) сгорели с такой быстротой и огонь так далеко распространился, что в четыре часа не стало большей части города, имеющего до 30 миль или более в окружности.
Зрелище было ужасное: при сильном и страшном огне, объявшем весь город, люди горели и в домах, и на улицах; но ещё более погибло из тех, которые хотели пройти в самые дальние от неприятеля ворота, где, собравшись отовсюду в огромную толпу и перебивая друг у друга дорогу, так стеснились в воротах и прилежащих к ним улицах, что в три ряда шли по головам один другого, и верхние давили тех, которые были под ними. Таким образом, в одно и то же время от огня и давки погибло (как сказывают) 800 000 человек или более.
Источник: [16.4]
Комментарии
Статья № 2
Патриаршая летопись (Никоновская)
1531 год
Горят пороховые склады в Нижнем и в Москве
1531 год
Пожар занялся под утро, на Яневой улице, у тюрем, перекинувшись затем на Дослане улицу. Сгорела церковвь Сорока Святых Мучениц, и все три тюрьмы. Из двух тюрем литовских пленников вывести успели, а из третьей городской тюрьмы нет, и в ней сгорело заживо 145 пленников. Митрополит Макарий распорядился выкопать ров у церкви св. Архангела Гавриила в конце Френковой улицы, куда были захоронены останки литовцев, и вместе со священниками Софийского собора и всеми городскими священниками и дьяконами он сам отслужил заупокойную службу по погибшим.
Противопожарные мероприятия приехавих в Новгород специалистов
1536 год
18 июля сгорел Ярославль от церкви св. Николая, и в тот же год город был восстановлен
1547 год
Пожары в Москве начались 12 апреля и продолжались вплоть до Великого пожара 21 июня, когда в одночасье сгорели 1700 человек: мужчин, женщин и детей. Всё началось с пожара на Торгу... потом взорвался порох в стрельнице у
Чуть было не задохнулся от дыма митрополит Макарий, спасшийся тайным ходом к
Источник: [19.11]
Статья № 3
Исабель де Мадариага
Лето 1547 года было очень жарким, и в столице начались пожары. Огонь всегда представлял главную опасность для этого большого деревянного города, и достаточно было одной искры, чтобы поджечь его.
К 24 июня Москва была охвачена пламенем. Огонь пробрался в Кремль, уничтожил запасы имущества и продовольствия; склады пороха, хранившегося в некоторых башнях, взлетели на воздух. Многие административные здания и документы превратились в пепел, а митрополит Макарий чуть не лишился жизни и получил тяжелые ушибы во время попытки эвакуировать его из Успенского собора через нишу в кремлевской стене, а потом спустить на веревке в
При пожаре погибли от 2 700 до 3 700 человек (не считая детей), 80 000 лишились крова. Сам Иван и его вельможи укрылись за пределами города, в царском охотничьем доме на Воробьевых горах.
Источник: [21.14]
Комментарии
Статья № 4
Львовская русская летопись, 1548
Ярославль погорел.
То есть литовскому (ВКЛ) летописцу было не всё равно, что делается в Ярославле, за тысячу вёрст!
Источник: [15.3]
Статья № 5
Франц Ниенштедт, †1622
В 1571 г., в Вознесенье, татары (Девлет-Гирей — Прим. ред.) сожгли Москву; при пожаре сгорело несколько тысяч человек.
Источник: [16.21]
Статья № 6
Иван IV Грозный, †1584
О пожаре 21 июня 1547 года (из послания А.М. Курбскому)
Рисунок — фрагмент одного из многих списков текста Послания, активно рассылавшихся царём Иваном по городам и весям.
Это был первый опыт печатной пропаганды на Руси!
Из родительского имущества у нас сгорели такие вещи, каких во всей вселенной не найдёшь. Кто же может быть так безумен и злобен, чтобы, гневаясь на своих рабов, спалить своё собственное имущество? Он бы тогда поджёг их дома, а себя бы поберёг! Во всём видна ваша собачья измена.
Источник: [20.7]
Статья № 7
Якоб Ульфельд, 1578
Он (Иван IV — Прим. ред.) вспомнил о том ущербе, который [хан] причинил ему 8 лет тому назад, когда он (
Источник: [16.23]
Статья № 8
Бальтазар Рюссов, †1600
Ливония
В 1571 году,
Потому что татары пришли в 8 часов утра с 40ˊ000 человек и зажгли город, а в 11 уже все сгорело до тла. Это крайне удивительно и все люди, видевшие Москву до того и бывшие в ней также во время пожара, говорят, что еслибы московит сам нарочно захотел зажечь и сжечь город, то ему невозможно было бы сжечь до чиста в несколько дней того, что сгорело в три часа.
Тут московиту было отплачено за всё, что он сделал с бедной Ливонией и Финляндией прошлою зимою.
Источник: [16.22]
Статья № 9
Летописец Российских Князей, или Временник Луки Попова из Хлынова
1591 год
Того же году (7099 СМ) весною на Троицын день горело на Москве с Арбату по Неглинну.
1594 год
В лето 7102 горел на Москве Китай город и ряды.
Источник: [20.53]
Статья № 10
Разрядная книга, 1584
Тово же году на Москве летом были в объезде в головах для пожару и для всяково воровства:
в Большом старом городе в Кремле: князь Иван Самсонович Туренин да Григорей Микитич Борисов Бороздин; и Григорей Борисов на князь Ивана Туренина бил челом государю в отечестве о щоте;
в Китае городе: Богдан Иванович Полев да Костентин Дмитреев сын Поливанов; и Костентин Поливанов бил челом государю о местех на Богдана Полева; и государь Костентина Поливанова за то велел посадить в тюрьму, что он бил челом на Богдана не делом, а ис тюрьмы выняв, велел ему государь быть у тово же дела з Богданом же Полевым;
в Земляном городе, в одной половине, за Неглинною Иван Федоров сын Крюк Колычев да Репчюк Клементьев, а в другой половине, на Покровке Самсон Дмитреев Григорьев сын Данилов да Иван Гусь Милюков.
Источник: [16.26]
Статья № 11
Новгородская Вторая летопись
7059 (1551)
Да того же лета, мѣсяца маіа въ 9, на память иже во святыхъ отца нашего чюдотворца Николы, въ третій часъ нощи по Московскимъ часомъ, а по Новгородцкимъ часомъ на шестомъ часе на ночномъ, загорѣлось въ Юрьевѣ манастыри, отъ діакона Аврааміа отъ Килибаки, отъ свечи...
7068 (1560)
Мѣсяца марта въ 3 день, въ недѣлю, велѣли царевы и великого князя діаки, въ Великомъ Новѣгородѣ Ноугородцамъ по улицамъ, по избамъ по своимъ дворамъ, по хоромомъ, бочки и дщаны съ водою ставити у дымниць, и вѣникамъ на шестѣхъ на хоромѣхъ быти, въ Новѣгородъ, на всякой избѣ.
7079 (1571)
Да того же лѣта (Июня — Прим. ред.) въ Новегороде, по всему Новугороду, ставили на избахъ бочки съ водою, у дымницъ, да и вѣники на шестѣхъ; да того же лѣета въ Новѣгороде, по всему Новугороду, не велѣли избъ топити, и Ноугородци делали печи въ огородѣхъ и по дворомъ, где хлѣбы печи и колачи.
Источник: [19.149]
Комментарии
Статья № 12
Нижегородский летописец
Въ 1513 году, 1 августа, въ Нижнемъ Новгородѣ былъ пожаръ, отъ котораго сгорѣла городская дубовая стѣна.
Въ 1531 году въ Нижнемъ Новгородѣ сгорѣлъ посадъ отъ Рождественского ручья1 вплоть до пятницкой церкви, при чемъ сгорѣло до 1400 дворовъ, и кромѣ того лавки и амбары; пострадали также строенія и въ городѣ.
1 Рождественски ручей протекалъ по успенскому оврагу, т. е. по нынѣшнему успенскому (блиновскому) съѣзду, начинающемуся у такъ-называемыхъ Пяти Угловъ (перекрестокъ улицъ ильинской и сергіевской и успенскаго съѣзда) и выходящему на рождественскую улицу Нижняго Базара, между домами г-жи Покровской и г. Блинова. — Прим. сост. издания
Источник: [17.121]
Статья № 13
Соловецкий летописец, 1538–1539
В лето 7046 майа 1 числа в нощи от молнии погорел Соловецкой м[о]н[а]стырь весь до основания.
В лето 7047 г[осу]д[а]рь царь и великий князь Иоанн Васильевич, всея России самодержец, после пожару пожаловал игумену Алексею з братиею Евангелие в полдесть, поволочено бархатом червчатым, распятие и евангелисты сребрянные незолочены невелики, да Апостол в полдесть, поволочен камкою зеленою, да книг разных 22. Да он же великий г[осу]д[а]рь пожаловал игумену Алексею з братиею деревню Шижню, а в ней церковь Николая Чюдотворца, да деревню Сухой Наволок, да деревню Остров, а всего в трех деревнях трянатцеть обеж, и с варницами, и со всеми оброки и угодья.
Источник: [18.133]
Статья № 14
Лицевой летописный свод Ивана Грозного (Царь-Книга)
7001 (1501)*
О пожаре в Костроме
В туже весну в Вербную суботу сгорел весь город Кострома.
7001 (1501)
О пожаре в Москве
В ту же весну апреля в 16 день, на Радоницу, сгорел весь город Москва изнутри, остался только новый двор великого князя за собором архангела Михаила; и в Чудовом монастыре казна выгорела.
Лицевой летописный свод Ивана IV Грозного. 7001 (1501): О пожаре в Костроме, https://oldpspb.ru/faksimilnye-izdaniya/
|
Лицевой летописный свод Ивана IV Грозного. 7001 (1501): О пожаре в Москве, https://oldpspb.ru/faksimilnye-izdaniya/
|
7001 (1501)
О дворах в Москве и о церквах
В том же году повелением великого князя Ивана Васильевича сносили церкви и дворы за Неглинной и поставили меру от стены до дворов в 110 сажен.
7001 (1501)
О великом пожаре в Москве
В том же месяце июле в 28 день в воскресенье в 7 часов дня загорелась от свечи церковь святого Николы на Песке, и в тот час началась сильная буря, и кинуло огонь на другую сторону реки Москвы к церкви Всех святых, а оттуда за Негітинную к каменной церкви святого Георгия; и в тот час началась буря, и начало гореть во многих местах, и выгорел посад за Неглинной от церкви Духа Святого до Чертолья и до церкви Бориса и Глеба на Арбате, и до Петровской слободки; а за рекой Москвой выгорело от церкви Софии до Иоакима и Анны.
А из Заречья в городе загорелся двор великого князя и великой княгини, и оттуда загорелись житницы на Подоле, и новый двор великого князя за церковью архангела Михаила сгорел, и митрополичий двор выгорел, и у церкви Успения Пречистой алтарь обгорел под немецким железом, и в городе все алачуги выгорели, где не успели поставить хоромы после весеннего пожара; и церковь Иоанна Предтечи у Боровицких ворот сгорела и обвалилась, а в церкви поп сгорел, а под церковью казна великой княгини выгорела; и Боровицкая стрельница выгорела, и у городской стены вся кровля выгорела. и новая деревянная стена у Никольских ворот.
А из города торг загорелся, и оттуда посад выгорел возле реки Москвы до Зачатьевской церкви на Востром конце и до Васильевского луга, и до церкви Всех святых на Кулишках, и оттуда до церкви Иоанна Богослова и по старую Троицу и Сретенская улица вся выгорела до Всполья, и каменная церковь Сретение обгорела.
И тогда людям много скорби было: более 200 человек сгорело, а имущества бесчисленно выгорело; а все то сгорело в один день от полудня до ночи: а летописец и старые люди сказывают: как Москва была основана, такого пожара в Москве не бывало.
Тогда же стоял великий князь у церкви Николы в Подкопаях у Яузы в христианских дворах.
Лицевой летописный свод Ивана IV Грозного. 7001 (1501): Москва. Противопожарыне мероприятия, https://oldpspb.ru/faksimilnye-izdaniya/
|
Лицевой летописный свод Ивана IV Грозного. 7001 (1501): О великом пожаре в Москве, https://oldpspb.ru/faksimilnye-izdaniya/
|
7002 (1502)
О пожаре в Рязани
В сентябре сгорел город весь Рязань. В ту же осень пришел из Валахии Иван Андреевич Субота Плещеев, а из Крыма Константин Заболоцкий; а шли они Полем, и ограбили их на Поле татары, ордынские казаки...
7008 (1508)
О пожаре на Москве
В том же году месяца августа в 17 день в понедельник, в 8 часу дня. загорелось в Москве у Бобра на Большом посаде, и сгорело от реки Москвы до Неглинной, и пушечные избы, и Рождественский монастырь.
Лицевой летописный свод Ивана IV Грозного. 7002(1502): Москва. О пожаре в Рязани, https://oldpspb.ru/faksimilnye-izdaniya/
|
Лицевой летописный свод Ивана IV Грозного. 7008 (1508): О пожаре на Москве, https://oldpspb.ru/faksimilnye-izdaniya/
|
7016 (1516)
О великом новгородском пожаре
В том же году была сильная засуха, и много городов выгорело, также и сел, и лесов, и хлеба, и травы много выгорело; а в Великом Новгороде — полгорода. Торговая сторона вся выгорела, а людей в Новгороде 2 700 человек сгорело за наши грехи.
7039 (1539)
О пожаре в Нижнем Новгороде
В том же году в июле, в 3 час ночи, с четверга на десятую пятницу после Пасхи, загорелось в Нижнем Новгороде на посаде повыше церкви Козьмы и Дамиана. И огонь перекинулся на город, и загорелась кровля на городской стене, и от той кровли загорелось зелье пушечное в Ивановской стрельнице, и от того упала стрельница та, и внутри сгорел двор великого князя, и иных дворов сгорело немало.
И в ту же пятницу в седьмом часу дня загорелось внезапно зелье пушечное на Москве в Успенском овраге, на Алевизонском дворе; потому что на том дворе делали его городские люди. И сгорело делателей зелья того в один час более двухсот человек; а ко двору тому и к иным дворам Божьим хранением не прикоснулся огонь.
Лицевой летописный свод Ивана IV Грозного. 7016 (1516): О пожаре в Великом Новгороде, https://oldpspb.ru/faksimilnye-izdaniya/
|
Лицевой летописный свод Ивана IV Грозного. 7039 (1539): О пожаре в Нижнем Новгороде, https://oldpspb.ru/faksimilnye-izdaniya/
|
7039 (1539)
О пожаре в Новгороде Великом
Тем же летом был попущением Божьим пожар на Яневе улице у тюрем перед заутреней. Погорело на Дослане улице, и сгорела церковь святых сорока мучеников. И все три тюрьмы сгорели: из двух тюрем литовцев вывели, а из третьей, из городской, не успели вывести, и сгорело в тюрьме 145 человек.
И боголюбивый архиепископ Макарий повелел выкопать ров у церкви святого архангела Гавриила в конце Хренковой улицы, и сам пел надгробное пение, и с ним священники Софийского собора и всего города священники и дьяконы, и погребли их.
Лицевой летописный свод Ивана IV Грозного. 7039 (1539): О пожаре в Великом Новгороде, https://oldpspb.ru/faksimilnye-izdaniya/
|
Лицевой летописный свод Ивана IV Грозного. 7039 (1539): О пожаре в Великом Новгороде - 2, https://oldpspb.ru/faksimilnye-izdaniya/
|
7039 (1539)
О присылке грамоты государя великого князя в Великий Новгород к архиепископу и дьяков, и о размерении улиц, о решетках и о огневщиках
В том же году в июле государь великий князь самодержец всея Руси Василий Иванович прислал к своему богомольцу к архиепископу Макарию в Великий Новгород грамоты, и дьяков своих в Новгород послал: Якова Шишкина и Афанасия Фуникова. и дворцового дьяка Митю Великого, и повелел им на Софийской стороне улицы размерить.
И начали размерять Великую улицу от Владимирских ворот до конца, и все улицы из поля прямо до берега, и места по всему пожару: и решетки повелели установить по всему городу, и огневщиков расставить по повелению государя великого князя всея Руси Василия Ивановича.
Лицевой летописный свод Ивана IV Грозного. 7039 (1539): О противопожарных мероприятиях в Великом Новгороде, https://oldpspb.ru/faksimilnye-izdaniya/
|
Лицевой летописный свод Ивана IV Грозного. 7039 (1539): О противопожарных мероприятиях в Великом Новгороде - 2, https://oldpspb.ru/faksimilnye-izdaniya/
|
7044 (1544)
О Ярославском пожаре
В том же году месяца июля девятого в воскресенье, в 8 час дня, в городе Ярославле загорелся храм святого чудотворца Николы, и оттого сгорел город Ярославль весь, и церкви деревянные внутри города, и дворы погорели.
И князь великий Иван Васильевич всея Руси, и мать его великая княгиня Елена велели в том же месяце на старом же месте на погорелом город Ярославль рубить; и доделали его в то же лето. И поставлен был в то же лето город Ярославль деревянный на старом месте на погорелом.
7045 (1545)
О Владимире
В том же месяце апреле в 13 день, в четверг седьмой недели святого Поста на девятом часу дня, загорелся город Владимир между Рождественским монастырем и Андреевскими воротами на пустом месте, и сгорела стена от реки Клязьмы, и разметало 170 городен да четыре башни, да на соборной церкви Пречистой Богородицы половина кровли сгорела, а на церкви Дмитрия святого кровля вся сгорела, а иконы и сосуды церковные, и книги Божиим милосердием вынесли все целы, а Рождественского монастыря половина сгорела, а от города осталось Божиим помилованием и Пречистой Его Матери защищением 265 городен да семь башен.
И князь великий Иван Василиевич всея Руси, и мать его великая княгиня Елена велели в городе Владимире то место срубить, и где будут оставшиеся стены, починить; и в том же месяце в 19 день послан город делать — Истома Курцов. И в том же году, в августе, доделан город Владимир в третье лето государства его.
Лицевой летописный свод Ивана IV Грозного. 7045 (1545): О пожаре во Владимире, https://oldpspb.ru/faksimilnye-izdaniya/
|
Лицевой летописный свод Ивана IV Грозного. 7045 (1545): О пожаре во Владимире, https://oldpspb.ru/faksimilnye-izdaniya/
|
7055 (1555)
О пожаре в городе
В ту же весну (месяца) апреля в 12 день, во вторник Святой недели, в 9 час дня. загорелась на Торге лавка в москотильном ряду; и сгорели лавки во всех рядах города Москвы со многими товарами от Никольского перекрестка до речной городской стены; и гостиные дворы великого князя, и людские дворы, и многое имущество сгорело, от Ильинской улицы до городской стены, от площадки и городской стены вдоль реки, церкви, Богоявленский и Ильинский монастыри.
А у реки Москвы в стрельнице загорелся пушечный порох, и от этого разорвало стрельницу и разметало кирпичи по берегу реки Москвы и в саму реку. Следующей же ночью загорелось 10 дворов в Чертории (по направлению) к Дорогомилову.
7055 (1555)
О пожаре за Яузою
В том же месяце в 20 день, в среду второй недели после Пасхи, в 10 часов дня, загорелось за Яузою на Болвановье, и погорели Гончары и Кожевники возле реки Москвы, и церковь Спаса выгорела в Чигасове монастыре, роспись в той церкви была красивая, Дионисия иконописца, и Лыщиково погорело до Яузы и возле Яузы по устью к реке Москве.
Лицевой летописный свод Ивана IV Грозного. 7055 (1555): О пожаре в Москве; загорелось на Торге, https://oldpspb.ru/faksimilnye-izdaniya/
|
Лицевой летописный свод Ивана IV Грозного. 7055 (1555): О пожаре в Москве, за рекой Яузой https://oldpspb.ru/faksimilnye-izdaniya/
|
7055 (1555)
О великом пожаре
В том же месяце (Июне — Прим. ред.) в 21 (день), во вторник, в десятом часу дня, на третьей неделе Петрова поста, загорелся храм Воздвижения честного креста за рекой Неглинной на Арбатской улице на Острове. И была сильная буря, и распространился огонь, как молния, и сильный пожар, промчался в один час огонь от Занеглимения до Всполия Неглимною, и Черторие выгорело до Семчинского сельца, возле реки Москвы, и до церкви святого Феодора на Арбатской улице.
И началась сильная буря в городе, и загорелся в городе верх у соборной церкви Пречистой (Богородицы), и кровля на палатах царя и великого князя, и деревянные избы и палаты, украшенные золотом, и Казенный двор с царской казной, а на царском дворе у царской казны златоверхая церковь Благовещения (Пресвятой Богородицы), где находился деисус письма Андрея Рублева, золотом обложенный, и многоценные иконы, украшенные золотом и бисером, греческого письма, собранные его прародителями за много лет; и казна великого царя погорела, и вся Оружейная палата сгорела с воинским оружием, и вся Постельная палата с казною выгорела; и в погребах на царском дворе под палатами выгорело все деревянное, и царская конюшня. И по многим каменным церквам выгорели иконы и церковные сосуды, и имущество многое людское, и двор митрополичий.
Божьим заступлением и молитвами святых чудотворцев Петра, Ионы в соборной церкви Пречистой Богоматери Честного и Славного Ее Успения деисус и все церковные сосуды были сохранены.
А митрополита Макария едва вызволили из церкви, почти задохнувшегося от дыма; и пошел митрополит из церкви (и нес на себе икону Пречистой Богородицы письма чудотворца Петра, а протопоп Гурий нес за ним правила), и с ним шел Кекса Татищев, ясельничий князя Владимира, и священник соборный Пречистенский же Иван Жижелев, и те оба сгорели на площади, а митрополит ушел к городской стене в тайник к реке Москве, и протопоп вместе с ним. И там был ему дымный дух тяжек и жар силен, и изнемог от жара и дымного духа, начали его из тайника спускать, обвязав веревкой на взруб к реке Москве: и порвалась веревка, и разбился митрополит, и едва отдышался, (а протопоп Гурий пробыл тут в тайнике).
И привезли митрополита в его же монастырь на Новое еле живого. А в городе все дворы и палаты горели, и Чудовский монастырь весь выгорел, одни мощи святого великого чудотворца Алексия Божьим милосердием были сохранены.
А старцев сгорело по погребам и по палатам 18 человек, а слуг — 8 человек: и монастырский запас весь сгорел.
И Вознесенский монастырь также весь сгорел. 10 стариц в нем сгорело, и церковь Вознесения выгорела, иконы и церковные сосуды, и многие люди, только один образ Пречистой (Богородицы) протопоп вынес. И все дворы в городе погорели, и на стене кровля, и пушечный порох, что был на стене, и в тех местах разорвались городские стены.
А в другом городе все лавки с имуществом погорели, и все дворы в городе: только 2 церкви Бог сохранил — Рождества Христова на Рве и Рождества Пречистой (Богородицы), и на Никольском перекрестке около 10 лавок. А во многих каменных церквах иконы и церковные сосуды выгорели.
А за городом — Большой посад возле реки Неглинной. Пушечный двор, храм святых праведных богоотец Иоакима и Анны, и Рождественская улица, и Рождественский монастырь, и (церковь) святого Сергия до Никольского Драчевского монастыря: а по Сретенской улице — до церкви святого Стефана: а по Ильинской улице — до церкви святого Фрола в Мясниках, а Покровскою улицей — до церкви святого Василия: а Варваровскую улицей — до церкви Всех святых и святой Пятницы, и Рождества Пречистой (Богородицы), и Николзы Подкопаевского, и святого Фрола у конюшни, и конюшня великого князя, и до Воронцовского двора, и до церкви святого Ильи под Сосенками; а Великою улицей возле реки Москвы — и церкви Николы в Кошелеве и святого Андрея, и Воздвижения Честного Креста у реки Москвы, и Козьмы и Дамиана, и все Кулишки, а возле Яузы — до Воронцовского сада, и до конюшен цворы выгорели, до Смоливой улицы, и всякие сады выгорели, и в огородах всякие овощи и травы.
А от города за рвом на площадке от церкви Преображения Господня не горели дворы до церкви Всех святых, по Варваровской улице — до Кулишек; а позади тех дворов погорели все дворы и церковь вериг святого Петра и святого Симеона, и Козьмы и Дамиана, и за церковью святого Владимира до церкви святого Ильи и до Воронцовского сада. А в третьем часу ночи прекратилось огненное пламя. Это произошло по нашим грехам, в наказание нам от Бога было послано, за умножение наших согрешений не пощадил Бог такое множество святых церквей и святых Своих икон; Божьим гневом было это огненное пламя.
В один час многое множество народу сгорело, 1 700 человек мужского пола и женского, и младенцев, сгорело множество народа по Тверской улице и по Дмитровке, и на Большом посаде, по Ильинской улице, в Садах. Это все навел на нас Бог за наши грехи, за многие согрешения и беззакония, Бог же праведным Своим судом приводит нас на покаяние, кого — пожаром, кого — голодом, кого — приходом ратных, кого — мором. Прежние памятные книги времени пишут: такого пожара не бывало на Москве с тех пор, как Москва стала именоваться, великими князьями была славна и честна в их государстве; прежде этого Москва не так была населена, как ныне, народом умножилась в годы благоверного царя и великого князя Ивана Васильевича, всея Руси самодержца.
А после пожара находился царь и великий князь в своем селе Воробьеве со своей царицей великой княгиней Анастасией, со своим братом князем Юрием и с боярами; а церкви и палаты на своем дворе повелел отстраивать, те, что от огня распались, и деревянные хоромы ставить.
Лицевой летописный свод Ивана IV Грозного. 7055 (1555): О великом пожаре пожаре в Москве; митрополит Макарий еле спасся, https://oldpspb.ru/faksimilnye-izdaniya/
|
Лицевой летописный свод Ивана IV Грозного. 7055 (1555): О великом пожаре пожаре в Москве; митрополит Макарий еле спасся, https://oldpspb.ru/faksimilnye-izdaniya/
|
Лицевой летописный свод Ивана IV Грозного. 7055 (1555): О великом пожаре пожаре в Москве; митрополит Макарий еле спасся, https://oldpspb.ru/faksimilnye-izdaniya/
|
Лицевой летописный свод Ивана IV Грозного. 7055 (1555): О великом пожаре пожаре в Москве; митрополит Макарий еле спасся, https://oldpspb.ru/faksimilnye-izdaniya/
|
7055 (1555)
О великом пожаре
И... загорелся в городе... на царском дворе у царской казны златоверхая церковь Благовещения (Пресвятой Богородицы), где находился деисус письма Андрея Рублева, золотом обложенный, и многоценные иконы, украшенные золотом и бисером, греческого письма, собранные его прародителями за много лет...
* В Царь-книге используется хронологическая шкала Ивана IV и староверов: для перевода в юлианский стиль вычитаемое — 5500, а не 5508 (для января – августа).
Источник: [16.65]
Статья № 15
Владимирский летописец
1508. В лето 7015. Месяца майа 21 день был пожар во граде Москве, загореся от Панского двора, весь посад и торг и до Устретениа погоре. Того же лета почали делати стену камену от Неглинны от круглой стрельници к Никольским воротам.
Источник: [20.169]
Статья № 16
Статут Великого Князства Литовскаго (Литовский статут), 1566
(Исходный объём Статута — 141 л. в лист, список от 1643 г. — полууставом; содержит 377 статей («артикулов»), сгруппированных в 14 разделах)
О поджогах в лесах.
Если кто пустил «красного петуха», и даже не пытался загасить пожар, в результате которого погибли лошади и скот соседа, а также пчёлы, зверьё и птицы, то поджигатель должен быть покаран смертной казнью (горлом каран).
Источник: [19.226]
Статья № 17
И. Я. Фроянов
Пожары как поджоги. Пустить «петуха» — забава конкурентов
Итак, несмотря на сопротивление противников самодержавной власти, венчание на царство Ивана IV хотя и с запозданием, но все же состоялось. Это повлекло за собой определенные изменения в способах борьбы недругов Святой Руси с «самодержавством» царя Ивана. Их главным оружием становится разжигание страстей в обществе, провоцирование общественных беспорядков и народных волнений, возбуждение недовольства высшей властью. Достигалось это разными средствами, в том числе с помощью специально устроенных пожаров.
12 апреля 1547 года в Москве
«загореся на Торгу лавка в Москотинном ряду; и погореша лавкы въ всех рядех града Москвы со многыми товары от Николского хрестьца и до речной стены городной; и гостиные дворы великого князя, и дворы людскыа и животы многые погореша, от Ильиньскые улицы и до городные стены, от площадки и до речной стены городовой, церкви и монастырь Богоявленьской и Ильиньской. А у рекы у Москвы в стрельницы загорешася зелие пушечное, и от того разорва стрелницу и размета кирпичие по брегу рекы Москвы и в реку. И тое же нощи згореша 10 дворов в Чертории къ Дорогомилову».
Не успели в Москве оправиться от этого пожара, как 20 апреля
«загорешася за Яузою на Болвановие и погореша Горнчары и КОжевникы, вниз възле реку Москву и церковь Спас выгоре в Чигасове монастыре и вверх падеся, — подпись у церкви тоя чюдна была Дионисиа иконописца, — и Лыщиково погоре по Яузу, и возле Яузу по устие к Москв реке».
Современный исследователь, определяя последствия весенних пожаров 1547 года в Москве, пишет: «12 апреля пожар уничтожил большую часть Китай-города, в том числе около 2000 дворов на Гостином дворе Соляной двор, «и людей много погорело»... Через несколько дней (по летописному отрывку — 15 апреля) вспыхнул пожар в Замоскворечье, точнее, Заяузье: на Болвановке сгорело 1700 дворов, в Кожевниках — 500. По другим источникам, пожар случился 20 апреля, и «выгореша мало не все Заяузье» Отмечается, что «в то же время и в иных местах во многих на Москве загорелося»
При чтении летописного рассказа об апрельских пожарах 1547 года в Москве обращает внимание новая «случайность», сродни тем «случайностям», о которых мы уже не раз говорили, а именно то, что эти пожары возникали с разницей всего лишь в один час, будто по какому-то общему плану: первый «в 9 час дни» (11 час. 30 мин.), а второй «в 10 час дни» (12 час. 3 мин.). Ещё одна «случайность» состояла в том, что в пожар 20 апреля (по другим источникам — 15 апреля) Москва загоралась одновременно в разных местах: «В то же время и в иных местах во многих на Москве загорелося». Невольно закрадывается подозрение, не было ли здесь поджогов. Современники, кстати, так и думали. В Постниковском летописце читаем: «А говори ли про оба пожара, что зажигали зажигальники. И зажигальников многих имали и пытали их. И на пытке они сами на себя говорили, что они зажигали. И тех зажигальников казнили смертною казнью, глав им секли и на колы их сажали и в огонь их в те же пожары метали». Но коль были непосредственные исполнители поджогов («зажигальники»), то были, надо думать, и те, кто их посылал «на дело»...
Московские пожары в апреле 1547 года не дали того эффекта, на который, по-видимому, рассчитывали их заказчики. Они не привели к социальным волнениям и выступлениям народа против власти. Но это не остановило противников «Святорусского царства».
И эта деятельность, на наш взгляд имела антигосударственный характер, будучи направлена против царской власти, православной веры и, следовательно, церкви. Против царской власти потому, что побуждала народ к волнениям и беспорядкам, порождающим нестабильность в обществе. Против православной веры и церкви потому, что возрождала языческие нравы и обычаи, подрывающие основы христианства. То была продуманная политика. Довольно ярко она проявилась во время московского «великого пожара» в июне 1547 года.
Этот пожар возник в Москве во вторник 21 июня 1547 года. Он распространился на огромную территорию, в частности на Китай-город («Большой посад»), который превратился в сплошное пепелище. Огонь охватил и Кремль, где сгорели все деревянные строения. Погорели, по-видимому, уцелевшие во время апрельских пожаров хлебные житницы, что поставило население столицы перед угрозой голода. «Всего по одним данным выгорело 25 000 дворов и погибло 2 700 человек, а по другим — собрали одних сгоревших трупов за р. Неглинною 3 700 человек... более 80 000 человек горожан осталось без крова». То было страшное бедствие. По словам очевидцев, «та пожар не бывал на Москве, как и Москва стала именоватися».
Ближайшее знакомство с летописным рассказом об июньском пожар Москве обнаруживает одну интересную деталь: город загорелся 21 июня как и 20 апреля, «въ 10 часъ дни», или в 12 час. 30 мин. по современному счету. Опять «случайность»? Вряд ли. Тут видна некая схематичность действий. Существовал, по всему вероятию, общий план организации пожара в столице, которому следовали его исполнители. Это были, конечно, «зажигальщики», выполнявшие заказ тех, кто предпочитал оставаться в тени, чтобы не навлечь на себя карающий гнев государя. Среди заказчиков нахолись, безусловно, и ярые враги Православного Царства, противники русского самодержавия. Именно их стараниями поджигалась Москва, и «ещё в начале XVII в. можно было слышать рассказы о предательствах в Москве при Иване Грозном, о том, что Москву «неоднократно поджигали так, что однажды осталось всего 50 церквей». Эти слова привёл голландец Исаак Масса.
Источник: [21.19]
Комментарии
ПОБЕДИТЕЛЬ ИНТЕРНЕТ-КОНКУРСА «ЗОЛОТОЙ САЙТ»
Победитель XIII Всероссийского интернет-конкурса «Золотой сайт» в номинации «Познавательные сайты и блоги»
© Lifeofpeople.info 2010 - 2024