Встарь > Разделы и темы > Семейные и клановые бюджеты – «Треугольник устойчивости экономики» > Бюджет клириков и Cтабилизационный фонд власти > Славяне и российские этносы (XV век)
27. Семейные и клановые бюджеты – «Треугольник устойчивости экономики»
Бюджет клириков и Cтабилизационный фонд власти. Славяне и российские этносы (XV век)
Грамоты монастыря, Иловайский, Новгородская-III, Щербатов, Акты, Калужская, Акты
Статья № 1
Грамоты Палеостровского монастыря
№ 3. Данная Мартемьяна Родионовича Палеостровскому монастырю на землю с угодьями на острове Нут и в Братиловичах (1415 — 1421 гг)
Милости ради божия и пречистыя его матери святыя богородида. Се яз, Мартемьян Родивоновичь, дал есмь в дом святеи богородицы на Пальостров отчину свою межи сябры в Нут острове и за Нут островом воду и пожни, свою четвертую часть, в дом святеи богородици и в веки по отца моего володению и по моему володению на паметь отцю своему, и матке, и мне, и всему роду нашему и в Братиловицах воду и пожни очину свою по отца моего володению и по моему володению и в веки.
А печать у даной грамоты на свинцу пречистая богородица воплощенье. А на другой стороне крест, а потпись Исус Христос.
№ 6. Данная Марьи Офоносовой Палеостровскому монастяырю на село Пажирово сиденье с угодьями в Щунге (первая половина ХV)
А дала Марья Офоносова посадничь жена селуе святеи богородиц[и] на Пальострове Пажирово седенье верх Щунге остров, куд[ы] володел Пожурове пожнями, и нивами, и полешим лесом, туды володети игумену и всему стаду святее[и] богородиди. А Дмитрею Васильевичю не вступатися то селуе, ни в пожни, ни в нивы в тои завод ни во что же. А дала Марья в веки святеи богородиди. А у печати стоял в Марьино место Иван Дмитриевичь.
А печать у данной грамоты на свинцу пречистая богородида в[о]площение.
№ 8. Купчая и ободная Селифонта Твердиславля у Ивана Фомина на землю в Уноских (первая половина ХV)
Се купи Селифонте Твердиславль у Евана у Фомина зем[лю] и воду вУнаских. А ободе тои земли от Ониг озера по Гирз руцью вверх от вирховык по полишему лесу к вирховью к Цажни реки от обирх... по полешему лесу ко Ялганде реки, к великому камени, от камени вниз по Луял гонде реке в Шалу реку вниз в [Шал]скои матки, по матке в Чалскои ручеи, да и вниз по руцье в Унаскую губу по ужнои стороне деревня в Онего озеро Клошим. А по тому заводу в матерои земли и в островах селища и пожни, и полешии лесы, и водные ловища в Онеги озери. А на всюм том без вывита да Евану Фомину осми рублев Селифонте, соби (и) своим детем одерен и в ве[ки] своим детем одерен и в ве[ки]. А на то послухи: Иване Фомиле, Федоре Игнатье[ве], Демиде Волосове.
А печать у даной грамоты на свинцу пречистая богородица воплощенье.
№ 9. Грамота игумена Спасо-Хутыкского монастыря Закхея игумену Конону и старцам Палеостровского монастыря с разрешением ловить весной рыбу на Челможи «одним вотцом» (около 1477 — 1478 гг)
Се пожалова игумен Захеи святого спаса и преподобнаго чюдотворца Варлама попы и все старцы игумена Конана святеи богородици и всех старцов Паляострова ловити им в Челможи весне одним вотцом, а бразги им с т[о]г[о] [вот] ца не давати. А сия грамота им неподвижна и в век [и].
А печать у грамоты на свинцу преподобнаго Варлама чюд[отворца], а на другой стороне потпись печать Варлама.
Источник: [15.15]
Статья № 2
Д. И. Иловайский, †1920
Рязанское княжество
...не одна набожность со стороны частных людей была побудительной причиной к отдаче в монастырь своего имущества: многие владельцы заранее отказывали свои поместья с явным намерением приобрести себе безопасное пользование или на остальное время жизни под защитой монастырского начальства. Так в одной дарственной записи 1483 г. говорится: «Се аз Настасья, Прокофьева жена Давидовича, придала есми в Дом Святей Богородицы Пречистой Рождества на Солодил село свое Калялинское архимандриту с братьею в намять по своем мужи... и по себе по своем животе, а при своем животе то село еще мне ведати самой»
Источник: [21.62]
Статья № 3
Новгородская Третья летопись, 1428
6936
Великій князь Литовскій, со всѣми силами, ходи къ Новуграду, и стоялъ у Порхова; и воеводы Порховскіе добили челомъ, дали 5000 рублевъ, и владыка съ бояры пріѣхавъ добилъ челомъ, дали другую 5000 рублевъ, да владыка далъ изъ своей казны за полонъ шесть тысячь рублевъ.
Источник: [19.150]
Статья № 4
Кн. Михаил Щербатов
Что же касается до помянутыхъ монастырей; то Великій Князь изъ поданныя росписи не токмо не нашелъ ихъ (Новгородцев — Прим. ред.) бѣдности, но паче усмотрѣлъ за ними великія земли, и для сего требуемую половину взялъ, которой число земель лѣтописцы намъ сохранили; а имянно: въ половикѣ земель Георгiевскаго монастыря 720 обежъ; Аркадiевскаго 335 обежи; Благовѣщенскаго 253; Никольского Неревскаго конца 251 обежа; Антоновского 50 сохъ; Михайловскаго 100 обежъ; да сверьхъ того всѣ вотчины, принадлежащiя Князю Василью Васильевичу Шуйскому, содержащая шесть селъ, въ которыхъ считалось 78 сохъ, такъ же къ непосредственнымъ своимъ владѣніямъ приписати повелѣлъ.
Источник: [18.140]
Комментарии
Статья № 5
Акты юридические, или Собрание форм старинного делопроизводства, 1427
72. — Прежде 1427. Купчая преподобнаго Кирилла Белозерскаго
Се яз игумен Кирило, доложа Есипа Иванович тиуна княжь Юрьева Васильевича, купил есми в дом Пречистой Богородици, у Нестерка у Мямли, деревню, и с иными землицями и с поженками, которыя землици и поженьки доселе тянули к той деревне, и с тою поженкою, которую Нестерко у Ондрея выменил в Ондрееве наволоце; а землици Пробудово да Месяцево; а дал есми три рубли и сорок бел, да овцу пополнка; а серебро платил от игумена чернец Варсонофей. — А на то послуси: Язык Мошна да Гридя попов Окулов, Наум Розанов, Ондрон Игумнов, Иваш Мошнин, Миша брат попов Окулов. А грамоту писал поп Окул.
Источник: [19.205]
Статья № 6
Калужская летопись В. В. Ханыкова
В 1486 году, по духовной того же Князя Михаила Андреевича, сельцо Кутеповское с серебром и хлебом поступило в Боровской Пафнутьев монастырь.
Источник: [19.122]
Статья № 7
Акты Троице-Сергиева монастыря
Купчие, духовные и отводные грамоты из архивов Троице-Сергиева монастыря
*
3
[1410–27 гг.]. — Купчая Троицкого м-ря чернеца Есипа на купленное в м-рь у Григ. Фед. [Карцова?] с Максимова, в Городск. стану Углич, у.
Список с купчие грамоты, — село Максимово.
Се яз, Есип, чернец игумнов Никонов, купил есми у Григорья у Федорова сына село Максимово в дом святей Троице на игумена на Никона. А дал есми на нем3 двенатцать рублев, а дал есми пополнка корову.
А на то послуси: Борис, Оксен, Исак, Лука, Конан4.
А грамоту писал Кондрат дияк.
А купчая без печати.
Источник: [20.166]
Комментарии
ПОБЕДИТЕЛЬ ИНТЕРНЕТ-КОНКУРСА «ЗОЛОТОЙ САЙТ»
Победитель XIII Всероссийского интернет-конкурса «Золотой сайт» в номинации «Познавательные сайты и блоги»
© Lifeofpeople.info 2010 - 2024