Встарь > Разделы и темы > Семейные и клановые бюджеты – «Треугольник устойчивости экономики» > Бюджет клириков и Cтабилизационный фонд власти > Иные этнические системы (XIII век) > Комментарии к статье №6
Комментарии к статье №6, Послание епископа Вик-Эзельского Генриха
1
Весьма примечательно, что боевой Тевтонский орден РКЦ отдаёт в окормление другому Ордену РКЦ Псов Господних (Domini Canes) — то есть Ордену, с 1232 года принявшего от папства в своё ведение инквизицию, — часть источников своего благосостояния. При этом ни один из Орденов даже и не подумал делиться непосредственно с Ватиканом! А когда очередной папа Римский только заикнулся о том, что Орденам стоило бы поделиться с его Двором, на него «почему-то» тут же упала балка потолочного перекрытия...
В своей жажде наживы Ордена превзошли вообще какие бы то ни было нормы морали, что аукнулось им в их же «логове», в Германии. Где Рим и целая свора примкнувших к нему монашествующих Орденов буквально вгрызлись в кошельки людей, делающих Дело.
Мартин Лютер с возмущением писал (95 тезисов. — СПб: Роза мира, 2002):
«Как я узнал, в каждую местность является ежегодно пять или шесть нищенствующих орденов, каждый более шести или семи раз, ... существует даже отчёт, согласно которому один город за год выдавал подаяние около шестидесяти раз... в Рим ежегодно уходит из Германии более трёхсот тысяч гульденов»
В Риме на всё это реагировали так:
«Пьяные дикари немцы, вероятно, все это стерпят.., а если попробуют взбунтоваться, то наложим на них интердикт»,
то есть запрет папы на богослужение и обряды в данной местности.
Что же касается северных областей Древней Руси и племён берега Янтарного моря, то неверно полагать, что Русь была в стороне от событий аннексии Германией земель Прибалтики и идеологического прессинга католиков на тех землях. Так князь Великий князь Владимирский, суздальский и городецкий Юрий II Всеволодович (†1238) был не глуп, понял к чему дело идёт, и выдворил всех доминиканских монахов со своей территории, чем и спровоцировал войну: Ордена крестоносцев предприняли поначалу наступление на Псков и Новгород. Но началась весенняя распутица, и набег не удался.
Потом царь Иван IV таки вспомнил, что Тарту (Дерпт) — это, на самом деле, древний русский город Юрьев, а Таллин (Ревель) — это, на самом деле, древнейший летописный русский город Колывань. Тут-то и началась истерия Европы по поводу царя-тирана etc.
2
Уголовникам, которые Англия из своих тюрем сплавила на территорию Сев. Америки и Австралии, ничего не надо было изобретать: бери хоть опыт XIII века силовой и идеологической аннексии земель прибалтов Орденами Ватикана (то есть опыт предков-саксов), хоть опыт аннексии земель Южной Америки тем же составом...
ПОБЕДИТЕЛЬ ИНТЕРНЕТ-КОНКУРСА «ЗОЛОТОЙ САЙТ»
Победитель XIII Всероссийского интернет-конкурса «Золотой сайт» в номинации «Познавательные сайты и блоги»
© Lifeofpeople.info 2010 - 2024
Редактор издательства (21.11.2021 06:55:41)
1. Генрих, бывший монах Доминиканского ордена (Ордена проповедников), был посвящен в епископы Эзеля и Поморья (Вик-Эзельское, Леальское епископство) 10 сентября 1234 г. В этой должности он оставался до 1260 г. Из-за конфликта с некоторыми своими вассалами Генрих вынужден был в 1238 г. обратиться за помощью к рыцарям Ливонского ордена. При этом епископ уступил Ордену часть земель на территории епископства [Чешихин 1985: 374, 377; Арбузов 1912: 36; Donner 1929: 228-229; Ammann 1936: 223-224; Walter-Wittenheim 1938: 6-17; Benninghoven 1965: 302-304]. Сложившийся здесь альянс между ливонскими рыцарями и Эзельским епископом получил развитие и в предложении Ордена епископу Генриху взять под его церковную юрисдикцию неофитов в Новгородском государстве.
2. Братья дома Тевтонского св. Марии в Ливонии — рыцари Ливонского ордена — филиала Тевтонского ордена, покровительницей которого считалась св. Дева Мария. См. ком. 1 к отр. VII СРХ.
3. Согласие апостольского престола — т. е. согласие Римского папы.
4. Рутия (Rutia) — здесь: Новгородская Русь. Ватланд (Watlande) — дословно — «Водская земля». В западноевропейских средневековых источниках упоминается:
1) как территория на северо-западе Новгородской Руси, населенная финноязычным народом «водь», «вожане», и
2) как административная единица Новгородского государства, с этнически смешанным населением, расположенная в основном на Ижорском плато.
Вожане жили также в районе между р. Нарвой и Ижорским плато, наиболее слабо связанном с Новгородом. Этот район в русских источниках называется «погосты в Чуди», а здешние жители — «чудцой» [Гадзяцкий 1940: 101-115; Моора Х., Моора А. 1965: 63-79; Седов 1987: 34-42; Рябинин 1990 (а), 23-27; Рябинин 1995: 123-127; Хейнсоо 1995: 169-181]. Нуова (Nouve) — очевидно, район бассейна р. Невы, в основном в дельте и нижнем течении реки.
В русских источниках этот район не выделяется и такое название неизвестно. Ингрия (Ingria) — Ижорская земля:
1) территория, населенная финноязычным народом ижора (ижеряне, в западных источниках — ингры);
2) административная единица Новгородского государства, в пределах которой помимо ижоры жили русские и карелы. Судя по данным археологии, ижеряне жили также в пределах Водской земли по южному берегу Финского залива [Гадзяцкий 1940: 128 и далее; Моора Х., Моора А. 1965: 79-84; Седов 1987: 42-43; Рябинин 1990 (б): 31-41; Лескинен 1995: 187-197].
Карела (Carelae) — Карельская (или Корельская) земля:
1) территория, населенная карелами;
2) административная единица Новгородского государства [Седов 1987: 44-52; Кочкуркина и др. 1990: 5 и далее]. В 1-й пол. XIII в. данные народы оставались в основном язычникам [Рябинин 1980: 20-30]. Это отразилось и в тексте рассматриваемой грамоты, где епископ Генрих четко отделяет их от «уже крещеной» Эстонии и православной Руси.
5. Имеется в виду замок Копорье. Замок был построен на восточном рубеже той территории, которую крестоносцы сумели захватить. Эта граница практически совпадала с границей между областью Чудцы и Водской землей Новгородского государства [Рябинин 1984: 46]. Таким образом, претензии ливонцев на земли финноязычных народов Новгородской Руси значительно превышали реально захваченный ими район. Поспешное объявление о распространении своей власти на столь обширную территорию можно, как кажется, объяснить тем, что на земли по р. Неве и на Карелию претендовали также шведы и Упсальская церковь. Во время попытки их закрепиться в устье р. Ижоры произошла знаменитая Невская битва 1240 г. (см. прил. 2Д). Ливонцы торопились опередить шведов, первыми получив «добро» от Рима.
6. О том, что часть водской знати поддерживала крестоносцев, сообщает и новгородский летописец (см. в прил. 2Ж, ком. 8). Возможно, нобили чудцы согласились принять католичество в обмен на обещания крестоносцев помочь им освободиться от власти Новгорода [Nazarova 2001: 186-187; Назарова 2000 (б)]. Наступление ливонских рыцарей из Северо-Восточной Эстонии в пределы Новгородского государства произошло не позже рубежа 1240/1241 г. Кроме рыцарей Ордена, в акции, по всей вероятности, участвовали вассалы датской короны из Северной Эстонии, а также отряд, прибывший незадолго до того из Дании, во главе с датским принцем Абелем. Однако обострение политической ситуации в самой Дании вынудило датчан срочно вернуться домой. В связи с этим в разделе вновь завоеванных земель датчане не участвовали. В их отсутствие не могла претендовать на духовное господство над новыми землями и Лундская церковь в лице суффрагана архиепископа Лундского епископа Ревельского [Назарова 1999 (а): 199-200].
7. Иначе говоря, по договору с эзельским епископом рыцари Ордена обладали полнотой светской власти в новой области и обязывались выделять часть дохода, получаемого в качестве налога с местных жителей, на содержание священников, а также на материальное обеспечение представителей церковного суда.
8. Орден проповедников (ordo praedicatorum) — он же Доминиканский орден нищенствующих монахов. Основан монахом Домиником в 1215 г. [Tanner 1929: 737 ff.; Карсавин 1992: 132-136]. Братья Ордена Синдерам и Гуго — вероятно, из окружения епископа Генриха. В других источниках не упоминаются.
9. Орден миноритов (ordo minorum) — монашеский орден, образованный из учеников Франциска Ассизского. Минориты — «младшие братья», первые францисканцы, бродили по двое по городам и селам, зарабатывая на жизнь своим трудом или прося милостыню, призывали мирян к покаянию, проповедовали аскетический образ жизни. Устав братства миноритов был официально утвержден папой в 1223 г. [Tanner 1929: 727 ff.; Карсавин 1992: 123-126]. См. также ком. 4 к док. 11.
10. Андреас (Andreas) — личность точно не устанавливается.
11. Вернер (Werneras) — маршал Ливонского ордена. Упоминается в ряде документов, возможно, был фогтом в Каркусе (Западная Эстония) в 1248 г. [Benninghoven 1965: 446].
12. Камерарий — высшее должностное лицо, отвечавшее за сбор налогов. О Герарде, Герхарде см. Benninghoven 1965: 445.
13. Рембольд (Remboldus) — возможно, тот же рыцарь, который в 1234 г. был региональным магистром меченосцев в Вендене [Benninghoven 1965: 443, 445].
14. Вероятно, речь идет о том, что рыцари, обосновавшиеся в Копорье, освобождались от выплаты десятой части своих доходов на нужды церкви. Подобные льготы могли предоставляться на определенный период до наступления политической и экономической стабилизации в регионе.
#бюджет_клириков #доходы_РПЦ #культура #история #хомотриалы #религия #подлоги_истории #финансы #доходы_монастырей #экономика #cтабилизационный_фонд #интересные_факты #общество