Встарь, или Как жили люди


Гравюра
Искать информацию: в статьях в комментариях по имени автора среди наименований источников

Встарь > Разделы и темы > Деньги, рейдерство властных структур, регулирование финансовых потоков. Люди как ресурс власть имущих > Юридическое и идеологическое обеспечение устремлений власти > Иные этнические системы (XIV век)

26. Деньги, рейдерство властных структур, регулирование финансовых потоков. Люди как ресурс власть имущих

Юридическое и идеологическое обеспечение устремлений власти. Иные этнические системы (XIV век)

Бьёркёарэттен, Ландслаг, Царь-Книга

Статья № 1
Бьёркёарэттен (Городское право), 1345

Швеция

Если кто-либо порочит или говорит дурно о фогде и обо всём совете, он платит штраф в тринадцать марок серебром, если имеются два свидетеля...

Если кто-либо говорит дурно о бургомистре, он платит штраф в двенадцать марок...

Если кто-либо порочит или говорит дурно о другом жителе города или чужеземце он платит штраф в три марки...

Тот, кто с упорством избегает городского тинга (Собрания, вече — Прим. ред.) или заседания в ратуше и пренебрегает положенной клятвой или денежным штрафом за своё преступление, он платит штраф в три марки так часто, как он совершает это.

законы в интересах властиидеологиярейдерство властных структурНЛП-обработка электоратапреступления ради прибылиисториярелигияподлоги историифинансыэкономикаинтересные фактыхомотриалынравы общества

Источник: [14.23]

Статья № 2
Ландслаг короля Магнуса Эрикссона (Закон страны), 1347

Швеция

[Если] он [ландбу — наёмный работник — Прим. ред.] откажется [от земли] позже [дня св. Эрика] и до срока уплаты оброка, он должен вспахать хозяину поле; если же он не вспашет поле, то пусть заплатит ему (Землевладельцу — Прим. ред.) плату за вспашку, размеры которой должны установить два человека со стороны каждого из них; [если] он уже вспахал поле, труд его пропадает даром. [Если] срок держания не истек, пусть он лишится своего «дара» и посеянной прошлой осенью ржи, если только землевладелец не принудит его уйти из усадьбы; тогда это должен расследовать хёрадсхсвдинг.

Он не может отказаться от земли после уплаты оброка, если он не найдет хозяину вместо себя другого ландбу или не выплатит оброк за следующий год или не выполнит тех повинностей, которые надлежит выполнить за эту землю в следующем году, даже если в том году он ничего не сеял.

Никто не может требовать передела [земли] деревни для уравнения качества наделов, если он не владеет четвертой частью [земли] деревни. При переделе должен распоряжаться тот, кто владеет наибольшим [количеством земли) в деревне. Никто не имеет власти разрушить [посредством передела усадеб] деревню, которая построена в результате справедливого «раздела по солнцу», если этого не пожелают все землевладельцы [деревни]. Все жители деревни не ответственны за того, кому предъявляется иск.

Идти в наём должны все те, кто имеет [имущество стоимостью] меньше, чем в три марки; каждый, кто приютит таких людей после того, как наступит срок найма, пусть платит три марки штрафа.
[Если] он имеет [имущество стоимостью] в три марки или более и не хочет идти в наём, тогда пусть платит в качестве налога половину того, что платит бонд [домохозяин].

Все оброки хераду должны уплачиваться в день святого Франциска (4 октября), вскоре после Михайлова дня (29 сентября), и оброки области — в день святого Дионисия (9 октября); в эти дни пусть каждый везет свой оброк в область или херад в место, издавна предназначенное для этого.

...Если брюти (Управляющий поместьем — Прим. ред.), мельник или обязанный верностью слуга [давший клятву верности], или [его] жена убьет своего законного господина и хозяина или его жену, и его — или ее — поймают на месте преступления, тогда он должен быть приведен на тинг и там приговорен к колесованию, а женщина — если это сделает она — должна быть побита камнями. Их земля и движимое имущество должны быть разделены на три части; пусть одну часть получит король, другую — истец и третью — херад, в котором будет совершено преступление.

законы в интересах властиидеологиярейдерство властных структурНЛП-обработка электоратапреступления ради прибылиисториярелигияподлоги историифинансыэкономикаинтересные фактыхомотриалынравы общества

Источник: [14.24]
Комментарии

Статья № 3
Лицевой летописный свод Ивана IV, 6860 СМ

Духовная грамота и завещание Магнуша, короля Шведского.

В давние времена шведский король Магнуш перед своей смертью написал завещание и скрепил клятвой, в котором было написано: "Я, грешный Магнуш, король Шведский, наречённый в святом крещении Григорий, отходя от этого быстротечного жития, пишу это завещание при своей жизни. Завещаю своим братьям, своим детям и всей земле Шведской жить в мире и любви, из бегать всякой лжи и неправды, и щегольства суетного, пьянства, всяких игрищ бесовских, не обижать, не насильничать, не нарушать крестного целования с Русскими землями навечно, потому что нам от этого не бывает никакой телесной пользы, а только душам нашим погибель, потому что это ничем нам не поможет.

Некогда князь, местер Белгерд, пошёл войной и вошёл в Неву. На Ижоре реке его встретил великий князь Александр Ярославич, разбил его полки, а самого его прогнал. Потом брат мой, князь Маскалка, тоже вошёл в Неву, поставил крепость на реке Охте и наместников своих там посадил с множеством немцев, а сам пошёл за море. Но пришёл великий князь Андрей Александрович, крепость взял, а наместников и немцев побил. И после этого не было нам мира с Русью 40 лет. И потом на Неве установили вечный мир на 40 лет с великим князем Юрием Даниловичем и провели раздел землям и воде — кому чем владеть, грамоты подписали и печати поставили.

И потом, через 30 лет, я, грешный король Магнуш, забыв обо всем этом, пошёл войной на них со всей землёй Шведской, желая пленить их, потому что не хотели они принять веру нашу. И многих я пленил, и в свою веру крестил. Взял крепость их Орехов, наместников своих посадил в городе этом и оставил некоторое воинство, а сам вернулся за море.

И потом новгородские люди пришли, город свой Орехов отобрали, а самих наместников и немцев, которые были в городе, побили.

Лицевой летописный свод Ивана IV/ Завещание шведского короля Магнуса,  6860 СМ (1352 РХ)
Лицевой летописный свод Ивана IV/ Завещание шведского короля Магнуса, 6860 СМ (1352 РХ)
 Лицевой летописный свод Ивана IV/ Завещание шведского короля Магнуса,  6860 СМ (1352 РХ)
Лицевой летописный свод Ивана IV/ Завещание шведского короля Магнуса, 6860 СМ (1352 РХ)

И я, того не порядя, в этот же год опять пошёл на Орехов войной. И стало мне известно, что под Ореховом стоит новгородская сила. Я пошёл к городу Копорье и переночевал там. Туда ко мне пришла весть, что новгородцы уже на границах земли. И я, услышав об этом, бежал за море.

И поднялась буря сильная, такие валы и волны начали подниматься, что и парусов не могли поставить из-за волн. Великий страх и трепет напали на меня, когда я увидел, как корабли с моим войском треплют морские волны, и они тонут. И много потопило моей рати в устье Неровы — реки. И я вернулся в землю свою с небольшим остатком рати.

И с того времени пал на нашу землю Шведскую гнев Божий: голод, мор, междоусобные брани. И у меня грешного за мои грехи отнял Бог разум.

И сидел во дворце своём год, прикованный к стене цепью железной, в заключении.

Потом пришёл ко мне сын мой Сакун из Мурманской земли, и, взяв меня из палаты и посмотрев на меня, увидел меня почерневшим и иссохшим. И глаза мои, как в яму, впали. Руки мои и ноги мои стали тонкими, кожа и жилы мои к костям прилипли, и я едва мог говорить. И был голос мой как жужжание исхудавших пчёл. И все, видевшие меня, жалостно заплакали, запричитали. А сын мой от скорби бился головой о землю, сетуя, скорбя и плача обо мне.

И повёз меня сын мой в свою Мурманскую землю. И, когда я поднялся на корабль, опять поднялась сильная буря, так что не видно стало кораблей наших с парусами в волнах. И так все люди мои были потоплены. Я же сам, привязав себя к доске корабельного днища, плавал три дня и три ночи. И принёс меня Господь ветром в реку Полная, к монастырю святого Спаса. И бывшие там чернецы сняли меня с доски и внесли в монастырь святого Спаса.

И, взяв черные ризы, постригли меня в иноческий чин и в схиму. И на три дня и три ночи сохранил мне Господь жизнь. Все же это было послано на меня Господом богом за моё высокоумие, надежды, гордость и лукавство. Нет на свете человека, более гордого, лукавого и грехолюбивого чем я.

И за это зло пострадал. Много нарушал крестного целования и применял насилия к Русской земле. Но укротил меня Господь Бог, и по страдал я за это зло и нестерпимо. И ныне наказываю вам, братьям своим, и детям своим, и всей земле Шведской: избегайте лукавства, всякой неправды и всей суеты мира сего: все исчезнет как дым, и как сон, и как сень мимо пройдёт.

Не насильничайте, — не нападайте на Русскую землю, не нарушайте крестного целования и тогда не погибнете. А кто пойдёт на Русскую землю и нарушит крестное целование, на того Господь Бог нашлёт огонь и воду, как казнил и меня за беззакония мои, за лукавство и неправду, за надежды и гордость, за насилие и немилосердие, и за все зло, от меня содеянное. И все то Господь Бог сотворил своим Божественным промыслом ради моего спасения".


* В Царь-книге используется хронологическая шкала Ивана IV и староверов: для перевода в юлианский стиль вычитаемое — 5500, а не 5508 (для января – августа).

не нападайте на Русскую землюпервое основание Питерапотеря флота Швециейзаконы в интересах властиидеологиярейдерство властных структурНЛП-обработка электоратапреступления ради прибылиисториярелигияподлоги историифинансыэкономикаинтересные фактыхомотриалынравы общества

Источник: [16.64]

      |     О сайте >>   |    Обратная связь   |   

ПОБЕДИТЕЛЬ ИНТЕРНЕТ-КОНКУРСА «ЗОЛОТОЙ САЙТ»
Победитель XIII Всероссийского интернет-конкурса «Золотой сайт» в номинации «Познавательные сайты и блоги»Победитель интернет-конкурса «Золотой сайт»

© Lifeofpeople.info 2010 - 2024

▲ Наверх

0,164