Встарь > Разделы и темы > Деньги, рейдерство властных структур, регулирование финансовых потоков. Люди как ресурс власть имущих > Грабежи, разбои и рейдерство властных структур > Славяне и российские этносы (XII век)
26. Деньги, рейдерство властных структур, регулирование финансовых потоков. Люди как ресурс власть имущих
Грабежи, разбои и рейдерство властных структур. Славяне и российские этносы (XII век)
Воскресенская, Патриаршая, Галл, Кёльн, Гельмольд, ал-Гарнати, Тверская, Типографская, Новгородская-I, Лицевой свод , Рогожский, Рейнтенфельс, Гоголев, Гнезненские
Статья № 1
Воскресенская летопись
1106
Погром земгалов князем Всеславичем; убито их 9 000 человек.
1146
Грабеж Путивля и делёжка награбленного
Источник: [19.7]
Статья № 2
Патриаршая летопись (Никоновская)
1106
Погром земгалов князем Всеславичем; убито их 9 000 человек.
1142
Грабеж шведами новгородских купцов (гостей), ехавших на пяти шняках с товаром из-за моря... потеряли три шняки и сто пятьдесят человек.
Источник: [19.8]
Статья № 3
Галл Аноним, 1110
Польша
Между тем неутомимый Болеслав не находился в зимнее время, как человек ленивый, в праздности, а вошёл в Пруссию, страну северную, скованную льдом, в то время как даже римские военачальники, воюя с варварскими народами, зимовали в заранее приготовленных укреплениях и не воевали в течение всей зимы.
Войдя туда, он пользовался льдом озёр и болот в качестве мостов, так как нельзя найти никакого другого подхода к этой стране, кроме как по озёрам и болотам. Когда он перешёл озера и болота и пришел в населённую страну, он не остановился на одном месте и не осаждал ни крепостей, ни городов, так как их там не было, поскольку страна эта, расположенная по островам, укреплена от природы озёрами и болотами и разделена на наследственные участки (по жребию) между земледельцами и городскими жителями.
Воинственный Болеслав, проходя повсюду по этой варварской стране, взял огромную добычу, поработил бесчисленное количество мужчин и женщин, юношей и девушек, рабов и служанок, сжёг много домов и селений, после чего он без сражения вернулся в Польшу, хотя сражения он жаждал больше, чем
Источник: [12.9]
Статья № 4
Кёльнская королевская хроника
На приэльбские земли обрушились славяне и ушли только после того, как побили и увели в плен много людей. Среди остальных был убит граф Годфрид Хамменбургский. Обеспокоенный этим, герцог Саксонский, Лотарь вторгся в славянскую землю, опустошив, прошёл её, захватил девять наиболее укреплённых и богатых крепостей и вернулся в качестве победителя только после того, как получил от них заложников.
Источник: [14.15]
Статья № 5
Гельмольд из Любека, †1177
Западные славяне
Когда такие волнения сотрясали всю Саксонию (Когда тевтоны грызлись меж собой — Прим. ред.), Прибислав из Любека (Князь
В те дни (около 1151 г.), когда герцог находился в отсутствии, пришел Никлот, князь земли бодричей, к герцогине Клементии в Люнебург и стал громко жаловаться перед ней и друзьями герцога, что хижане и черезпеняне (Славяне) начали понемногу бунтовать и противиться даням, которые платят по обычаю.
И тогда были назначены граф Адольф с народом гользатов и штурмаров (саксонские племена) оказать поддержку Никлоту и подавить восстание непокорных. И граф выступил более чем с 2 тысячами избранных воинов. Никлот же тоже собрал войско из бодричей. И они отправились вместе в землю хижан и черезпенян и шли по неприятельской земле, уничтожая всё огнём и мечом. И разрушили знаменитое языческое святилище с идолами и другими заблуждениями (Святилище Яровита в Волегоще).
Жители, видя, что у них нет сил сопротивляться, откупились громадными деньгами и недостававшее в данях покрыли с избытком. Тогда Никлот, обрадованный победой, выразил графу горячую признательность и, когда тот возвращался домой, проводил его до границы своей страны, проявляя самую тщательную заботу о его войске. И с того дня окрепла дружба между графом и Никлотом, и часто они сходились в Любеке или Травенемунде для беседы о благе обеих земель.
Славяне затопили Данию
Герцог, побуждаемый гневом, призвал князей славянских и повелел, чтобы они отомстили данам. Будучи призваны, они сказали: «Мы готовы», — и с радостью повиновались ему, который послал их. И открылись запоры и ворота, которыми раньше было закрыто море, и оно прорвалось, стремясь, затопляя и угрожая разорением многим данским островам и приморским областям. И разбойники опять отстроили свои корабли и заняли богатые острова в земле данской (в 1169 г.). И после длительного голода славяне [опять] насытились богатствами данов, растолстели, говорю я, разжирели, вширь раздались! От вернувшихся я слышал, что в Микилинбурге (Мекленбурге) в рыночные дни насчитывалось пленных данов до 700 душ и все были выставлены на продажу, лишь бы только хватило покупателей.
Источник: [12.20]
Статья № 6
Абу Хамид ал-Гарнати, †1170
Булгар
А холода зимой бывают очень сильные, настолько, что раскалывается дерево от жестокости мороза. А царь в это время сильных морозов выходит в походы против неверных и уводит в плен жён их, их сыновей и дочерей и лошадей.
Источник: [12.24]
Комментарии
Статья № 7
Тверская летопись
Русь. Пассионарное напряжение этнической Системы. Пассионарный подъём: «Надо исправить мир, ибо он плох!», «Будь тем, кем ты должен быть!» («Русское Чикаго». Продолжение)
Выборка «художеств» смотрящих Руси, ВКЛ, Киева и Новгородской империи — самая полная из всех на сайте, хотя некоторые поповские тягомотины с оправданием права князей на грабёж тут не приводятся, — как
К жизни людей (теме сайта) все эти «художества» хомотриалов имеют отношение постольку, поскольку убивали и
1127. Ни смотрящим, ни их дружинам неймётся!
|
1130. Что братьев-славян (ВКЛ), что эстов, что ливов... (чудь) — а всё едино кого грабить было сыну Владимира Мономаха.
|
1141. Новгородцы пытаются отловить Святослава — ставленника Киева, но тот успешно бежит, бросив свою челядь на произвол судьбы.
|
1142. Новгородцы грабили не только сами, но и от других отбивались...
|
1143. Очередная рейдерская ходка очередного смотрящего.
|
1147. Вот и московские занялись грабежом... В год основания Москвы!
|
1147. Новгородские также решили «потешиться» разбоем.
|
1149. На этот раз что-то выясняли меж собой новгородцы и суздальцы... а тут и Имь подоспели
|
1151. Изяслав решил не искушать лукавого и подбил венгров и поляков на разбой против Юрия...
|
1152. Уже не грабёж, но стенка-на-стенку...
|
1155. Мнения кого грабить разошлись... и Ярослав Галичский пошёл грабить поляков (далековато, однако)
|
1155. Берендеи — похоже, жители Причерноморья, возможно, предки черкасов — побили печенегов, похоже, предков венгров...
|
1157. Мало-помалу начинает закрадываться сомнение в психической уравновешенности древних смотрящих городов Руси, что без крови не могли и года прожить.
|
1159. Сомнения в психической уравновешенности смотрящих Руси при чтении Летописи всё более усиливаются.
|
1164. Поход объединённой ОПГ на булгар...
|
1168. Это — лишь один из эпизодов постоянной сечи с половцами...
|
1168. Новгородцы лютуют.
|
1169. Видимо, против каждых 17 суздальцев дрался один новгородский спецназовец-ниндзя — при соотношении 1:17 победил, конечно же, «ниндзя»...
|
1176. Странные, однако, эти половцы, что за рекой Бугом жили... там вообще-то западные славяне (предки белорусов и поляки) обитали.
|
1173. Поволжье (Булгария) — безусловно, было лакомым куском для Новгорода... С приходом «ига» грабежами занялись новгородские ушкуйники, на которых... «грозные скифы» жаловались московскому князю.
|
1176. Очередная разборка смотрящих на Ростовской земле
|
1177. Москве лишь 20 лет, а город уже встал на ноги и стал представлять интерес для бандитов... Однако!
|
1180. Ну, и чем же это были плохи для Новгорода, чем перед ним провинились ливы, эсты, карелы, финны... — чудь? До того провинились, что надо было их убивать, а землю их жечь! Как это по-евангельски! Как это по-христиански!
|
1180. Выдавив людей из леса к берегу Оки, кого-то затем убили, кого-то взяли в полон, а кого и утопили.
|
1181. Ну, вот дело и до Твери дошло...
|
1187. Вот и Рязани досталось от объединённой ОПГ
|
1191. Как это по-евангельски! Как это по-христиански! Поубивать соседей, пожечь их землю и скот, а потом ставить церкви. Во славу чего?
|
1192. Грабёж non-stop! Ну, и, конечно, церковь затем возвести — святое дело!
|
1199. Предки белорусов (Литва) с полочанами нападают на Луки. И в том же году Всеволод идёт грабить на Дон...
|
1200. Итогом лишь малый эпизод из описаний бандитских набегов в последний год XII века
|
Источник: [19.45]
Статья № 8
Типографская летопись
1131
В лето 6639 Мьстиславъ ходи на Литву и, полонъ вземъ, возвратися.
1157
В лето 6665 Георгий воева Новогородскоую волость, взя Новый Торгь и Мстоу взя всю, а Святославоу повеле Смоленскоую волость воевати. Святослав же, шедъ, взя люди Голядь въверхъ Поротвы и прииде къ Георгию на Москвоу.
1152
В лето 6660 Изяславъ Мстиславичь и Давыдовичь Изяславъ и Святославъ Всеволодичь розведоша Городокъ Юрьевъ и пожгоша и. В то же лето иде Изяславъ съ зятемъ своимъ, королемъ Оугорскимъ, на Володимера къ Галичю, и много зла оучиниша емоу и земли его.
Источник: [20.62]
Статья № 9
Новгородская Первая летопись, 1196
6704
Въ то же лѣто идоша изъ Новагорода въ Югру ратью, съ воеводою Ядрѣемъ и придоша въ Югру и възяша городъ, и придоша къ другому граду, и затворвшася въ градѣ, и стояша подъ городомъ 5 недѣль...
На праздьникъ святого Николы вылѣзъше изъ города изсѣкоша вся и бѣ туга и бѣда останку живыхъ бѣ бо осталося ихъ 80 мужь, и не бяше вѣсти черезъ всю зиму въ Новѣгородѣ на не, ни на живы, ни на мьртвы, и печяловахуся въ Новѣгородѣъ князь, и владыка, и вѣсь Новгородъ.
Источник: [19.148]
Комментарии
Статья № 10
Лицевой летописный свод Ивана Грозного (Царь-Книга)
В 6644 лето от Адама (1144 лето от Христа)
Привел князь великий Киевский Ярополк брата своего, князя Андрея Владимировича Маномаша, из Владимира в Переяславль княжить.
В том же году начали черниговские князья Всеволод, Святослав и Игорь, сыновья Олега, внуки Святослава, правнуки Ярослава, праправнуки великого Владимира, воинство объединять, и воевали села и города по Суле, и пришли к Переяславлю Рускому, и много зла сотворили, и Устье пожгли, и отошли, и стали на Субое.
Княжские разборки, карательные экспедиции и откровенный разбой – 1, https://oldpspb.ru/faksimilnye-izdaniya/
|
Лицевой летописный свод Ивана IV Грозного. Княжские разборки, карательные экспедиции и откровенный разбой – 2, https://oldpspb.ru/faksimilnye-izdaniya/
|
Лицевой летописный свод Ивана IV Грозного. Княжские разборки, карательные экспедиции и откровенный разбой – 3, https://oldpspb.ru/faksimilnye-izdaniya/
|
Лицевой летописный свод Ивана IV Грозного. Княжские разборки, карательные экспедиции и откровенный разбой – 4, https://oldpspb.ru/faksimilnye-izdaniya/
|
Князь великий Изяслав Мстиславич Киевский взял Городец князя Юрия Владимировича Долгорукого, и сжег, и разрушил, а людей развел.
В том же году послал князь великий Киевский Изяслав Мстиславич сына своего князя Мстислава к зятю своему, к королю Венгерскому, и к королю Чешскому, и к полякам, призывая их к себе в помощь на великого князя Володимирка Галичского.
Княжские разборки, карательные экспедиции и откровенный разбой – 5, https://oldpspb.ru/faksimilnye-izdaniya/
|
Лицевой летописный свод Ивана IV Грозного. Княжские разборки, карательные экспедиции и откровенный разбой – 6, https://oldpspb.ru/faksimilnye-izdaniya/
|
Лицевой летописный свод Ивана IV Грозного. Княжские разборки, карательные экспедиции и откровенный разбой – 7, https://oldpspb.ru/faksimilnye-izdaniya/
|
Лицевой летописный свод Ивана IV Грозного. Княжские разборки, карательные экспедиции и откровенный разбой – 8, https://oldpspb.ru/faksimilnye-izdaniya/
|
В 6660 лето от Адама (1160 лето от Христа)
Чешский же король и поляки не пошли, а венгры пошли; и пошел король с венграми и с Мстиславом Изяславичем.
В 6685 лето от Адама (1185 лето от Христа)
Князь же Глеб Рязанский сжег весь город Москву, волости и села, и, захватив много имущества, возвратился обратно в Рязань.
В ту же зиму великий князь Всеволод захотел отомстить князю Рязанскому Глебу и пошел на него к Рязани с ростовцами, суздальцами, переяславцами и новгородцами; прислал к нему великий князь Черниговский Святослав Всеволодович на помощь своего племянника Олега и сына своего Владимира.
Источник: [16.64]
Статья № 11
Рогожский летописец
В год 6676 (1168) выгнал Мстислав Владимира Мстиславича из Киева, сам же Мстислав Изяславич сел в Киеве. В тот же год Андрей послал сына своего Мстислава и с ним одиннадцать князей, и взяли Киев. В тот же год ходил Данислав Лазутинич брать дань на Двину с пятьюстами мужами, и пришли на них суздальцев полторы тысячи, и бились, и убили семьдесят суздальцев, и благополучно пришли, взяв дань.
В год 6677 (1169) пришли к Новгороду суздальцы и всей земли русской князь Роман Андреевич, а в Новгороде были князь Роман молодой, посадник Якун317 и владыка Иоанн318. И вынесли икону Богородицы на частокол на Десятине, и в то время пустили суздальцы стрелы, и обратилась икона к городу, и упала на суздальцев тьма на поле, и вышли новгородцы, и победили суздальцев ноября двадцать седьмого молитвами Святой Богородицы. И продавали суздальца по две ногаты, и с того времени отнялась честь суздальская.
В год 6693 (1185)... В тот же год все князья русские ходили на половцев, и победили множество половцев.
В год 6707 (1199) ходил великий князь Всеволод на половцев. Половцы же бежали за Дон.
Источник: [15.35]
Комментарии
Статья № 12
Яков Рейнтенфельс
Русские пираты XII века
В 1150 году, в царствование Эриха Святого во Швеции, московиты с ливонцами занимались морским грабежом вдоль шведских берегов. Вскоре после сего они даже проникли до столичного города Упсалы, ибо Гольм в то время еще не был выстроен.
Источник: [17.146]
Статья № 13
А. К. Гоголев
Сколько лет и с кем именно воевала Россия в XII веке. Финальная статья в данной теме сайта
Примечание.
В серии итоговых статей по данной теме статистические подсчёты велись по тексту Патриаршей (Никоновской) летописи (Том 9 ПСРЛ, до 6631 СМ) и тексту Лицевого летописного свода Ивана IV Грозного (c 6632 от СМ и по 7075 (1567) год).
Подробнее см. в ст. 1 данной темы за XXI век >>
Интенсивность войн и рейдерских ходок князей на Руси–XII
Этот век интересен тем, что на его протяжении тихо-потихоньку одни славяне (Центра и Севера Руси) начинают отгораживаться от других славян (западных): мол, они — не мы, а мы — не они: применительно к западным славянам несколько неуклюже входит в летописный оборот новый этноним литвин/литва.
Если при описании межкняжеских стычек или при описании деяний региональных властителей раньше всех западно-русских князей — Галицких, Черниговских, Смоленских, Полоцких, Киевских, Минских (Менеска) — попы-летописцы величали только по именам, считая людей, работавших на них, такими же русскими как и они, то в 6548 (1040) впервые появляется отторгающая запись: «Ярослав иде на Литву».
Затем, ни шатко ни валко идёт серия сообщений в развитие будущей идеи Третьего Рима, исключительности одной нации по отношению к другой. Даже если речь идёт о двух кровнородственных народах:
— 6612 (1104): Тому же лету исходящу посла Святополк Путяту на Менеск (т.е. Минск);
— 6623 (1115): Того же лета Владимер поиде ко граду Менску; месяца генваря в 18 день взяша град Дрютеск де ти его, а сам стоял Менска;
— 6639 (1131): Мстислав, сын Владимира Маномаха, со всею новогородскою силою и с низовцами ходил на Литву;
— 6708 (1200): В том же году литовцы взяли Ловоть; новгородцы же гнались за ними, и завязался между ними ожесточенный бой, часть пленников новгородцы у них отбили.
Похоже, что Аксиома Достоевского-Ницше именно в XII веке на землях западных славян начала своё победное шествие, которое завершилось объединением княжеств в Великое княжество Литовское (ВКЛ. См. карту с сайта Вiктара Чараўко >>). Но что этому сослужило?
Как пишет Мария Гимбутас, «Земля считалась Великой Матерью. Все были обязаны ей жизнью: люди, растения, животные. По-латышски она называлась Žemes mate — «мать-земля», в литовском — Žemyna, от žeme— «земля».
Коллегия богов балтов была очень схожа с древнерусским пантеоном верховной богини Макоши — Матери-Земли. И если в восточной части некогда единой славянской Державы христианство уже вовсю развёртывало своё победное кровавое шествие, то балты и белорусы (понятно, что не знать, и не магнаты) вплоть до XVII века поклонялись древним богам. Что и послужило базовой основой мирного сосуществования западных славян и балтийских племён; даже современный собор в бывшей столице ВКЛ, — исполненный, как некоторые ошибочно думают, в форме католической базилики, — на самом деле, как писал Конрад Кибург в 1397 году, имеет несущими стенами остаток древнего ведического храма в Вильно...
То есть ВКЛ образовалось не в середине XIII в. (как считается), а минимум столетием раньше! Соответственно попы-летописцы, зная об этом, и начали именно с XII века западных славян называть литвой, то есть народом, часть которого жила в окрестностях реки Лиетавы (притока Вилия — правого притока Немана), и жила в полном согласии с балтийскими племенами, даже не догадываясь, что этот несуразный этноним потом «приватизирует» целое сообщество («федерация») балтийских племён жмуди, ятвягов, пруссов, скальвов, литовцев и, частично, селов, земгалов и куршей1.
Внимание!
Во избежании путаницы понятий я не использую применяемые для обозначения этнических белорусов летописные термины «литовец» или «литвин». Соответственно, при упоминании этнических литовцев и/или их князей я применяю летописные термины жмудь или жематийцы.
То есть когда в летописи говорится, что «литовцы взяли Ловоть; новгородцы же гнались за ними», надо тут же конвертировать фразу в «белорусы взяли Ловоть; новгородцы же гнались за ними».
Если до XII века никогда не случалось так, чтобы в течении одного года кровь людская проливалась сразу в нескольких конфликтах, то уже с 1124 года христианская любовь к ближнему, ещё толком не родившись, уже начала деформироваться в непротивление Злу, разрастаясь множеством конфликтов на протяжении даже одного года. А так как значение формулы Стабильности мира не может быть нарушено, страдания людей начали возрастать в геометрической прогрессии, взращивая русский нигилизм с исключительными особенностями, с молчаливым противлением дури и садизму властителей, которое выражалось в массовом исходе стоиков — пассионарной части общества — за украйны, то есть за границы центрально-славянских княжеств и Новгородской республики — на Юг, за Дон, на земли белорусов, в Польшу, в Сибирь и даже на бывшие территории уже вполне онемеченных лютичей, то есть в Померанию, на берега Эльбы.
И сегодня мне совершенно не странно осознавать, что Мартин Лютер имел славянские корни от рода Людеров, Фридрих Ницше в своих письмах не раз говорил о своих польских корнях от рода Ницких, а матерью Ивана IV — первого царя-реформатора Руси, который национализировал растасканные боярами территории и отрасли промышленности (опричнина) — была белоруска Елена Глинская. Я уже не говорю, что тот же Людовик IV (Король Солнце) и иже с ним «смотрящие» Западной Европы были прямыми потомками Ярослава Мудрого — через его дочерей, в частности, через французскую королеву Анну — родоначальницу ветви Капетингов, отпочковавшейся затем от неё ветви Валуа и наконец Бурбонов...
Просто удивительна та скорость, с которой страна скатывалась в XII веке к теократической форме правления, расцвет которой пришёлся на царствие первых двух Романовых. Но уже в XII веке власть попов порой начинала приобретать (или продолжала?) откровенно садистские формы:
«6676 (1171). И не стерпев, постельничий тот обидное слово сказал Феодору епископу (г. Владимира — А. Г.), он же повелел его вниз головой распять. И так многих кого заточил, кого замучил, забирая имение их, другим же волосы на голове, и бороды, и глаза свечами пожёг, кому руки и ноги отсек, кому язык и нос, и уши, и губы отрезал, иных же на стенах и на досках распинал, а кого на половины рассекал. Жён же богатых мучил и не покоряющихся в котлах варил...
И так повелел (Киевский митрополит — А. Г.) ему (т. е. епископу Феодору) язык урезать, как злодею и еретику, и руку правую отсечь, и очи вынуть; и так смерти предали его по евангельскому суду.»
А сегодня РПЦ что-то там говорит о дикости языческой Руси, а ГосДума готовит закон об уголовном преследовании лиц, допустивших оскорбительные речи в её адрес, и в адрес всей кремлёвской рати... только что распятием вниз головой не угрожая. — Ну ничего не меняется на Руси по содержанию. Только по форме.
В целом Россия в XII веке провоевала 67 лет против 53 лет в среднем с 801 по 1567 год.
В представленной диаграмме — в «Арфе наживы» — по оси ординат через два слэша отделяются имена или этнонимы инициаторов войн и/или разбоев.
Интенсивность войн и рейдерских ходок князей на Руси в XII веке по данным Лицевого летописного свода Ивана IV и Патриаршей (Никоновской) летописи
Статистика силовых конфликтов на Руси в XII веке
В целом за XII век было 90 кровавых конфликтов, в том числе 47 княжеских междоусобиц, 19 войн против внешних супостатов и 24 конфликта, которые русские князья предпочитали решать нападением на соседей или с целью захвата территорий, или же как месть за причинённое ОПГ соседей (например, половцами) разорение. При этом термин «половцы» я воспринимаю не как этноним, а как обозначение пассионарных людей Севера, сбежавших на юг России от христианского беспредела князей, — на территорию, которая во всех списках Национальной летописи называется Полем.
Если с IX по XVI век было всего 639 конфликтов, то XII в. оказался почти вдвое менее кровавым, чем век XIV-й, до среднего показателя «художеств» хомотриалов не дотянув лишь 7%.
Количество силовых разрешений конфликтов на Руси в XII веке: межкняжеских усобиц, противостояний внешним угрозам, экспроприаций внешних территорий и имущества соседних народов — по данным Лицевого летописного свода Ивана IV и Патриаршей (Никоновской) летописи
Источник: [21.156]
Комментарии
Статья № 14
Гнезненские заметки
Также [в лето] 1142 Владислав10, сын Болеслава по прозвищу Кривоустый11, разбитый братьями под Познанью бежал в Венгрию.
Источник: [14.38]
Комментарии
ПОБЕДИТЕЛЬ ИНТЕРНЕТ-КОНКУРСА «ЗОЛОТОЙ САЙТ»
Победитель XIII Всероссийского интернет-конкурса «Золотой сайт» в номинации «Познавательные сайты и блоги»
© Lifeofpeople.info 2010 - 2025