Встарь > Разделы и темы > Деньги, рейдерство властных структур, регулирование финансовых потоков. Люди как ресурс власть имущих > Взятие людей в полон, торговля ими, депортация, заселение территорий, переселение (имми– и эмиграция) > Иные этнические системы (XVII век)
26. Деньги, рейдерство властных структур, регулирование финансовых потоков. Люди как ресурс власть имущих
Взятие людей в полон, торговля ими, депортация, заселение территорий, переселение (имми– и эмиграция). Иные этнические системы (XVII век)
Челеби, Эсквемелин, Витсен, Даврижеци, Бакиханов, Грузинская хроника
Статья № 1
Эвлия Челеби, 1656–1660
Подарки его высочества хана Мелеку Ахмед-Паше
Пятьдесят
[Далее] пятьдесят мехов соболей, на трёх повозках мелкие собольи шкурки, сосуды из канцелярий короля Ракоци, три повозки с серебряными и прочими сосудами, две повозки шёлковых тканей, на двух повозках коврики из Данцига, ещё на двух повозках [украшенные] янтарём шкатулки и чётки из Данцига, пятьдесят пушек типа шахи, пять
Источник: [17.21]
Статья № 2
Эсквемелин, 1666–1678
Из мемуаров пирата
Я видел ещё трёх юношей, которые в отчаянии убили своего господина, ибо он заставлял их работать день и ночь. При этом он их не кормил, и они выпрашивали подаяние у соседей и вымаливали жалкие кусочки касавы. Этих юношей повесили. Перед смертью они сказали, что ещё раньше хозяин уже забил до смерти одного их товарища. Такая отвратительная жестокость отличает прежде всего плантаторов, прибывших с Карибских островов. Там они обращаются со своими слугами ещё более жестоко, чем на Эспаньоле (Гаити — Прим. ред.). На острове
Англичане обращаются со своими слугами не лучше, а может быть, даже и хуже, ибо они закабаляют их на целых семь лет. И если ты даже и отработал уже шесть лет, то твоё положение от этого отнюдь не улучшается и ты должен молить своего господина, чтобы он не продавал тебя другому хозяину, ибо в этом случае тебе никогда не удастся выйти на волю. Слуги, перепроданные своими господами, снова попадают в рабство на семь или, в лучшем случае, на три года.
Я видел таких людей, которые оставались в положении рабов в течение пятнадцати, двадцати и даже двадцати восьми лет... Англичане, живущие на острове, придерживаются очень строгих правил: любой человек, задолжавший двадцать пять шиллингов, продаётся в рабство сроком на год или шесть месяцев...
Захватив корабль, пленных высаживают при первой же возможности. Но двоих или троих оставляют, чтобы впоследствии продать или заставить делать все, что не хотят исполнять сами. После
Источник: [17.23]
Статья № 3
Николаас Витсен, 1664–1665
Рига–Псков
Замок стоит в конце города (Вольмар — Прим. ред.)... Его охраняет команда из крепостных финнов, они подарены замку, чтобы навечно со всеми своими мужскими потомками служить здесь солдатами. Ох, и велика же их зависимость!
Источник: [17.39]
Статья № 4
Аракел Даврижеци, †1670
Только что сменился год и наступил 1054 год армянского летосчисления (1605), был первый армянский месяц навасард, когда изгнали жителей страны. И персидские войска, посланные выселять народ, подняв, изгоняли его из деревень и городов, предавали огню и безжалостно сжигали все поселения, дома и обиталища. А также заготовленные впрок сено и солома, пшеница и ячмень и другие припасы — все было уничтожено и предано огню. Так персы разорили и опустошили страну
Из [числа] армян, переселенных в Исфахан, отделили пятьсот домов и поселили в Исфахане, пятьсот же домов отделили, повели в Ширазскую область и поселили там...
И вот жители Джуги — и богатые и бедные — поднялись и пошли к берегу реки Ерасх, чтобы переправиться через неё; остановились они там, расположившись станом, пока не пришло туда всё население деревень и не собралось на месте сбора на берегу реки.
И когда уже собрался весь народ, персы приказали перейти реку. В эти дни царь шах Аббас приехал в Джугу и остановился на берегу реки Ерасх, а в тот час якобы из сочувствия к джугинцам, желая им помочь, шах Аббас велел своим военачальникам приказать, войскам помочь народу и переправить [их] на конях и верблюдах на другой берег реки. И когда персидские всадники переправляли христиан, все, что приходилось им по душе — будь то женщина, девушка или отрок, либо что из имущества, они забирали и уходили куда глаза глядят, а хозяева и родные не могли преследовать их; и попадали они в плен и погибали. А те, кто был слаб, падали в воду и, барахтаясь и крича, неслись по течению реки; многие тонули и умирали. На обоих берегах реки валялись тела и трупы утонувших людей. Вот с такими мучениями переправился народ через реку Ерасх все старики, родившиеся в Армении и переселившиеся...
...все старики, родившиеся в Армении и переселившиеся оттуда в Персию, умерли; и хотя была у них мечта вернуться в страну свою, но [осуществить ее] они не смогли по вышесказанным причинам, а также [потому, что] им не позволили персы. А потомки их, [те], кто родился в Персии, там были вскормлены, полюбили эту страну, поэтому живут там; и, хотя некоторые из них — благочестивые и честные люди — хотят перебраться в Армению, персы не позволяют им уехать.
...шах Аббас первый не два и не три раза переселял армянское население из области Атрпатакан в Персию, а много раз. И когда был 1067 год нашего летосчисления (1618), вышеуказанный царь шах Аббас первый опять приказал выселить все армянское население из области Атрпатакан и погнать в Персию. По этому приказу вельможи его выступили с большим войском, отправились в город Ереван и гавары его, в Ганджу и гавары её, в Тавриз и гавары его, в Ардебиль и гавары его и стали искать и допытываться среди армян, кто является потомственным, коренным жителем тех мест, а кто нет и из какой страны приехали и собрались они [здесь].
Коренных жителей оставили, а пришельцев всех записали поименно в списки, назначили над ними начальника и надзирателя из армян, назвав их меликами, и, вверив им всё население, поручили находить и приводить [их] обратно, если
Выделив всех
И теперь, в 1108 году армянского летосчисления (1659), в мае месяце, царь шах Аббас второй приказал армянам, а с ними вместе и племени гебров1 уйти оттуда и переселиться туда, где устроились ереванцы, шихшабанцы, даштцы, и там поселиться, дабы все иноплеменники и иноверцы отделились бы от магометан, чтобы магометане, живя отдельно от них, обрели бы очищение. Поэтому армяне и гебры перебрались оттуда и поселились близ вышеперечисленных христиан.
Если же кто спросит относительно племени гебров, так вот: великий шах Аббас первый, законченный угодник сатаны, как армян выселил из области Атрпатакан и согнал в Персию, так и племя гебров изгнал из исконной их родины, из Кермана, Иезда, Шираза и других мест, переселил в разоренный дотла Исфахан и, заполнив его ими, отстроил и превратил Исфахан в многолюдный город. Вот таким образом переселились эти гебры в Исфахан и обосновались там. А нынче их тоже выселили с их [насиженных] мест, погнали и поселили около армян, несколько в стороне [от них]. И это тоже так.
В 1109 (1660) году... И опять в том же году персидский царь шах
1 Гебры — персы, не принявшие ислама, последователи зороастризма. — Прим. ред.
Источник: [17.44]
Статья № 5
Аббас-Кули-ага Бакиханов, †1846
В 1038 (1629) г. шах Аббас Великий скончался на 54 году жизни в городе Ашраф Мазандаранской области. Он сам основал этот город, переселив туда много грузинских семейств и поныне сохранивших свой язык.
Источник: [19.47]
Статья № 6
Грузинская хроника
Эта резня грузин в Кахетии руками подручных шаха Аббаса вполне может называться геноцидом с целью завладения территорией.
1624 год
Шах послал царицей Картли и отдал в жёны царю Свимону
В короникон 312 прибыли в город, называемый Тбилиси, сыграли свадьбу. Была песня, пир, веселье, игра в мяч, стрельба в цель. Как сыграли свадьбу, поступил приказ шаха, перебить кахетинцев и поселить в Кахети кызылбашей. И были они под присмотром бардинского хана.
Источник: [18.116]
ПОБЕДИТЕЛЬ ИНТЕРНЕТ-КОНКУРСА «ЗОЛОТОЙ САЙТ»
Победитель XIII Всероссийского интернет-конкурса «Золотой сайт» в номинации «Познавательные сайты и блоги»
© Lifeofpeople.info 2010 - 2024