Встарь > Разделы и темы > Торговля и жизнь купеческая. Ассортимент товаров, цены, издержки и скорость оборота капиталов. Реклама > Как торговали. Ценообразование. Скорость оборота капитала и прибыль. Реклама > Славяне и российские этносы (XVII век) > Комментарии к статье №25
Комментарии к статье №25, Еврейские купцы в Москве, 1672
23. Торговля и жизнь купеческая. Ассортимент товаров, цены, издержки и скорость оборота капиталов. Реклама
23.30. Как торговали. Ценообразование. Скорость оборота капитала и прибыль. Реклама. Славяне и российские этносы (XVII век)
|
О сайте >> |
Обратная связь |
ПОБЕДИТЕЛЬ ИНТЕРНЕТ-КОНКУРСА «ЗОЛОТОЙ САЙТ»
Победитель XIII Всероссийского интернет-конкурса «Золотой сайт» в номинации «Познавательные сайты и блоги»
© Lifeofpeople.info 2010 - 2025
▲ Наверх
Редактор издания (6.11.2021 06:43:52)
Вступительная статья Д. З. Фельдмана
О многовековом опыте евреев в коммерции и финансах и их деятельности в Российской империи известно достаточно много. Однако до сих пор сравнительно мало изучен вопрос о купеческих занятиях евреев во второй половине XVII столетия, поскольку доступ им в пределы страны тогда был значительно затруднен. Так, Торговый устав от 11 сентября 1677 г. в соответствии с указом царя Федора Алексеевича определял: «Которые евреям впредь приедут с товары утайкою к Москве и учнут являтца и товары свои записывать в Московской большой таможне, тех евреям ис Приказу Большого приходу присылать в Посольской приказ и товары их в таможне не записывать для того, чтоб, по указу, евреям с товары и без товаров из Смоленска пропускать не велено.»
«Трактат вечного мира между Империею Всероссийскою и короною Польскою» от 26 апреля 1686 г. еврейскую торговлю в России также запрещал: «Обоих великих государей торговым людям, кроме жидов,.. ездить на обе стороны со всякими товары незаказанными...»
Но хотя московские власти и оберегали народный быт и православие от влияния иноверцев и противодействовали появлению чужеземцев, экономические интересы требовали и до, и после упомянутых законоположений разрешать отдельным иностранцам, в том числе евреям Польши и Литвы, приезжать по торговым делам.
Одним из подобных редких примеров можно считать публикуемые ниже архивные источники периода правления царя Алексея Михайловича. Кстати, именно при нем, в результате военных действий с Польшей 1654–1656 гг., в России появилось много пленных евреев. По заключении мира 1667 г. им предложили остаться в стране. И большинство, как видно, этим воспользовалось, постепенно растворяясь в окружающем населении, приняв христианство.
Тем не менее, с этого же времени иностранцев в России стали подвергать новым стеснениям. Приехать в Москву смогли немногие, получившие особые грамоты «за красной печатью». Среди этих были и евреи, исполнявшие поручения правительственных учреждений и Двора.
Данные документы первоначально отложились в архиве Посольского приказа, ведавшего приехавшими в Россию иностранными купцами, их поездками за рубеж. Как следует из дела, пятеро евреев, выполнявших царский заказ по доставке импортного вина, являлись жителями г. Шклова (Польско-Литовское государство), где имелась многочисленная еврейская община.
Винная торговля являлась одним из главных занятий местных купцов, и в России, несомненно, об этом знали.
Путь коммерсантов пролегал от Москвы через Можайск, Вязьму, Дорогобуж, Смоленск (т. е. по Смоленской дороге) до литовской границы. Далее они скорее всего ехали по землям Великого княжества Литовского (через Шклов), Коронной Польши и, наконец, Венгрии. Купцам предоставлялось право беспошлинного провоза товаров и выделялся необходимый транспорт.
Кстати, венгерские (токайские) вина считались в то время одними из лучших. И в более поздних материалах РГАДА (за XXVIII–XIX вв.) имеются данные о том, что еврейские торговцы доставляли в Россию венгерское вино.
Примеч. Д. З. Фельдмана
1
Матвеев Артамон (Артемон) Сергеевич (1625–1682), русский государственный деятель и дипломат, окольничий. В 1654 г. входил в состав русской делегации на Переяславской раде, а в посольства в Польшу. С 1669 г. возглавлял Малороссийский приказ, с 1671 г. 1656–1657 гг. руководил одновременно Посольским приказом.
2
Богданов Григорий Карпович, думный дьяк. В 1655–1656 гг. упоминается как дьяк, посланный в Крым. В 1657–1661 гг. служил в Разрядном приказе. В 1662–1663 гг. был послом в Польше, в 1663–1664 гг. напрањлен в Смоленск, в 1664–1665 гг. вновь послан в Польшу, а в 1666–1668 в Астрахань. В 1668–1676 гг. был дьжом Малороссийского приказа, в 1669 г. — дьяк Посольского и соединенных с ним приказов, в конце 1671 г. пожалован в думные дьяки. В 1666–1667 и 1671–1676 гг. был в Посольском приказе. В 1676 г. — думный дьяк Приказа Большой казны и Приказа Большого прихода.
3
Хованский Иван Андреевич (?—1682) (прозвище — Тараруй), русский политический и военный деятель, князь, боярин. В 1636 г. упоминается в качестве стольника. Служил воеводой в Туле (1650), Яблонове (1650), Вязьме (1651–1654), Могилеве (1656–1657), Пскове (1657–1662), Новгороде (1663, 1666–1667, 1672–1680) и Смоленске (1670–1672). В 1659 г. получил чин боярина. В 1663 и 1667–1668 гг. управлял Ямским приказом. В 1650–1670-х гг. принимал активное участие в войнах с Польшей, Швецией и Турцией.
4
Поздышев Яков, дьяк. В 1660 г. находился при полномочном посольстве на съезде с польским посольством. В 1667 г. подьячий Посольского приказа, а в 1668 г. — дьяк, посланник в Польше. В 1669–1674 гг. был дьяком Посольского приказа.
5
#как_торговали #порядок_ценообразования #скорость_оборота_торгового_капитала #прибыль_торговцев #экономика #финансы #история #подлоги_истории #общество #нравы #интересные_факты #рекламаЕвстафьев Иван — дьяк. Первоначально упоминается в качестве подьячего Посольского приказа. В 1672–1675 гг. — дьяк Посольского приказа.