Встарь > Разделы и темы > Торговля и жизнь купеческая. Ассортимент товаров, цены, издержки и скорость оборота капиталов. Реклама > Как торговали. Ценообразование. Скорость оборота капитала и прибыль. Реклама > Славяне и российские этносы (XIII век)
23. Торговля и жизнь купеческая. Ассортимент товаров, цены, издержки и скорость оборота капиталов. Реклама
Как торговали. Ценообразование. Скорость оборота капитала и прибыль. Реклама. Славяне и российские этносы (XIII век)
Сквайрс и Фердинанд, Грамота Рижан , Ганза
Статья № 1
Е. Р. Сквайрс, С. Н.Фердинанд
Срок пребывания немецких гостей в Новгороде был ограничен полугодом. Зимние гости (сннем. wintergast, -vare), приезжавшие осенью, проводили зиму на подворье и весной, с таянием снега, отправлялись в обратный путь. Некоторое время спустя после отъезда зимних гостей на Петрово подворье приезжали летние гости (сннем. somergast, -vare). Зимние и летние гости были независимы друг от друга, правовая самостоятельность каждой из этих групп оговаривалась в договорах с русскими властями, например, в договоре с новгородским князем Ярославом.
Большинство их (гостей) составляли жители Висби, Любека (Печать Любека - см. рис.), а позднее — ливонских городов. Об этом свидетельствуют, к примеру, списки ганзейцев в текстах
Члены фактории делились на купцов, заключавших сделки от своего имени (так называемые meistermanne); молодых
Первая редакция Новгородской скры,
но не исключено и время вскоре после 1225 г.; договор немецких городов и Готланда с новгородским князем Ярославом, известный в исторической литературе как «грамота Ярослава», относится к 1268 или 1269 г. (фрагмент немецкого текста грамоты Ярослава — см. рис.)
Источник: [21.28]
Статья № 2
Грамота Рижан к витебскому князю Михаилу Константиновичу , 1300
Восемь претензий купечества Ливонского Ордена к ВКЛ: дворовые (дети) князя ограбили купца Ливонии за то, что тот, похоже, продал соль не князю лично, а перекупщику
— Се и еще, княжо, мы тобе поведываем 4-ю обиду, у чомь то еси неправду деял; как то ныне новую правду ставишь, как то есме не чювали от отчеств, ни от дедов, ни прадедов наших, аже ты велишь кликати сквозе торг: гость с гостемь не торгуи, — княжо, у томь еси неправду деял. Княжо, аже еси тако у своемь сердучи, то ть то еси неправою думою думал; будуть тобе, княжо, лишии людье тую думу поведали, то ть не у честь то ведали тую думу: то есть тобе, княжо, достойно, аже бы тые люди казнил, как то бышь инии людие боялися, кто лихую думу подъдаваеть.
Княжо, нашь горожанин Фредрик продал человеку мех соли, и он услышал, ажо ты не велел гостеви со гостемь торговати и обестилъся тобе, княжо, и ты ему велел продати, и он шол с темь человеком соли весить; как то еще соли не весили, твои дворяне стояли ту у дворе, у Фредрика ключь взяли силою клетьныи и пошли прочь. Потомь твои детьскыи Плос пришод рекл Фредерику: поиди ко князю, — и он пошол к тобе, по твоему слову; и как то пришел к мостови, рекл Плосъ: поиди семо, сде князь. Не ведя его к тобе, княжо, жо к собе в истобъку, и ту порты с него снем, за шию оковал и рукы и ногы, и мучил его так, как то буди Богу жяль; и потомь ты детскые свое послав на его подворие и велел еси товар его розграбити на 4 капи воску. И ныне мы ся тобе молим, абы ты тыи товар отдал; княжо, и сам ведаешь, ажо неправдою еси свое крестное челование забыл...
И ныне мы ся вам молим всем, сердчемь, княжо, как то есть мир доконцан и крест челован на старыи мир, тако и ныне, княжо, отложи лишнее и всяку неправду, ать стоить старыи мир твердо, како доконцано. И ныне, княжо, то буди тобе ведомо, аже не отложишь лишнего дела и всякое неправды, — мы хочем Богу жяловатися и тем, кто правду любить, а правду (?) ненавидить. Мы свое обиды не положим, а боле не можем терпети.
Все восемь обид купцов Ливонского Ордена см. здесь >>
Источник: [13.65]
Комментарии
Статья № 3
Сношения России с ганзейскими городами, 1265–1330
Грамота полоцкого князя Изяслава ливонскому магистру и рижанам о свободной торговле и продолжении мирных сношений (около 1265 года)
Слово Изяслава, князя полоцкого, к епископу и к местерю и ко всем вельневицем и ратманам и всем горожанам. Полотеск, Видьбеск одно есть, а волы есмы Божии, и в Мойшелгове (князь Войшелг Миндовгович), а Изяслав со мною одно. На сем ко мне целовати крест в правду, любовь имети и мир: как было при первых князьях полоцких, полочаном, видьбляном вольно торговати в Риге на Готском берегу и в Любце, а рубежи не деяти.
А кому с кем тяжа, суд дати без перевода, а суженого не посуживати, а где кому годно, ту тяжется, поручники и должники и холопы выдати. А что ся в рать деяло и в рубежах, про то вам не мщати, ни нам вам мещати. Чего ся есма отступили в Ризе, к тому вам не приискивати ни людей, ни земли, ни воды, ни борти.
На сем же целуйте ко мне крест по любви в правду, без всякого извета.
Источник: [14.40]
Комментарии
ПОБЕДИТЕЛЬ ИНТЕРНЕТ-КОНКУРСА «ЗОЛОТОЙ САЙТ»
Победитель XIII Всероссийского интернет-конкурса «Золотой сайт» в номинации «Познавательные сайты и блоги»
© Lifeofpeople.info 2010 - 2024