Встарь, или Как жили люди


Гравюра
Искать информацию: в статьях в комментариях по имени автора среди наименований источников

Встарь > Разделы и темы > Ремёсла, промышленность второго и последующих переделов. Политехнический музей сайта > Полиграфия: оборудование, шрифты, технология. Гравюры и литография > Славяне и российские этносы (XVIII век)

22. Ремёсла, промышленность второго и последующих переделов. Политехнический музей сайта

Полиграфия: оборудование, шрифты, технология. Гравюры и литография. Славяне и российские этносы (XVIII век)

Москва, Описание Киева, Записки, Перри, Шехди, Юль, Челобитная, Мартынов, Кондакова, Зайцева

Статья № 1
Описание Московской губернии, 1781

Москва

В городе есть три книжные лавки. Две российских и одна иностранная книгопечатня...

полиграфияполиграфическое оборудованиешрифтытехнология печатипечать книггравюры и литографиякультуранаукаобразованиеремесленникиисторияподлоги историиинтересные факты

Источник: [18.96]

Статья № 2
Описание Киева поручиком В. И. Новгородцевым, 1784

Печатный дом Киево-печерской лавры прежде сего был вне монастыря неподалеку оного, насупротив Николаевского монастыря. Строение оного было деревянное, так как и церкви, при нем бывшей, во имя святой Екатерины; построил его архимандрит печерский Протасий с повеления Константина Ивановича князя Острозского, воеводы Троцкого, гетмана великого княжества Литовского...

В 1706 году, когда блаженной и вечной памяти и славы достойный государь Петр великий 1-й зачал строить киево-печерскую крепость, велел оный деревянный печатный дом и церковь снять, и печатание книг перенесть внутрь монастыря, которое и перенесено также в деревянное строение; а в 1720 и — 21 году выстроен внутри монастыря с восточной стороны большой огромной каменный дом, в котором ныне печатание книг на шесть станов всегда производится.

полиграфияполиграфическое оборудованиешрифтытехнология печатипечать книггравюры и литографиякультуранаукаобразованиеремесленникиисторияподлоги историиинтересные факты

Источник: [18.104]

Статья № 3
Записки Русского Технического Общества

Бесѣда 11 января 1869 г.; сообщенiе Н. А. Глыбова «Общій взгляд на гравировальное и литографическое искусство и современное состоянiе его въ Россiи»

Въ началѣ XVIII столѣтія искусство гравированія проникаетъ и въ Россію. Со вступленіемъ на престолъ Императора Петра I, многіе иностранные художники были приглашены, въ томъ числѣ и граверы на мѣди. Офиціальныхъ свѣдѣній трудно имѣть, но по нѣкоторынъ гравюрамъ, хранящимся въ музеяхъ и библіотекахъ, видно, что это искусство водворилось у насъ съ 1700 г. Первая типографія основана Императоромъ Петромъ І-мъ въ 1720 г., далѣе же есть гравированные на мѣди портреты, съ надписью: Іоаннъ Алексѣевичъ, Царь и Самодержецъ всея Россіи, гравированный художникомъ Ph. Mattarnovy’s и портретъ Царицы Софіи Алексѣевны, гравированный Афонасьевымъ ученикомъ. Этотъ портретъ окруженъ разными аллегорическими фигурами съ надписями гражданско-церковными буквами.

полиграфиягравирование на медитехнологияТехническое Обществополиграфияполиграфическое оборудованиешрифтытехнология печатипечать книггравюры и литографиякультуранаукаобразованиеремесленникиисторияподлоги историиинтересные факты

Источник: [19.175]

Статья № 4
Джон Перри, 1716

Однажды привезён был станок с буквами в Москву, где с дозволения одного из прежних Царей, устроена была типография, но не долго после этого, ночью, дом, в коем она находилась, был подожжён, станок и буквы сгорели: полагают, что все это сделано было по наущению Священников, которые все книги, кроме истории их собственной страны и описания подвигов и побед Царей, а также жизни и чудес Святых их, считали опасным, подобно чародейству.

поджог типографиитипографское оборудованиеполиграфияполиграфическое оборудованиешрифтытехнология печатипечать книггравюры и литографиякультуранаукаобразованиеремесленникиисторияподлоги историиинтересные факты

Источник: [18.143]
Комментарии

Статья № 5
Шехди Осман, 1758

Отчёт турецкой разведки

Наконец, осмотрев адмиралтейство, мы вернулись в Петербург и вслед за тем были приглашены посетить дом диковинок6, библиотеку и типографию.

Вместе с упомянутым Юргаки и нашим михмандаром мы отправились сперва в их типографию, которая представляет собой огромное удивительное предприятие, расположенное в трёхэтажном здании, имеющем до ста комнат. Каждая комната была заполнена бесчисленными типографскими инструментами, формами и оттисками, огромным количеством людей, занятых печатным искусством и отделыванием картин.

Когда упомянутый церемониймейстер Юргаки был спрошен: «Не является ли бесполезным и никчемным делом загромождение дворца, расходование инструментов и припасов, а также столь щедрое расточительство людских сил?» — то в ответ было сказано:

"Эта типография не является бесполезной и ненужной. Помимо того что она составляет значительную статью доходов нашей казны, несколько тысяч бедняков, занятых работой в ней, получают от нее средства для своего существования. И, кроме того, — утверждал он, — это искусство крайне полезно и необходимо для государства"7.

развитие типографийиздательское делополиграфияполиграфическое оборудованиешрифтытехнология печатипечать книггравюры и литографиякультуранаукаобразованиеремесленникиисторияподлоги историиинтересные факты

Источник: [18.144]
Комментарии

Статья № 6
Юст Юль, 1710

В этот же день я осмотрел и московскую типографию, где видел новые русские буквы. Сам царь заменил часть старых букв (новыми), более удобными; теперь последние введены в употребление и ими уже напечатано — и в настоящее время еще печатается — много разных книг.

новый алфавитразвитие книгопечатаниятипографские наборыполиграфияполиграфическое оборудованиешрифтытехнология печатипечать книггравюры и литографиякультуранаукаобразованиеремесленникиисторияподлоги историиинтересные факты

Источник: [18.147]
Комментарии

Статья № 7
Челобитная В.В. Киприанова Императрице Анне Иоанновне, 1725

Экстракт о взятье в Сенат двух типографских станов из Москвы от библиотекаря Василья Киприанова

В прошлом 724 году октября 7 дня по справке с канцеляриею ведения Александро Невского монастыря.
В оном монастыре зделан к печати стан.

Генваря 25 дня сего 1725 году в ведение оного библиотекаря Киприянова написано:
в Москве у него имеютца собственные ево станы к печатанию годные доброго мастерства, а имянно: ценою с медными досками и слесарною работою во 128 р. 22 к. кроме столярной работы и дубового лесу…

А декабря 14 дня по призыву к торгу разные мастеровые люди в Сенате объявили, что они зделают один стан из своих припасов добрым мастерством кроме пьяма и тарели, а за припасы и за работу возмут они 128 р. а за пьям и тарель 50 р.
итого 178 р.
а обоим цена 356 р.

1 стан гражданской печати дубовой, окован с железными инструменты цена 55 р.
прас с гайкою и с коробкою зеленой меди весу 2 пуда 36 фунтов ценою и с работою 46 р. 40 к.
пьям медной той же меди 38 фунтов 15 р. 20 к.
тарель медная 2 пуда 24 фунта 36 р. 60 к.
итого за один стан 153 р. 60 к.

2 стан такой же с инструменты и в той же цене 153 р. 60 к.
а за оба стана 307 р. 20 к.
на провоз тех станов будет положить 20 р. и с провозом имеетца 327 р. 20 к. и перед здешнею ценою меньше 28 р. 40 к. да при тех же станах припасов, страниц и противней железных на 7 р., а при двух на 14 р. выросков, баранов, сажи, и протчих мелочных на 20 р. 20 к.
жом дубовой окованой с винтами, з гайками и ключами и яблоки медными, в котором жмут и ровняют бумагу 30 р.
итого на 64 р. 30 к.
а с станами имеетца ценою 371 р. 40 к. опричь провозу.

А по справке с адмиралтейскою коллегиею в сенатцкую типографию один в готовности, токмо приемщиков поныне не прислано, а и другой будет зделан в месяц.
А сего февраля 10 дня для приему в Сенат оного стана посланные подканцелярист Афонасей Рубцов, да тередорщик (тискальщик, печатник — Прим. ред.) Сергей Никитин, сказали, оной-де стан зделан, толко один деревянной дубовой, а медных и железных к нему разных инструментов ничего не зделано.

Понеже по указу блаженныя и вечно достойныя памяти его императорского величества прошлого 723 году ноября 14 дня велено при Сенате для печатания указов к прежнему одному стану прибавить два стана гражданских с служителями, который ис правительствующего Синода по требованию ис Сената за умалением таких станов в типографии их ведомства, не отпущено и хотя по посланному из Сената в Адмиралтейскую коллегию указу велено оные станы зделать вновь в адмиралтействе, но токмо по се время еще не зделаны, а между тем в печатании указов имелась, а особливо ныне в печатании много тысящного числа разных указов чинитца остановка.

А по имеющемуся в Сенате известию и по присланному ведению из Москвы оставшего сенатцкого чина, есть в Москве готовые два стана, с медными и железными припасы у библиотекаря Василья Киприянова, за которые он, Киприянов цену показал триста семдесят один рубль сорок копеек. И по указу ея императорского величества государыни императрцы правительствующий Сенат приказали для скорого исправления в печатании разных указов вышеозначенные два стана с припасы (по приложенному реэстру) взять ис канторы Сенатцкого правления и прислать как наискоряя на ямских подводах с нарочным. А у помянутого библиотекаря о цене за те станы и припасы взять скаску сколко ему заплатить надлежит без всякого припросу и излишества, понеже они у него лежат празны, и что покажет цены и сколко ж дано будет на провоз о том о всем в Сенат писать.

типографии в Россиитипографское дело в XVIIIпечатное оборудование XVIIIполиграфияполиграфическое оборудованиешрифтытехнология печатипечать книггравюры и литографиякультуранаукаобразованиеремесленникиисторияподлоги историиинтересные факты

Источник: [20.128]
Комментарии

Статья № 8
И. Ф. Мартынов

Возникновение первых провинциальных типографий в России относится ещё к началу 1760-х годов. Характерно, что все попытки правительства и местных губернаторов завести казённые полиграфические предприятия в Астрахани, Кременчуге, Харькове, Твери и Иркутске, как правило, заканчивались неудачей. Екатерининский указ о «вольных» типографиях 1783 г., открывший доступ частному капиталу в эту важную отрасль отечественной промышленности, побудил нескольких предприимчивых купцов и чиновников употребить свои средства и энергию на просвещение сограждан с помощью печатного станка.
Основным источником доходов этих предприятий, несомненно, были казённые заказы на печатание деловых бумаг местных учреждений, правительственных указов и манифестов, прейскурантов, афиш и других «летучих» изданий. Тем не менее типографии некоторых губернских центров в конце XVIII в. регулярно выпускали в свет полезные для общества книги и даже периодические издания.

Торговля первенцами провинциальной печати оказалась чрезвычайно сложным и не слишком прибыльным занятием. Доходы типографии Курского приказа общественного призрения за первый год её существования (1792) составили всего лишь 29 руб. Не лучше обстояли дела и в других городах.

Непомерно дорогие, выполненные на низком полиграфическом уровне провинциальные издания не могли конкурировать на общероссийском книжном рынке с продукцией крупнейших столичных типографий. Местных же любителей чтения было ещё так мало, что тираж книги в 300 экземпляров с трудом расходился за несколько лет. В этих условиях все попытки организовать сбыт провинциальных изданий на чисто коммерческой основе неизбежно заканчивались крахом.

культураобществообраз_жизникнигоизданиеобразованиелитература-XVIIIСМИ-XVIIIторговый_оборот_книгтипографии-XVIII

Источник: [20.186]

Статья № 9
Т. И. Кондакова

К истории формирования понятия «издатель» в связи с профессионализацией издательской деятельности в России в XVIII в.

— Своевременно поставить вопрос об упорядочении терминологии книговедческой науки, о достижении однозначности ее понятий и терминов.
Одним из конкретных проявлений нерешенности указанных проблем является отсутствие объективного определения понятия издатель применительно к условиям начальных этапов производства русской печатной книги. И если при изучении русской книги XVI–XVII вв. определение понятия издатель не является столь необходимым, так как книгопечатание Московской Руси было монополизировано государством, и частные издатели не существовали, то для XVIII в. поиски точного определения этого понятия имеют принципиально важное значение. Ведь именно в это время возникла и формировалась профессия издателя в общественной жизни России.

Как всякое явление в стадии становления, она не существовала в чистом виде. В рассматриваемый период нередко одно и то же лицо могло выполнять наряду с издательскими также редакторские и типографские обязанности. Могло иметь место и такое явление, когда выполнение издательских функций брали на себя два или более человек. Отсюда — отсутствие четкости в дифференциации понятий типограф, издатель, редактор, ведущие к подмене понятий в текстах XVIII века.

Естественно, что и термины, выражавшие эти понятия, тогда еще не сложились. Нередко термин мог быть омонимичен, и наоборот, одно понятие могло выражаться рядом терминов-синонимов. Так, существительное издатель в русском литературном языке XVIII в. имело ряд значений, соответствующих неопределенно широкой семантике его производящего глагола: «тот, кто вообще что-то создает, основывает, учреждает» (1), «писатель, автор» (2), «редактор» (3), «владелец типографии» (4), наконец «издатель» в современном понимании этого слова (5).

Для выражения понятия редактор, кроме существительного «издатель», существовал целый ряд не закрепившихся в языке слов и словосочетаний, например «исправил» (6), «под смотрением» (7), «делал проверку и поправку» (8), «приводил… в порядок» (9) и т. д. Наличие их подготовило заимствование русским языком в начале XIX в. из французского языка термина редактор (франц. rédacteur от лат. redactus — «приведённый в порядок»).

Ряд синонимов был в языке XVIII в. и для обозначения понятия владелец типографии: «издатель», «типографщик», «содержатель типографии».
Характерно, что до сих пор нет четкой терминации указанных понятий в применении к изучению книжного дела XVIII в.

На начальном этапе работы априорно были намечены возможные пути развития профессии издателя в России в XVIII в.: книгопродавец → издатель [типограф → издатель]; литератор → издатель. Предполагалось, что это только схематичное выражение множества возможных реальных вариантов.

На данном этапе работы могут быть выделены следующие черты, непременно входящие в понятие издатель-профессионал: в XVIII веке в процессе создания книги такой издатель руководствуется своей, вполне определенной издательской программой, вкладывает в издательский процесс свои собственные средства или мобилизует их, выступает в качестве организатора самого издательского процесса.

историялитературакультураобществообраз жизникнигоизданиекнигопечатаниеразделение издателей и полиграфистовтермины издательского дела

Источник: [20.194]

Статья № 10
А. А. Зайцева

Книгопечатание в России на рубеже XVIII и XIX вв.

Уже указ 1796 г. внёс существенные изменения в начавшие устанавливаться формы книгоиздательского дела в России — книгопечатание в государственных типографиях, в «вольных» типографиях и казенных, арендованных частными лицами.

Проведенное нами сопоставление количества ежегодно издаваемых названий книг на русском языке на протяжении последнего десятилетия XVIII в. показывает, что наибольшее количество книг (352, 368 названий) приходится на 1792–1793 гг., а затем наступает заметное падение книжной продукции. Однако, вопреки принятому мнению, оно происходит не до конца века. Наименьшее число издаваемых книг приходится на 1797 г. (195 названий), а к концу века (1798–1799 гг.) оно вновь заметно возрастает до 293 и 286 названий, хотя и не достигает уже объёма книжной продукции последних лет правления Екатерины.

Резкое сокращение книжной продукции в 1797 г. было следствием указа 1796 г., упразднившего частные типографии «в прекращение разных неудобств, которые встречаются от свободного и неограниченного печатания книг». Примечательно, что действие этого указа распространилось не только на частные типографии в столицах и провинции. В порыве административного усердия была приравнена к частной и запечатана одна из старейших типографий России — типография Морского министерства, состоявшая при Морском кадетском корпусе, прекращают деятельность типография при Академии художеств, ряд губернских типографий.

Если проследить за состоянием типографий в 90-е годы в Петербурге, то общее число «вольных» типографий до 1796 г. колеблется в пределах 8–9. После указа это число сокращается до 6. Остаются типографии Ф. Брейткопфа, Ф. Брункова, И. Вейтбрехта, Е. Виль- ковского, В. Плавильщикова и И. Шнора.
Такое относительно высокое число уцелевших типографий объясняется тем, что указ 1796 г. не касался частных типографий, открытых «по особому дозволению» и пользующихся привилегиями, какими были, например, «Императорская типография» Вейтбрехта, типография Шнора, Ю. К. Миллера в Риге (к числу частных типографий мы относим и те, которые были арендованы частными лицами у различных учреждений).
Для Москвы действие указа 1796 г. сказалось гораздо более ощутимо. Из общего числа (7–8) частных типографий остались лишь две.

Характерным процессом с середины 90-х годов становится перевод частных типографий в казенные, поскольку это был единственный путь для частных предпринимателей сохранить свои заведения. Типография Брункова в 1796—1800 гг. переходит в ведение Комиссии об учреждении училищ, типография В. Плавильщикова с 1797 г. выступает под маркой Санктпетербургского губернского правления, А. Г. Решетникова — переходит к Губернской типографии в Москве.
Нередко подобная перестройка частных типографий сопровождалась выездом в провинцию, поскольку при наместнических правлениях разрешалось заводить типографии с условием подчинения всего издаваемого цензуре. Наиболее дальновидные типографщики перебираются в провинцию еще до указа 1796 г. Типография Сытина, например, уже в 1795 г. становится собственностью Смоленского приказа общественного призрения.

историялитературакультураобществообраз жизникнигоизданиекнигопечатание

Источник: [20.195]

      |     О сайте >>   |    Обратная связь   |   

ПОБЕДИТЕЛЬ ИНТЕРНЕТ-КОНКУРСА «ЗОЛОТОЙ САЙТ»
Победитель XIII Всероссийского интернет-конкурса «Золотой сайт» в номинации «Познавательные сайты и блоги»Победитель интернет-конкурса «Золотой сайт»

© Lifeofpeople.info 2010 - 2024

▲ Наверх

0,187