Встарь, или Как жили люди


Гравюра
Искать информацию: в статьях в комментариях по имени автора среди наименований источников

Встарь > Разделы и темы > Ремёсла, промышленность второго и последующих переделов. Политехнический музей сайта > Полиграфия: оборудование, шрифты, технология. Гравюры и литография > Славяне и российские этносы (XVII век)

22. Ремёсла, промышленность второго и последующих переделов. Политехнический музей сайта

Полиграфия: оборудование, шрифты, технология. Гравюры и литография. Славяне и российские этносы (XVII век)

Карлейль, Корб, Маржерет, Давид, Печатный двор, Шлейссингер, Разряд, Тайный приказ, Оклады, Луппов, Спицын, Исаевич

Статья № 1
Чарльз Карлейль, 1663–1664

Московиты, погруженные в глубокое невежество, не знают даже каким образом в Европе переплетают книги. Что касается их манускриптов, то они вместо книг употребляют только свертки бумаги, как были некогда у иудеев свертки пергамента, о которых так много говорят. Они склеивают, как я уже заметил, каждый листок клеем, добываемым в Сибири; они могут по желанию делать свёртки очень длинными.

полиграфияполиграфическое оборудованиешрифтытехнология печатипечать книггравюры и литографиякультуранаукаобразованиеремесленникиисторияподлоги историиинтересные факты

Источник: [17.11]
Комментарии

Статья № 2
Иоганн-Георг Корб, 1698–1699

Недавно какой-то предприимчивый поляк завел у них типографию, но в ней печатаются книги, писанные только русскими буквами.

полиграфияполиграфическое оборудованиешрифтытехнология печатипечать книггравюры и литографиякультуранаукаобразованиеремесленникиисторияподлоги историиинтересные факты

Источник: [17.2]

Статья № 3
Жак Маржерет, 1600–1606

Большая часть их букв — греческие, и почти все их книги написаны от руки, за исключением нескольких печатных книг Библии и Нового Завета из Польши. Так как они научились печатать всего лишь десять-двенадцать лет назад, то рукописные книги и поныне более изысканно сделаны, чем печатные...

Кроме этого, они во многом следуют древности, как, например, в ведении бумаг, так как их реестры, докладные и жалобы или прошения свёрнуты в свитки, а не переплетены или сложены, как у нас, и так все их бумаги, в чём они подражают древним, а также святому писанию, как мы читаем у пророка Иезекииля, гл. 3.

полиграфияполиграфическое оборудованиешрифтытехнология печатипечать книггравюры и литографиякультуранаукаобразованиеремесленникиисторияподлоги историиинтересные факты

Источник: [17.22]

Статья № 4
Иржи Давид, 1686–1689

Типография в Москве одна, разделена на много классов, и в ней принимают печатать книги, которые должны иметь разрешение царя или патриарха. Есть ещё другая знаменитая типография, в Киеве, где имеются и русский и латинский шрифты.

полиграфияполиграфическое оборудованиешрифтытехнология печатипечать книггравюры и литографиякультуранаукаобразованиеремесленникиисторияподлоги историиинтересные факты

Источник: [17.52]

Статья № 5
Память в Разрядный Приказ о зачислении в Печатный двор дьяка Андрея Бурцева, 1634

Лѣта 7143-го, ноября въ 27 день. По государеву... указу, память дьякомъ, думному Ивану Гавреневу, да Михаилу Данилопу, да Григорыо Ларіонову.

По государеву указу велѣно быти на Печатномъ дворѣ у книжнаго дѣла во дьяцѣхъ Андрею Бурцеву на Минино мѣсто Быкова, а окладъ ему учиненъ государева годоваго денежнаго жалованья шестьдесятъ рублей, помѣстной окладъ семьсотъ четьи.
И по государеву... указу дьякому, думному Ив. Гавреневу, да М. Данилову, да Гр. Ларіонову велѣти дьяка Андрея Бурцова въ Розрядѣ въ дьячьемъ спискѣ написать.
Діакъ Максимъ Чирковъ.

полиграфияполиграфическое оборудованиешрифтытехнология печатипечать книггравюры и литографиякультуранаукаобразованиеремесленникиисторияподлоги историиинтересные факты

Источник: [17.110]

Статья № 6
Г.-А. Шлейссингер, 1687

К. А печатня у русских тоже есть?
Ф. Да, сейчас у них есть одна печатня, её устроил какой-то поляк. Но особого успеха она не имеет40

типографии Россиизабвение первопечатникаполиграфияполиграфическое оборудованиешрифтытехнология печатипечать книггравюры и литографиякультуранаукаобразованиеремесленникиисторияподлоги историиинтересные факты

Источник: [17.139]
Комментарии

Статья № 7
Разрядный приказ. Московский стол, 1634

№ 708-й
Память в Розряд, за приписью дьяка Максима Чиркова, о написании в дьячьем списке дьяка Андрея Бурцева

Лета 7143-го, ноября в 27 день. По государеву… указу, память дьяком, думному Ивану Гавреневу, да Михаилу Данилову, да Григорью Ларионову. По государеву указу велено быти на Печатном дворе у книжнаго дела во дьяцех Андрею Бурцову на Минино место Быкова, а оклад ему учинен государева годоваго денежнаго жалованья шестьдесят рублей, поместной оклад семьсот четьи. И по государеву… указу дьякому, думному Ив. Гавреневу, да М. Данилову, да Гр. Ларионову велети дьяка Андрея Бурцова в Розряде в дьячьем списке написать.
Диак Максим Чирков.

типографское дело в Москвепервые печатникиполиграфияполиграфическое оборудованиешрифтытехнология печатипечать книггравюры и литографиякультуранаукаобразованиеремесленникиисторияподлоги историиинтересные факты

Источник: [19.206]
Комментарии

Статья № 8
Дела Тайного приказа

1669
Августа в 11 день. По указу великого государя царя и великого князя Алексея Михаиловича, всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержца, дано переплетчиком: Осташке Федорову да Якушку Колесникову, за переплет дву Потребников в десть, рубль. Переплели они те книги своим прикладом. Отдавал и те книги у них принял подьячей Андрей Чорново.

1674
Роспись книгам: 182-й год переплетал к Тайным Делам в Приказ: Псалтирь со Воследованием, да книгу простые бумаги в 6 дестей, счот и з прикладом. А за дело 20 алтын за 2 книги. По сей росписи деньги даны декабря в 22 день нынешняго 182 году.

от свитков к книгампереплётное делокакофония Власти и Церквиполиграфияполиграфическое оборудованиешрифтытехнология печатипечать книггравюры и литографиякультуранаукаобразованиеремесленникиисторияподлоги историиинтересные факты

Источник: [20.114]
Комментарии

Статья № 9
Окладная расходная роспись денежного и хлебного жалованья за 1681 год

Окладная расходная роспись денежного и хлебного жалованья за 1681 год:

Великаго государя царя и великаго князя Феодора Алексеевича, всея великия и малыя и белыя России самодержца, денежнаго и хлебнаго жалованья, и кормов, и сукон на Москве и в городах всяких чинов людям, оприч ружников, по сметным спискам, каковы снесены к смете его великаго государя казны, в нынешнем во 189 году по окладу:

В Приказе Большого Дворца:
Книжному переплетчику 6 руб. Хлеба 9 четьи ржи, овса тож.


Конспект работы П. М. Милюкова о бюджете России на 1680 год, а также о численности и содержании Армии в XVII веке — см. здесь, 0.74 Mb >>

О штатном расписании Кремля и о Расходной части бюджета России в царствование Фёдора III Алексеевича Романова по данным «Окладной расходной росписи денежного и хлебного жалованья за 1681 год» — см. здесь, 0.00 Mb >>

бюджет России-XVIIэкономика Россиирасходы на бюджетниковнатуральные выплатыполиграфия в Москвеколичество переплётчиков

Источник: [17.170]
Комментарии

Статья № 10
С. П. Луппов, †1964

Характерно, что в течение длительного времени вся типографская деятельность была сосредоточена лишь в столице страны — Москве, поскольку Киевская типография до 1654 г. находилась за пределами Русского государства, а типография в Нижнем Новгороде (1613- 1614 гг.) и Иверском монастыре (1655—1665 гг.) вследствие кратковременности своего существования большого значения не имели.

XVII век явился новой страницей в истории книгопечатания в России. Количество книг, изданных в стране, стало быстро возрастать. Если за всю вторую половину XVI в. в Москве было напечатано лишь 18 книг, то в течение XVII в. вышло уже 483 издания, т. е. в среднем выходило в год около 5 книг.
Любопытны данные по десятилетиям XVII в., которые приводит Н. П. Киселев:

 С.П. Луппов. Издание книг в XVII

Основной типографией в России был московский Печатный двор, созданный ещё при Иване Грозном (во время польской интервенции Печатный двор находился в Нижнем Новгороде). В 1620 г. для Печатного двора в Москве на Никольской улице были отстроены новые каменные палаты, и с тех пор работа его непрерывно расширялась. Если в 1622 г. в типографии было лишь 6 станов, то в 1624 г. было уже 8, в 1629 г. — 9, в 1633 г.- 14 станов… при патриархе Иосифе (1642—1652 гг.) работало 165 человек.

В XVII в. существовало разделение труда типографских рабочих. Образовались специальности: наборщик, разборщик, «тередорщик» (печатник), «батыйщик» или «батырщик» (наносил краску на форму), словолитец, «знаменщик» (художник), «резец» (гравер), переплетчик и др. Каждый стан представлял как бы особое отделение типографии, при котором работали два наборщика, один разборщик, четыре тередорщика, четыре батыйщика. Книги набирали различными шрифтами.

Большое значение в типографии имели «справщики», которые занимались редактированием рукописей, подготовлявшихся к печати, и чтением корректур. Справщики заседали в Правильной палате и составляли как бы особую постоянную комиссию, обычно из пяти человек: три справщика, один чтец, один писец. К их услугам была типографская библиотека для наведения необходимых справок. В числе справщиков были самые передовые люди того времени: Арсений Суханов, Епифаний Славинецкий, Сильвестр Медведев, Федор Поликарпов, Тимофей и др. Это была высшая интеллигенция XVII в., к которой правительство часто обращалось с различными ответственными поручениями. Справщики, помимо работы в типографии, занимались переводами, были авторами книг.
Дополнительная работа рассматривалась как «излишняя» и подлежала особой оплате.
Книги лежали на складе непереплетенными.

После сведений о книгах, предназначенных для продажи, в описи Печатного двора приводится перечень переплетенных книг прежних лет изданий («дав переплете розных книг прежнего выходу»), т. е. оставшихся от рассылки и продажи. Если количество экземпляров книг текущих изданий было на складе еще большое (некоторых книг даже свыше 2 000 экз.), так как книги не успели еще разойтись, то книги прежних лет изданий (не исключая и упомянутую выше Минею 1636 г. издания) были представлены на складе лишь единичными экземплярами. Следовательно, издания почти полностью разошлись.

Интересны почерпнутые из архивов сведения, о том, как скоро распродавались издания Печатного двора. В декабре 1649 г. некий Володимир Борзов принял для продажи 1181 экз. Уложения. С 1 января по 25 августа 1650 г. им было продано 1173 экз., т. е. примерно по 5 экз. в день. Вначале продажа шла очень ходко: 4 января было продано 30 экз., 5-го — 85, 7-го — 216, 9-го-148, 11-го-116 экз. Но уже в феврале начался спад, в дальнейшем продавалось в день лишь несколько экземпляров, а потом и по нескольку экземпляров в месяц. Тем не менее за 8 месяцев весь тираж был распродан. Таким образом, в среднем продавалось по 148 экз. в месяц.

Разительный пример постепенного уменьшения спроса на книгу дает Библия. Библия, несмотря на огромную по тому времени цену (5 руб.), продавалась сначала очень быстро (1 марта 1664 г. было продано 137 книг, 2 марта — 530 книг). Однако потом дело застопорилось и, как мы уже видели, остатки тиража пошли в продажу по себестоимости.

Несмотря на большую стоимость книг Печатного двора, они все же расходились. Это видно из того, что книги издавались большими тиражами. Нормальным тиражом считался тираж в 1200 экз., но были книги, которые печатались в значительно большем числе экземпляров. Так, Азбука была издана в январе 1677 г. тиражом 4 810 экз., в июле 1677 г. — 9 600 экз., в феврале 1691 г. — 4 800 экз., в августе того же года-14 400 экз., в июне 1693 г. — снова 14 400 экз.; Часослов был издан в декабре 1691 г. тиражом 7 200 экз., в мае 1697 г.- 2 400 экз., в мае следующего года — 4 800 экз., в июле 1700 г. — 4 800 экз.; Святцы в июле 1689 г. были изданы тиражом 7 200 экз., и т. д.
Даже такие дорогие издания, как Пролог, в течение XVII в. издавались не один раз: первая половина — 8 раз, вторая половина — 7 раз. Следовательно, и их раскупали, хотя и не так быстро, как учебные книги.

И все же размеры тиражей того времени не могут не вызывать удивления. Чем объяснить, что эти тиражи расходились в стране, население которой в то время было по меньшей мере в 20 раз малочисленнее нынешнего? Мы считаем, что это явление объясняется тем, что почти каждое издание того времени было рассчитано не на какую-то определенную категорию читателей, а на всех жителей страны. Любую из книг мог купить каждый, кто имел на это средства. Кроме того, большую долю тиражей приобретали церкви и монастыри, число которых непрерывно увеличивалось.

Помимо московских типографий, в XVII в. в России имелись и другие типографии: в Иверском монастыре, в Киеве и Новгороде-Северском (позднее переведена в Чернигов). Типография Иверского монастыря, основанная патриархом Никоном в 1655 г. и в 1665 г. переведенная в Новый Иерусалим (ныне Истра), где она, по-видимому, бездействовала, не оставила существенных следов в истории русского книгопечатания (издала лишь три книги малого формата).

Себестоимость работ, прибыль книгоиздателей и бесплатная раздача

«Очень интересные сведения о том, как производился расчет себестоимости книги Уложение, можно почерпнуть из выписки из расходной книги Печатного двора за 1649 г., опубликованной в «Сборнике Археологического института». В расходной книге приведены все до мелочей расходы по типографии, которые связаны с изданием этой книги: стоимость бумаги и прочих материалов (краска, холсты, мука для клейстера, гвозди и т. д.), жалованье работников типографии, стоимость переделок и т. д. Эти данные мы свели в таблицу, опустив подробности и исправив допущенные писцом XVII в. арифметические ошибки при подсчетах (табл. 1).

Таблица 1
Стоимость напечатания тиража (1 200 экз.) Уложения:

 С.П. Луппов. Калькуляция издания книги в XVII, 1200 экз.

Из числа 1 200 экз. книг было поднесено царю 9 экз. (6 в переплете «по обрезу золотом» и 3 в простом переплете), патриарху 3 экз. (2 в переплете «по обрезу золотом» и один в простом переплете), справщикам 5 экз. (по 1 экз. бесплатно, по-видимому без переплета). Таким образом, себестоимость 1 экз. из числа 1183 книг, идущих в продажу, составляла 76 коп. У канцеляриста Печатного двора, делавшего подсчет себестоимости, вследствие допущенных им арифметических ошибок получалась другая цифра: «26 алтын пол-3 денги», т. е. 79 ¼ коп.

Таким образом, почти половину себестоимости книги (48,8%) составляла стоимость бумаги и около 1/3 — стоимость рабочей силы, остальное падало на другие расходы. Из приведенной выписки из архивного дела мы узнаем, что Уложение печаталось одновременно на всех 12 станах типографии, причем, весь процесс печатания занял 1 ½ месяца и 2 дня, т. е. около 6 ½ недель.

При рассмотрении данных описи Печатного двора 1649 г. первое, что бросается в глаза, это дороговизна книг. Так, например, Сборник (по тогдашней терминологии Соборник) и Маргарит продавались в середине XVII в. по 2 р. 50 к., Пролог — по 3 руб., Минея за весь год — по 12 руб., Евангелие толковое повседневное — по 2 р. 75 к. и т. д.

Другие книги (меньшего объёма) стоили, правда, дешевле (70 коп.- 1 руб.), но и эти цены, если вспомнить, что в XVII в. (1628 г.) бычка можно было купить за 54 коп., являются огромными (как известно, 1 руб. в середине XVII в. равнялся 17 руб. 80-х годов XIX в.). При этих условиях книги могли покупаться только состоятельными людьми или учреждениями.

Второе, что обращает на себя внимание, — это большие наценки на себестоимость книги при их продаже. Такая наценка, по нашим данным, колебалась от 24,6 до 383,6% себестоимости книги, а в среднем составляла 50–70% себестоимости.
Устанавливать такую наценку можно было лишь будучи уверенным, что книга и по дорогой цене разойдется. И, судя по размеру наценки, наиболее ходовыми книгами считались Маргарит — собрание слов византийского церковного писателя Иоанна Златоуста (наценка 383,6%), Соборник — сборник произведений византийских церковных писателей (наценка 363%), а также Евангелие толковое повседневное (наценка 204,4%) и Евангелие напрестольное (наценка 170,3%).

В отношении евангелий сомнений, действительно, не могло быть — любой церкви они были необходимы, но то, что книги для чтения, хотя и назидательного характера, успешно конкурировали с богослужебными книгами, является значительным фактом для истории культуры России XVII в.

Однако в дальнейшем правительство уже избегало высоких наценок на книги. Как видно из архивных дел, относящихся к 90-м годам XVII в., даже на ходовые издания Печатного двора назначались цены, близкие к себестоимости книг. Так, например, цена за азбуку, вышедшую в 1693 г., была назначена в 2 деньги (1 коп.) при себестоимости 1 ½ деньги, а за Псалтырь учебный — 40 коп. при себестоимости 35 коп.

Из чего же складывалась себестоимость этого Псалтыря учебного? Как видно из приведенных в архивном деле расчетов (для наглядности мы объединим все приведенные расходы в четыре группы), затраты на издание 4 800 экз. Псалтыря были следующие (табл. 5).

 С.П. Луппов. Калькуляция издания Псалтыри в XVII, 4800 экз.

Таким образом, по сравнению с расчетом, производившимся в 1649 г., по себестоимости Уложения в 1695 г. доля стоимости бумаги упала с 48 до 38%, зато во много раз увеличились накладные расходы. Очевидно, в 1649 г. при определении себестоимости учитывалось только жалованье справщиков и не принимались во внимание расходы на оплату обслуживающего персонала.

Следует сказать, что из каждой книги определенное число экземпляров подлежало бесплатной раздаче и стоимость этих экземпляров раскладывалась на экземпляры, шедшие в продажу. В 60-х годах XVII в. в раздачу шло около 70 экз., из них 50 оставлялось для распределения по церквам и монастырям. Один экземпляр оставался как «кавычная» книга. Остальные шли высокопоставленным людям (царю, патриарху и т. д.) и сотрудникам Печатного двора (справщикам, подьячим, чтецам).
В 90-х годах число раздаваемых книг, как видно, ещё увеличилось. Так, например, в 1693 г. из тиража (1 200 экз.) книги Псалтырь учебный бесплатно было роздано 107 экз., причем работникам Печатного двора (справщикам, дьяку, подьячим, чтецам и писцам) было выдано по 4 книги. Обычай оставлять 50 экз. для церквей и монастырей сохранился.

Особо следует остановиться на ценах книг светского содержания. Здесь в основном мы будем иметь дело с рукописями, так как печатных изданий светского содержания в XVII в. почти не было. Как мы уже знаем, в середине XVII в. Уложение продавалось на Печатном дворе по 1 руб., Грамматика Смотрицкого — по 50 коп., «Учение и хитрость ратного строения пехотных людей» — по 1 руб. Эти книги на рынке имели другую цену. Так, например, Мещеринов купил книгу «Учение и хитрость ратного строения» за 3 руб.
Значительно дороже стоили лечебники и книги исторического содержания: хронографы, летописцы, степенные книги, и т. д. Так, например, рукописный Хронограф в 445 л. (скорописью) в 1668 г. стоил 5 руб., за Хронограф скорописью в 542 л. в 1694 г. было заплачено 4 руб. Известный уже нам Мещеринов за рукописные книги светского содержания платил большие деньги (70-е годы XVII в.): за лечебник старинный — 6 руб., за два лечебника новых — 8 руб. (т. е. 4 рубля каждый), за книгу «Александрия» — 4 руб., за Степенную книгу — 10 руб., за Гранограф (Хронограф) — 15 руб.»

культураобществообразованиеиздание_книгкнижные_магазиныкнигопечатаниескорость_продаж_книгсебестоимость_издания_книгцены_реализации_книг_XVII

Источник: [20.180]

Статья № 11
Е. Ю. Спицын

Книгопечатание на Руси

Помимо значительного расширения деловой письменности, ещё большее распространение получили и традиционные рукописные книги. Несмотря на дальнейшее развитие книгопечатания, такие книги по-прежнему пользовались большим спросом. Многие из них уже делались не столько на заказ, сколько на продажу, поэтому общий круг потребителей книжной продукции сильно расширился, и теперь не только знать и монастырское духовенство, но и простой посадский люд обзаводились личными библиотеками.

Потребности в массовом и быстром изготовлении разнообразных рукописей обусловили окончательное торжество особой техники письма — так называемой скорописи, которая в XVII в. приобретет особенно изящные черты.

Наряду с рукописными книгами дальнейшее развитие получило и книгопечатание. По данным известного советского историка профессора С. П. Луппова, автора фундаментальной монографии «Книга в России в XVII в." (1970), на московском Печатном Дворе только в первой половине «бунташного века» было издано около двухсот названий книг, среди которых одна половина была представлена книгами традиционного религиозного содержания — Библиями, Псалтырями и Евангелиями, а вторая половина — официальными государственными актами и учебной литературой — «Соборным уложением», «Учением и хитростью ратного строения пехотных людей» и другими. Многие печатные издания этой типографии не только пополнили богатые книжные хранилища различных государственных учреждений и монастырей, но и стали продаваться в специализированных книжных лавках, первая из которых была открыта в Москве в 1672 г.


Огромный статистический материал о состоянии книгопечатания в России собран и опубликован С. П. Лупповым. Свод статей-фрагментов его труда — см. здесь >>

история РоссииДревняя Русьобществоидеологиярелигиякнигопечатаниерукописные книги

Источник: [21.184]

Статья № 12
Я. Д. Исаевич

Русско-украинские связи в области книгопечатания в конце XVI – первой половине XVII в.

Минея общая, изданная С. Соболем в Киеве в 1628 г., — простая перепечатка московского издания 1600 г. В предисловии П. Могилы к Служебнику 1639 г. сказано, что он издается «з тексту правдивого грецкого и старожитных наших руских и московских служебников»… Кроме печатных книг, широко использовались русские рукописи. Так, при составлении своего знаменитого Лексикона П. Берында привлекал материалы из Соловецкого Патерика, азбуковников, Великих четьих-миней Макария, произведений Максима Грека.

Примеры использования украинскими издателями русских печатных и рукописных книг можно было бы продолжить. С другой стороны, составители и редакторы московских изданий нередко также использовали книги, напечатанные на Украине и в Белоруссии. Так, заимствования из предисловия Герасима Смотрицкого к Острожской Библии имеются в предисловии к Уставу церковному, напечатанному А. М. Радишевским в 1610 г., в предисловиях и послесловиях московских изданий Никиты Фофанова и в выпущенном им же «нижегородском памятнике».

Первыми московскими изданиями, предназначавшимися в первую очередь для домашнего чтения, считают Пролог, печатавшийся в 1640—1643 гг. (два тома), и Маргарит Иоанна Златоуста, печатавшийся в 1640—1641 гг. Недавно удалось найти тот экземпляр острожского издания Маргарита 1595 г., по которому текст набирался в Москве. На книге имеются записи (на 4 нн. л.): «Книга Печатного двора справщика 3. П.», «Книга Тимофеа Литвинова взята у Захариа Подосенова».
Захарий Афанасьевич Подосенов был справщиком в 1640—1679 гг. Сохранились многочисленные архивные записи о покупке им книг и о получении безвозмездно книг, в правке которых он принимал участие. После выхода Маргарита было выдано по одному экземпляру «государева жалованья справщикам» Михаилу Рогову, Ивану Наседке, старцу Саватею, Шестому Мартемьянову. Отсюда можно сделать вывод, что Захарий не принимал участия в правке Маргарита.

Публицистические произведения, печатавшиеся ранее на Украине и в Белоруссии (в том числе произведения украинских и белорусских писателей конца XVI — начала XVII в.), вошли в состав полемических сборников московской печати — «Кирилловой книги» (1644), «Книги о вере единой» (1648).
В 1648 г. в Москве была опубликована без обозначения автора «Грамматика» М. Смотрицкого по евьинскому изданию 1619 г.
В 1649 г. был издан церковно-славянский перевод Катехизиса П. Могилы, изданного за четыре года до того в Киеве (два издания на польском языке и два на украинском). В Кормчую книгу 1650 г. вошёл раздел о браке могилянского Требника 1646 г. и упоминавшееся «Поучение иерееви».

В первой половине XVII в. в Москве было издано 12 наименований книг нелитургического назначения, из них 7 — произведения украинских и белорусских авторов или перепечатки украинских изданий. Нельзя не согласиться с наблюдением К. В. Харламповича: «Книги литовской печати» (т. е. украинские и белорусские издания) не могли сравниться по силе и глубине влияния и по распространенности с теми украинско-белорусскими — целиком или в частях — сочинениями, которые выходили из-под московского типографского станка.
Это видно и из сохранившихся записей о продаже в Печатном дворе переизданий книг, печатавшихся ранее в Белоруссии и на Украине. В частности, очень большим был спрос на упоминавшееся переиздание Маргарита, хотя книга продавалась с самой высокой в практике московского Печатного двора наценкой (продажная цена составляла 363% себестоимости). 17 ноября 1641 г., в первый день продажи книги, был продан 161 экземпляр; 19 ноября продали 136 книг. Среди покупателей в эти дни были люди разных сословий, в том числе торговые люди из рядов суконного, овощного, сапожного, москательного и др.
Столь же быстро раскупались в первые месяцы после выхода «Кириллова книга», «Книга о вере».

Популярность в России произведений украинских авторов объясняется разными причинами. «Ирония судьбы была такова, — пишет А. Н. Робинсон, — что те украинские книги, которые переводились, издавались и насаждались московским правительством и государственной церковью до никоновской реформы, неожиданно оказались после нее для писателей раскола обильным источником противоправительственных и противоцерковных идей».

Подражания московской послефедоровской орнаментике встречаются в изданиях Гарабурды, Мамоничей, Соболя, Кутеинского монастыря, рохмановской типографии К. Т. Ставровецкого. Вязь в дерманском Октоихе 1604 г. — явное подражание начертаниям вязи в московском издании 1594 г. На Украине весьма популярны были русские иконы, и это не могло не отразиться на композиции ряда иллюстративных гравюр украинских мастеров. С другой стороны, элементы оформления украинской и белорусской книги использовались московскими типографиями.
Интересно, что заставка с вкомпонированной иллюстрацией впервые была применена в московском среднешрифтном Евангелии в середине XVI в. В первой половине XVII в. такие заставки были распространены на Украине, а в московской печати они появляются опять только в 50-е годы XVII в.

Инициалы типа острожских имеются в Псалтири Бурцова 1636 г. и в других изданиях этого печатника.
Как отметила А. С. Зернова, с 30-х годов XVII в. в московских изданиях появились сигнатуры, с 1659 г. — обрамление страниц наборными украшениями, с 1663 г. — набор в два столбца, с 1679–1683 гг. — линейные рамки. На Украине и в Белоруссии эти приёмы использовались ранее: сигнатуры — с конца XVI в., линейное обрамление — впервые в стрятинском Требнике 1606 г., рамки из наборных украшений — в львовском издании виршей П. Берынды 1616 г.

Большинство крупных шрифтов украинских типографий развивалось на основе московского федоровского шрифта, мелкий «полукурсивный» шрифт ввёл Иван Фёдоров, учитывая графику украинско-белорусского письма.
Терминология раннего русского книгопечатания оказала влияние — главным образом через Ив. Федорова и Мстиславца — на выработку терминов, ставших общепринятыми в украинском книгопечатании. С другой стороны, примененное Федоровым на Украине слово «друкарня» в 1606 г. появляется и в московском Апостоле Ив. Невежина. Около 1640 г. в лексику московских печатников входят термины, уже ранее бытовавшие в киевских изданиях: «типография» (1639), «художество друкарское» (1647) и др. Таким образом, и в сфере терминологии проявилось именно взаимовлияние книжного дела всех трех восточнославянских народов.

литературакультураобществообраз_жизникнигоизданиекнигопечатаниеторговая_наценка_на_книгиобразованиеУкраина

Источник: [20.192]

      |     О сайте >>   |    Обратная связь   |   

ПОБЕДИТЕЛЬ ИНТЕРНЕТ-КОНКУРСА «ЗОЛОТОЙ САЙТ»
Победитель XIII Всероссийского интернет-конкурса «Золотой сайт» в номинации «Познавательные сайты и блоги»Победитель интернет-конкурса «Золотой сайт»

© Lifeofpeople.info 2010 - 2024

▲ Наверх

0,193