Встарь, или Как жили люди


Гравюра
Искать информацию: в статьях в комментариях по имени автора среди наименований источников

Встарь > Разделы и темы > Ремёсла, промышленность: первый и последующий переделы. «Политехнический музей» сайта > Полиграфия: оборудование, шрифты, технология. Гравюры и литография > Славяне и российские этносы (XVI век)

22. Ремёсла, промышленность: первый и последующий переделы. «Политехнический музей» сайта

Полиграфия: оборудование, шрифты, технология. Гравюры и литография. Славяне и российские этносы (XVI век)

Флетчер, Фёдоров, Христан III, де Витте, Максимович, Спицын, Исаевич

Статья № 1
Джильс Флетчер, 1598–1599

Несколько лет тому назад, еще при покойном царе, привезли из Польши в Москву типографский станок и буквы, и здесь была основана типография с позволения самого царя и к величайшему его удовольствию. Но вскоре дом ночью подожгли, и станок с буквами совершенно сгорел, о чём, как полагают, постаралось духовенство...

полиграфияполиграфическое оборудованиешрифтытехнология печатипечать книггравюры и литографиякультуранаукаобразованиеремесленникиисторияподлоги историиинтересные факты

Источник: [16.4]
Комментарии

Статья № 2
Иван Фёдоров, 1574

По воле отца, с помощью сына и свершением святого духа, повелением благочестивого царя и великого князя Ивана Васильевича всея Руси и благословением преосвященного Макария, митрополита всея Руси, типография эта создана в царствующем граде Москве в лето 7071 (1563 PX), в тридцатое лето его царствования.

Не случайно начал я рассказывать это Вам, а потому, что великие беды испытали мы от озлобления людского, не от самого царя, но от многих гражданских и духовных начальников и учителей, которые из зависти обвиняли нас в различных ересях, желая благое превратить во зло и божье дело вконец погубить, как это бывает у злонравных и неученых и неискусных в разуме людей, не обучавшихся грамматической хитрости, не исполненных духовного разума, а только, как водится, злословящих. Уж такова природа зависти и ненависти не понимающих, куда ведут и на чем основываются.

Потому из нашей земли и отечества от рода нашего мы были изгнаны и переселились в иные, неведомые нам страны (Иван Фёдоров и Пётр Тимофеевич Мстиславцев захватили с собой 35 гравировальных досок — Прим. ред.).

Когда же мы пришли оттуда, по благодати богоначального Исуса Христа, господа нашего, желающего судить мир по правде, принял нас любезно благочестивый государь Сигизмуид Август, король польский и великий князь литовский, русский, прусский, жемайтийский, мазовецкий и иных [земель] со всеми своими сановниками. Тогда, упросив со тщанием государя, вельможный пан Григорий Александрович Ходкевич, пап виленский, наивысший гетман Великого княжества Литовского, староста гродненский и могилевский, принял нас с любовью под свое покровительство и всем необходимым снабжал долгое время. И этого еще было мало ему, что так устроил нас, он даровал мне немалую весь [селение] для моего пропитания...

Гродно, 1575
Гродно, 1575

И так благодаря человеколюбивому промыслу божию добрался я до богоспасаемого града, нарицаемого Львов.
И, помолившись, начал я готовиться к богоизбранному сему делу, дабы распространять богодухновенные догматы. И многократно обошел я богатых и знатных в миру, прося их помощи, и кланялся и припадал лицом к земле, из сердца капающими слезами моими ноги их омывал, и так не единожды и не дважды, а множество раз...

А начала печататься сия книга, называемая Апостол, в богоспасаемом граде Львове, в ней деяния апостольские, и послания соборные, и послания святого апостола Павла, по воплощении господа бога и спаса нашего Исуса Христа в лето 1573-е, февраля в 25-й день; и закончена в лето 1574 того же месяца в 15-й день... (Было издано ок. 1000 копий — Прим. ред.)

Потом же сыновьям его милости, пану Андрею Григорьевичу Ходкевичу, пану подстолию Великого княжества Литовского (С XVI в. почетный титул, который давался магнатам ВКЛ — Прим. ред.), старосте могилевскому и его милости пану Александру Григорьевичу Ходкевичу, старосте гродненскому, державцу Аиньскому (Наместник Аиньской волости в Виленском воеводстве — Прим. ред.), да просит душевного спасения и многолетнего здравия, понеже они истинные виновники этого полезного дела.


Изображения в более высоком разрешении можно выбрать в разделе Рефераты. Там же и ссылки на источники заимствования.

автобиография Ивана ФёдороваАпостол во Львовеполиграфияполиграфическое оборудованиешрифтытехнология печатипечать книггравюры и литографиякультуранаукаобразованиеремесленникиисторияподлоги историиинтересные факты

Источник: [16.30]

Статья № 4
Христан III: письмо Ивану IV, 1552

...рассеяв тьму Папежскую, коею долгое время омрачены были страны наши, паки желает явиться нам в осуждение неверующих и во спасение благочестно и право верующих. На это дело вызывали мы прочих Государей и Князей, исповедующих православную нашу веру, и притом не без успеха; по наследственному же нашему расположению и усердию к возлюбленному брату нашему, к его народу и подданным, руководствуясь примером предков и предшественников наших, мы осмелились склонять к тому же самому и тебя, возлюбленнейший брат.

С такою целию посылаем к тебе, В. Б. ("Возлюбленный Брат" — Прим. ред.), искренно нами любимого слугу и подданного нашего Ганса Миссенгейма с Библиею и двумя другими книгами, в коих содержится сущность нашей Христианской веры. Если приняты и одобрены будут тобою, В. Б., Митрополитом, Патриархами, Епископами и прочим Духовенством сие наше предложение и две книги вместе с Библиею: то оный слуга наш напечатает в нескольких тысячах экземпляров означенные сочинения, переведя на отечественный ваш язык, так что сим способом можно будет, в немногие годы, споспешествовать и содействовать пользе ваших церквей и прочих подданных, ревнующих славе Христовой и своему спасению...

полиграфияполиграфическое оборудованиешрифтытехнология печатипечать книггравюры и литографиякультуранаукаобразованиеремесленникиисторияподлоги историиинтересные факты

Источник: [16.34]

Статья № 5
Елизавета де Витте

Первая типография в Белоруссии

Первая русская типография была виленская, которая уже в 1525 г. напечатала «Деяния» и «Апостольские послания» и месяцеслов. Эта типография была католическая. Первая протестантская типография в северо-западном крае была Несвижская, основанная князем Радзивиллом Черным около 1558 года (за год до образования Rzeczpospolita — Прим. ред.). В этой типографии книги печатались до 1570 г. по-русски.

В XVI в. работали в Вильне чисто-русские типографии. Была русская типография и в местечке Заблудове, Белостокского уезда.


О том как иезуиты и католики сжигали русские книги и уничтожали русские типографии в Белоруссии после вхождения её в состав федерации с Польшей, см. здесь >> — Прим. ред.

история Белоруссиизападнославянские племенапервая типографиятипографии в Вильно XVIполиграфияполиграфическое оборудованиешрифтытехнология печатипечать книггравюры и литографиякультуранаукаобразованиеремесленникиисторияподлоги историиинтересные факты

Источник: [20.161]
Комментарии

Статья № 6
М. А. Максимович

Первые печатные книги на Руси. Первая Библия

Между тем как вся Русь ещё и в первой четверти 16-го столетия оставалась, по прежнему, при одном книгописании, у нашей Западнославянской братии велось уже книгопечатание, по примеру народов Немецких.
Книгопечатание Славянскими Кириловскими буквами, прежде всего началось в Кракове, 1491 года, изданием Часослова в 4-ку и других церковных книг, которых мастером был Швайпольт Феоль. Этот достопамятный Немец, как первый печатник Славянских книг, был обвинён в ереси, и удалился из Кракова в Венгрию...

Между тем книгопечатание немедленно стало появляться и в других Славянских городах, в том числе и в Праге Чешской. Там в 1517–19 годах напечатан был по частям перевод Библии нашего Полочанина Скорины, под названием: Библия Русска, иждивением Богдана Онькова, в 4-ку.
Вслед за тем учредилась типография и в Литовскорусской столице Вильне, в доме Бабича, где неутомимый Скорина, в 1525 году издал сперва Апостол, потом Акависты и Каноны, в 8-ку. Вот первенцы книгопечатания Рускаго!..

Между тем, в светлую половину царствования Ивана Грознаго, учредилось книгопечатание в Москве — для однообразнаго и правильнаго издания церковных книг, которыя подвергались тогда непрестанной порче от писцов-промышленников.
Присланный Московскому Царю от Датскаго Короля мастер Ганс (или Иоанн Миссингейм Бокбиндер) был учредителем первой Московской типографии, в которой первыми книгопечатниками были Гостунский диакон Иван Федоров и Петр Тимофеевич Мстиславцев. В 1583–64 году распечатали они книгу Апостол в лист. Вот первенец Московской печати!

Но книгописцы взвели ересь на книгопечатников; и они бежали из Москвы в Литовскую Русь, охотно принимавшую всех выходцев Великоруских.
Гетман Литовскаго Княжества Гририй Александрович Ходкевич дал приют у себя Московским художникам и завел типографию в своем городе Заблудове (Гродненской губернии), где и напечатали они 1568–69 года — Евангелие учительное, в лист. В этом 1569 году, — памятном Гражданскою Унией Великаго Княжества Литовскаго с Короною Польскою, — скончался благочестивый Гетман Ходкевич.

Тогда печатник Петр Мстиславец перешел из Заблудова в Вильну, завел новую типографию у братьев Козьмы и Луки Мамоничей, и напечатал в ней Евангелие, 1575 в л. А Иван Федоров, покинув подаренную ему от Ходкевича деревню, перешел в Червоную Русь — во Львов. Там он нашел себе сочувствие только в духовенстве и мещанстве, и при их помощи, в 1570-м году начал заводить себе типографию. В этой друкарне он в 1573–74 годах напечатал Апостол в лист. Вот первенец Южноруской печати, явившийся через десять лет после издания Московскаго!
В послесловии к нему, достопамятный Москвитин поместил «повесть — откуду начася и како сьвершися друкарня сия»

1. Острог
Одною из первых забот знязя Острожскаго было издание полной Библии на языке Церковнославянском. Основатель этому делу послужил список Библии, привезенный ему из Москвы, посланником Михайлом Гарабурдою, около 1570 года.
Кроме того он доставал многие другое списки на языках Греческом, Латинском, Церковнославянском, Чешском и Польском. И когда окончен был этот труд благочестиваго князя, к нему явился из Львова Иван Федоров, немедленно устроил типографию в Остроге, и в ней печатал 1580 года — Новый Завет, а в следующем году окончил издание полной, первопечатной Библии, называемой Острожскою и напечатал еще Хронологию.


Подробнее о книгопечатании на русском языке в Кракове, Праге, Несвиже, Москве, Заблудове, Вильне, Львове, Дермане, Рохманове, Четвертне, Луцке, Кременце и Почаеве — см. здесь, 0.2 Mb
О размерах «в лист, в четвёртку...» — см. Примечания к ст. 18.8.19.s3 >>

типографии на Русипервые печатные книги на Русииздание первых русских книгзападные печатникипервая Библияполиграфияполиграфическое оборудованиешрифтытехнология печатипечать книггравюры и литографиякультуранаукаобразованиеремесленникиисторияподлоги историиинтересные факты

Источник: [19.224]
Комментарии

Статья № 7
Е. Ю. Спицын

Начало книгопечатания на Руси

Несмотря на значительный рост производства рукописных книг, они уже не могли полностью удовлетворить растущих потребностей государства и церкви, поэтому Иван Грозный обратился к митрополиту Макарию с предложением об организации в Москве Печатного Двора, и предстоятель Русской православной церкви, как гласит летопись, «зело возрадовался царьскому слову» и принял самое активное участие в организации печатного дела в стране.

В настоящее время благодаря известной статье академика М. Н. Тихомирова «Начало книгопечатания в России» (1959) достоверно установлено, что начальной датой русского книгопечатания является 1553 год, когда была создана первая печатная книга «Триодь Постная». Затем в течение десяти лет было напечатано ещё восемь книг, которые, как и первая, были анонимны, то есть в них отсутствовали сведения об авторстве, дате и месте издания.

Новый этап в развитии книгопечатания наступил в 1563 г., когда на средства царской казны в Москве была построена новая типография на Никольской улице близ Кремля, которую возглавили Иван Федорович Московит (Иван Федоров) и его ученик Петр Тимофеевич Мстиславец. По версии ряда историков (Е. Немировский), Иван Федоров в 1529—1532 гг. учился на богословском факультете Краковского университета и по возвращении в Москву вошел в ближайшее окружение митрополита Макария, по протекции которого вскоре получил должность диакона в храме Николы Гостунского в Московском Кремле. Именно в этом качестве он и занялся организацией печатного дела в России.

В марте 1564 г. из никольской типографии вышла первая точно датированная русская печатная книга — «Деяния двенадцати апостолов» или «Апостол». В 1565 г. в этой типографии была напечатана еще одна книга — «Часословец», или «Часовник», но на этом, вероятнее всего, просветительская деятельность первопечатника в Москве завершилась, поскольку других книг, созданных в никольской типографии, до сих пор не обнаружено.

В 1568 г. Иван Федоров и Петр Мстиславец обосновались в городе Заблудове — родовом владении гетмана А. А. Ходасевича, где возобновили свою просветительскую деятельность. Причины их переезда в Литву до сих пор вызывают споры у историков. Большинство из них склоны объяснять это бегство из Москвы острым конфликтом первопечатников с новым митрополитом Афанасием и его ортодоксальным окружением. Однако академик М. Н. Тихомиров заявил, что их переезд в Литву был согласован с самим Иваном Грозным, который был заинтересован в усилении влияния Русской православной церкви на территории Литвы, давно ставшей полем битвы с римско-католической церковью.

В Заблудове первопечатники издали всего одну книгу — «Учительское Евангелие» (1569), а затем переехали во Львов, где основали новую типографию и издали ряд книг, в том числе «Псалтырь с Часословцем» (1570) и знаменитую «Азбуку» (1574). В 1578 г. они вновь «подались в бега» и осели в городе Острог, во владениях князя К. К. Острожского, где прожили около трех лет и издали еще несколько книг, в том числе «Хронологию Андрея Рымши» (1581) и «Острожскую Библию» (1581). Последние два года своей жизни Иван Федоров провел во Львове, где скончался в 1583 г. и был похоронен в Онуфриевом монастыре.

Несмотря на отъезд Ивана Федорова и Петра Мстиславца в Литву, традиции книгопечатания в Москве были продолжены, но судя по анализу шрифтов, уже в новой типографии, которую возглавили Невежа Тимофеев и Никифор Тарасиев. В 1568 г. здесь была напечатана еще одна церковная книга — «Псалтырь», однако в 1571 г. во время набега крымского хана Девлет-Гирея на Москву она сгорела.

В 1576 г. по указанию Ивана Грозного в его великокняжеском охотничьем селе — знаменитой Александровой слободе была основана новая типография, руководителем которой стал либо Невежа Тимофеев, либо его сын Андроник Тимофеев. В этой типографии увидел свет новый «Псалтырь», опубликованный в 1577 г., но затем по непонятным причинам книгопечатание в стране вновь прекратилось, и только в 1597 г. в типографии Андроника Тимофеева был напечатан новый «Апостол».


Огромный статистический материал о состоянии книгопечатания в России собран и опубликован С. П. Лупповым. Свод статей-фрагментов его труда — см. здесь >>

история РоссииДревняя Русьобществоидеологиярелигиякнигопечатание

Источник: [21.184]
Комментарии

Статья № 8
Я. Д. Исаевич

Русско-украинские связи в области книгопечатания в конце XVI – первой половине XVII в.

С первых лет существования украинское книгопечатание развивалось в тесной связи с книгопечатанием России и Белоруссии. Основоположником книгопечатания Украины стал москвич Иван Федоров, книги которого впоследствии неоднократно переиздавались украинскими и белорусскими типографиями. Украинец Анисим Михайлович Радишевский работал в московском Печатном дворе.

Между тем и после Федорова московские издания нередко служили образцом для украинских издателей. Так, по примеру московского Октоиха 1594 г. в дерманское издание 1604 г. был включен Параклитик богородице…

литературакультураобществообраз жизникнигоизданиекнигопечатаниеобразованиеУкраина

Источник: [20.192]

      |     О сайте >>   |    Обратная связь   |   

ПОБЕДИТЕЛЬ ИНТЕРНЕТ-КОНКУРСА «ЗОЛОТОЙ САЙТ»
Победитель XIII Всероссийского интернет-конкурса «Золотой сайт» в номинации «Познавательные сайты и блоги»Победитель интернет-конкурса «Золотой сайт»

© Lifeofpeople.info 2010 - 2025

▲ Наверх

0,256