Встарь, или Как жили люди


Гравюра
Искать информацию: в статьях в комментариях по имени автора среди наименований источников

Встарь > Разделы и темы > Ремёсла, промышленность второго и последующих переделов. Политехнический музей сайта > Ювелирное дело и технологии > Славяне и российские этносы (XI век)

22. Ремёсла, промышленность второго и последующих переделов. Политехнический музей сайта

Ювелирное дело и технологии . Славяне и российские этносы (XI век)

Седова, Спицын

Статья № 1
М. В. Седова

В литейной технике Н. В. Рындина выделила следующие хронологические этапы: в X–XI вв. основным приёмом было литье по восковой модели. Литье в каменные формы применялось редко...

С XI в. новгородские ювелиры освоили ковку проволоки на наковальне с желобком.

Колт — головное женское украшение, преимущественно городское. Они были широко распространены в конце XI–XIII в. Колты подвешивались на цепочках или лентах к головному убору. Они всегда бывают внутри полыми — возможно, в них вкладывалась ткань, смоченная душистыми маслами. Известные нам колты из кладов обычно изготовлены из ценных металлов — золота и серебра — и украшены перегородчатой эмалью, чернью, сканью и зернью. Это были украшении городской знати.

Наиболее древний из 12 новгородских колтов, обнаруженный в слое середины XI в. (23-26-318), не относится к категории имитационных иаделий. Это круглый серебряный колт, полый внутри, диаметром 2,9 см, состоящий иа двух тисненых пластинок, по краю которых припаяна ажурная гофрированная кайма. Поверхность колта сильно помята, узор не сохранился, но, видимо, состоял из растительных побегов и криновидных ростков древа жизни.

 М. В. Седова. Ювелирные изделия Древнего Новгорода (X–XV вв.) // Круглый серебряный колт, [20.100]
М. В. Седова. Ювелирные изделия Древнего Новгорода (X–XV вв.) // Круглый серебряный колт, [20.100]
М. В. Седова. Ювелирные изделия Древнего Новгорода (X–XV вв.) // Круглый серебряный колт, [20.100]
М. В. Седова. Ювелирные изделия Древнего Новгорода (X–XV вв.) // Круглый серебряный колт, [20.100]

Фибулы с воронкообразными, или гвоздевидными, концами; 18 таких фибул — в слоях конца X—конца XIV в.. Фибулы эти... отливались по восковой модели с потерей формы.

 М. В. Седова. Ювелирные изделия Древнего Новгорода (X–XV вв.) // Фибула с воронкообразными, или гвоздевидными, концами, [20.100]
М. В. Седова. Ювелирные изделия Древнего Новгорода (X–XV вв.) // Фибула с воронкообразными, или гвоздевидными, концами, [20.100]

В новгородской коллекции наиболее древними являются два перстня XI в. Они бронзовые, щитки их выступают над дужкой: один — в виде восьмилепестковой розетки (25-27-1019), а другой — в виде полушария, окруженного крупными шариками зерни (Ил18-29-38).

 М. В. Седова. Ювелирные изделия Древнего Новгорода (X–XV вв.) // Бронзовый перстень, [20.100]
М. В. Седова. Ювелирные изделия Древнего Новгорода (X–XV вв.) // Бронзовый перстень, [20.100]
М. В. Седова. Ювелирные изделия Древнего Новгорода (X–XV вв.) // Бронзовый перстень, [20.100]
М. В. Седова. Ювелирные изделия Древнего Новгорода (X–XV вв.) // Бронзовый перстень, [20.100]

Наиболее распространенной и наиболее древней формой пряжек в новгородской коллекции являются лировидные. Они имеют овальную рамку, оканчивающуюся «лилиевидным» завершением, и трапециевидный приемник для ремня. Найдены они в слоях, датирующихся первой четвертью XI — 70–90-ми годами XII в. (25-28-880; 24-27-373; 23-28-829; Ил17-26-91;Ил17-26-139; 17-22-1256). Одна лировидная пряжка, обнаруженная в слое 40–60-х годов XIV в., вероятно, происходит иа перекопанного слоя (9-19-772).

Все пряжки литые. Материалом для их изготовления служила латунь (группа IV). Аналогий таким пряжкам настолько много, что их трудно перечислить. Они встречаются на обширной территории — в новгородских, минских, смоленских, владимирских, подмосковных и других курганах, на поселениях X–XI вв. в Прикамье, в домонгольских слоях Болгара, в комплексах X–XI вв. в Саркеле, в Средней Азии и т. д. К ранним образцам относится и бронзовая пряжка с прямоугольным приемником для ремня и прямоугольной же рамкой, орнаментированной выпуклым узором в виде завитков. Пряжка датируется первой четвертью XI в. (25/24-30-2178). Аналогичные пряжки найдены в курганах X–XI вв. — например, во владимирских и радимичских.

 М. В. Седова. Ювелирные изделия Древнего Новгорода (X–XV вв.) // Лировидные пряжки, [20.100]
М. В. Седова. Ювелирные изделия Древнего Новгорода (X–XV вв.) // Лировидные пряжки, [20.100]

Замок. Бронзовый литой замок, выполненный в виде фигурки животного с повернутой назад головой, датируется последней четвертью XI в. (22-27-793).

 М. В. Седова. Ювелирные изделия Древнего Новгорода (X–XV вв.) // Бронзовый литой замок, [20.100]
М. В. Седова. Ювелирные изделия Древнего Новгорода (X–XV вв.) // Бронзовый литой замок, [20.100]

Аналогичные замки получили широкое распространение в Волжской Болгарии, куда они попали скорее всего из Херсонеса. Запирали на такие замки не двери, а ларцы с дорогой утварью.


Альтернативное мнение о точности датировок с помощью метода дендрохронологии — см., в частности, здесь. — Прим. ред.

О применяемых новгородскими ювелирами сплавах цветных металлов — см. ст. 1  в 22.20.20.s

новгородские ювелирыпредметы украшенийювелирные изделияювелирные технологииювелирное делотехнологии ювелирного деланаукакультураремесленникиисторияподлоги историиинтересные факты

Источник: [20.100]

Статья № 2
Е. Ю. Спицын

Одним из самых распространенных ремесленных производств в Древней Руси было ювелирное дело. И надо особо подчеркнуть, что наши далекие предки в процессе создания своих шедевров ювелирного искусства в совершенстве овладели сложнейшей техникой скани, зерни и эмали.

Скань, или филигрань представляла собой изделия из витой серебряной или золотой проволоки. Все ювелирные изделия, созданные в технике скани, были двух видов. В первом случае скрученная проволока служила основой для создания объемных узоров, а в другом, напротив, накладывалась на пластину, выполняя роль замысловатого украшения. И в том, и в другом случае русские ювелиры применяли технику пайки.

Зернь представляла собой набор сотен, а иногда и тысяч мельчайших серебряных и золотых «зерен» или шариков, которые в строгом соответствии с прорезанным контуром рисунка накладывались на пластину и припаивались к ней.

При создании многих гончарных и ювелирных изделий русские умельцы широко пользовались техникой эмали, которую на Руси называли финифтью или химипетом. А с начала XI в. стала распространяться знаменитая перегородчатая эмаль, которая применялась при украшении ювелирных изделий, в том числе гривен (ожерелий), фибул, серёжек, колец и т. д.

история РоссииДревняя Русьобществоремесленники_Древней_Русиювелирное_делосканьзерньэмальфилигрань

Источник: [21.184]
Комментарии

      |     О сайте >>   |    Обратная связь   |   

ПОБЕДИТЕЛЬ ИНТЕРНЕТ-КОНКУРСА «ЗОЛОТОЙ САЙТ»
Победитель XIII Всероссийского интернет-конкурса «Золотой сайт» в номинации «Познавательные сайты и блоги»Победитель интернет-конкурса «Золотой сайт»

© Lifeofpeople.info 2010 - 2024

▲ Наверх

0,18