Встарь > Разделы и темы > Ремёсла, промышленность второго и последующих переделов. Политехнический музей сайта > Строительство, в том числе обработка камня. Архитектура > Славяне и российские этносы (X век)
22. Ремёсла, промышленность второго и последующих переделов. Политехнический музей сайта
Строительство, в том числе обработка камня. Архитектура. Славяне и российские этносы (X век)
Статья № 1
Лаврентьевская летопись, 996
После очередной сечи Владимир поставил церковь, напоив тремястами проварами мёда своих бояр и посадников, и раздав убогим 300 гривен милостыни. Отмечалось событие 8 дней.
1 Провар — это количество мёда за одну варку (котёл?) — Прим. ред.
Источник: [19.3]
Комментарии
Статья № 2
А. К. Гоголев
Мастера-строители с неба, грабёж владимирцев и баланс событий по тексту Патриаршей (Никоновской) летописи в саге христианизации Руси
Первое расхождение баланса событий.
Крепость имени себя: Владимир якобы строит Владимир в лето 6500 (992).
Князь идёт с крестовым походом на земли северо-востока Руси, где, видимо, теми же методами, как и в Киеве (с помощью заградотрядов), крестит народ, в частности в Суздале, а затем, в 32 километрах от него, на берегу Клязьмы основывает город своего имени и возводит в нём деревянный храм «пречистыя Богородици», водружая на хозяйство епископа Фотия, который выискался, как рояль в кустах, ниоткуда.
Полагаю, что князю Владимиру и в страшном сне не могло привидеться, что в 1293 году Андрей Городецкий (прямой его потомок!) и Фёдор Ярославский превратят в пепел 14 христианских городов, включая Суздаль, Москву и Дмитров, разграбив при этом и церковь во Владимире: «и чудно дно медяное выдраша, и сосуды священныя вся поимаша». — Видимо, грабили они собор из христианской любви, в стиле своего предка князя Владимира, обчистившего в своё время храм в Корсуни, храм, в стенах которого Владимир и принял крещение.
Годом ранее «приидоша из Грек в Киев к Владимиру каменосечци и зиздатели палат каменных». Но так как они были заняты на строительстве соборной церкви Богородицы в Киеве, с собой их князь в 900-километровую ходку в глухие леса северо-востока Руси взять не мог. Но, как мы видим, после окончания инженерных работ по укреплению давно существовавшего поселения у берегов Клязьмы, Владимир таки воздвиг в новой крепости «церковь... древяну пречистыя Богородици». Но какими силами?
Размер церкви был, как говорят археологи, 22,5 на 17,5 м, то есть храм был рассчитан не менее чем на 400 человек верующих. Что для раннего христианства даёт численность поселения не менее 5 тысяч. А иначе откуда бы набралось через 200 лет столько в городе богатеев, что смогли совместно с Суздальцами оснастить дорогущую военную базу на своей южной засеке под названием Москва?
Сказать надо, что строить дома из дерева предки умели быстро. Однако речь тут идёт о культовом сооружении, архитектура которого, мягко говоря, отличается от жилого дома или княжеской палаты.
Откуда сразу и вдруг взялись на Руси и, в частности, во Владимире мастера по возведению церквей уже через 4 года после христианизации страны? Где и как появились стандарты подобных деревянных строений и где было отработано производство их конструктивных элементов? Какими силами и с помощью каких инструментов валился и пилился в немалых объёмах лес? Где, из чего и как именно тот инструмент изготавливался при том, что кроме болотного железа никаких руд на Руси найдено тогда не было? Как, по каким дорогам и на чём подвозились брёвна?
Практически на якобы голом месте откуда народ был набран для столь трудоёмких работ? А пропитание для работающих откуда бралось? А кто храм расписывал? Откуда было взято его убранство и церковный инвентарь, если даже для своих столичных церковных нужд князь умыкнул оный из Корсуни? А если инвентарь князь с собой привёз, то, на чём он этот груз транспортировал, если дорог тогда не было, да и телег также (в 1015 году труп князя везли летом на санях)? А кто стал прихожанами церкви потом, если заградотряды Владимира никого в Клязьму креститься не загоняли?
Когда это было, чтобы епископ выполнял обязанности рядового священника каждодневно? Или Фотий прихватил с собой ватагу линейных клириков? Их в каком учебном заведении готовили на четвёртом году христианизации Руси? На каком языке они вели службу, если церковные книги на славянском ещё не успели издать, так как самих монастырей-издателей ещё не было? Трудами каких и скольких преподавателей проводилось обучение прибывших клириков?
У крестьян в полях работы не было, и они от безделья подвизались помогать князю? Бесплатно или как? Зачем Владимир огораживал уже сотни лет существующее поселение, то есть строил город? От кого он намеривался обороняться при том, что до христианизации в той обороне никакого смысла жители поселения не видели также, как и новгородцы до христианизации никаких крепостей на границах своих пятин не строили?
— От этого первичного пакета скучных вопросов у лейб-историков сводит скулы, и они уныло огрызаются.
Второе расхождение баланса событий.
Князь по окончании стройки устроил пир:
«много имениа убогим и нищим раздаяше, и ставяше по улицам ядение и питие, и хто что хотяше насыщашеся»
Вопросов, для начала два.
Первый: «Откуда дровишки?» Это я про угощения от князя, от которых столы ломились: он их с собой из Киева прихватил, или разграбил дома местных крестьян? — Ведь не сам же он произвёл продукты?!
А если этот патологический мерзавец ограбил местных, то, получается, жили они не бедно, однако! И, разумеется, жили не в поле, а в поселении, которому уже было вообще непонятно сколько сотен лет, если Новгород был основан в 2453 году до н.э.! Соответственно, никакой город Владимир не закладывал у Клязьмы, а просто огородил поселение, то есть построил город (слова замок и крепость-кром-кремль пришли в русский язык только с христианством!).
А вот и второй вопрос:
Откуда якобы в жалкой деревушке взялось столько нищих и убогих в X в., что влачили существование милостыней?! И разве в сатанинском языческом мире (в терминах РПЦ) существовала практика кормить сирых и убогих... и тем плодить их число на будущих христианских папертях? Разве дикие язычники не закалывали убогих сразу после рождения и не пускали их на парное мясо для свиней? А если нет, то откуда столько попрошаек понаехало в богатейшем крае, где только сунь палец в речку — и бей щуку по башке?!
А если гнусные язычники таки поддерживали своих стариков, болящих и убогих, то, чем тогда это язычество отличалось от христианства? Зачем тогда было менять народу шило на мыло? — Не менее скучные вопросы для попов и лейб-историков.
Третье расхождение баланса событий.
Кроме того, и, мягко говоря, несколько смущает как запись в Лицевом летописном своде Ивана IV Ивана IV, так и в Патриаршей летописи:
О городе Владимире.
В том же (6993 СМ / 1493 РХ по хронологии староверов — А. Г.) году заложен был город Владимир, а заложил его дьяк Василий Мамырев.В лето 6993 (1485 РХ по стилю от Никона—Петра I), Августа 31, священа бысть церковь на митрополиче дворе Пречистыа Риз положение. — Того же лета срублен град Володимер, а рубил его диак Василей Мамырев.
Хотя речь, скорее всего, идёт не о закладке поселения, а о строительстве его укреплений. При этом замок был поставлен после 31 августа, то есть не в 1485, а уже в 1486 (1494) году. Если быть точным. — Даже в мелочах видим подлоги!
Очевидно, что в бригаде сценаристов-писателей при дворе Ивана IV было чёткое разделение труда по принципу «один спец — один период». Но к счастью ли, к горю ли, общей стыковкой их фэнтези не занимался никто, или же царя Ивана на это редакторское занятие в Александровской слободе просто элементарно не хватило.
И это, пожалуй, одно из основных объяснений причин появления столь большого количества дубликатов исторических эпизодов в Царь-книге, да и в любой иной летописи.
В данном случае странную датировку закладки города Владимира в правление Великого князя Ивана III можно объяснить предположением, что в 1493 (или в 1485?) году был заложен Владимирский Кремль («городня»), но, разумеется, не сам город.
Но и это очень странно, так как общеизвестно, что уже в начале XIV в. город Владимир полностью потерял своё политическое значение, и тратить огромные средства на его укрепление смысла не было никакого. В итоге у меня нет никакой версии объяснения событий 1493 года в Царь-книге.
Как выглядел уже вполне патриархальный Владимир в 1839 году можно посмотреть: здесь >>, здесь >> и здесь >> — деревянное зодчество ещё и в XIX в. не кануло в лету!
Источник: [21.153]
ПОБЕДИТЕЛЬ ИНТЕРНЕТ-КОНКУРСА «ЗОЛОТОЙ САЙТ»
Победитель XIII Всероссийского интернет-конкурса «Золотой сайт» в номинации «Познавательные сайты и блоги»
© Lifeofpeople.info 2010 - 2024