Встарь, или Как жили люди


Гравюра
Искать информацию: в статьях в комментариях по имени автора среди наименований источников

Встарь > Разделы и темы > Что знали и чего не знали: от метрологии, представлений о Космосе до борьбы с пандемиями > Медицина. Эпидемии, пандемии (мор). Биология. Фармакология > Славяне и российские этносы (XX век)

20. Что знали и чего не знали: от метрологии, представлений о Космосе до борьбы с пандемиями

Медицина. Эпидемии, пандемии (мор). Биология. Фармакология. Славяне и российские этносы (XX век)

Скотт, Вологодская жизнь, Андреев, Сорокин, Раушенбах

Статья № 1
Джон Скотт, 1933–1937

Магнитогорск

В трех местечках неподалеку от Магнитогорска началась бубонная чума. Три деревни были окружены войсками и изолированы. Пятьдесят лет назад в этих деревнях было бы уничтожено все живое, рассказал мне доктор. Царская Русь очень быстро решала вопрос с эпидемией чумы — войска сжигали все, находившееся в зараженных областях. Теперь же такие меры не принимали, но весь медицинский персонал Магнитогорска был мобилизован, чтобы подготовиться на случай возможной вспышки чумы в городе.

Сопротивляемость организма у людей была очень низкой из-за плохого питания в течение зимы и постоянной сверхурочной работы. Санитарные условия, особенно во время таяния снега, были ужасающими.

Врачи разделили город на восемь участков и подготовились к возможной полной изоляции их друг от друга. Было сделано многое, но доктор рассказал мне, что если эпидемия достигнет Магнитогорска, то, он полагает, будет невозможно локализовать ее только на каком-либо одном из участков города...

В 1935 году я впервые испытал мучения, связанные с посещением советского зубного врача. Это была девятнадцатилетняя девушка по имени Галя. Она родилась в деревне, три года училась в сельской школе, а затем переехала в маленький город, где работала прислугой, и закончила двухгодичные ускоренные курсы зубных врачей. С этим багажом знаний она была направлена на работу в Магнитогорск, чтобы помогать в чрезвычайно важном деле — лечении зубов у четверти миллиона человек, среди которых были и русские, и люди других национальностей. Намерения у нее были самые добрые, но ей не хватало квалификации и, кроме того, в ее распоряжении не было ни оборудования, ни фармацевтических средств, которые в большинстве других стран считаются необходимыми в зубоврачебной практике.

Я сейчас не помню, чем она пользовалась, когда удаляла мне нерв из зуба, но по ощущениям это больше всего напоминало слесарный инструмент... В Магнитогорске не хватало врачей-стоматологов, как, впрочем, их не хватало повсюду в Советском Союзе. Большинство из них работали по две смены ежедневно и зарабатывали от 800 до 1 200 рублей в месяц (Уровень зарплаты других категорий работников см. 18.3.20.s1 — Прим. ред.)

наукаобразованиемедицинафармакологияэпидемиипандемиибиологиярелигияисторияподлоги историикультураинтересные фактысаморазвитиезнаменитости

Источник: [20.70]

Статья № 2
Газета «Вологодская жизнь», 1908

Борьба Российских СМИ с антисанитарией

Движение холеры
ПЕТЕРБУРГ, 30 сент. За сутки до полудня 29 сент. по сведениям городского санитарнаго бюро заболело в городе холерою 65, умерло 24; в пригородах заболело 12; в губернии заболело 4, умерло 2.
АРХАНГЕЛЬСК, 30 сент. Заболело холерой 6, умерло 2...
КЕРЧЬ, 28 сент. Заболело трое больных, состоит 23.
КИЕВ. Заболело 4, состоит больных 76; В губернии заболело 13, умерло 5.
КРАСНОЯРСК, 30 сент. В Агинском уезде заболело 18, умерло 6.

Тайная скотобойня
На-днях администрацией городской скотобойни была открыта тайная бойня скота и торговля мясом. Во дворе домовладельца М. И. Бурлова во 2 участке, обнаружен сарайчик, где сын Бурлова и занимался этим делом. При осмотре двора оказались свежие бараньи отбросы и по всемую двору кровь. Над двором вьется масса ворон, которыя растаскивают эти отбросы. Торговля этим мясом производилась частью в городе, а частью в деревне Ватланове...

В помощь xoлepе
Третьяго дня около 8 часов вечера из подвальнаго этажа дома Дес-Фонтейнес по Московской улице выливали ведрами из окна на улицу какую то тухлую воду, отчего грязь против этого дома приняла еще большие размеры. Нужны ли лучшие помошники холере?

Городская санитария
Первые шаги деятельности новорожденнаго здесь института участковых попечителей направлены были на упорядочение санитарнаго состояния некоторых торгово-промышленных заведений, как, напр., многочисленных в городе чайных и съестных лавок, трактиров, пекарен, постоялых дворов, кондитерских, торговых бань и т. п.

Осмотр этих заведений дал ужасаюшюю картину их антисанитарности, некультурности и невежественности многих из содержателей упомянутых заведений. — Всюду царили грязь и смрад...

Во всех-же прочих чайных лавках частных владельцев особенное внимание обращают на себя одни и те-же недостатки: везде в кухнях под кранами для кипятка имеются деревяныя или железныя шайки, служащия, якобы, для воды, капаюшей из кранов и для выполаскивания чайников. Между тем, по освидетельствовании, эти шайки оказались ничем иным, как самыми настоящими помойными ямами, куда бросают все накопившиеся за день отбросы, как то: внутренности от рыбы (что было замечаемо даже и в чайной трезвости Казанской пл.), объедки от сельдей, трески и пирогов, окурки, грязныя мочала и т. п. отбросы. От этих помойниц в чайных стоит такой же воздух, как и вблизи помойных ям.

Наруженый вид чайников для кипятка в большинстве чайных крайне подозрителен, они, очевидно, никогда не моются и если взять любой из чайников в руку, то он скользит в ней от покрывающей его липкой грязи... Чайныя чашки после их употребления, обыкновенно, лишь споласкиваются не особенно часто сменяемой водой, в больших тазах или шайках более чем сомнительной чистоты, а затем ставятся на полки, обильно покрытыя тараканами, (а в летнее время еще и мухами), пылью и паутиной...

Относительно же чистоты полов в чайных лавках можно лишь сказать, что в настоящее время затруднительно даже и определить — деревяный-ли пол в лавке или же земляной, — такимим толстым слоем грязи они покрыты. Kpoме всего этого многия чайныя лавки служат и ночлежными приютами... Благодаря стоянкам лошадей, пред этими лавками непроходи-мая грязь, смешанная с навозом и другими отбросами.

холера в Россиигородская антисанитарияборьба СМИ с грязьюнаукаобразованиемедицинафармакологияэпидемиипандемиибиологиярелигияисторияподлоги историикультураинтересные фактысаморазвитиезнаменитости

Источник: [20.146]
Комментарии

Статья № 3
Даниил Андреев, †1959

Разноматериальная структура человека

Среди многочисленных слоёв Шаданакара есть многомерный мир, где пребывают человеческие монады — неделимые и бессмертные духовные единицы, высшие Я людей. Творимые Богом и только Богом, а некоторые (немногие) таинственно рождаемые Им, они входят в Шаданакар*, облекаясь наитончайшей материей, — её правильнее было бы назвать энергией: это — субстанция, пронизывающая весь Шаданакар; каждый индивидуальный дух, вступая в нашу брамфатуру, неизбежно ею облекается. Мир, в котором пребывают наши монады, носит имя Ирольн.

Творческий труд, ведущий к просветлению Вселенной, — задача каждой монады, кроме демонических; среди же людей демонических монад нет. Человеческие монады осуществляют этот труд в низших мирах, подлежащих их просветляющему творчеству, создавая там для себя материальные облачения и через эти облачения воздействуя на среду соответствующих слоёв.

Прежде всего монада создаёт шельт из материальности пятимерных пространств, затем — астральное тело из материальности четырёхмерных. Оба эти облачения часто объединяются в нашем представлении под словом «душа».

Шельт — материальное вместилище монады со всеми её божественными свойствами и её ближайшее орудие. Не сама монада, остающаяся в пятимерном Ирольне, но именно шельт является тем «я», которое начинает своё странствие по низшим слоям. Шельт творится самою монадою; в творении же астрального тела принимает участие великая стихиаль — Мать-Земля. Она принимает участие в творении астральных тел всех существ Шаданакара — людей, ангелов, даймонов, животных, стихиалей, демонов и даже великих иерархий, когда последние спускаются в те слои, где астральное тело необходимо. Это тело — высший инструмент шельта. В нём сосредоточены способности духовного зрения, слуха, обоняния, глубинной памяти, способности полёта, способности общения с синклитами, даймонами, стихиалями, ангелами, способности ощущения космических панорам и перспектив.

Далее, Мать-Земля, оплодотворяемая духом Солнца, создаёт для воплощающейся монады тело эфирное: без него невозможна никакая жизнь в мирах трёх и четырёх измерений. И когда шельт со всеми своими облачениями, включая эфирное, покидает в Энрофе самый внешний, кратковременный, последний из своих сосудов — тело физическое, в Энрофе остаётся только труп. Физическое же тело создаётся для нас ангельскими иерархиями — они творят самую материю — и великой стихиалью человечества — Лилит — той, которая ваяет из этой трёхмерной материальности цепь рода. Воздействие самой монады в этом акте через шельт заключается в том, что она данному звену рода даёт индивидуальность.
Так завершается процесс спуска; начинается процесс восхождения.

Физическое тело может приниматься монадой один или, снова и снова, много раз. Эфирное же создаётся наново только в том случае, если носитель, подпав закону возмездия, принуждён был совершить путь по кругам великих страдалищ. А в восходящем пути эфирное тело сопутствует носителю по всем мирам Просветления вплоть до затомисов — обителей просветлённого человечества, небесных градов метакультур. Состоит оно из жизненной субстанции, не универсальной, но различной по всем трёхмерным и четырёхмерным мирам. Памятуя о древнейшем откровении человечества, её справедливо было бы назвать арунгвильтой-праной.

Астральное тело сопутствует носителю выше, включая сакуалу Высокого Долженствования, а ещё выше остаётся только шельт, просветлённый до конца и слившийся с монадой в единство. Тогда монада покидает Ирольн и, облечённая предельно истончённым шельтом, вступает на лестницу наивысших миров Шаданакара.


* Об этом и иных терминах Розы Мира см. «Миры Даниила Андреева» >> — Прим. ред.

метафизикамногослойность мираструктура человекамонадашельтэфирное телоастральное телонаукаобразованиемедицинафармакологияэпидемиипандемиибиологиярелигияисторияподлоги историикультураинтересные фактысаморазвитиезнаменитости

Источник: [20.6]
Комментарии

Статья № 4
Питирим А. Сорокин, 1941–1944

До 1861 г. не было никакой медицинской помощи для населения, особенно для больших масс людей.

В 1914 г. не только города, но и все сельские территории обслуживались государственными больницами и поликлиниками, созданными земством, государством и другими местными и муниципальными органами. Средняя площадь сельского врачебного участка составляла около 10 миль. В 40 губерниях России, где были земства, в 1914 г. имелось 33 сотни медицинских округов, подведомственных только земствам, не говоря уже о больницах, диспансерах и врачах, которые находились в ведении государства и других публичных учреждений.

Подведём итоги. Накануне революции медицинская помощь в России была доступна всем, кто в ней нуждался, и предоставлялась она совершенно бесплатно. Имеются в виду госпитализация, услуги врачей и обеспечение лекарствами. Система действительно была одной из лучших в мире, как по качеству обслуживания, так и по общедоступности. Лишь в последние годы многие западные страны, в том числе и Соединённые Штаты, начали внедрять у себя принципы «социализированной» медицины и медицинской помощи, которые были введены в России несколько десятилетий назад.

Революция после разрушительной фазы лишь продолжила эту историческую традицию России, добившись, безусловно, дальнейшего прогресса к 1940 г. К этому времени были созданы 13 500 сельских медицинских центров, в которых работало 20 000 врачей и 39 500 фельдшеров. Об этом аспекте культурных достижений сказано достаточно.

социологияисториясоциологияобразованиевысшее образованиесостояние медицинымедпомощьстатистика

Источник: [21.180]
Комментарии

Статья № 5
Б. В. Раушенбах

Человек живёт в трёхмерном пространстве, в котором расположены многочисленные предметы и в котором обитают различные существа… Если схематизировать процесс зрительного восприятия, то простейшая его модель показывает, что оно является двухступенчатым. Первая ступень — образование изображения внешнего пространства на сетчатке глаза, вторая — воссоздание на этой основе облика внешнего пространства в человеческом сознании. О том, что эти две ступени качественно различны, говорит хотя бы тот геометрический факт, что изображение на сетчатке глаза двумерно (в первом приближении плоское, наподобие картины), в то время как образованное на Этой основе представление о внешнем пространстве — трехмерно, объёмно.
Глаз находится в непрерывном движении, «осматривая» внешнее пространство сравнительно узким лучом зрения, и исследования этого подсознательного движения глаз показывают его исключительную важность в процессе зрительного восприятия. Однако, поскольку ниже по сути рассматриваемых вопросов наиболее важны геометрические свойства изображения на сетчатке глаза, всюду будет приниматься простейшая модель, согласно которой на сетчатке в достаточно большом угле зрения двумерное изображение внешнего мира получается путем его проецирования при помощи хрусталика, выполняющего роль, аналогичную роли объектива фотоаппарата. Для такого изображения на сетчатке глаза используют специальный термин — его называют ретинальным изображением (от слова ретина — сетчатка глаза) или сетчаточным образом.

Может ли сетчаточный образ служить достаточным основанием для поведения? Очевидно, нет, так как он даёт сильно искаженную картину внешнего мира. Эти искажения прение всего связаны с тем, что близкие предметы будут казаться огромными, а более удаленные — маленькими. Образно выражаясь, если основываться только на этой информации, человек может испугаться близко сидящего котенка, оставаясь равнодушным к приближающемуся издали тигру.

Для того чтобы «исправить» сетчаточный образ, получить надежную основу для принятия решения о поведении, надо учесть расстояния до видимых предметов. Ретинальное изображение само по себе не содержит никакой информации о расстояниях до предметов, образы которых возникли на сетчатке глаза. Поэтому соответствующее исправление сетчаточного образа возможно путем привлечения какой-то другой информации. Этот процесс ввода дополнительной информации и является второй ступенью зрительного восприятия. Нужная информация извлекается из «запасов памяти» человеческого мозга. Несколько упрощая картину, можно утверждать, что человеческое сознание хранит в своей памяти опыт предшествующей жизни начиная с первых дней младенчества и даже генетически передаваемый опыт предшествующих поколений. Пользуясь этим опытом, человеческое сознание воссоздает по сетчаточному образу истинную картину внешнего мира с разумной степенью точности.

Для последующего важно отметить, что образ внешнего мира, создаваемый мозгом, не является точной копией реального внешнего мира. Во-первых, эта точность биологически бессмысленна и даже вредна — точным должно быть восприятие близких областей пространства, областей, могущих таить в себе опасность или могущих служить для добывания пищи, в то время как удаленные области можно и даже разумно воспринимать менее подробно и точно (чтобы не перегружать мозг излишней информацией, несущественной для определения поведения). Во-вторых, по мере удаления предмета от человека размеры изображения предмета на сетчатке уменьшаются, оно возбуждает все меньшее число фоторецепторов (светочувствительных клеток), и, следовательно, сокращается количество информации о таком предмете, поступающее в мозг. Естественно, что с уменьшением объективной информации о предмете уменьшается и возможность привлечения дополнительной информации о нем из запасов памяти.
Эти «запасы памяти» являются не чем иным, как полученным в результате активной человеческой деятельности опытом, который позволяет с известным приближением правильно воспринимать окружающий человека объективный мир, давать хотя и приближенное, но адекватное отображение его в сознании человека.

Воссоздаваемая мозгом по сетчаточному образу картина внешнего мира приобретает вид трехмерного пространства, но иного по сравнению с реальным трехмерным пространством. Один пример достаточен, чтобы проиллюстрировать это: в реальном мире рельсы никогда не сходятся в точку, в зрительном же восприятии, подчеркнем ещё раз — в трёхмерном (объёмном) восприятии, рельсы на горизонте сходятся в точку.

Отражение реального, объективного пространства в сознании человека в результате совместной работы глаза и мозга принято называть перцептивным (от слова «перцепция» — восприятие) или субъективным пространством (более подробный анализ, приведенный в Приложениях 5 и б, говорит о том, что в отличие от объективного пространства, которое является евклидовым, перцептивное пространство описывается неевклидовой геометрией).

теория перспективыкультураобществоизобразительное искусство

Источник: [20.202]

      |     О сайте >>   |    Обратная связь   |   

ПОБЕДИТЕЛЬ ИНТЕРНЕТ-КОНКУРСА «ЗОЛОТОЙ САЙТ»
Победитель XIII Всероссийского интернет-конкурса «Золотой сайт» в номинации «Познавательные сайты и блоги»Победитель интернет-конкурса «Золотой сайт»

© Lifeofpeople.info 2010 - 2024

▲ Наверх

0,186