Встарь > Разделы и темы > Что знали и чего не знали: от метрологии, представлений о Космосе до борьбы с пандемиями > Медицина. Эпидемии, пандемии (мор). Биология. Фармакология > Иные этнические системы (XI век)
20. Что знали и чего не знали: от метрологии, представлений о Космосе до борьбы с пандемиями
Медицина. Эпидемии, пандемии (мор). Биология. Фармакология. Иные этнические системы (XI век)
Кведлинбург, Мальсберийский, Бируни, Стасюлевич
Статья № 1
Кведлинбургские анналы
1009
29 апреля, в пятницу, в новолуние солнце, обратившись в ужасающую мглу и вызывающий оторопь цвет, явилось изумлённым глазам зрителей как бы кровавым и уменьшившимся, внушив [сильный] страх; являя такие угрозы в течение двух дней, на третий день оно едва было украшено собственным светом. За этим последовали чума и сильная смертность.
1011
Чума и смертность свирепствовали с неслыханной яростью среди всех народов, опустошая монастыри, крепости и города. Зима была неприятно долгой
Источник: [19.16]
Статья № 2
Вильям Мальсберийский, †1142
В это же время (Около 1066 г. — Прим. ред.) на границе между Британией и Нормандией видели чудо: у одной, или, собственно говоря, у двух женщин, было две головы, четыре руки, и каждой другой части тела по две вплоть до его середины; ниже — две ноги, две ступни, а всё прочее было общее.
Смеялась, ела, говорила одна — плакала, постилась, молчала другая. И хоть пища принималась двумя ртами, но выводилась через один проход. Наконец, когда одна скончалась, другая ещё жила, и живая носила мертвую почти три года, пока и сама не умерла, изнуренная бременем и зловонием трупа.
Источник: [11.13]
Статья № 3
Абу Рейхан Мухаммед ибн Ахмед аль-Бируни, †1048
Представления о причинах генетических сбоев
А некоторые явления происходят не в определённые периоды времени, в виде циклов, но случайно.
И вот, если минуло то время, когда случается такое явление, и о нем остались только рассказы, то буде в этих рассказах имеется элемент достоверности и данное явление было в прошлом возможно, то с этим никак нельзя не согласиться, даже если трудно вообразить, каково это явление, и причина его неизвестна.
Есть и такие явления, которые возникают подобным же образом, но их называют «ошибками природы», так как они выходят из порядка, обычного для явлений этого рода. Я бы именовал их не таким названием, а «выходом материи из среднего количества».
Так, например, встречаются животные с излишними членами, когда природа, пекущаяся о сохранении вида таким, как он есть, находит излишнюю материю и создаёт из неё некий образ, не пренебрегая [этим излишком], а также животные с недостающими членами, когда природа не находит материи, чтобы завершить образ данной особи в форме, [свойственной] ею виду. И вот, она готовит для данной особи облик, при котором этот недостаток не вредит, и придаёт душе способность существовать в этом облике по мере сил.
Примером этого служит то, о чем упоминает Сабит ибн Синан ибн Сабит ибн Курра в своей книге о системах счисления. [Он говорит], что видел близ Сурра-мен-Раа индийского цыплёнка, который вышел из яйца совершенным и вполне сформированным, причём у него было на голове два клюва и три глаза.
[Сабит] рассказывает также, что к Тузуну, когда он был эмиром, принесли мёртвого козлёнка с круглой, как лицо человека, мордой, с челюстями, подобными человеческим, и с зубами, как у человека. У него был один глаз и на лбу подобие хвоста.
[Сабит ибн Синан] упоминает, что в квартале аль-Мухаррим, в Багдаде, родился младенец, который тотчас же умер. Его принесли к Изз-ад-Дауле-Бахтиару, когда отец последнего Муизз-ад-Даула был ещё жив, так что тот видел этого [младенца]. Туловище у него было одно, [и притом] совершенное, без всякого недостатка или излишка, но на туловище выступало два возвышения увенчанные двумя головами, вполне сформированными со всеми чертами: глазами, ушами, двумя носами с ноздрями и двумя ртами. Между ног у младенца был половой орган, как у женщины, из которого ясно виднелся мужской член.
[Тот же Сабит ибн Синан] рассказывает, что один византийский патриций прислал Насир-ад-Дауле зимой триста пятьдесят второго года двух человек, которые срослись животами. Это были бородатые арамейцы двадцати пяти лет — [Сабит] приводит их имена — и отец их был с ними.
Они были обращены друг к другу лицом, причём общий кусок кожи, который их соединял, был длинный и растягивался, так что один из этих [мужчин] мог встать, [когда другой сидел]. Рассказывали, что у обоих этих людей были отдельные, вполне [нормальные] мужские половые органы и что время еды, питья и испражнения было у них различно. Они ездили на одной лошади, сидя близко друг к другу, [но] лицом к лицу, и одного из них [будто бы] тянуло к женщинам а другого — к мальчикам.
Нет сомнения, что «естественная сила», выполняя полученное и заданное ей дело, не уничтожает материи, когда находит ею. Если материи оказывается чрезмерно много, то эта сила удвояет своё действие; иногда при удвоении [получаются] соседящие, но раздельные существа, как [например], близнецы, иногда — сомкнувшиеся, как те два арамейца, иногда уже [удвоение осуществляется] в виде взаимного вхождения, как у тех существ, о которых мы рассказывали раньше, [чем об арамейцах].
Разные виды удвоения — тем или другим путём — обнаруживаются также и у различных животных. Про морских рыб, например, рассказывают, что среди них существуют удвоенные виды: если вскрыть одну рыбу, то внутри неё оказывается [вторая], такая же.
Нередко происходит удвоение в несколько раз; все виды этого можно найти среди растений. Бывают, например, плоды, удвоенные посредством сращения, и [плоды] с двойной сердцевиной, которую вмещает одна скорлупа. Бывает и удвоение посредством умножения и взаимного вхождения, как, например, когда в одном апельсине находится другой такой же апельсин...
Источник: [11.28]
Комментарии
Статья № 4
М. М. Стасюлевич, 1864
БЕННО (BENNO, PRESBYTER: CARDINALIS. 1098 г.). Характеристика Гильдебранда. По показаниям его врагов (в 1098 г.)
Папа определил сыну одной вдовы, участвовавшему при пленении его, и многим другим наказание и ссылку на один год. Когда исполнился этот срок, вдова, желая вполне умилостивить сердце Гильдебранда, положила на шею своего сына веревку и, приведя его таким образом к Папе, вместе с ним пала к его ногам, говоря: «Государь, Папа! От руки твоей хочу получить сына моего, который понес наказание, наложенное тобой, и ссылку в продолжение года». Гильдебранд, скрыв гнев в ту минуту ради присутствовавших, отдал ей сына, сказав со строгостью: «Иди, иди, жена, и оставь меня в мире»...
Разгневанный судьями, этот знаменитый Гильдебранд повелел отрубить ногу у сына вдовы, которая напрасно думала, что для Гильдебранда много значит покаяние, законы и клятвы. Лишенный ноги, сын вдовы, спустя три дня, умер от увечья.
Источник: [19.209]
Комментарии
ПОБЕДИТЕЛЬ ИНТЕРНЕТ-КОНКУРСА «ЗОЛОТОЙ САЙТ»
Победитель XIII Всероссийского интернет-конкурса «Золотой сайт» в номинации «Познавательные сайты и блоги»
© Lifeofpeople.info 2010 - 2024