Встарь > Разделы и темы > Что знали и чего не знали: от метрологии, представлений о Космосе до борьбы с пандемиями > Общественные и гуманитарные науки > Славяне и российские этносы (XV век)
20. Что знали и чего не знали: от метрологии, представлений о Космосе до борьбы с пандемиями
Общественные и гуманитарные науки. Славяне и российские этносы (XV век)
Никитин, Иловайский, Царь-Книга, Степанова
Статья № 1
Афанасий Никитин, 1471–1474
...Русаки ...Москвичи ...Тверичи
Источник: [19.6]
Комментарии
Статья № 2
Д. И. Иловайский, †1920
Древняя Рязань была как бы родоначальницей того отпрыска русской народности, которая так резко проявилась в казачестве1.
1 Этот фрагмент общих замечаний историка я помещаю в XV век, так как именно тогда Василий Тёмный депортировал в Москву сына Рязанского князя, после чего тот "вдруг" подался в монахи.
Самостоятельность княжества тем закончилась, и люди побежали от начавшейся Эпохи Моли на юг, став корсарами степей (козаками) поневоле.
Источник: [21.62]
Статья № 3
Лицевой летописный свод Ивана IV, 1407
Киприан, митрополит Киевский и всея Руси. Философское завещание
«Множество человеческое, все пришедшее на землю, оплачем общее естество, обогащенное злочастием. О, как честнейшее Божье создание, созданное по Его подобию и образу, бездыханно зрится, и мертво, увы, мерзко оно, полно нечистых червей, испускаемых смрадным дыханием.
Как исчезает мудрость, как скрывается слово, как растворяется сугубое, как таится трехчастное, погибает четвертое, растлевается пятое, без дыхания и мертво? Увы, страсти, увы! Сугубая десятирица погибает, а седьмая и восьмая будущего воображает растворение. Земля — наше смешение, земля все покрывает, и земля — наше восстание. Увы, страсти, увы, мне!
Нагим выхожу плакать, младенец я, нагим прихожу и нагим же уйду, тружусь и смущаюсь понапрасну, зная конец жизни. О чудо, как приходим мы все одинаково из тьмы на свет, а из света во тьму, от чрева матери с плачем приходим в мир, а из печального мира с плачем — в гроб. Начало и конец всего — плач, что необходимо: сон, тень, мечтание, житейская красота? Увы, увы, из многих страстей сплетена жизнь, но все, как красота цветка, как прах, как тень проходит»
PS
После смерти этого митрополита прочие русские митрополиты и доныне приказывают подобную грамоту класть после своего преставления в гроб, прочитывая во всеуслышание перед этим.
Источник: [16.64]
Статья № 4
Л. Г. Степанова
Новгородские земли
Изучение историками материалов новгородских писцовых книг, начавшееся в середине XIX в., сопровождалось их постепенной публикацией. Впервые отрывок из рукописи писцовой книги Водской пятины был опубликован в 1836 г. в «Журнале Министерства внутренних дел».
Источник: [21.179]
Комментарии
ПОБЕДИТЕЛЬ ИНТЕРНЕТ-КОНКУРСА «ЗОЛОТОЙ САЙТ»
Победитель XIII Всероссийского интернет-конкурса «Золотой сайт» в номинации «Познавательные сайты и блоги»
© Lifeofpeople.info 2010 - 2024