Встарь, или Как жили люди


Гравюра
Искать информацию: в статьях в комментариях по имени автора среди наименований источников

Встарь > Разделы и темы > Что знали и чего не знали: от метрологии, представлений о Космосе до борьбы с пандемиями > Летоисчисление. Хронология. Метрология > Иные этнические системы (...VIII век)

20. Что знали и чего не знали: от метрологии, представлений о Космосе до борьбы с пандемиями

Летоисчисление. Хронология. Метрология. Иные этнические системы (...VIII век)

Тацит, Овидий, Когда вверху, Коран, Васубандху, Мормутье, Миринейский, Анналы Ирландии, Инишфаллен, Флоренций, Даврижеци, Васубандху, Никифор, Беда, Фудоки, Малаери, Летописный свод, Сигеберт, Стурлусон, Фредегар, Шпенглер, Аламанская

Статья № 1
Корнелий Тацит

...они (Германцы — Прим. ред.) делят год менее дробно, чем мы: ими различаются зима, и весна, и лето, и они имеют свои наименования, а вот название осени и её плоды им неведомы.

наукаобразованиехронологиярелигиялетоисчислениеметрологияисториякультураинтересные фактыкалендарные стилисаморазвитиезнаменитости

Источник: [8.1]
Комментарии

Статья № 2
Овидий, †17

Сколько ей лет, при каких рождена она консулах,  — это cтрогий должен считать цензор, а вовсе не ты.

наукаобразованиехронологиярелигиялетоисчислениеметрологияисториякультураинтересные фактыкалендарные стилисаморазвитиезнаменитости

Источник: [8.3]
Комментарии

Статья № 3
Когда вверху... (Энума Элиш)

Шумерская табличка

Он устроил стоянки богам великим.
Звёзды-планеты, подобья богов, он сделал.
Он год разделил – начертил рисунок:
Двенадцать месяцев звёздных расставил он по три.

наукаобразованиехронологиярелигиялетоисчислениеметрологияисториякультураинтересные фактыкалендарные стилисаморазвитиезнаменитости

Источник: [20.10]

Статья № 4
Коран

День у твоего Господа, как тысяча лет из тех, что вы считаете [20.15; Коран 22:46].

Восходят ангелы и дух к Нему в день, величина которого пятьдесят тысяч лет [20.15; Коран 70:4].

Разве вы не видите, как сотворил Аллах семь небес рядами? [20.15; Коран 71:15].

Но нет, клянусь зарёю и ночью, и тем, что она собирает и луной, когда она полнеет, вы будете переходить из слоя в слой [Коран 84:19].

наукаобразованиехронологиярелигиялетоисчислениеметрологияисториякультураинтересные фактыкалендарные стилисаморазвитиезнаменитости

Источник: [20.15]

Статья № 5
Васубандху, V в.

Есть два параллельных ограничителя времени: сутки и вся жизнь. Половина лунного месяца и прочие [условные единицы] — это лишь последовательное сложение суток.

наукаобразованиехронологиярелигиялетоисчислениеметрологияисториякультураинтересные фактыкалендарные стилисаморазвитиезнаменитости

Источник: [20.18]

Статья № 6
Анналы Мормутье

Дионисий Малый ввёл летоисчисление от Рождества Христова («цикл Дионисия»):

532 г. Дионисий, римский аббат, ввёл новый цикл.

наукаобразованиехронологиярелигиялетоисчислениеметрологияисториякультураинтересные фактыкалендарные стилисаморазвитиезнаменитости

Источник: [12.8]
Комментарии

Статья № 7
Агафий Миринейский (Схоластик), †582

Если (235 + «свыше» 270) = 531, а не 505 с «маленьким хвостиком», то совсем было плохо у Агафия с арифметикой, либо у историков сейчас

Свыше двухсот семидесяти лет прошло от первого Арсака до Артабана, последнего царя, когда дела римлян управлялись Александром (Север, †235 — Прим. ред.), сыном Маммеи. В это время там начал правление род современного нам Хосрова (Считается, что правил с 531 по 579 — Прим. ред.). Тогда персидское государство, существующее до настоящего времени, получило начало и первоначальное свое устройство.

В двадцать пятый год царствования Хосрова (В 556 г. — Прим. ред.), когда война велась в области Колхиды и Мермерой умер, пошёл двадцать девятый год управления императора Юстиниана римлянами (c 527 года, как, видимо, из этой цитаты и вычислили историки — Прим. ред.).

наукаобразованиехронологиярелигиялетоисчислениеметрологияисториякультураинтересные фактыкалендарные стилисаморазвитиезнаменитости

Источник: [8.33]

Статья № 8
Анналы Ирландии от монаха Анжу

От сотворения мира до этого года, года Потопа, 2242 года1... 278 лет от Потопа до того, как Партолон завладел Ирландией, и 2520 лет от сотворения мира, когда он прибыл туда. 2520 лет прошло от сотворения мира, когда Партолон прибыл в Ирландию.


1 Таким образом, счёт лет от СМ — такой же как и на Руси. — Прим. ред.

наукаобразованиехронологиярелигиялетоисчислениеметрологияисториякультураинтересные фактыкалендарные стилисаморазвитиезнаменитости

Источник: [9.8]

Статья № 9
Анналы Инишфаллена

435

Kl. .iii. f.1 [Календы января во вторник].

437

Начало Круга Великого.

438

Kl. .xx l. [Календы января в двадцатый день луны].

454

Пасха в 8-е Календы мая [24 апреля].

457

Викториус написал Цикл Пасхи.


1 Аббревиатуры «Kl» (т. е. Kalendae Ianuaris) в манускрипте маркируют начало записей для нового года. После Kl, как правило, стоит f. (feria, лат.«праздник») — день недели, на который приходятся Календы января.
Счёт дней недели идёт с воскресенья (i. f. означает «первый праздник», т. е. воскресенье; ii. f. — вторник; и т. д.). Далее следуют данные о возрасте луны на этот день, т. н. эпакта (например, Kl. .ix. l. означает «Календы января в девятый день луны»).
Иногда после Kl записи о дне недели или/и о возрасте луны отсутствуют. — Прим. ред.

наукаобразованиехронологиярелигиялетоисчислениеметрологияисториякультураинтересные фактыкалендарные стилисаморазвитиезнаменитости

Источник: [11.17]

Статья № 10
Георгий Флоренций (Григорий Турский), †594

Исчисление даты Пасхи

В Галлии мы праздновали вместе со многими городами святую пасху 18 апреля (570 г.), другие же вместе с испанцами — 21 марта.

Итоговые подсчеты дат от СМ

Я прежде всего хочу изложить свою веру, дабы будущий читатель не усомнился в том, что я католик. Кроме того, ради тех, кто страшится приближения конца света, я решился, собрав воедино хроники минувшего, ясно изложить, сколько лет прошло с сотворения мира...

Итак, число лет от сотворения мира таково:

От сотворения мира до потопа — 2242 года.
От потопа до перехода сынов Израиля через Чермное море — 1404 года1.

От перехода Чермного моря до воскресения господня — 1538 лет. От воскресения господня до кончины святого Мартина — 412 лет.
От кончины святого Мартина до вышеупомянутого года, то есть до двадцать первого года нашего служения епископом, пятого года первосвященничества Григория, папы Римского, тридцать первого года правления короля Гунтрамна и девятнадцатого года правления короля Хильдеберта Младшего — 197 лет (Между апрелем 593 и августом 594 г. — Прим. ред.).
Каковых лет общее число таково: 5792 года (Точнее 5793 — Прим. ред.).


1 Чуть ранее в тексте этого же автора читаем:
«Итак, от рождения Авраама до исхода сыновей Израиля из Египта и перехода Чермного моря,- а это произошло, когда Моисею было восемьдесят лет,- насчитывается 462 года»
По этому поводу см. п.4. «Позиций ахинеи» в разделе «Диссонанс и жесть» в «Заратуштра, или Хождение духа Ницше», 4.8 Mb

наукаобразованиехронологиярелигиялетоисчислениеметрологияисториякультураинтересные фактыкалендарные стилисаморазвитиезнаменитости

Источник: [8.35]

Статья № 11
Аракел Даврижеци, †1670

В 10 году армянского летосчисления (561 от РХ — Прим. ред.) была введена пятисотлетка (По решению Двинского церковного собора — Прим. ред.), которая исправила Пасху 1... В 60 (611) году появился Магомет. В 62 (613) году Грузия отделилась от союза с Арменией... В 88 (639) году мусульмане вторглись в Армению...

наукаобразованиехронологиярелигиялетоисчислениеметрологияисториякультураинтересные фактыкалендарные стилисаморазвитиезнаменитости

Источник: [17.44]

Статья № 12
Васубандху, V в.

Теперь следует сказать о продолжительности года.

Сто двадцать моментов — одно мгновение.

Сто двадцать моментов составляют [по времени] одно мгновение.

А шестьдесят последних — один лава.
89. [каждая] из трёх мер [времени] — мухутра, сутки, месяц.

Тридцать два лава составляют один мухутра; тридцать мухутра — одни сутки: иногда ночь длиннее, [чем день], иногда — короче, а иногда — равна [дню]. Тридцать суток равны месяцу.

Двенадцать месяцев вместе с исключаемыми днями [составляют] один год.

Четыре зимних месяца, четыре жарких месяца и четыре дождливых месяца — эти двенадцать месяцев вместе с исключаемыми днями образуют один год.
Исключаемые дни — шесть дней, которые вычитаются в течение года [при пересчёте на лунные месяцы].
Почему так?
Когда проходит по полтора месяца [сезонов] зимы, жары и дождей, то из оставшейся половины месяца мудрые вычитают по одному исключённому дню.
Итак, продолжительность года определена.


1 1 лава = 96 с; 1 мухурта = 48 мин.

наукаобразованиехронологиярелигиялетоисчислениеметрологияисториякультураинтересные фактыкалендарные стилисаморазвитиезнаменитости

Источник: [20.17]

Статья № 13
Патриарх Константинопольский Никифор, †829

И вот, под предлогом, что желает ехать в Малую Азию на охоту, он получил на то согласие
василевса и, вместе с сыном своим Андроником переплыв через Пропонтидский залив, уехал в Азию во время осеннего поворота солнца...

Был второй индиктион, когда это произошло...

(638 г). В двенадцатый индиктион скончался Сергий, византийский (константинопольский) патриарх...

(641 г.) ...был рукоположен архиереем Константинополя в октябре месяце пятнадцатого индиктиона.

(720 г.). Так это совершил и призвал Германа тогдашнего архиерея и двадцать пятого числа месяца марта, третьего индиктиона в день воскресения Христа спасителя в Трибунале так называемом девятнадцати акувитов венчал на царство сына своего Константина.

игнорирование инициативы Дионисияне по шкале от РХподлог хронологиинаукаобразованиехронологиярелигиялетоисчислениеметрологияисториякультураинтересные фактыкалендарные стилисаморазвитиезнаменитости

Источник: [9.11]

Статья № 14
Беда Достопочтенный, 731

О хронологии и о Пасхе

В дополнение к сказанному я достал книгу канонов1 и показал им десять отмеченных мною глав, на которые посоветовал им обратить особенное внимание: Глава первая: «что все мы празднуем святой день Пасхи в один день, а именно в воскресенье после четырнадцатого дня луны первого месяца»...

Этот спор (О Пасхе — Прим. ред.), впрочем, куда обширнее, чем может или должно вместить письмо. Скажу лишь, что по весеннему равноденствию всегда можно безошибочно определить, какой месяц первый, а какой последний в соответствии с движением луны.

По мнению всех восточных народов и особенно египтян, которые в вычислениях держат пальму первенства среди всех учёных, обычно равноденствие приходится на двадцать первое марта, что показывают и наблюдения солнечных часов.

Луна, ставшая полной перед равноденствием, то есть в четырнадцатый или пятнадцатый день луны, принадлежит последнему месяцу предыдущего года и не подходит для празднования Пасхи. Но луна, которая становится полной после равноденствия или в сам его день, принадлежит уже первому месяцу, и в этот день, как нам точно известно, древние отмечали Пасху; мы же должны отмечать ею в следующее воскресенье. Причина этого указана в Бытии: «И создал Бог два светила великие: светило большее для управления днём и светило меньшее для управления ночью», — или в другом варианте: «светило большее начинает день, и светило меньшее начинает ночь».

Как солнце, восходя на востоке, своим появлением впервые возвещает о равноденствии, а на закате его также с востока появляется луна, так год за годом первый лунный месяц следует в том же порядке, и полнолуние в нём случается не перед равноденствием, но в сам день равноденствия, как было в начале, или же после него.

Но если полнолуние хоть на один день предшествует равноденствию, то приведённые нами причины ясно показывают, что это полнолуние приходится не на первый месяц нового года, но на последний месяц старого и, как мы сказали, не подходит для празднования Пасхи...

Мы помещаем полнолуние пасхального месяца после равноденствия, что означает, что сперва солнце должно сделать день длиннее ночи, а потом луна может явить миру свой полный круг, потому что «Солнце правды с исцелением в крылах Его», то есть Господь Иисус, превозмог всю тьму смертную триумфом Своего воскресения...

Исчисление Пасхи, следовать которому мы учим тебя, состоит из девятнадцатилетнего цикла, который начал применяться церковью давно, во времена апостолов, особенно в Риме и Египте, как уже было сказано.

Трудами Евсевия2, прозванного по имени блаженного мученика Памфилом3, цикл этот был сведён в простую систему; с тех пор все церкви ежегодно получали от патриарха Александрийского удобный для использования список дат четырнадцатой луны.

Александрийский патриарх Феофил4 по просьбе императора Феодосия сделал вычисления на сто лет, а его наследник Кирилл5 составил таблицу на девяносто пять лет или пять циклов по девятнадцать лет каждый. После этого Дионисий Малый6 добавил много новых таблиц тех же девятнадцатилетних циклов, которые доведены до наших дней.

Эти таблицы когда-то кончатся, но сейчас столько математиков, что даже в наших церквах в Британии найдутся несколько человек, которые помнят древние правила египтян и легко могут продлить пасхальные циклы на бесконечное множество лет и даже на пятьсот тридцать два года7, если пожелают; после этого времени весь порядок следования солнца, луны, месяцев и недель вернётся в то же положение.

Мы не посылаем вам эти циклы на будущие годы, поскольку вы хотели лишь узнать о причинах пасхального исчисления, а значит, у вас имеются католические пасхальные таблицы...

В год от воплощения Господа 729-й, когда Пасха выпала на восьмой день до майских календ...

...в десятый день до августовских календ8, в четырнадцатом году царствования господина нашего, благочестивейшего августа Маврикия Тиберия и на тринадцатом году после консульства того же нашего государя9, в пятнадцатый индиктион10. Тогда же почтенный понтифик отправил письмо архиепископу Арелата Этерию11, прося его радушно принять Августина на его пути в Британию.


Сноски см. в комментариях

наукаобразованиехронологиярелигиялетоисчислениеметрологияисториякультураинтересные фактыкалендарные стилисаморазвитиезнаменитости

Источник: [8.45]
Комментарии

Статья № 15
Идзумо-фудоки, 733

Япония. Подписи под Идзумо-фудоки

Тэмпё 5-го года 2-й луны 30-го дня составлено (733 год от РХ — Прим. пер.).
Житель уезда Аика оми Миякэ Мататари.
Наместник провинции и начальник уезда Оу — чиновник 6-го ранга гэсё старшего разряда 12-го класса наград оми Идзумо Хиросима.

Япониялетоисчислениенаукаобразованиехронологиярелигиялетоисчислениеметрологияисториякультураинтересные фактыкалендарные стилисаморазвитиезнаменитости

Источник: [8.44]

Статья № 16
Мухаммад Мухаммади Малаери, †2002

Рассказывая о подарках по случаю Ноуруза и Михргана, Джахиз пишет: «Михрган знаменует начало зимы и холодного времени года, а Ноуруз — начало тепла. Однако в Ноуруз делается то, чего не делают в Михрган. Так, Ноуруз — начало года и время начала сбора поземельного налога (харадж), время отставок и назначений чиновников, время чеканки монет — дирхемов и динаров, время уборки в храмах огня и смены воды… и т. п.»

МасленицановрузравноденствиеНовый годналогинаукаобразованиехронологиярелигиялетоисчислениеметрологияисториякультураинтересные фактыкалендарные стилисаморазвитиезнаменитости

Источник: [21.93]
Комментарии

Статья № 17
Лицевой летописный свод Ивана Грозного (Царь-Книга)

Шкалы хронологии

В то же время случилось Божественному Юстину заболеть от трех ран, которые же получил он в ногу свою от стрелы на сече, и умер Юстин месяца лаоса, то есть августа, в 1-й день, в день недельный, в час 3-й, индикта 5-го. Когда же умер Юстин, было ему лет 76. Было же всех лет царствования его лет 9 и дней 22, а с сыном брата своего царствовал 4 месяца.

Есть же от начала царствования Августа Октавия, диктатора, до окончания второго консульства сего Юстиниана, когда 7-й индикт закончился, лет 6059. Так что было от первосотворенного Адама до царственного консула Божественного Юстина, до окончания срока его консульства, всех лет 6407, до окончания индикта. Года же в Антиохии, что на Оронте, Божием городе сирийском, начинали же от Цезаря Юлия.

По летоисчислению же, принятому в Александрии, что на Ниле, городе египетском, пятый год был, и 40-й, и 200-й, начиная же от Диоклетиана.

По летоисчислению, принятому у так называемых же сирийских македонцев в Апамее, был год 40-й, начиная же от Селевка Никатора. Обрели же мы сие число лет в писаниях Тимофея и Феофила, премудрых летописцев, одинаково говоривших. В летописании же Евсевия Памфи-лийского обретаем число лет от Адама до консульства Юстиниана, 7-го индикта, кончающегося, лет 6032.

Лицевой сводболезни Юстинианашкалы хронологиилетоисчислениенаукаобразованиехронологиярелигиялетоисчислениеметрологияисториякультураинтересные фактыкалендарные стилисаморазвитиезнаменитости

Источник: [16.55]

Статья № 18
Сигеберт, монах из Жамблу, †1112

Дионисий Малый и Новая шкала хронологии

532
В этом году исполнился великий год из 532 лет от рождества Христова. С этого же года аббат Дионисий начинает свой цикл пяти 19-летних циклов. Поскольку второй год его труда должен соответствовать в имеющемся расчёте первому году от рождества Христова, то 35-й год цикла Дионисия должен соответствовать в имеющемся расчёте 33-му году от рождества Христова, а именно, чтобы 16-я луна в апреле пришлась на четверг 24 марта, мученичество Христа — на пятницу 25 марта, а воскресение — на воскресный день 27 марта.

Но, поскольку так не выходит, ибо 14-я луна в апреле приходится в этом году на воскресенье 21 марта, а воскресный день Пасхи — на 28 марта, то это не соответствует истине и противоречит самому Евангелию.

новая шкала хронологииотсчёт от Рождества ХристоваДионисий Малыйнаукаобразованиехронологиярелигиялетоисчислениеметрологияисториякультураинтересные фактыкалендарные стилисаморазвитиезнаменитости

Источник: [12.34]

Статья № 19
Снорри Стурлусон, †1241

Сага об Инглингах
В начале зимы16 надо было приносить жертвы богам за урожайный год, в середине зимы — за весеннее прорастание, а летом — за победу.

времена годанаукаобразованиехронологиярелигиялетоисчислениеметрологияисториякультураинтересные фактыкалендарные стилисаморазвитиезнаменитости

Источник: [13.54]
Комментарии

Статья № 20
Фредегар

735
Исчисленное количество прошедших лет таково: от Адама или от сотворения мира до потопа 2242 года, от потопа до Авраама 942 года, от Авраама до Моисея 505 лет, от Моисея до Соломона 479 лет, от Соломона до восстановления Храма в дни Дария, царя персов, 512 лет, от восстановления Храма до пришествия Господа нашего Иисуса Христа 548 лет, итак, от начала мира до страстей Господа нашего Иисуса Христа 5228 лет, а от страстей Христа до этого года, который является 177–м годом в цикле Викториуса, на 1 января — 735 лет. Итак, нам не хватает 63 года, чтобы завершить это тысячелетие.

холостой залп Дионисияхронология по пасхалиямошибки арифметикинаукаобразованиехронологиярелигиялетоисчислениеметрологияисториякультураинтересные фактыкалендарные стилисаморазвитиезнаменитости

Источник: [8.50]
Комментарии

Статья № 21
О. Шпенглер

Подлоги истории и хронологии

Античная история вплоть до греко-персидских войн, а сверх того еще и традиционная периодизация куда более поздних эпох являются продуктом мифического по сути своей мышления.

В высшей степени наивными оказались начавшиеся лишь очень поздно попытки греков создать нечто наподобие календаря или хронологии по египетскому образцу. Исчисление времени по Олимпиадам вовсе не представляет собой эры, как, например, христианское исчисление времени, а кроме того, это очень поздний, чисто литературный паллиатив, не имевший хождения в народе.

Народ вообще не испытывал потребности в исчислении, при помощи которого можно было бы связать воедино опыт дедов и прадедов, пускай там отдельные ученые продолжали интересоваться проблемой календаря. Важно здесь не то, плох календарь или хорош, а находится ли он в употреблении, протекает ли в соответствии с ним жизнь общества в целом.

Однако измышлением чистой воды являются как списки победителей до 500 г., так и древнейшие списки аттических архонтов или римских консулов. В отношении колонизации не существует ни одной подлинной даты. До V в. никто в Греции и не помышлял о том, чтобы делать выписки из отчетов об исторических событиях.

До нас дошла надпись с текстом договора между Элидой и Хереей, который должен был действовать «сотню лет начиная с нынешнего года». Что это был за год, не указано. Так что через некоторое время никто уже и не знал, как долго существует договор, и очевидно, что никто этого и не предвидел. Вероятно, эти люди настоящего вообще о нем забыли уже очень скоро.

Отличительным признаком легендарно-ребяческого характера античной картины истории является то, что упорядоченная датировка таких, например, фактов, как «Троянская война», которая по отстоянию соответствует нашим крестовым походам, была бы воспринята прямо-таки как погрешность против хорошего стиля. — Также и географические познания античности оказываются далеко позади египетских и вавилонских.

Эд. Мейер демонстрирует, как на отрезке от Геродота (основывавшегося на персидских источниках) до Аристотеля приходило в упадок знание о том, как выглядит Африка. То же касается и римлян как наследников карфагенян. Вначале они пересказывали чужие сведения, а потом постепенно их забывали.

псевдохронологиядревние календариновая хронологияподлоги историинаукаобразованиехронологиярелигиялетоисчислениеметрологияисториякультураинтересные фактыкалендарные стилисаморазвитиезнаменитости

Источник: [21.165]

Статья № 22
Аламанская правда (LEX ALAMANNORUM)

Меры:

Модий — мера сыпучих и жидких тел = 52 ½ литра.
Секстарий = 1/16 модия.
Сикль — мера сыпучих и жидких тел.
Ситул = 8 секстариям или (½ модия).
Югер (иох, юрнал) — мера земли, которую можно вспахать одним плугом за один день.

законодательство Древней Германиимеры сыпучих телнаукаобразованиехронологиярелигиялетоисчислениеметрологияисториякультураинтересные фактыкалендарные стилисаморазвитиезнаменитости

Источник: [8.53]

      |     О сайте >>   |    Обратная связь   |   

ПОБЕДИТЕЛЬ ИНТЕРНЕТ-КОНКУРСА «ЗОЛОТОЙ САЙТ»
Победитель XIII Всероссийского интернет-конкурса «Золотой сайт» в номинации «Познавательные сайты и блоги»Победитель интернет-конкурса «Золотой сайт»

© Lifeofpeople.info 2010 - 2024

▲ Наверх

0,219