Встарь, или Как жили люди


Гравюра
Искать информацию: в статьях в комментариях по имени автора среди наименований источников

Встарь > Разделы и темы > Что знали и чего не знали: от метрологии, представлений о Космосе до борьбы с пандемиями > Летоисчисление. Хронология. Метрология > Иные этнические системы (XIX век)

20. Что знали и чего не знали: от метрологии, представлений о Космосе до борьбы с пандемиями

Летоисчисление. Хронология. Метрология. Иные этнические системы (XIX век)

Бичурин, Добель

Статья № 1
Н. Я. Бичурин, †1853

Летоисчисление в Китае

Во время книгосожжения, произведённого в 214 году до Р. X., рукописи сей истории совершенно истреблены; а хотя вскоре после сего происшествия открыли один экземпляр в стене ветхого дома, но до половины сгнивший. Почему Сыма-цянь, живший во втором веке перед Р. X., написал новую полную историю Китая, доведённую от древних времен до 140 года до Р. X. Сей историк говорит, что в его время старики, жившие в стране нынешних губерний Сань-си и Шань-си, много помнили разных преданий о древних событиях и рассказывали слогом очень давним; почему он на основании сих преданий начал свою историю с 61-го года царствования государя Хуан-ди, а по нашему летосчислению — с 2637 года до Р. X.

Но как сей глава историков не показал источников, из которых почерпал сведения для летосчисления, то Чжу-си, историк XII века, в своей летописи Китая под названием Ган-му, основываясь на Древней истории, сокращённой мыслителем Кхун-цзы, начал летосчисление с царствования государя Яо, то есть с 2357 года, отнюдь не опровергая существования государей, бывших до Яо, и его мнение всеми учёными признано основательным.

Итак, по летосчислению, ныне вообще принятому в Китае: Яо царствовал от 2357 до 2255 до Р. X., всего — 102 года, Шунь царствовал от 2255 до 2205, всего — 50 лет... (подробнее здесь, 0.59 Mb)

Что касается до самого образа летосчисления, китайцы употребляют эпохи, периоды и отделения особенного рода. Вступление династии на престол составляет эпоху, а продолжение ее царствования до следующей династии — период. Вступление каждого государя на престол составляет отделение, от которого летосчисление продолжается до конца его царствования.

С того времени, как китайская история начинает летосчисление, то есть с 2357 до 140 года до Р. X., китайцы считали годы от восшествия государей на престол; а с 140 года государь Ву-ди первый ввёл положение давать наименование царствованию или правлению каждого государя; и как сей государь приписывал сим наименованиям влияние на счастливые происшествия, то и переменял оные каждый раз, когда встречались ему трудные обстоятельства в правлении. Такой предрассудок продолжался до 1368 года по Р. X., а с сего года основатель династии Мин и преемники его имели одно наименование правления во все свое царствование, что и настоящая династия Цин продолжает.

Сим образом слова: Шунь-чжи, Кхан-си, Юн-чжен, Цянь-лун, Цзя-цинь, Дао-гуан, — под которыми у нас разумеют государей настоящей династии Цин, не суть имена сих государей, но наименования их правлений.

В Китае великою неучтивостью считается назвать человека по имени; относительно же имени царствующего государя, при самом его вступлении на престол, правительство предписывает не употреблять на письме самой буквы, изображающей оное; имеющие же эту букву в именах личных должны заменить ее другою. В бумагах и в разговорах называют государя император, государь; покойных государей называют тем качественным именем, которое по смерти дается каждому соответственно образу его правления, или коленным проименованием, данным ему в храме предков. Когда же в разговорах нужно указать на время, то употребляют наименование правления, например: Кхан-си-ши-хэу, что значит: во время правления Кхан-си; Дао-гуан-ши-ба-нянь, что значит: в 18-е лето правления Дао-гуан; а для означения самих государей прибавляют к наименованию правления слова ди или е, например: Кхан-си-ди, что значит: император правления Кхан-си; Цянь-лун-е, что значит: государь правления Цянь-лун.

Сии наименования правлений первоприбывшие в Китай европейцы по незнанию приняли за собственные имена государей. Не упражнявшись еще в китайской словесности, они не могли предвидеть той запутанности, какую впоследствии встретили при переводе сих имён; ибо многие государи имели от двух до пяти и более наименований своему правлению.

Исчисление времени в Китае

Начало времяисчисления в Китае также теряется в глубокой древности. Государь Яо в 2356 году до Р.X. указал астрономам Си и Хо считать в году 366 дней, а для уравнения скорости в солнечном и медленности в лунном бегу установить високосный месяц. Из этого открывается, что в то время первые и самые нужные астрономические наблюдения над взаимным соотношением трех планет уже были приведены в ясность.

С того времени доныне в Китае содержат лунный год; почему в продолжение 19 лет бывает 12 годов, содержащих 12, и семь, содержащих 13 месяцев. Тринадцатый месяц называется високосным, но годы, состоящие из 13 месяцев, не называются високосными.

Каждый месяц начинается с точки нарождения луны, а год — с нарождением февральской луны. Первый месяц года называется чжен-юе, а последний — ла-юе; прочие месяцы не имеют собственных названий, а считаются порядочными числами, например: вторая луна или месяц, третья луна и так далее.

Сутки делятся на 12 часов, час — на две половины, первую и вторую; половина часа имеет четыре четверти, а четверть — пятнадцать минут.

Деление суток в Китае

Часы не считаются порядочными числами, как это делают в Европе, а называются собственными именами, заимствованными от названий 12 земных ветвей, соответствующих 12 животным. К названию первой половины часа прибавляют звук чу, что значит начало; к названию второй половины — звук чжен, что значит ровно; а счет самих часов начинают с 11-го часа пополудни.

Таким образом, китаец говорит: (см. таблицу).

Время по часам считается включительно, например, вместо в половине третьего — китаец говорит: два часа и две четверти.

Времена года в Китае

Китайцы разделяют год на 24 части, называемые переменами атмосферы, которые происходят от годового обращения солнца по эклиптике.
Сии перемены суть: см. здесь, 0.6 Mb

Вышеизложенные 24 перемены следуют одна за другою, считая по эклиптике, ровно через 15°, что составляет около 15 суток промежутка одной перемены от другой. Начало весны и весеннее равноденствие, начало лета и летний поворот, начало осени и осеннее равноденствие, начало зимы и зимний поворот суть главные перемены четырех годовых времен; прочие 16 перемен атмосферы считаются малыми.

наукаобразованиехронологиярелигиялетоисчислениеметрологияисториякультураинтересные фактыкалендарные стилисаморазвитиезнаменитости

Источник: [19.19]

Статья № 2
Питер Добель, 1818

Китай

Так как исчисления времени они делают по Луне, то хотя год их состоит из 12 месяцев, но счет никогда ровно не выходит; почему они весь недостаток наполняют ежегодно праздниками, а по прошествии 19 лет в каждом из семи годов считают по 13 месяцев.

наукаобразованиехронологиярелигиялетоисчислениеметрологияисториякультураинтересные фактыкалендарные стилисаморазвитиезнаменитости

Источник: [19.20]

      |     О сайте >>   |    Обратная связь   |    Поддержать сайт >>

ПОБЕДИТЕЛЬ ИНТЕРНЕТ-КОНКУРСА «ЗОЛОТОЙ САЙТ»
Победитель XIII Всероссийского интернет-конкурса «Золотой сайт» в номинации «Познавательные сайты и блоги»Победитель интернет-конкурса «Золотой сайт»

© Lifeofpeople.info 2010 - 2024

▲ Наверх

0,171