Встарь > Разделы и темы > Что знали и чего не знали: от метрологии, представлений о Космосе до борьбы с пандемиями > Летоисчисление. Хронология. Метрология > Славяне и российские этносы (XVII век)
20. Что знали и чего не знали: от метрологии, представлений о Космосе до борьбы с пандемиями
Летоисчисление. Хронология. Метрология. Славяне и российские этносы (XVII век)
Зани, Карлейль, Петрей, Олеарий, Сенаи, Витсен, Койэтт, Давид, Летоисчисление, Алеппский, Рейнтенфельс, Мейерберг, Шостьин, Толстой, Таннер, Таннер, Лизек, Оклады
Статья № 1
Эрколе Зани, 1678
Главные ворота (Спасские — Прим. ред.) — велики и роскошны; близ них высится небольшая деревянная башня, где постоянно стоит часовой и на случай пожара, и для означения деревянной колотушкой по доске ночных часов, по захождении солнца.
Источник: [17.3]
Комментарии
Статья № 2
Чарльз Карлейль, 1663–1664
...огромная разница и в длине дня: между тем как в Москве самый большой день продолжается около 18 часов (Реально 17 час.34 мин. — Прим. ред.) и соразмерно ночь; на севере и западе, а именно в Лапонии, Кондоре и у Печоры последовательно шесть месяцев сряду продолжается день и шесть месяцев ночь.
Москвитяне (из подражания грекам) начинают год с 1 сентября, потому что они ведут своё летосчисление от сотворения миpa, которое, как они полагают, было осенью. Как в этом они отличаются от нас, так точно и в измерении дня: они считают за день то, что мы называем днём искусственным, начиная с восхода солнца до его захода, так что первый час дня начинается у них с восходом солнца, а первый час ночи с его заходом.
Источник: [17.11]
Статья № 3
Пётр Петрей, 1601–1605, ...1613
Русские начинают свой год с 1 сентября, Эгидиева дня, и ведут своё летосчисление не так, как принято у нас и других христиан, со священного и благодатного Рождества Иисуса Христа, а с сотворения мира, в чём они очень ошибаются: их счисление не сходно ни с каким сочинителем, ни с Бедою, ни с Функцием, ни с Лютером и Меланхтоном, ни с другими, вычислявшими годы от начала и сотворения мира до настоящего времени. Потому что русские говорят, что от сотворения мира до настоящего времени прошло 7130 лет, так и ставят этот год в своих письмах и книгах.
Дальше они говорят, что следуют в своем счислении Златоусту, Евсевию и Киприану и считают следующим образом:
- от Адама и сотворения мира прошло 2242 года, в чём тоже ошибаются и присчитывают 586 лет лишних против надлежащего: это можно доказать Библией;
- от потопа до вавилонского пленения и смешения языков 503 года;
- а от вавилонского пленения до первого года Авраама 552 года, в чём они тоже не согласны с Библией и присчитывают 391 год лишний против надлежащего, что также можно доказать Библией;
- с первого года Авраама до исхода из Египта они считают 505 лет, согласно с нами и Священным Писанием;
- но от исхода из Египта до последнего года царя Давида считают 630 лет, а это опять не согласно с нами, потому что присчитывают против нашего 150 лишних лет;
- потом считают от первого года царствования Соломона до вавилонского пленения 448 лет, следовательно, 18 годами больше нашего;
- наконец, от пленения вавилонского до смерти Александра Великого считают 261 год;
- а от Александра Великого до царствования Октавиана Августа 209 лет;
- от императора Августа до благодатного Рождества Христова 42 года.
Из этого очевидно можно видеть, что, по их счислению, от сотворения мира до Рождества Христова должно было пройти 5500 лет, а от сотворения мира до настоящего 1620 года 7179 лет, что решительно невозможно, не имеет никакого основания и согласия с Священным Писанием.
Они даже утверждают без всякого основания и доказательства, что мир существует 8000 лет, но наши писатели доказывают это совсем иначе и говорят, что мир существует не более 6000 лет. Потому что 2000 лет считается бесплодных и беззаконных, когда человек жил без законов, 2000 лет продолжалось законное время, и 2000 принадлежат царствованию Иисуса Христа; однако ж из этой последней суммы надобно несколько вычесть, если только человек должен быть блаженным. Русские совсем не хотят допустить того, но упорно стоят в своём нелепом мнении и следуют в этом летосчислении множеству басен и вздоров.
Надобно также заметить, что русские считают часы и ставят стрелку не так, как водится у нас, а начинают считать с утра, когда станет всходить солнушко, и считают часы до самого его заката. Как только пройдет с час времени после солнечного восхода, колокол бьёт один раз. Потом, когда солнушко поднимется на два часа над землей, колокол бьёт два раза, да так и продолжается до солнечного заката и наступления ночи. С этого захождения солнца они опять считают часы до его восхождения и рассвета.
Источник: [20.26]
Комментарии
Статья № 4
Адам Олеарий, 1634 (†1671)
1 сентября русские торжественно справляли свой Новый год. Они ведь считают свои годы от сотворения мира и уверены, подобно некоторым старинным еврейским и греческим писателям, с которыми и иные наши ученые согласны, что мир начался осенью. Я не намерен излагать причины этого убеждения. Об этой причине говорят Альфонс Тостат, Госпиниан, Кальвизий и Ориган, которые все того же мнения.
Московитский год в то время (в год по Р. X. 1634) был 7142. Русские, приняв от греков веру, захотели последовать им и в их летосчислении.
Греческая и восточные церкви утверждают, что они придерживаются хронологии Никифора; они насчитывают от начала мира до Рождества Христова 5508 лет, хотя Никифор и считает всего 5 500 лет. Если теперь причислить сюда тогдашнюю цифру года от Р. X., а именно 1634, то получится 7142. Таким образом нынешний 1654 год пишется московитами и греческими христианами 7162. Мы же, согласно истине библейских рассказов о создании мира в 3949 г. до Р. X., должны считать теперь 5603 г.
Источник: [17.34]
Статья № 5
К. Х. Мехмед Сенаи, 1645, 1648–1650
Для попадания на ось от РХ нужно бы прибавлять к авторским датам не 591 год, или 590 (смотря какой месяц), а 622 года (от хиджры)?
В году тысяча пятьдесят четвертом, первого числа месяца
Написание этой книги закончено
Источник: [17.35]
Статья № 6
Николаас Витсен, 1664–1665
Псков
Я сразу заметил, как здесь считают время: счёт начинают с восхода солнца и до захода, а оттуда снова до утра...
Наступило 20 января (1665) — день, когда нас должны были впустить в город. Микита, наш пристав, просил передать послу, что у него приказ привезти нас к 4 часам (После восхода солнца — Прим. ред.),
Источник: [17.39]
Статья № 7
Бальтазар Койэтт, 1675–1676
Архангельск
В среду,
Источник: [17.41]
Статья № 8
Иржи Давид, 1686–1689
Тому, кто будет писать русско-московский директорий, или календарь, следует иметь в виду:
Во-первых:
Что москвитяне вместе с греками и другими восточными народами начинают свой год с первого дня сентября. Это у них общее с евреями, которые называли первый день Тирса или сентября Ros hassana, то есть глава или начало года. Отсюда они начинали языческий год, отсюда брали начало субботние годы или юбилеи, как отметил Габриэль Буцелин в своём «Ядре всеобщей истории».
Во-вторых:
Годы свои они обычно исчисляют, начиная от сотворения мира, иногда от Рождества Христова. Так, нынешний год 1690 у них от сотворения мира 72031. Отсюда, кажется, они придерживаются в точности лунных лет, какими пользовались некогда евреи после вавилонского пленения, халдеи, самаритяне, греки и римляне до Юлия Цезаря. В исчислении лет от Рождества Христова они полностью сходятся с нами.
В-третьих:
Часы они считают от восхода солнца до захода и снова от захода до восхода, так что один час после восхода солнца называется первым, следующий за ним — вторым, и так далее. Всего дневных часов столько, сколько часов солнце находится над горизонтом, а ночных столько, сколько оно скрыто внизу. Но все ночные и дневные часы, взятые вместе, всегда равны нашим двадцати четырём.
В-четвертых:
Хотя самый длинный день у них равен семнадцати часам и почти тридцати минутам, — ведь Москва расположена примерно на 56 градусе — они, однако, считают самый длинный день только пятнадцать часов2. Так им угодно. Отсюда они в своём календаре на каждый месяц указывают, скольким часам в этом месяце равен день.
В-пятых:
В городе Москве общественных часов только трое, которыми все и руководствуются. В частных домах знати и в монастырях за городом встречается много часов как немецких, так и русских, искусной работы.
Немцы в свое время просили разрешения построить в своей слободе башню с часами для общего пользования, как дневными, так и ночными, но им в этом отказали. Отсюда остаётся обычай, особенно в Немецкой слободе, отбивать часы ударами какого-нибудь жезла таким образом: после того, как прозвонят хозяйские часы, домашний сторож начинает постукивать специально приготовленными палочками в жезл, будто в колокол, и, после такого вступления, которым он привлекает внимание к последующему звону, он ударяет медленно по жезлу столько раз, сколько должно быть часов.
Немецкие и русские часы отбиваются по-разному. Но все это только ночью, и притом в богатых домах. Но приобщаются к этому все, ибо поднимается такой шум, что слышно его далеко и широко. Удары следуют в определённом порядке, один за другим, чтобы из смешения часов не получалось путаницы...
В-восьмых:
Календаря они придерживаются старого, Юлианского. Они говорят, что по приказу папы Григория календарь был реформирован специально для того, чтобы наша церковь и их церковь расходились в праздниках.
1 Год от СМ сосчитан И. Давидом неверно — следует 7198 (1690+5508). — Прим. ред.
2 Очень сомнительная информация. Просто на момент проявления интереса Иржи к теме, длительность дневного (светлого) времени была перенастроена на курантах Кремля на 15 часов. Подробнее — см. ст. 1 в теме 20.1.17.s и в комментарии к статье. — Прим. ред.
Источник: [17.52]
Статья № 9
Пётр I. О новом летоисчислении, 1699
(№ 1735)
Декабря 19. Именный — О писании впредь Генваря с 1 числа 1700 года во всех бумагах лета от Рождества Христова, а не от сотворения мира.
В Розряде и во всех приказех, в пометах, в записках, в грамотах и во всяких Наших Великого Государя указех о всяких делех и в приказных и на площадях во всех крепостях и в городех Воеводам в списках и в пометах и в сметных и пометных списках и во всяких приказных и мирских делах лета писать и числить годы Генваря с 1 числа 7208 года и считать сего от Рождества Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа 1700 году, а год спустя Генваря с 1 числа с предбудущаго 7209 году писать от Рождества Христова с 1 числа 1701 году и в предбудущих чинить по тому ж, а того новаго года Генваря месяца и иные месяцы и числа писать сряду до Генваря непременно и в прочия лета, счисляя лета от Рождества Христова потому ж.
А то указали мы Великий Государь учинить, для того что во многих Христианских и окрестных народех, которые православную Христианскую Восточную веру держат с нами согласно, лета пишут числом от Рождества Христова.
А буде кто захочет писать и от сотверения мира: и им писать оба те лета от сотворения мира и от Рождества Христова сряду свободно.
(№ 1736)
Декабря 20. Именный. — О праздновании Новаго года.
Великий Государь указал сказать: известно Ему Великому Государю, нетолько что во многих Европейских Христианских странах, но и в народах Славянских, которые с Восточною православною нашею Церковью во всем согласны, как: Волохи, Молдавы, Сербы, Далматы, Болгары и самые Его Величества Государя подданные Черкасы и все Греки, от которых вера наша православная принята, все те народы согласно лета свои счисляют от Рождества Христова осьмь дней спустя, то есть Генваря с 1 числа, а не от создания мира, за многую разнь и считание в тех летах, и ныне от Рождества Христова доходить 1699 год, а будущаго Генваря с 1 числа настанет новый 1700 год купно и новый столетний век...
См. также в Разделе «Праздники не церковные» >> Здесь
Источник: [17.120]
Комментарии
Статья № 10
Павел Алеппский, 1656
Земли южной украйны. Киево-Печерская лавра
За вратами великой церкви две колокольни, одна насупротив другой, с западной стороны. они деревянные, высокие, четырёх угольные. Одна из них очень высокая и подъём на неё равняется всходу на минарет Исы (Иисуса) в Дамаске (Один из трех минаретов Большой мечети, вышиной около 80 метров — Прим. пер.). Она громадна и имеет много камор внутри; на верх ведёт большая витая лестница.
Наверху висят на деревянных брусьях пять больших и малых колокола; там же находятся, скрытые в каморе, большие железные часы, бой которых слышен на большом расстоянии. Они возвещают каждую четверть часа одним ударом в малый колокол; когда пройдет час, они ударяют четыре раза тихо, потом бьют известное число часов в большой колокол. В то время, 24 июня, они били до вечера 24 часа, таким образом день имел и 7 4/2 часов, а ночь 6 ½.
У них есть извне, на стене колокольни, круг для солнечных часов.
Другие часы висят снаружи каменной колокольни церкви Троицы, о коей мы упоминали. Когда большие часы вечером пробьют 24 часа, эти ударяют много раз в железную доску с сильным боем, дабы слышали находящиеся вне монастыря, вошли и заперли ворота.
Источник: [17.145]
Комментарии
Статья № 11
Яков Рейнтенфельс, 1671–1673
О языке и науках
При летосчислении они, по сию пору, согласно со счетом 70 толковников считают года с древнейших времен, с начала мироздания, и начинают год с сентября месяца. Не так давно еще они не имели ни малейшего понятия об астрологах и математиках и провозгласили Олеария, знаменитого составителя истории московской, чародеем, когда он, будучи в Москве, показал так называемую камеру-обскуру.
Источник: [17.146]
Статья № 12
Альбом Мейерберга, 1661–1662
Надпись на рисунке:
Horologium Moscoviticum — Московские часы.
Текст на рисунке:
Таковы главные часы, к востоку, на Фроловской башне, над Спасскими воротами, близь большой торговой площади или рынка, возле дворцового моста. Они показывают часы дня от восхождения до заката солнечного. В летний солнцеворот, когда бывают самые долгие дни, часы эти показывают и бьют до 17, и тогда ночь продолжается 7 часов.
Прикрепленное сверху на стене неподвижное изображение солнца образует стрелку, показывающую часы, означенные на оборачивающемся часовом кругу. Это самые большие часы в Москве. Кроме них имеются еще одни громко бьющие часы, в замке кремлевском, по другую сторону, на Москве-реке; других же никаких нет.
Источник: [17.31]
Статья № 13
Н. А. Шостьин, †1971
Метрология с XV по XVII
Особенно интенсивным становится стремление центральной власти к унификации мер с середины XVI в. Двинская грамота Ивана Грозного о новых печатных мерах (осьминах) от 21 декабря 1550 г. является исторически важным документом, который даёт особенно обстоятельное представление о системе мероприятий, опиравшейся преимущественно на органы земского самоуправления, и о порядке передачи верных значений единиц измерения от образцовых мер к рабочим.
Грамота адресована не воеводе, а местным выборным людям — «старостам, и соцким, и целовалником, и лутшим людем, и середним, и молодшим земским людем». Вместе с грамотой выборным людям посылалась «мера медяная новая» (осьмина), предписывалось изготовить копии с этой меры («спуски новые деревянные») и заклеймить все меры, которые будут изготовлены («на всех учинити по пятну»).
Немало сведений о мерах и выполнении измерений содержалось в различных специальных руководствах, как-то руководствах по землемерному делу («сошные мудрости»), «Торговой книге», «Уставе ратных, пушечных и других дел» и других, составляемых, переводимых или компилируемых; этими руководствами пользовались приказы Московского государства (Поместный, Пушкарский, Каменных дел и др.) и непосредственные исполнители в своей практической работе.
Меры длины
По сравнению с предыдущим периодом в XV–XVII вв. несколько увеличилось число принятых мер. Появились новые меры — аршин, с течением времени вытеснивший локоть, и вершок; были официально узаконены два значения версты. Соотношения значений мер в основном для второй половины XVII в. указаны в табл. 4.
Ряд этих соотношений приведен в «Торговой книге»:
«Коли мерят аршинами и саженями, считати: аршин 16 вершков, сажень 3 аршина, локоть 10 вершков и 2/3 вершка, 2 аршина будет 3 локтя»
Таблица 4
Мера | Значение в русских мерах | Значение в метрических мерах |
---|---|---|
Верста | 1000 сажен 500 сажен |
2,16 км 1,08 км |
Сажень | 3 аршина | 2,16 м |
Аршин | 4 четверти | 72 см |
Локоть | 10 2/3 вершка | 48 см |
Четверть аршина («пядь») | 4 вершка | 18 см |
Вершок | — | 4,5 см |
Верста. 1000-саженная верста официально была легализована Соборным уложением 1649 г., но её употребляли и раньше, как об этом свидетельствуют, например, «Книга сошного письма» 1629 г.: «в версте мерной 1000 сажен»; и такие документы, как донесения воевод, «строельные книги», «росписи, сметные» и пр., где в добавление к целым верстам указывается число сажен свыше 500: «написано, господа, у нас в росписи засеки делать на 11 верстах на 703 саженях» (1638 г.) или «от Обижева колодезя... две версты пятьсот шестьдесят сажень... от Бакаева шляху... до Березовые дубровы 15 верст»
Версту в 1000 сажен употребляли широко в качестве межевой меры, а на окраинах России, особенно в Сибири, — и для измерения расстояний между населёнными пунктами. Работы проводили в больших масштабах во второй половине XVII в.
В 60-х годах под руководством Разрядного и Ямского приказов измеряли расстояния мерными верёвками и ставили верстовые столбы на разных дорогах, шедших от Москвы, а в 80-х годах верстовые столбы поставили уже вдоль всей громадной дороги от Москвы до Тобольска...
Сажень. В эпоху Московского государства сажень, равная 152 см, постепенно исчезает и доминирующую роль играют маховая сажень, приравненная 2 аршинам, т. е. 180 см, и казённая сажень — 3 аршина, т. е. 216 см. Соборным уложением 1649 г. была окончательно легализована 3-аршинная сажень как официальная. С внедрением аршина сажень стали выражать через эту сравнительно новую меру длины, которая при включении её в систему русских мер была приравнена к 1/3 казённой сажени.
Аршин. Эта новая мера, заимствованная с Востока, появляется в литературных источниках с середины XVI в. Происхождение наименования «аршин» до настоящего времени точно не установлено. Его обычно производят от наименования турецкой меры длины «аршим» (27,9 дюймов = 70,9 см), как предполагал ещё А. И. Ламберти, или от персидского «арши» — мера длины; Н. Т. Беляев связывает его с древнеперсидской мерой длины arasny.
Внесистемные меры длины. Из специфических внесистемных мер длины, употреблявшихся главным образом в оптовой торговле с иностранцами, которым запрещалось вести розничную торговлю Московском государстве, следует указать постав, половинку, косяк и кипу, упоминаемые в «Торговой книге», в «Таможенных книгах Московского государства XVII в.» и в других источниках. Это были крупные неовеществлённые меры (счётные единицы), которым должна была соответствовать длина отрезков импортного сукна, бархата, различных тканей; меры составляли десятки и даже приближались к сотне аршин (некоторые кипы). Значения этих мер не были строго постоянными, изменялись в зависимости от места, времени и пр. Но в каждых данных условиях значение являлось определённым и выражалось в официально установленных мерах (аршинах).
Меры площади. Установленные ранее геометрические меры стали частично даже мерами площади в строгом смысле слова, т. е. определяемыми как квадрат, сторона которого равна единице длины: квадратная верста, квадратная («круглая») десятина и квадратная сажень. Взамен слова «квадратный», не существовавшего в то время, употребляли прилагательные «дробный», «четвероугольный» и др.
В то же время в городах результаты измерений небольших площадей выражали только в мерах длины (практически в саженях) без перевода их в квадратные меры:
«двор истопника Юрья Аксентьева вдоль — полчетверты саж., поперег — 3 саж... Подле Яузы от мосту к Москве-реке — огород князя Романа Пожарского, вдоль от ворот к Яузе реке — 46 саж., поперег от мосту 36 саж.»
Лишь в некоторых, довольно редких случаях такой перевод все же делали: «Круглых в том дворе и в огороде 106 саж. с полусаженью, а дробных 11210 саж.»
Соотношения и значения основных мер земельных площадей середины XVI в., отражённые в писцовом указе 1556 г., зафиксированы историком и сподвижником Петра I В. Н. Татищевым (1686–1750 гг.), видевшим этот несохранившийся позднее указ. В указе было сказано: «десятина написана в длину и в ширину десятая доля версты, а верста 500 сажен царских, а в десятине числить две четверти».
Для XVII в. основным источником сведений о мерах земельных площадей является «Книга сошного письма 7137 года» (1629 г.), служившая, наряду с подобными ей, руководством для русских писцов-землемеров. В «Книге» приведены значения обеих употребляемых разновидностей прямоугольной десятины, а также их долей:
«Десятине длина 80 сажен, поперег 40 сажен; ...дробных 3200 сажен... В десятине 80 сажен длинник, а поперешник 30 сажен, а дробных сажен в десятине 2400 сажен, а в полдесятине дробных сажен 1200... В пол-пол-полтрети десятине дробных сажен 100»
По-видимому, в разное время доминирующую роль играла то одна, то другая десятина...
Система мер земельных площадей, действовавших в XV–XVII вв., была следующей:
Наименование меры | Содержала: |
---|---|
Соха | 500–1200 четвертей |
Выть | 12–16 четвертей |
Десятина | 2 четверти |
Четверть | 2 осьмины |
Полчетверти (осьмина) | 2 полосьмины |
Пол-полчетверти (пол-осьмина) | 2 четверика |
Пол-пол-четверти(четверик) | 2 полчетверика |
Полчетверик | 2 пол-полчетверика |
Пол-пол четверик | 2 малых четверика |
Пол-пол-полчетверик (малый четверик) | 2 полмалых четверика |
Полмалый четверик | — |
Конкретные значения сохи, выраженные числом четвертей для одного поля, видны из табл. 5.
Таблица 5
Качество земли | Для служилых земель, четвертей для одного поля | Для церковных земель | Для «черных» земель |
---|---|---|---|
«Добрая» земля | 800 | 600 | 500 |
«Середняя» земля | 1000 | 700 | 600 |
«Худая» земля | 1200 | 800 | 700 |
Десятина и четверть. Десятина, возникшая ещё в XIV в., постепенно завоевала положение основной меры для измерения площадей. Непосредственные результаты измерений выражали обычно в долях десятины: полдесятины, четверть (четь) десятины и пр.
Для десятины также имело место подразделение с использованием коэффициентов 2n и 3×2n, как это видно из разных источников, особенно из «Книги сошного письма»: «в полдесятине дробных сажен 1200... В пол-пол-полтрети десятине дробных сажен 100».
Если считать, что землемеры применяли (особенно после Соборного уложения 1649 г.) преимущественно казённую трехаршинную сажень, равную 2,16 м, то доминировавшая десятина в 2400 квадратных сажен равнялась приблизительно 1,12 га.
Из значения десятины получаются значения четверти и её долей:
Наименование меры площади | в кв. саженях | в метрической мере |
---|---|---|
четверть | 1200 1600 |
0,56 га |
четверик | 150 | 0,07 га |
малый четверик | 18,8 | 87,5 м2 |
Для выполнения взвешиваний применяли различные типы весов: терези (коромысловые равноплечие весы), контари (весы с неподвижной точкой опоры и одной подвижной гирей) и безмены (весы с подвижной точкой опоры и одной неподвижной гирей).
Н.А. Шостьин. Очерки русской метрологии. Коромысло с указателем весов XVII в.
|
Н.А. Шостьин. Очерки русской метрологии. Безмен деревенский XVII в. ГИМ
|
Терези позволяла добиваться значительно большей правильности и точности взвешиваний, чем другие типы весов.
Контари получили распространение главным образом для взвешивания больших грузов, особенно в тех случаях, когда значительная точность не требовалась, например, при загрузке речных судов, подвод и саней, приближенного учёта и сметных расчётов. Навоторговый устав 1667 г., предусматривая употребление контарей в ряде случаев, вместе с тем запрещал использовать их при купле и продаже: «На соляных и на рыбных судах и на паузках быть контарем. Для извощиков и для всякой сметы без них быти невозможно, а в продаже на те контари ничего не весить».
Безмены употребляли для не требовавших значительной точности взвешиваний небольших грузов; особенно они были распространены в домашнем обиходе.
Угловые меры
В качестве угловых мер можно по существу назвать только градус (1/360 часть окруженности), но и эту меру потребляли в ограниченной степени, хотя она была известна нашим предкам ещё до XVI в.
Слово «градус» (лат. gradus) означает «ступень», «степень», и это русское наименование употребляли в XVII, и даже в XVIII в. наряду с латинским. Градус реально воспроизводили делением круговых шкал (и их частей), применяемых независимо или в качестве принадлежностей угломерных приборов. Подразделение градуса на минуты и секунды было известно преимущественно из переводной литературы. В «Астрономии с немецких переводов» встречаем сообщения о географической широте различных городов: «Рига стоит на 56 граде 36 минюте... Стокхольм, свитцкой город, стоит на 59 граде 50 минюте...».
Астрономические явления, например, суточное движение Луны и Солнца, выражаются в секундах и долях секунды:
«Месяц идет на всякой день 13 град 10 минют 35 секунд... Солнце идет на всякой день 59 минютен 18 секунден и 1/3 секунды»
Крупной угловой единицей является румб (англ. rhumb), употребляемый для определения направления относительно стран света. Румбы воспроизведены на картушке компаса прямыми, подразделяющими его круговую шкалу на 32 равные части, так что угол между прямыми равен 11 ¼ град... Внедрение угловых мер (градусов) в практику происходило медленно.
Русские поморы задолго до появления в морском обиходе магнитных компасов пользовались простым и оригинальным прибором — «ветрометом». Вот что пишет о нем почётный полярник Ф. Шипилов: «То был... деревянный сферический сегмент диаметром 60–70 сантиметров и толщиной около 5 сантиметров. Деревянный диск разбивался на тридцать два деления — румба. В каждом румбе просверливались отверстия, в которые вставлялись деревянные стержни разной высоты. Восемь основных стержней были самыми высокими; они назывались «ветры». Восемь стержней пониже имели название «межники», а остальные шестнадцать были короткие и назывались «малые палки». В центре круга вставлялась длинная палочка; по ней определяли по солнцу, в полдень, направление север — юг.
В открытом море... с помощью ветромета определялось направление по солнцу, а ночью брали пеленг по Полярной звезде.
На видных с моря местах — мысах, приметных вершинах и особенно у входа в бухты и проливы поморы ставили гурии — каменные столбы-пирамиды и деревянные кресты, которые сооружали из плавника. Их поперечина всегда и везде строго ориентировалась по частям света. Иногда кресты служили створными знаками для входа в пролив или бухту"
Меры времени
Крупные естественные единицы времени (год, месяц, неделя) не претерпели в XV–XVII вв., как и в дальнейшем, каких-либо изменений. В самом конце XVII в. был установлен лишь иной начальный момент года. Зато в искусственную единицу времени — час — были внесены значительные изменения, она стала постоянной величиной, равной 1/24 суток, и, кроме того, была подразделена на сравнительно малые доли, вплоть до шестидесятых, т. е. до минут. Это нововведение отражено в «Торговой книге»:
«День 24 часа, в часу 6 дробных часовцев, в 1-м дробном часовце 10 часец, во 2-м дробном часовце 10 часец... в 6-м дробном часовце 10 часец»
Эти доли часа отражали в конечном счёте влияние вавилонской метрологии.
Слово «час», как и ранее, первоначально имело ещё смысл не только доли суток, но и неопределённого, даже довольно большого интервала времени, в частности года...
С помощью единиц времени была регламентирована работа приказов, частично также промышленных и торговых заведений. Соборным уложением 1649 г. был установлен 12-часовой рабочий день в приказах (при длительности обеденного перерыва 2–3 ч), а указом от 26 октября 1680 г. — 10-часовой рабочий день.
В Москве часы, естественно, были наиболее распространены. Здесь уже в конце XVI в. имелось трое часов, установленных на Кремлёвских башнях (Спасской, Троицкой и Тайницкой), причём часы на Спасской башне были с боем.
В XVII в. часы имелись и на некоторых дворцовых башнях в окрестностях Москвы (в селе Коломенском и в селе Измайлове на дворцовых башнях, в том же селе Коломенском — на церкви Вознесения). Часы других типов имелись главным образом в царских дворцах и частично в домах бояр и высшего духовенства.
Уже у Ивана Грозного было несколько часов. В московском дворце во второй половине XVII в. имелось немало затейливых настольных часов, в частности «цинбальные, с цинбальцы и с немцы, с башенкою», «часы стоячие боевые, со знамениями небесными». Патриарх Никон имел у себя 11 часов с боем. Многими разнообразными часами владели князь В. В. Голицын и боярин А. С. Матвеев.
Уже с половины XVI в. башенными часами снабжались даже окраинные новостройки, особенно если последние должны были выполнять функции крепости. Часы башенного типа устанавливали даже в монастырях...
Для башенных часов XVII в. характерными могут считаться большие часы «с перечасьем», изготовленные русскими мастерами под руководством Христофора Галловея, «аглицкой земли часового мастера», и установленные в 1625 г. в каменном шатре Спасской башни. Циферблат часов («указное» или «узнатное колесо»), устроенный с двух сторон, имел в диаметре 7 аршина (5,16 м).
Цифры на циферблате (точнее, буквы славянского алфавита, использовавшиеся в качестве цифр) были высотой в аршин; на меньшей, концентрической окружности циферблата были нанесены арабские цифры несколько меньшего размера. Вращался циферблат, а не стрелка, которая представляла собой луч, исходивший из Солнца, изображённого над циферблатом.
Деление суток на светлое и тёмное время было сохранено, и при восходе и заходе Солнца часовщик поворачивал циферблат так, чтобы начало отсчёта совпадало с концом стрелки, после чего циферблат вновь вращался под действием механизма.
Распространённость подобных часов подтверждают многие авторы. Так, по поводу часов, находившихся в Архангельске, бывший в России в 1675–1676 гг. голландский посол Кунраад фан Кленк писал, что там «стоит башня, на которой находятся часы, сделанные голландским мастером и показывающие время и немецкими и русскими литерами» и что «они урегулированы по русскому способу: русские начинают считать свой день с восхода Солнца, а свою ночь — с захода Солнца».
В связи с тем, что для широты Москвы максимальная длительность дня летом и ночи зимой составляет примерно 17 часов, на циферблаты московских и ряда других часовых устройств наносились числа от 1 до 17 включительно; этим объясняются такие указания моментов времени, фигурирующие в сообщениях: «июня 20 в 15 часу дня государь пошёл в село Воробьёво» (1679 г.).
Так как момент восхода Солнца меняется в течение года, то одинаковое число часов (например, 5 или 6 часов дня) означало в разное время года различные физические моменты времени, отстоявшие неодинаково от полудня или полуночи — момент времени в 1 час дня в июне соответствовал приблизительно 4 ¾ ч дня по современному счету, в декабре — 9 ¾ дня.
Изменение числа отбиваемых часов (т. е. учёт изменения длительности дня и ночи) происходило 22 раза в год и было приурочено календарями того времени («святцами») к определённым датам: в Москве с 8 сентября, когда начинался новый год, отбивалось 12 дневных часов и 12 часов ночных, а с 24 сентября — 11 дневных часов и 13 часов ночных и т. д.; с 27 ноября по 31 декабря включительно отбивалось 7 часов дневных и 17 часов ночных, после чего число дневных часов начинало увеличиваться (с 1 января отбивалось 8 часов дневных и 16 часов ночных, с 17 января — 9 часов дневных и 15 часов ночных и т. д.
Так как изменение длительности дня за полгода от минимальной (7 ч) до максимальной (17 ч) составляет в Москве 10 ч, то за полмесяца день изменяется в среднем на 5/6 ч. На эту величину расходились показания часов с действительным временем (считая от восхода или захода Солнца) непосредственно перед очередной регулировкой часов, в остальные же моменты расхождение было меньшим.
Эталоны мер и поверка измерительных приборов
Проверка состояния таможенных мер веса по весу денежных единиц не представляла, впрочем, чего-либо экстраординарного, поскольку издревле существовала связь между торговым и денежным весом: закон 1535 г. предписывал делать 300 копеек из «скаловой гривенки»; в «Торговой книге» указываются следующие соотношения между мерами веса и денежными единицами: «Берковец — 10 пуд, а деньгами московскими весит 2400 руб... В гривенке малой скаловой — 48 золотников, деньгами весит 3 рубля...».
Поскольку золотые монеты являлись не только мерами ценности, вес которых был строго определён, но и отличались особой тщательностью изготовления, постольку их действительно можно было рассматривать как некоторый, более или менее надёжный критерий верности таможенных мер веса.
Как видно из приведённой совокупности материалов, в Московском государстве XV–XVII вв. единство мер (особенно мер площади и объёма) ещё не было достигнуто. Однако уже само наличие единой системы мер, обязательной для применения на всей громадной территории страны, представляло весьма существенный факт. Это обстоятельство производило большое впечатление на иностранцев. Ещё в царствование Ивана Грозного немец-опричник Г. Штаден писал: «Нынешний великий князь достиг того, что по всей Русской земле, по всей его державе — одна вера, один вес, одна мера». Конечно, Штаден преувеличивал достигнутую степень унификации мер, но большие успехи в этом отношении были очевидны. Они ещё более возросли в XVII в., когда единая система русских мер приняла окончательные очертания. Она оказалась практически достаточно целесообразной и дожила (с относительно небольшими изменениями) до метрической реформы 1918 г.
Приложение:
Меры длины русских зодчих / Верёвные книги Древней Руси / Меры торгового веса и монетный вес Древней Руси / Появление и распространение косвенных методов измерений в русской метрологии XVI–XVII вв. / Эволюция основных русских единиц длины, площади и веса в XI–XIX вв. / Русская система единиц длины, площади, объёма и веса XIX – начала XX в. — Читать / скачать >>
Источник: [20.154]
Комментарии
Статья № 14
Дмитрий Толстой
Цитируется по первому изданию от 1846 г. Второе, от 1848 года представлено на сайте по источнику 19.147 >> в орфографии XIX века.
Метрология в России
В десятине полагалось две чети. Десятина имела восемьдесят сажень в длину и тридцать сажень в ширину, или 60 в длину и 40 сажень в ширину. Карамзин, неизвестно на каком основании, положительно утверждает, что десятина была обыкновенно в длину 40 сажень, поперёк 30 сажень.
Величина выти постоянно изменялась, но всегда соответственно с качеством земли. В книге о сошном и вытном письме, принадлежавшей Карамзину, в выти положено хорошей земли 12 четей, средней 14, худой 16 четей.
В рукописи же, хранящейся в Публичной Библиотеке, в выти считается хорошей земли 10 четей, а в Актах Археографической Комиссии находим:
«кладено по старому писму на выть худые земли по 9 и по 10 десятин, а по новому писму кладено на выть по 7 десятин худые земли»
— Маржерет говорит, что выть была участок земли в семь или восемь десятин. Более точное измерение выти можно сделать относительно пропорции, существовавшей между этою мерою и сохою.
По двум различным спискам сошной книги, в сохе поместной хорошей земли полагалось 67 вытей без трети, средней доброты земли 73 с дробью, а худой 75 вытей.— Из сравнения этих показании мы можем вывести только то, что величина выти не была постоянною, и что нет возможности определить различные её изменения и точное отношение к другим земляным мерам в различные времена и в разных местах.
Самое верное измерение выти относительно сохи можно сделать одним только количеством посева ржи по уложению; таким образом на десятину положено было сеять по 2 четверти в Московскую таможенную печатную меру, а на выть доброй земли 12 четвертей: то, помножив 67 без трети вытей, равнявшихся сохе, на 12 четвертей посева ржи на выть, получим 800 четвертей ржи, которой назначено было сеять на одну соху хорошей земли. Таким только образом объясняется отношение, определенное в сошных книгах, между вытью и сохою.
Соха вотчинных и поместных земель заключала в себе доброй земли восемь сот четей, или 400 десятин, средней земли тысячу четей или 500 десятин, худой земли тысячу двести четей или 600 десятин. Таким образом, мы видим, что не одно количество, но и качество земли составляли норму, по которой крестьяне облагались податями.
Меньшее число хорошей земли уравнивалось с большим числом худой. В книгах сошного письма находим во всей подробности числительный перевод разнокачественной земли из одного достоинства в другое. Так, худая земля при перечислении в добрую теряла 50%, при переводе в среднюю 25, наконец, совершенно неудобная земля, при переводе в хорошую, более 62%.
Таким образом 75 четей худой земли равнялись 50 хорошей; 150 четей худой — 100 хорошей; 125 худой — 100 ч. средней земли, и т. д.
Монастырские имения имели особое измерение: в сохе хорошей монастырской земли полагалось 600 четей, средней земли 750 четей, а худой 900 четей.
См. также конспект по более позднему изданию 1848 года в орфографии XIX в. >>
Источник: [19.223]
Статья № 15
Бернгард Таннер, 1678
Посольство Жечи Посполитой — славянской федерации (Res Publica) — в Московию
У москвитян миля называется верстою (viast), каковых четыре составляют нашу одну*.
Источник: [17.168]
Комментарии
Статья № 16
Бернгард Таннер, 1678
Кремлёвские часы. Отсчёт времени по новой, европейской системе
Дворец князя москвитян, главная часть г. Москвы, лежащая точно сердце в середине, называется ими Кремлем (Crimgorod)1. Место это, более других возвышенное, омывается с одной стороны Москвой, с остальных трех окружено разделяющейся на два рукава рекой Неглинной. Его кругом замыкают тройным рядом очень крепкие стены. В них выходом служат двое ворот к Китай-городу, да двое же Белому городу с каменными по ту и другую сторону мостами, возведёнными на насыпях. Эти ворота затворяются тремя дверьми, из коих первая — железная, вторая — медная, третья — бронзовая, расписанная разными фигурами их патриархов, обитая металлическими листами.
На первых воротах со стены возвышается башня — массивная, красивая и прочная; на башне замечательны часы, по образцу чешских разделённые на 24 части2, называемые у них часами, так хитро, что меньшие колокола по порядку наигрывают музыкальную гамму и, как скоро проиграет она раз, показывается первая четверть, а вторая, третья и четвертая — когда она повторится два, три и наконец четыре раза; часы же обозначатся ударами большого колокола. Двуглавый орёл (герб царский) с коронами, весь вызолоченный, с возвышающейся, сверх того, третьей золотой короной побольше, составляет верхушку всего здания.
Китай-Город. Отсчёт времени
Городские сторожа, в знак своей бдительности, в ночное время ударяют столько раз, сколько пробило часов. Так как множество караулящих с оружием город сторожей сильно беспокоило бы горожан и самого князя, если бы они для заявления о своём бодрствовании употребляли литавры, то они, слыша бой часов, ударяют у кремлёвских ворот, как ближайших к часам, несколько раз колотушкою в приспособленную для того доску; ближайшие к ним сторожа, заслышав это, бьют также в доску, и распространяя таким образом постепенно по городу всюду, где только есть караульни, глухие звуки ударов, заявляют тем о своей бдительности.
Источник: [17.168]
Комментарии
Статья № 17
Адольф Лизек, 1675
Cказание о посольстве от императора Римского Леопольда к Великому царю московскому Алексию Михаиловичу
По возвращении приёма Посольства в Коломенском
Возвращаясь домой в прежнем порядке, мы встретились во дворце с богатым купцом, нёсшим к царю золотые вещи и шкурки Скифских соболей. Нам отдали наши мечи; мы сели на лошадей, и отправились в Москву (у прежней палатки, в карету впрягли свежих лошадей). Когда же наступила ночь, то дорогу освещали факелами, при помощи которых мы благополучно достигли Москвы во втором часу ночи, по Русскому счету (у Русских сутки разделяются на две ровные части, и часы дня считаются особо, а ночи также особо)...
Второе совещание в доме Артамона, 20 октября.
Во втором часу дня, к нам прибыл пристав и переводчик с верховыми лошадьми, царскою каретой и драбантами. Мы отправились к Артамону Сергеевичу обыкновенным порядком. Боярин встретил нас весьма учтиво, на крыльце, и проводил вверх, причём Боттоний шёл по правую его руку. Миновав два отделения, мы вошли в залу — те только, которые были на первом совещании; все прочие остались за дверьми.
Потолок залы был разрисован; на стенах висели изображения Святых, Немецкой живописи; но всего любопытнее были разные часы с различным исчислением времени. Так одни показывали часы астрономического дня, начиная с полудня (какие употребляются и в Германии); на других означались часы от заката солнца, по счету Богемскому и Италиянскому, иные показывали время от восхода солнца, по счислению Вавилонскому, другие по Иудейскому, иные наконец начинали день с полуночи, как принято Латинскою церковию. Едва ли можно найти что-нибудь подобное в домах других бояр.
По возвращении приёма Посольства в Коломенском
Возвращаясь домой в прежнем порядке, мы встретились во дворце с богатым купцом, нёсшим к царю золотые вещи и шкурки Скифских соболей. Нам отдали наши мечи; мы сели на лошадей, и отправились в Москву (у прежней палатки, в карету впрягли свежих лошадей). Когда же наступила ночь, то дорогу освещали факелами, при помощи которых мы благополучно достигли Москвы во втором часу ночи, по Русскому счету (у Русских сутки разделяются на две ровные части, и часы дня считаются особо, а ночи также особо)...
Второе совещание в доме Артамона, 20 октября.
Во втором часу дня, к нам прибыл пристав и переводчик с верховыми лошадьми, царскою каретой и драбантами. Мы отправились к Артамону Сергеевичу обыкновенным порядком. Боярин встретил нас весьма учтиво, на крыльце, и проводил вверх, причём Боттоний шёл по правую его руку. Миновав два отделения, мы вошли в залу — те только, которые были на первом совещании; все прочие остались за дверьми.
Потолок залы был разрисован; на стенах висели изображения Святых, Немецкой живописи; но всего любопытнее были разные часы с различным исчислением времени. Так одни показывали часы астрономического дня, начиная с полудня (какие употребляются и в Германии); на других означались часы от заката солнца, по счету Богемскому и Италиянскому, иные показывали время от восхода солнца, по счислению Вавилонскому, другие по Иудейскому, иные наконец начинали день с полуночи, как принято Латинскою церковию. Едва ли можно найти что-нибудь подобное в домах других бояр.
Источник: [17.174]
Статья № 18
Окладная расходная роспись денежного и хлебного жалованья за 1681 год
Великаго государя царя и великаго князя Феодора Алексеевича, всея великия и малыя и белыя России самодержца, денежнаго и хлебнаго жалованья, и кормов, и сукон на Москве и в городах всяких чинов людям, оприч ружников, по сметным спискам, каковы снесены к смете его великаго государя казны, в нынешнем во 189 году по окладу
«Оружейный Приказ:
Часовник Тайнинских ворот (смета по Оружейному Приказу — 2 человека без денег, 9 четьи ржи и овса. Прим. ред.)
Московскаго уезду:
— Села Покровского часовник (отдельно от „гусятников, коровников, рыболовов, сторожей и садовников“ оклад в смете не выделен)
— Села Коломенского часовник (отдельно оклад не выделен)
— Села Покровскага часовнику, гусятнику… 17 человекам, 71 руб. Хлеба 93 четьи с осминою без полу 2 четверика ржи, овса тож.
Смоленеск: Приказныя избы подьячим… часовнику… мастерам 301 руб. 12 ал.
Псковским часовникам 3 руб. За хлеб за 4 четверти с осминою ржи, за тож число овса, по Псковской торговой меншей цене, 2 руб. 5 ал.
Олонец: Часовому мастеру 5 руб., ему ж на масло к часовому делу рубль 8 ал. 2 деньги. (Помета: „против Новгородскаго“)
Приказу Казанского Дворца во 188 году: Часовнику 3 руб.
Терек: Часовнику… палачу… 184 руб. 16 ал. 4 деньги.
Чебоксар: Пушкарям… часовнику… биричу 70 руб. 8 ал. 2 деньги, хлеба 83 четьи.
Курмыш: Часовому заводчику денег 5 руб., хлеба 5 четьи ржи, овса тож; да на часовую поделку денег 30 ал.
Царицын: Часовнику 5 руб.,хлеба 8 четьи ржи, овса тож.
Синбирск: Боевых часов мастеру 2 руб. Хлеба 6 четьи ржи, овса тож.
Свияжск: Часовнику 1 человеку денег 3 руб. 30 ал., хлеба3 четьи ржи, овса тож.
Самара: Часовнику денег 3 руб.
Тоболеск: Часовнику 8 руб. 4 чети с осминою ржи, 4 четьи овса. (Помета: „против Астраханских“)
Верхотурье: Часовнику 7 руб., 7 четьи ржи, 6 четьи овса.»
Источник: [17.170]
Комментарии
ПОБЕДИТЕЛЬ ИНТЕРНЕТ-КОНКУРСА «ЗОЛОТОЙ САЙТ»
Победитель XIII Всероссийского интернет-конкурса «Золотой сайт» в номинации «Познавательные сайты и блоги»
© Lifeofpeople.info 2010 - 2024