Встарь > Разделы и темы > Что знали и чего не знали: от метрологии, представлений о Космосе до борьбы с пандемиями > Летоисчисление. Хронология. Метрология > Славяне и российские этносы (XII век)
20. Что знали и чего не знали: от метрологии, представлений о Космосе до борьбы с пандемиями
Летоисчисление. Хронология. Метрология. Славяне и российские этносы (XII век)
Статья № 1
Тверская летопись, 1196
Автор Летописи сетует на неточности датирования событий у коллег в Новгороде. Мол,
Источник: [19.45]
Статья № 2
Н. А. Шостьин, †1971
Меры Древней Руси вплоть до конца XII
Сажень
Для определения значения древнерусской сажени большую роль сыграла находка в г. Тмутаракани (на Северном Кавказе у Керченского пролива) камня, на котором была высечена славянскими буквами надпись: «В лето 6576 (1068 т. — Н. Ш.) индикта 6, Глеб князь мерил море по леду от Тмуторокана до Кърчева 10000 и 4000 сажен».
Из сравнения этого результата измерений ширины Керченского пролива и результатов, полученных русскими топографами в первой половине XIX в. в дореволюционных русских мерах, Н. В. Устюговым для древней сажени было найдено значение, равное 142 см. Оно расходилось с тем, которое вытекало из значения версты. Поэтому Б. А. Рыбаков сопоставил результаты измерений князя Глеба с результатами измерений ширины Керченского пролива византийскими топографами в 952 г. (21 200 м), поскольку за истекшую сотню лет она могла измениться значительно меньше, чем за последующее время до XIX в., когда она была вновь измерена русскими гидрографами. Отсюда непосредственно получено более точное значение сажени: 21200 / 14000 = 151,4 см, что вполне согласуется с указанным в первом столбце таблицы русских народных мер (см. рисунок).
С этим значением совпали также результаты измерений размеров храмов (например, размеров строительных деталей храма св. Софии в Константинополе, определённых дьяконом Игнатием в 1389 г., а также полученных в XX в. из чертежей храма.
Сажень, представлявшая наиболее крупную овеществленную единицу длины (существовали мерные верёвки, длина которых была кратна сажени), получила широкое применение преимущественно при измерении расстояний и в строительстве; её довольно часто упоминали русские путешественники и летописцы. Так, у игумена Даниила в описании его хождения в Палестину в 1106–1108 гг. читаем: «от тоя церкви до гроба Лазарева сажень 12», относительно Мамврийского дуба (в Палестине): «в толще же есть дву сажен, моею рукою измерих около его» и пр., у дьякона Игнатия, путешествовавшего на Восток в 1389–1393 гг.: «от яслей в подол три сажени до вертепа», в сказаниях: «поставлен столп, а высота его 6 сажен, а ширина его одна сажень» и др.
Локоть
Это наименование объясняется том, что по происхождению данная мера представляла длину локтя — расстояние по прямой от локтевого сгиба до конца вытянутого среднего пальца руки. Впервые локоть как мера длины упоминается в «Русской Правде» Ярослава Мудрого: «мостнику, помостивше мост, взяти от дела, от десяти лакот ногата».
Несколько раз локоть упоминается в «Патерике Киевского Печерского монастыря» («10 лакот», «20 лактей», «четыре лакоть»), в «Хождении игумена Даниила» и пр.
Значение древнерусского локтя 10 ½ — 10 ¼ вершков (в среднем приблизительно 46–47 см) было получено из сравнения измерений в Иерусалимском храме, выполненных игуменом Даниилом в локтях, и значительно более поздних измерений тех же размеров, произведённых в дореволюционных русских мерах в точной копии этого храма — в главном храме Ново-Иерусалимского монастыря, построенного патриархом Никоном в XVII в. на реке Истра (близ г. Истра, Московской обл.).
Итак, по мнению ряда исследователей, древнерусская система мер длины имела следующий вид: 1 верста = 750 саженям = 2250 локтям = 4500 пядям...
В систему единиц времени в древней Руси входили (как и в других государствах средневековья) год, месяц, неделя, сутки (точнее, день и ночь), час. Начало года считали с марта месяца; впрочем в течение довольно длительного периода начало года не было жёстко фиксировано, оно колебалось около 1 марта (так называемый циркамартовский стиль), что обусловливалось, как предполагают, стремлением приурочить начало года к первому весеннему новолунию. Мартовский счёт сохранялся до конца XV в., когда начало года стали считать с сентября...
Год содержал в себе 12 месяцев, названия которых первоначально отличались от принятых в дальнейшем, отражая соответственные периодические изменения в жизни природы и в хозяйственной практике: так, январь первоначально называли «просинец» (что характеризовало увеличение светлого времени суток), февраль—"сечень" (сезон рубки леса), март — «сухий» (подсыхание земли) и т. д. Однако, например, в Лаврентьевской летописи ещё с 1091 г. встречаются современные названия (май, март, август и пр.). Неделя издавна была принята равной, как в Византии и ряде других стран, семи суткам...
Принятое в древней Руси деление дня и ночи на 12 часов зафиксировали литературные памятники. В трактате дьякона Кирика читаем: «В дни едином 12 есть часа, а также и в нощи». Остаётся, однако, открытым вопрос, было ли в тот период указанное деление суток на часы единственным.
Есть некоторые основания считать, что, например, духовенство (по крайней мере в монастырях) и летописцы пользовались для счёта времени часами равной длительности. Д. О. Святский в ходе исследования пришёл к выводу: «За начало счета часов у летописцев принималось время, близкое к нашему 6 часу утра, независимо от времени года и восхода Солнца, т. е. церковный счёт времени, перешедший к нам из Византии»; такая независимость от времени года и восхода Солнца заставляет считать вероятным использование часов одинаковой длительности.
В обиходной жизни деление дня и ночи на часы вообще не было принято, и рядовые обыватели довольствовались упрощённым делением суток и приближенным определением времени. О моментах времени (без выражения его в часах) судили по зрительному восприятию положения Солнца и звёзд; сельские и даже городские жители ориентировались, например, по ночам и утрам на пение петуха («куроглашение» или «петлеглашение»), мычание коров, ржание лошадей и т. п. В частном быту широко практиковалось деление суток на части в зависимости от положения Солнца, от привычных моментов приёма пищи, от времени церковных служб и пр.
Некоторые данные об истоках метрологии Руси — см. ст. 1 в 20.1.8.s >>
Приложение:
Меры длины русских зодчих / Верёвные книги Древней Руси / Меры торгового веса и монетный вес Древней Руси / Появление и распространение косвенных методов измерений в русской метрологии XVI–XVII вв. / Эволюция основных русских единиц длины, площади и веса в XI–XIX вв. / Русская система единиц длины, площади, объёма и веса XIX – начала XX в. — Читать / скачать >>
Источник: [20.154]
Комментарии
Статья № 3
Е. Ю. Спицын
Немаловажным обстоятельством является и то, что все древнерусские летописцы, отражая летописные традиции разных монастырей и соборов, при написании своих нетленных трудов пользовались ранними византийскими и европейскими хрониками, которые ориентировались на разные космические эры (хронологию от Сотворения мира до Рождества Христова), принятые в тогдашнем православном мире — антиохийскую (5500 лет), старовизантийскую (5504 лет), константинопольскую (5508 лет), болгарскую (5511 лет) и другие.
При этом средневековый русский летописец, который впервые ввёл хронологическую сетку в часть недатированных текстов «Повести временных лет» (ок. 1110 г. — А.Г.), уже ориентировался исключительно на константинопольскую хронологию, поскольку именно тогда в Русской православной церкви окончательно восторжествовала византийская ортодоксия, а Москва стала главным суверенным центром мирового православия.
Источник: [21.184]
Комментарии
ПОБЕДИТЕЛЬ ИНТЕРНЕТ-КОНКУРСА «ЗОЛОТОЙ САЙТ»
Победитель XIII Всероссийского интернет-конкурса «Золотой сайт» в номинации «Познавательные сайты и блоги»
© Lifeofpeople.info 2010 - 2024