Встарь > Разделы и темы > Что знали и чего не знали: от метрологии, представлений о Космосе до борьбы с пандемиями > Летоисчисление. Хронология. Метрология > Иные этнические системы (XI век)
20. Что знали и чего не знали: от метрологии, представлений о Космосе до борьбы с пандемиями
Летоисчисление. Хронология. Метрология. Иные этнические системы (XI век)
Кведлинбург, Норманнская хроника, Вьет, Комплутен, Бируни, Сумбат, Сигеберт, Ал-Маварди
Статья № 1
Кведлинбургские анналы
В 1021 году от воплощения Господня,
Источник: [19.16]
Статья № 2
Краткая Норманнская хроника
Даты хорошо согласуются с Никоновской летописью, в которой, к примеру, год смерти Мономаха — 1056. Подробнее см. здесь
1054
Умер император Константин, которого называли Мономахом; после него правила Феодора, ставшая августейшей императрицей после Константина и сестра Зои.
1057
Михаил отрёкся, и на трон вступил император Исакий.
Источник: [11.2]
Статья № 3
Краткая история государства Вьет
[Год]
[Король] повелел И
[Год]
Впереди был [зал] Ань-
Источник: [20.49]
Статья № 4
Комплутенская хроника
После сотен лет от новаций скифского аббата Дионисия Малого по введению нового летоисчисления от РХ::
Эра 865. Король Фернандо получил Ламегу в третьи календы декабря в день Святого Сатурнина утром в субботу...
Источник: [11.14]
Статья № 5
Абу Рейхан Мухаммед ибн Ахмед аль-Бируни, †1048
У каждого из народов, рассеянных по [различным] климатам, есть своя особая эра, которую считают от эпохи их царей, пророков или династий или же от какого-нибудь события из упомянутых выше. При помощи этой [системы летосчисления люди] вычисляют [сроки], нужные им при совершении сделок и определении, времени [праздников], а также для тех [установлений], которые отличают их от других народов...
Христиансий и еврейский счёт
[Сумма] отдельных [чисел] не совпадает с итогом.
У евреев с христианами в этом вопросе наибольшее расхождение, ибо евреи утверждают, будто от Адама до Александра прошло три тысячи четыреста сорок восемь лет, а христиане уверяют, что пять тысяч сто восемьдесят лет... они взяли из пятой книги Торы слова Аллаха — велик он! — по-еврейски: «Я бог, сокрою свое существо до того дня».
Евреи [подсчитали] численное значение букв [в словах] «хастор» и «астир», а это слова о сокрытии, и получилось 1335. И они сказали: «Это срок прекращения откровений с неба и упразднения жертв, то есть «сокрытие», а существо здесь означает: «веление».
А христиане опираются на слова на сирийском языке, которые означают: «Иса, помазанник, [он есть] величайший спаситель». Они сосчитали эти слова по буквенному счету и получилось тысяча триста тридцать пять дней. И вот, они заявили, что Даниил, называя то число, имел в виду эти [сирийские] слова, а не упомянутые годы, ибо в том, что он сказал, есть только число и не обозначено, годы это или дни или что-либо другое.
Затем, и евреи и христиане согласились, что рождение Мессии Иисуса, сына Марии, произошло в триста четвертом году эры Александра...
Итак, я говорю: у каждого народа — и у евреев и у христиан, есть список Торы, который говорит нечто согласное с мнением его обладателей... имеется еще третий список у самаритян, которых называют «аль-ля-мисасия» (букв. — неприкасаемые — Прим. перев.). Самаритяне — это преемники [евреев], которых Бухтунассар поселил вместо них в Сирии, когда взял евреев в плен и изгнал оттуда. Самаритяне помогали Бухтунассару и показывали ему незащищенные места [городов] израильтян. За это Бухтунассар не переселял самаритян, не убивал их и не брал в плен. Он поселил их в Палестине, под своим покровительством. Верования самаритян — это смесь еврейства и религии магов. Большая часть их живет в Палестине, в местности, называемой Набулус, и там находятся их церкви.
Что же касается рукописи Торы, находящейся у евреев, на которую они полагаются, то жизнь сынов Адама, о коих в ней говорится, продолжалась со времени низвержения Адама из рая и до потопа, случившегося при Ное, 1656 лет. По списку, находящемуся у христиан, время, которое охватывает этот период, продолжалось 2242 года, а по самаритянскому списку это составляет 1307 лет...
Арабский счёт
Как рассказывает аш-Шаби, Абу-Муса-аль-Ашари написал Омару ибн аль-Хаттабу: «К нам приходят от тебя письма, у которых нет даты». А Омар учредил диваны (счётные книги) и установил налоги и законы. Ему понадобилась какая-нибудь система летосчисления, но древние эры ему не нравились. Он созвал ради этого людей и спросил у них совета.
Наиболее ясной и далекой от сомнений датой была хиджра и прибытие [пророка] в Медину. Это случилось в понедельник, когда прошло восемь ночей месяца Раби первого, а начало года падало на четверг. Омар остановился на этой эре и стал считать от нее то, что ему было нужно и было это в 17 году хиджры (т. е. в 639 г.).
Эта [эра была избрана] потому, что о времени рождения [Мухаммеда] и его выступления как пророка существует такое разногласие, которое не позволяет положить [эти события] в основу того, в чем не должно быть разноречий.
[Аш-Шаби] говорит: «О рождении пророка сообщают, что оно произошло в ночь на понедельник второго, но говорят — и на восьмое, и на тринадцатое число месяца Раби первого. Затем передают, что это было в сороковом поду царствования Хосроя Ануширвана (†579), но говорят также: «в сорок втором», а говорят и в сорок третьем. В соответствии с таким разногласием есть расхождение и насчет продолжительности жизни [пророка]. К тому же, годы различаются между собой — одни из них високосные, другие же не были дополнены, после того, как был запрещен наси.
А после хиджры дело ислама выправилось, многобожие отступило, и пророк — мир над ним! — спасся от козней мекканских нечестивцев...
Цари Константинополя
Таблица Бируни приводится в сравнении с двум версиями Патриаршей (Никоновской) летописи — см. здесь, 0.5 Mb.
Источник: [11.28]
Комментарии
Статья № 6
Сумбат Давитис-дзе
Скончался Давид великий курапалат1, сын Адарнасе курапалата, в короникон 221 (1001 год) 2, и не было у него сына.
Источник: [11.29]
Комментарии
Статья № 7
Сигеберт, монах из Жамблу, †1112
1005
Хильперик написал в этом году книгу о правилах счёта, чтобы на основании доказательств стало ясно, как вычислять годы Господни при помощи индиктов. «Если хочешь знать, — говорит он, — сколько сейчас лет от воплощения Христова, умножь 66 индиктов, которые прошли от его воплощения, на 15: получится 990. Прибавь к ним ещё 12 [лет], ибо Христос родился 3-го индикта, и добавь индикт этого года, то есть три [года]. Итого, получаешь в этом году 1005 лет Христовых».
1063
В этом году заканчивается большой цикл из 532 лет, содержащий 28 девятнадцатилетних циклов, который весьма полезен для вычисления дня Пасхи и из века в век повторяется без ошибок в самом себе. Однако, в нём, по-видимому, то достойно порицания, что не совсем верно указаны годы от воплощения Господня, и он отступает от евангельской истины в год страдания Господнего, утверждая, что 14-я луна в апреле этого года была в воскресенье, что совершенно неверно, ибо согласно евангельской вере 14-я луна в апреле была в этом году в четверг, а в пятницу, 15-ю луну, Господь был распят.
1064
Великий цикл из 532 годов, завершившийся от Рождества Христова уже дважды, начинается в третий раз.
1073
В этом году, после того как два больших года от 15-го года цезаря Тиберия вновь повторились, все обстоятельства, согласно движению солнца и луны, совпали с тем годом, когда был крещён Иисус Христос; так, 6 января, Богоявление, пришлось на воскресенье, начало его поста было в понедельник, а его искушение, 18 февраля, в пятницу.
Гильдебранд184, архидьякон римский, он же Григорий, 153-м возглавляет римскую церковь.
1076
В этом году, который является 13-м годом первого девятнадцатилетнего цикла во вновь повторяющемся большом цикле Дионисия, после того как повторилось уже два больших цикла от страдания Господнего, все обстоятельства, которые относятся к движению солнца и луны, совпадают с годом страдания Господнего.
Отсюда следует, что Дионисий неправильно связал годы Господни в своём цикле. Ведь, поскольку он начал свой цикл от 532 года Господнего, то он, конечно, уверяет, что Христос родился во втором году первого большого цикла; из этого явствует, что текущий год, совпадая с годом страдания Господнего, должен быть не 13-м годом большого цикла, а 33-м, ибо это был год страдания Господнего.
Ввиду этой последовательности солнечного и лунного движения, согласующейся с евангельской истиной, Дионисий поместил Рождество Христово на 21 год позже, чем то следовало бы.
Источник: [12.34]
Комментарии
Статья № 8
Ал-Маварди
Примечание издателя «Принципов управления» ал-Маварди в «Хрестоматии по истории Халифата»
Справочная таблица денежных единиц и мер халифата в переводе на метрическую систему
Меры ёмкости, в т.ч. для злаков | Меры площади | Меры длины | Меры веса | Денежные единицы и дополнительные меры веса |
---|---|---|---|---|
Ваиба — мера емкости для злаков, распространенная в Египте и равная в раннем средневековье 12,168 кг, а в XIV–XV вв. — 11,6 кг пшеницы или 15 л. | Фаддан — мера площади, равная в средние века 6368 кв. м, до 1830 г.— 5306 и 2/3 кв. м, а после 1830 г.— 4200,833 кв. м. | Зира — мера длины. Аз-зира ал-амма равнялся 54,04 см, аз-зира ал-базз— в Каире 58,187 см, в Дамаске — 63,035, в Алеппо — 67,9 см, в Ираке — 82,9 см. Аз-зира ал-билалиййа (название восходит к Билалу ибн Абу Бурда, ум. в 739г.) — 60,055 см, зира ад-дур (восходит к Ибн Абу Лайла, ум. в 765г.) — 50,3 см, аз-зира аз-зийадиййа (название восходит к Зийаду, ум. в 673г.) — 66,5 см, зира ал-йад — 49,875 см, аз-зира ал-йусуфийиа (название восходит к Абу Йусуфу, ум. в 798г.) — 49,875 см, зира ал-малик (введен со времени правления халифа ал-Мансура, 754–775) — 66,5 см, зира ас-сауда (введен со времени правления халифа ал-Мамуна 813–833) — 54,04 см. Аз-зира ал-мур-сала — 49,875 см, аз-зира ал-ка-има — 49,875 см, аз-зира ал-умариййа (восходит к халифу Умару, ум. в 644 г.) —72,815 см, зира ал-хашимиййа (малый), введен со времени правления ал-Мансура (754–775) — 60,055 см, зира ал-хашимиййа (большой), введен также со времени правления ал-Мансура — 66,5 см. |
Мискал — мера веса, равная 4,464г серебра. Мискал египетский — 4,68 г, мискал дамасский — 4,62 г, мискал иракский — 4,3 г. |
Динар — золотая монета весом 4,233 г. Вес динара колебался в зависимости от места и времени. |
Мудд — мера емкости, равная в первые века ислама на Аравийском полуострове 1,053 л, в Египте — 2,5 л. | Кират — мера площади в Египте, 1/24 фаддана. | Фарсах — мера длины, ок. 6 км | Окийа — мера веса, равная 1/12 ратла на Аравийском полуострове в первый век ислама, 125 г, или 40 дирхемам. | Дирхем (гр. драхма) — серебряная денежная единица весом 2,97 г. Как весовая единица: 2,125 г. В зависимости, от местности различали: дирхем дамасский — 3,086 г сер., дирхем иракский — 3,125 г сер., дирхем сирийский— 3,14 г сер. |
Кист — мера емкости, в Ираке были в употреблении: 1) малый кист, который равнялся 1,2158 л, и 2) большой кист, который равнялся 2,4336 л; в Египте один кист равнялся 1/2 са, т. е. 2,106 л. |
Джариб — мера площади, равная 100 кв. касабам, или 1592 кв. м. В Фарсе был в употреблении также большой джариб, который содержал 3 2/3 обычного, или малого, джариба, т. е. 5837 и 1/8 кв. м. | Ратл (гр. ритлон) — мера веса, равная в первый век ислама на Аравийском полуострове 12 окийа, 1,5 кг. В средние века — в Египте 300 г (при Аббасидах) и 437,5 г (при Фатимидах), в Иерусалиме — 2,5 кг, в Рамле — 2,321 кг, в Алеппо— 1,5 кг, в Багдаде — 406,25 г. | ||
Са — мера емкости для злаков, равная 4 муддам, или 4,2125 л. | Кафиз — мера площади, 1/10 джариба. | |||
Курр — мера емкости для злаков, в средние века равная 2,9 т. пшеницы, или 2,4 т ячменя. | Даник — египетская квадратная мера, равная 1/6 кирата. Как денежная единица равна 1/6 дирхема. | |||
Ирдабб — мера емкости для злаков, распространенная в Египте и равная в средние века ок. 90 л, или ок. 69,6 кг пшеницы. | ||||
Кафиз — мера емкости, кафиз Хаджжаджа (наместника Ирака, ум. в 714 г.) содержал 4,2125 л. В Ираке с X в. были в употреблении: 1) малый кафиз, равный ок. 30 л, или ок. 23,962 кг. пшеницы, и 2) большой кафиз, равный ок. 60 л, или 45 кг пшеницы. |
||||
Джариб — мера емкости для злаков, равная 7 кафизам, один джариб пшеницы в первый век ислама содержал 29,5 л, или 22,715 кг. Величина джариба была подвержена колебаниям в зависимости от места и времени. В Ширазе в X в. один джариб равнялся 10 кафизам, или 83 л, в Арраджане — 5/4 ширазского джариба, или 105 л, в Истахре — 1/2 ширазского джариба, или ок. 42 л, в Казеруне — 5/3, или ок. 138 л. |
Источник: [11.31]
ПОБЕДИТЕЛЬ ИНТЕРНЕТ-КОНКУРСА «ЗОЛОТОЙ САЙТ»
Победитель XIII Всероссийского интернет-конкурса «Золотой сайт» в номинации «Познавательные сайты и блоги»
© Lifeofpeople.info 2010 - 2024