Встарь, или Как жили люди


Гравюра
Искать информацию: в статьях в комментариях по имени автора среди наименований источников

Встарь > Разделы и темы > Обустройство > Описание культовых сооружений > Иные этнические системы (XIX век)

2. Обустройство

Описание культовых сооружений. Иные этнические системы (XIX век)

Пржевальский, Ишаев , Афины, Рокхилл, Потанин, Чертков

Статья № 1
Н. М. Пржевальский, 1888

Монголия, Угра1

В восточной, населенной исключительно ламами, части этого города живет высший святитель Монголии — хутухта, представляющий собой третье после далай-ламы лицо буддийской иерархии. Здесь же находится училище для приготовления лам и построены важ-нейшие кумирни, из которых наибольшая — храм Майдари. Громадный, сделанный из желтой позолоченной меди, идол этого божества, представляющий собой сидящего человека, имеет 7 ½ сажен высоты и весит, как говорят, до 10 тысяч пудов. Статуя эта была отлита в г. Долон-норе и по частям перевезена в Ургу.

Позади главного идола, помещающегося в средине названной кумирни, расположено еще пять больших идолов, а на восточной и западной стенах и шкафах расставлены 10 тысяч (по словам лам) маленьких, также литых божков.


1 Богдо-курень или Да-курень или Да-хурэ — Священное, Большое стойбище — Прим. ред.

интересные фактыисториякультурарелигиятехнологиинаукахрамымонастырискитыкапищацерквимолельные домаобщество

Источник: [19.32]

Статья № 2
Ш. М. Ишаев, 1895

Мекка. Описание Каабы

Бейтулла, или Бейтуллах (дом Божий), иначе Кааба, есть главная святыня Мекки; здание это находится в центральной части города посредине огромного четырёхугольного двора, занимающего площадь приблизительно с четыре десятины...

Офтальмолог из Ирака Абдулгафар Аль-Багдади. Кааба, 1885 год, https://www.ansar.ru/world/2012/10/29/34622
Абдулгафар Аль-Багдади. Кааба, 1885 год
Офтальмолог из Ирака Абдулгафар Аль-Багдади. Кааба, 1885 год, https://www.ansar.ru/world/2012/10/29/34622
Абдулгафар Аль-Багдади. Кааба, 1885 год

Здание Бейтуллы выстроено из больших кусков горных камней, не одинаковой величины, грубой отёски, серого цвета, без всяких наружных украшений. Вышиной здание приблизительно 5 сажень, шириной не более 3-х сажень. Форма его основания квадратная.

В восточном углу в стену вделан знаменитый чёрный камень хаджар-аль-асват, главная святыня Бейтуллы. Он вделан в стену на такой высоте, чтобы можно было его целовать, т. е. приблизительно на 2 аршина от пола, окружающего здание мраморного помоста. Камень сверху и с боков обложен серебром; на виду оставлена только часть его для целования паломниками. Величину его определить невозможно. Серебряная пластина, закрывающая камень, имея овальную форму, огибает угол здания. Посредине ею сделано небольшое отверстие, в котором в углублении видна часть камня. Цвет его темно-красно-бурый с прожилками. Хотя за точное определение такого цвета я не ручаюсь, потому что вообще не знаток в распознании цветов, но, во всяком случае, он не чёрный, как об этом рассказывают. За это я вполне ручаюсь, так как рассмотрел видимую часть камня весьма внимательно.

Крыша Бейтуллы плоская; для стока с неё дождевой воды с западной стороны устроен жёлоб, как говорят, золотой; на нем висят золотые украшения величиною в кисть руки...

Внутренность Бейтуллы имеет следующий вид. Пол устроен из мраморных квадратных плиток. Нижняя часть стен, в виде панели, приблизительно на 1,5 аршина от пола обложена мраморными плитами с арабскими на них надписями. Посредине комнаты поставлены три деревянных столба, поддерживающие потолок. Стены обтянуты парчовой материей. Какого вида потолок, точно не знаю — смотреть на него почему-то считается большой неучтивостью. От стен по линии столбов, выше человеческого роста, протянута простая пеньковая верёвка в палец толщиной, на которой повешены множество серебряных и золотых разной величины и формы кувшинов и ваз. Это все приношения богатых паломников. С левой стороны от входа у самой двери, стоит небольшой, самой простой работы, ничем не покрытый деревянный столик. На нем лежит большой серебряный ключ. По желанию паломника ключ этот прикладывают ему к груди и на язык, за что взимают плату по усердию и щедрости паломника. Что это означает, я дознать не мог...

В северо-восточной стороне двора, недалеко от Бейтуллы, находится колодец Зем-Зем под каменным павильоном, имеющим одну входную дверь. Устье колодца обложено кирпичной оградой круглой формы, высотою в один аршин. В колодец опущена железная круглая решётка с решетчатым же дном. Сделано это ввиду того, что были случаи самопожертвований со стороны особенно восторженных паломников: они бросались в колодец и их тела не были находимы, будто бы потому, что он не имеет дна. Все это, разумеется, только религиозные рассказы. На самом деле глубина колодца до воды приблизительно 27 аршин и глубина воды в нем до 17 аршин. Здесь глубину колодцев измеряют обыкновенно ростом человека. О Зем-Земе говорят, что глубина его до воды 11 человек, а глубина воды до дна 7 человек. Принимая средний рост человека в 2,5 аршин, я и даю цифры глубины в аршинах (Ходит какой-то неясный и не доказанный слух о том, что на самом деле, никакого колодца здесь нет, а вода проведена сюда под землёю из какого-то источника. С колодцем связано известное библейское предание об Агари и ею сыне Измаиле. Когда Измаил умирал от жажды и его мать нашла наконец колодец, она закричала ему: «Зем, зем!», что по-египетски значит: «Приди, приди!» Отсюда и произошло название колодца. — Ред.)...

Бейтулла находится в полном заведывании меккского шерифа и управляется одним из старших шейхов рода Бени Шейбе в наследственном порядке, как о том повалено в Коране. У этого шейха находится ключ от Бейтуллы. Он же заведует содержанием здания и наружного двора в порядке и проч. Масло и другие осветительные материалы отпускаются турецким правительством. В распоряжении этого шейха имеется множество служащих из его же рода. Как их начальник, так равно и все они носят название «хрям-агалары». Они следят за порядком и тишиною во время сборищ паломников. Словом, это полные хозяева Бейтуллы. Нынешний меккский шериф Гаун-аль-Рафик отобрал ключ от прямого наследника по старшинству в роде Бени Шейбе и передал его другому лицу, хотя и того же арабского рода, но более младшему в роде, т. е. с нарушением порядка строгой наследственности. За это мекканцы считают его нарушителем божьих повелений.

интересные фактыисториякультурарелигиятехнологиинаукахрамымонастырискитыкапищацерквимолельные домаобщество

Источник: [19.96]

Статья № 3
Сын отечества, № 9 (Из записок г-на Шоба), 1842

Греция. Афины

Церкви аѳинскія очень и малы и бѣдны; они построены въ венецiанскомъ или въ византійскомъ стилѣ, со многими куполами. Лучшая принадлежитъ русскому посольству.

Кромѣ каѳедральнаго собора Святой Ирины, при которомъ на деревянныхъ столбахъ виситъ одинъ колоколъ, ни у одной церкви вы не найдете ни колоколенъ, ни колоколовъ. Только католическая церковь имѣетъ при себѣ колокольню, гдѣ бьютъ в часы. Въ Грецiи не удастся вамъ услышать такого торжественнаго звона, какъ въ земляхъ католическихъ или въ Россіи. Нигдѣ также не встрѣтите по дорогамъ ни крестовъ, ни часовень.

Люди, стоющіе довѣрія, разсказывали мнѣ, что въ Аеинахъ было нѣкогда триста-шестьдесятъ-пять церквей или придѣловъ, такъ, что на каждый день приходилось по празднику. Но звѣрская ярость Турокъ пощадила немногія; и теперь въ иныхъ мѣстахъ, среди щебня, эамѣтны слѣды большихъ церквей, по остаткамъ стѣнной живописи...

интересные фактыисториякультурарелигиятехнологиинаукахрамымонастырискитыкапищацерквимолельные домаобщество

Источник: [19.156]

Статья № 4
Вильям Вудвил Рокхилл, 1888–1889

Китай. Тибет

Поднявшись 15 миль вверх по долине, Рокгиль повернул на юго-запад и, перейдя небольшие холмы, ограничивающие долину, он спустился в другую лесовой формации с двумя потоками, в которой расположена д. Lusar, а невдалеке от нее монастырь Kumbum, в котором живет до 3.000 лам. Lusar имеет независимо от пришлых около 800 жителей, из коих ½ магометан, а остальные китайцы и Tu-ssu; сделался важным в последние 40 лет.

интересные фактыисториякультурарелигиятехнологиинаукахрамымонастырискитыкапищацерквимолельные домаобществомонастыри Тибетачисленность монахов

Источник: [19.182]

Статья № 5
Г. Н. Потанин, 1892

Путешествие в Монастырь Пи-лин-сы, Тибет

Монастырь Пи-лин-сы стоит, или вернее, так как это теперь одни пустые развалины, стоял внутри ущелья, саженях во ста выше выхода из него... Развалины монастыря Пи-лин-сы разбросаны на обоих боках долины; тут было две обители: одна ближе к нижнему входу в ущелье, другая полверсты или более выше; в нижней считалось до 300 лам, в верхней до 200. Теперь от этих обителей остались одни только развалившиеся чуть не до основания стены. Кроме этих обителей, много отдельных келий было разбросано по всему ущелью. Многие ниши, образовавшейся естественным путем в мягких слоях песчаника, также были приспособлены к обитанию.

Внутри обителей были, конечно, и богослужебные храмы и кумирни, но настоящие святыни этого места, и доселе привлекающие богомольцев, собраны в нишах скалы на правом боку ущелья, как я сказал, саженях в ста от выхода его на Желтую реку. Здесь весь нижний ярус скалы, поднимающийся как отвесная стена, на всем протяжении усеян нишами, разделанными человеческой рукой в квадратные каплицы.

Некоторые из этих ниш находятся у самого подножия скалы, ряд других тянется выше, образуя как бы второй этаж; над этим еще третий ряд. Ко всем нишам верхних рядов были некогда устроены ходы в виде винтовых лестниц и горизонтальных галерей, но теперь от этих лестниц, галерей и балконов остались только обгорелые балки, местами торчащие из скалы, а еще чаще о существовании их свидетельствуют одни пустые гнезда для балок. Одни ниши таких размеров, что человек мог бы въехать в них на лошади; другие не более слухового окна. Всех ниш я насчитал около шестидесяти...

Уцелели от разрушения только те статуи, которые высечены из камня; но здесь, вероятно, было много статуй, вылепленных из глины и частью разрушенных ударами фанатика-мусульманина, частью размытых дождями.

Все это было разрушено мусульманами во время восстания. Мятежники спустились в долину со стороны деревни Сун-чжа-чыр, н той же тропинке, по которой спустились и мы; монахи защищались и обстреливали тропинку, но без успеха; мусульмане спустились на дно долины и принялись грабить монастырь; сначала перебили статуи в нижнем ряду ниш, а потом пустили по скале огонь, который по деревянным лестницам забрался к самым верхним постройкам и истребил их без остатка. Потом были разрушены храмы на дне долины, и монастырские кельи обращены в груды камней.

интересные фактыисториякультурарелигиятехнологиинаукахрамымонастырискитыкапищацерквимолельные домаобществомонастырь Пи-лин-сыописание тибетского монастыряжитие монахов

Источник: [19.183]

Статья № 6
А. Д. Чертков, 1823–1825

Нынешний собор Флорентинский начат строиться в конце 13-го и окончен в 15-м, строился почти 200 лет и, несмотря на сие, главный фасад оного и по сие время не отделан: церковь, равно как и колокольня, сделаны из известкового апеннинского камня и снаружи покрыты сверху донизу кроме гл(авного) фасада церкви разными мраморами и украшены витыми колоннами, статуями, мозаикой, мал(енькими) пирамидами и, вообще, всем тем, что входило в состав внешних украшений архитектуры средних веков, и от того то составляет странный и пестрый вид, особливо, когда видишь оные в первый раз.

Строение сие своею огромною наружностию производит впечатление на глаза зрителя, но внутренность по высоте и обширности храма очень темна и имеет что-то мрачное: окна малы и на всех стеклах оных изображены различные происшествия, разрисованные разными красками, отчего церковь сделалась и ещё темнее.

Внутренних украшений очень мало, и те, кои есть, не заслуживают ни малейшего внимания в отношении к искусству. Длина всей церкви около 460 футов; вышина от пола до верха креста 360 футов; купол в диаметре, как уверяют, превосходит 7-ю футами даже купол Св. Петра в Риме. Между прочими монументами заметить должно бюсты Брунелеско, строителя купола сей церкви, и Джиотта, возобновителя живописи в Европе и архитектора колокольни сего собора.

Многие надгробные монументы нарисованы на стенах и ещё дурною кистию больших статуй из картона (толстой бумаги), выкрашенного белою краскою, которая во многих местах стёрлась, и они более обезображивают, нежели украшают сей собор.

Несколько статуй мраморных колоссальных, но дурного резца; барельефы из глины, покрытые глазурью как наши кафельные печки работы della Robbia. Не знаю, отчего так прославляют сии глиняные барельефы della Robbia: это ничто иное, как выпуклые кафли, раскрашенные без малейших оттенок и искусства разными красками. Картин почти нет в сей церкви: одна, которая стоит, чтобы о ней упомянуть есть «Тайный вечер» кисти Балдучи, писанная на манер наших древних икон по золотому полю.

Сохраняют в числе мощей кусок креста, на коем был распят Спаситель. На полу находится меридиан, и сверху оного на крыше — дыра, в кою проходят солнечные лучи во время Solstice (в июле) и, вероятно, один из древнейших в Европе, ибо устроен ещё в половине XV века. Внутренность купола расписана кистию Вазари и других: это lа Divina Comedia Данте в живописи.

Сзади главного алтаря находится мраморная группа «Иосиф, держащий Христа, снятого со креста» работы Микель Анджело, недоконченная им как и большая часть его произведений. Старая картина, писанная на дереве и представляющая Данте в длинном платье с венком на голове, держащего в руках lа Divina Comedia: это единственный памятник, республикою Флор(ентийскою) тут поставленный в честь сего поэта, умершего в изгнании.

интересные фактыисториякультурарелигиятехнологиинаукахрамымонастырискитыкапищацерквимолельные домаобществокрасоты Флоренцииописание Флорентийского соборадурное убранствомрачный вид собора

Источник: [21.129]
Комментарии

      |     О сайте >>   |    Обратная связь   |    Поддержать сайт >>

ПОБЕДИТЕЛЬ ИНТЕРНЕТ-КОНКУРСА «ЗОЛОТОЙ САЙТ»
Победитель XIII Всероссийского интернет-конкурса «Золотой сайт» в номинации «Познавательные сайты и блоги»Победитель интернет-конкурса «Золотой сайт»

© Lifeofpeople.info 2010 - 2024

▲ Наверх

0,181