Встарь, или Как жили люди


Гравюра
Искать информацию: в статьях в комментариях по имени автора среди наименований источников

Встарь > Разделы и темы > Обустройство > Описание культовых сооружений > Иные этнические системы (XIV век)

2. Обустройство

Описание культовых сооружений. Иные этнические системы (XIV век)

Лицевой свод , Фулканелли

Статья № 1
Лицевой летописный свод Ивана Грозного (Царь-Книга)

6897 (1397)
В понедельник же, в канун Петрова дня во время вечерни пришли к нам русские, живущие там (В Царьграде — Прим. ред.), и была всем радость великая, и в ту ночь пребывали в корабле...

Отслушав святую литоргию, пошли из церкви на двор Константинов и видели там здание царское. Тут есть игрище царское, которое называется ипподром, и там стоит столп медный, словно в три пряди свитый, вверху же разделены были те пряди, и на каждом конце тех прядей по змеиной голове, каменьем и жемчугом украшенных. В том же столпе заклёпан яд змеиный.
Были тут и иные столпы многие, каменные и медные, и чудеса многие. И много на них смотрели, дивясь...

Лицевой летописный свод Ивана IV Грозного. 6897 (1397). Русские в Царьграде. Ипподром
Лицевой летописный свод Ивана IV Грозного. 6897 (1397). Русские в Царьграде. Ипподром, https://oldpspb.ru/faksimilnye-izdaniya/
Лицевой летописный свод Ивана IV Грозного. 6897 (1397). Русские в Царьграде. Ипподром. Столпы
Лицевой летописный свод Ивана IV Грозного. 6897 (1397). Русские в Царьграде. Ипподром. Столпы, https://oldpspb.ru/faksimilnye-izdaniya/

Того же месяца июля в 31- й день ходили по верхнему ярусу церкви святой Софии, и видели 40 окон, что в шее барабана наверху церкви, и мерили: окно одно со столпом — по две сажени, и таких 40 окон со столпом, ширину имеющих по две сажени, в шее церковной; и этому много удивлялись, как предивно и изрядно украшено. Того же месяца августа в 1-й день пошли в церковь при Константинове дворе, которая называется Девятичинная церковь, а в ней есть столпы чудные очень и невероятные: ибо можно видеть находящихся около них людей и всех приходящих, словно в зеркале чистом, видящих свои образы. И сему много дивились...

Также в 9-й день месяца августа пошли в Пандократорскую церковь и в сосудохранительницу. Видели святое Евангелие, написанное все золотом рукою царя Феодосия Малого. И там целовали кровь Господню, истекшую из ребер Его в Распятии на кресте...

Лицевой летописный свод Ивана IV Грозного. 6897 (1397). Верхний ярус церкви святой Софии
Лицевой летописный свод Ивана IV Грозного. 6897 (1397). Верхний ярус церкви святой Софии, https://oldpspb.ru/faksimilnye-izdaniya/
Лицевой летописный свод Ивана IV Грозного. 6897 (1397). Евангелие, написанное все золотом рукою царя Феодосия Малого.
Лицевой летописный свод Ивана IV Грозного. 6897 (1397). Евангелие, написанное все золотом рукою царя Феодосия Малого, https://oldpspb.ru/faksimilnye-izdaniya/

интересные фактыисториякультурарелигиятехнологиинаукахрамымонастырискитыкапищацерквимолельные домаобществоЛицевой сводпутешествие Игнатияописание Царьградахрам Софии

Источник: [16.64]

Статья № 2
Фулканелли

Описания Норт-Дамов Франции

 Фулканелли. Тайна соборов, https://coollib.xyz/b/182168  XIV. Нотр-Дам де Руан. Центральный портал
Фулканелли. Тайна соборов, https://coollib.xyz/b/182168 XIV. Нотр-Дам де Руан. Центральный портал div>
 Фулканелли. Тайна соборов, https://coollib.xyz/b/182168  – V. Нотр-Дам де Л'Епин (L'Epine)
Фулканелли. Тайна соборов, https://coollib.xyz/b/182168 – V. Нотр-Дам де Л'Епин (L'Epine)

Один из редких достроенных Нотр-Дамов. Стоит «в чистом поле». L’epine — буквально терн (или боярышник), что указывает на Страсти Христовы и намекает на то обстоятельство, согласно которому алхимия — младшая сестра Церкви. В романе Марселя Пруста «В поисках утраченного времени» Гёрте — важный символ, появляющийся по соседству с упоминанием французского десерта — так называемых магдаленок. Имеющий уши да слышит.

За редким исключением готические здания — соборы, монастырские и коллегиальные церкви(23) — в плане имеют форму распростёртого на земле латинского креста. А между тем крест (croix) — алхимический иероглиф тигля (creuset), раньше называвшегося cruzol, crucible и croiset (по данным Дюканжа(24), в позднелатинском слове crucibulum, тигель, корень — crux, crucis, крест).

В тигле первоматерия (matière première), подобно Христу, претерпевает мучения и умирает, чтобы потом воскреснуть очищенной, одухотворённой, преображённой. Да и народ, верный хранитель устных преданий, разве не представляет земные испытания человека на языке религиозных притч и герметических уподоблений? Нести свой крест или взойти на Голгофу, пройти через горнило испытаний — обыденные выражения, имеющие одинаковый символический смысл...

Апсиды у всех церквей обращены на юго-восток, фасады — на северо-запад, а трансепты, образующие поперечины креста, тянутся с северо-востока на юго-запад. Получается, что верующие и неверующие входят в храм с запада и идут к алтарю, в ту сторону, где восходит солнце, — к востоку, к Палестине, колыбели христианства. Из тьмы они направляются к свету.

В результате одно из трёх окон-роз трансепта и главного портика никогда не освещается солнцем — северное окно на фасаде левого трансепта. Второе, южное, в конце правого трансепта, купается в лучах солнца в полдень. И наконец, последняя роза освещается красными закатными лучами — это большое окно портала, размерами и яркостью превосходящее боковые. Так, на фронтоне готических соборов взору предстают цвета Великого Делания, воспроизводящие круговое восхождение от тьмы, чьим прообразом служит отсутствие света и чёрная краска, к совершенству красного цвета — через белый цвет как «срединный между чёрным и красным».

Ж. Ж. Витковски (1908 г.) описывает очень любопытный витраж, который находился около ризницы ныне разрушенной старой церкви Сен-Жан в Руане. Витраж представлял Зачатие святого Романа. «Отец Романа — Вениамин, советник Хлотаря II, — и мать — Фелицата — лежали в кровати нагие, как было принято рисовать до середины XVI в. Зачатие символизировала звезда, сверкавшая на покрывале у живота женщины... Витраж, и так оставлявший странное впечатление из-за своего основного сюжета, окаймляли медальоны, на которых не без удивления можно было лицезреть Марса, Юпитера, Венеру и других богов, причём во избежание сомнений около каждого божества значилось его имя».

интересные фактыисториякультурарелигиятехнологиинаукахрамымонастырискитыкапищацерквимолельные домаобществоНотр-Дамы Франциивитражи соборовэзотерика соборовкриптоязык алхимиков

Источник: [21.118]
Комментарии

      |     О сайте >>   |    Обратная связь   |   

ПОБЕДИТЕЛЬ ИНТЕРНЕТ-КОНКУРСА «ЗОЛОТОЙ САЙТ»
Победитель XIII Всероссийского интернет-конкурса «Золотой сайт» в номинации «Познавательные сайты и блоги»Победитель интернет-конкурса «Золотой сайт»

© Lifeofpeople.info 2010 - 2024

▲ Наверх

0,179