Встарь > Разделы и темы > Культура: письменность, образование, литература и искусство > Изобразительное искусство: рисунки, иконы, картины, идолы, скульптура > Иные этнические системы (XX век)
18. Культура: письменность, образование, литература и искусство
Изобразительное искусство: рисунки, иконы, картины, идолы, скульптура. Иные этнические системы (XX век)
Статья № 1
Джексон Поллок, †1956
Фракталы, Джексон Поллок, лес, и физиология
Если вы видели картины Поллока (Jackson Pollock) «вживую» в музеях или на больших иллюстрациях, то вы скорее всего заметили их гипнотический эффект: они притягивают и надолго запоминаются. Именно поэтому они висят в лучших музеях мира и стоят десятки миллионов долларов. Возможно, с этим же связано их яростное отрицание советскими критиками — как это так, нет ни человечка, ни дома, ни речки, а картина влечет к себе и от нее не оторваться?
В недавней статье в Atlantic описано исследование, объясняющее в частности, эффект Поллака. Статья хорошо написана и легко читается (при необходимости, с помощью Гугл–переводчика). В результате сложных исследований физика Richard Taylor (University of Oregon) оказалось, что дело во фракталах. Фракталы — это повторяющиеся в разных масштабах узоры; масштабом (фрактальной размерностью)* грубо говоря называется отношение больших образов к меньшим.
Фракталы, Джексон Поллок, лес, и физиология, https://melissajohns1120507.files.wordpress.com/2014/01/jppollock_number-8-890x715.jpg
|
Фракталы, Джексон Поллок, лес, и физиология, https://ih0.redbubble.net/image.170681667.2562/flat,800x800,075,t.u3.jpg
|
Фракталы свойственны природе больше, чем «классические формы». Например, фракталами являются картины чащи леса, морских волн, дюн, и так далее. Оказалось, что наблюдение за фракталами снимает стресс, если их размерность находится в диапазоне 1,3–1,5, благодаря «физиологическому резонансу» нашего мозга с природой.
Загадка (или одна из загадок) картин Поллака в том, что им свойственная именно такая фрактальная размерность!
* Cм. «Фрактальная размерность» — Прим. ред.
Источник: [20.138]
Статья № 2
Питирим А. Сорокин, 1941–1944
Архитектура и скульптура средних веков были «Библией в камне»…
Обратимся, например, к
Средние века не дали картин чувственного, сексуального характера; абсолютное большинство средневековых произведений высокодуховны и аскетичны. За последние три века, наоборот, процент преимущественно духовных картин резко падает до незначительной доли, а процент чувственных картин стремительно нарастает, особенно в
В средневековом воспроизведении обнажённой натуры процент эротизма равен нулю, за последние же столетия он поднимается в XVII в. до 21,3%; в XVIII в. — до 36,4%; в XIX в. — до 25,1%; в XX в. — до 38,1%. Другие симптоматические характеристики описаны следующими процентными соотношениями для изученных нами картин и скульптур:
Ту же тенденцию демонстрируют современные американская и европейская живопись и скульптура. Их основные персонажи не Бог, святые или истинные герои, а шахтёры, фермеры, рабочие, бизнесмены, хорошенькие девушки с соблазнительными изгибами тела, преступники, проститутки, уличные мальчишки
В живописи и скульптуре пропорции модернистских произведений выросли с нуля в XVIII в. до 2,8% в XIX в. и до 35,5% в период с 1900 г. по 1920 г.
Коммунисты и фашисты в политике — аналоги модернистов в изящном искусстве. Обе группы протестуют против господствующей чувственной
Источник: [21.180]
ПОБЕДИТЕЛЬ ИНТЕРНЕТ-КОНКУРСА «ЗОЛОТОЙ САЙТ»
Победитель XIII Всероссийского интернет-конкурса «Золотой сайт» в номинации «Познавательные сайты и блоги»
© Lifeofpeople.info 2010 - 2024