Встарь > Разделы и темы > Культура: письменность, образование, литература и искусство > Изобразительное искусство: рисунки, иконы, картины, идолы, скульптура > Славяне и российские этносы (XIX век)
18. Культура: письменность, образование, литература и искусство
Изобразительное искусство: рисунки, иконы, картины, идолы, скульптура. Славяне и российские этносы (XIX век)
Погодин, Григорович, Ольденбург
Статья № 1
М. П. Погодин, 1841
Вологда (фрагмент описания путешествия из Нижнего в Вологду)
Представьте себе огромной дом в три больших этажа, из которого выломаны все полы и потолки, и осталась одна железная черная крыша.
Наконец, он (Местный поп — Прим. ред.) отодвинул (Доску — Прим. ред.) и я мог просунуть голову в сделанное отверстие. Что же я увидел там? Сотни фигур, изваянных из дерева, коих, впрочем, в полумраке я не мог разглядеть порядочно. Мне объяснили, что это деревянные изображения Спасителя, отобранные в разные времена у раскольников.
Под деревянными фигурами валялись лоскутки. Я начал их шарить. Вынул лист: харатейный (Пергаментный — Прим. ред.) из триоди...
Источник: [19.24]
Статья № 2
В. И. Григорович, 1844
Отсутствие православных икон якобы в центре православяи
На афонском полуострове находится 30 больших храмов, 10 скитских, 20 кладбищенских церквей и 200 параклисов. Из числа этих храмов только 1 во имя св. Саввы сербского, 1 во имя святого Иоанна Рыльского и 2-а во имя св. Митрофана.
В столь большом количестве храмов икон славянских святых чрезвычайно мало, и эти, кроме немногих, все новые. В м. Хиландаре видел я икону св. Симеона сербского, в м. Павлу — икону Стефана Дечанского. Прочих икон не мог встретить. Хиландарская стенная живопись изображает епископов и патриархов, а также и кралей сербских. Поновленные эти изображения деланы, кажется, наобум, все между собою сходны и потому в археологическом отношении непримечательны.
В настоящее время иконописью занимаются Русские и Греки. Гравированные их изображения немного лучше суздальских. Русские иконописцы, не столько тщательные в отделке, всегда прилагают старание о рисунке и значении изображения. Приятно было видеть в соотечественниках своих стремление к одухотворению своего предмета. Греческие иконописцы тщательны в отделке, особенно в искусстве писать тертым золотом и потому изображения их отличаются лоском и множеством подробностей.
Источник: [19.17]
Статья № 3
С. С. Ольденбург
Архитектура, как, впрочем, и во всех других странах, находилась в печальном упадке. Утилитарный дух века, казалось, убил творчество в этой области; строились в огромных количествах только безобразные, четырех и пятиэтажные жилые дома, чтобы вместить быстро растущее население городов. Было не до церквей и не до дворцов…
В живописи наибольшей популярностью пользовались передвижники, реалисты с «общественно полезной» тенденцией. Их выставки, «передвигавшиеся» из города в город, привлекали наибольшее число посетителей: в Санкт Петербурге от 25 000 до 44 000 человек, в Москве — до 27 000, тогда как выставки Академии художеств не достигали цифр выше 18 000–20 000 посетителей.
В скульптуре первое место принадлежало Антокольскому.
Источник: [21.186]
ПОБЕДИТЕЛЬ ИНТЕРНЕТ-КОНКУРСА «ЗОЛОТОЙ САЙТ»
Победитель XIII Всероссийского интернет-конкурса «Золотой сайт» в номинации «Познавательные сайты и блоги»
© Lifeofpeople.info 2010 - 2024