Встарь, или Как жили люди


Гравюра
Искать информацию: в статьях в комментариях по имени автора среди наименований источников

Встарь > Разделы и темы > Культура: письменность, образование, литература и искусство > Изобразительное искусство: рисунки, иконы, картины, идолы, скульптура > Славяне и российские этносы (XVII век)

18. Культура: письменность, образование, литература и искусство

Изобразительное искусство: рисунки, иконы, картины, идолы, скульптура. Славяне и российские этносы (XVII век)

Арсений, Коллинз, Карлейль, Идес и Бранд, Алеппский, Рейнтенфельс, Титулярник, Гусева

Статья № 1
Арсений Елассонский, †1626

Этот же царь (Борис Годунов — Прим. ред.) устроил плащаницу с изображениями Господа Христа с Божиею Матерью, двенадцатью апостолами и Иосифом и Никодимом из чистого кованого золота, тонкой работы, достойной удивления. На изображение Господа Христа пошло чистого золота 200 литр и на каждого апостола по 200 литр.

культураинтересные фактыизобразительное искусствоживописьиконыкартиныидолыскульптураисториятехнологиизнаменитости

Источник: [17.9]
Комментарии

Статья № 2
Самуэль Коллинз, 1658–1666

Иконописание [есть] самое безобразное и жалкое подражание греческой живописи. Когда я спросил, для чего Русские изображают богов своих такими уродливыми, мне отвечали, что они не горды. Когда образ от времени испортится, его несут в образные лавки, там оставляют, выбирают новый и кладут деньги в замену, потому что такую мену не хотят называть куплею. Если денег для продавца не довольно, то он их от себя отодвигает, а покупщик прибавляет больше, покуда продавец удовольствуется.

Стертый образ бросают в реку и, перекрестясь, говорят ему: «Прости!» ...

Иногда они держат иконы перед огнём, думая, что помощь зависит от их произвола. Один Русский, думая остановить огонь таким образом, держал своего Миколу так долго, что сам едва не сгорел, и, видя, что помощи нет, бросил его в огонь. — Чёрт тебя возьми!

Они украшают иконы каменьями, очень драгоценными.

В нынешнем году одна женщина, украсившая прежде своего Миколу жемчугом и впавшая потом в бедность, пришла в церковь и просила Миколу, чтобы он ссудил ей несколько драгоценных каменьев, потому что она терпела нужду. Видя, что икона ничего не отвечала, она сочла молчание знаком согласия и осмелилась снять несколько рубинов; но поп это заметил, донес на неё, и суд приговорил отрубить ей обе руки. Приговор был исполнен три месяца тому назад...

Допуская живопись в церквах, они не допускают ваяния, потому что Римский обычай молиться статуям почитают за идолопоклонство.

культураинтересные фактыизобразительное искусствоживописьиконыкартиныидолыскульптураисториятехнологиизнаменитости

Источник: [17.10]

Статья № 3
Чарльз Карлейль, 1663–1664

Иконы у них находятся в большом почитании; они им поклоняются во всякое время, в церквах, на улицах и в своих собственных жилищах. В самом деле, нет ни одного дома, где бы у окна не висела икона с лампадой. Когда они им молятся, то постоянно с усердием бьют поклоны и крестятся; эта церемония у них в таком употреблении, что они это делают во всякое время; крестное знамение всегда предшествует их гражданским делам. Выставляются иногда для поклонения иконы на улицах; большая часть из них в киотах, выставляются они обыкновенно у городских ворот, возле церкви или на перекрёстке.

Когда Москвитянин проходит мимо этих икон, то нужно чтобы он очень спешил, чтобы не остановился и, сняв шапку, не проговорил шепотом молитву, делая (не став на колени) три или четыре поклона и постоянно осеняя себя крестным знамением. Эти иконы должны быть рисованными только единоверцами с Москвитянами. Купив икону, они никогда не скажут, что купили, но променяли на деньги. Наконец, они к ним питают такое почтение, что, когда они делаются негодными, вследствие ли ветхости или другой какой-нибудь причины, то они зарывают их в землю или бросают в реку.

культураинтересные фактыизобразительное искусствоживописьиконыкартиныидолыскульптураисториятехнологиизнаменитости

Источник: [17.11]

Статья № 4
Избрант Идес и Адам Бранд, 1692–1695

Тунгусы. Как они украшают свою кожу
Они прошивают кожу на теле нитками, смазанными черным жиром. После того как нитка пробыла в образовавшихся ранах несколько дней, ее вытаскивают, остаются следы, образующие различный орнамент. Мало таких, у кого его нет…

В молодости они для украшения (что у этого народа ценится чрезвычайно высоко) зачерненными сажей нитками прошивают себе лица вдоль и поперек кружками, квадратиками, смотря по прихоти или желанию каждого. О том, какую страшную боль это должно причинять, снисходительный читатель может судить сам. Мы видели несколько человек, которым как раз незадолго до нашего приезда разукрасили лица такого рода прошиванием; лица были до последней степени окровавлены и так распухли, что люди едва могли открыть глаза, однако не жаловались на боль и были веселы и довольны тем, что приобрели родовые опознавательные знаки, которые сохранят вою жизнь. Ибо, даже когда раны заживают, узор остается навсегда.

татуировкитехнологиятунгусыкультураинтересные фактыизобразительное искусствоживописьиконыкартиныидолыскульптураисториятехнологиизнаменитости

Источник: [17.131]

Статья № 5
Павел Алеппский, 1656

Земли южной украйны

В этом городе среди казацких живописцев есть много искусных мастеров, которые обладают большою изобретательностью ума в изображении людей, как они есть, также в изображении всех страстей Господних с их подробностями...

живопись на украйнекультураинтересные фактыизобразительное искусствоживописьиконыкартиныидолыскульптураисториятехнологиизнаменитости

Источник: [17.145]

Статья № 6
Яков Рейнтенфельс, 1671–1673

Мало того, считается поступком не только неблагочестивым, но заслуживающим наказания, если торговец изображениями блаженных небожителей выставит на продажу рядом с ними картины светского содержания. В случае желания иметь изображения светских лиц они поручают иностранным художникам написать таковые (зато этим последним строго запрещено писать изображения святых), хотя мосхи, не знаю почему, кроме изображений святых, не любят изображений человеческих лиц и иных картин.

запрет картинсветские художникикультураинтересные фактыизобразительное искусствоживописьиконыкартиныидолыскульптураисториятехнологиизнаменитости

Источник: [17.146]

Статья № 7
Царский титулярник, 1672

Изображения царей России: портреты Бориса Годунова, Михаила Романова, кира Филарета и Алексея Романова

Комментарии — см. к ст. 1 в 18.9.9.s

 Царский титулярник. Царь Борис Годунов,  https://goo.gl/UvyveJ
Царский титулярник. Царь Борис Годунов, †1605, https://goo.gl/UvyveJ
 Царский титулярник. Царь Михаил Романов, https://goo.gl/UvyveJ
Царский титулярник. Царь Михаил Романов, †1645, https://goo.gl/UvyveJ
 Царский титулярник. Патриарх кир Филарет, соправитель Михаила Романова,  https://goo.gl/UvyveJ
Царский титулярник. Патриарх кир Филарет, соправитель Михаила Романова, †1633, https://goo.gl/UvyveJ
 Царский титулярник. Царь Алексей Романов, https://goo.gl/UvyveJ
Царский титулярник. Царь Алексей Романов, †1676, https://goo.gl/UvyveJ

Предыдущий век << см. в 18.9.16.s

Царский титулярникпортрет Годуновалик Михаила Романовапортрет Алексея Романовалик кира Филарета Романовакультураинтересные фактыизобразительное искусствоживописьиконыкартиныидолыскульптураисториятехнологиизнаменитости

Источник: [17.157]
Комментарии

Статья № 8
А. А. Гусева

Украинская книжная графика второй половины XVII в. в собрании отдела редких книг государственной библиотеки CCCP им. В. И. Ленина

Во второй половине XVII в. украинские художники создали около 1400 гравюр, т. е. вдвое больше, чем от начала книгопечатания на Украине до середины XVII в. (в собрании ГБЛ их было учтено 820). Появление новых гравюр распределяется по десятилетиям следующим образом: 50-е годы — 59 досок, 60-е — 247, 70-е — 382, 80-е — 210, 90-е годы — 495. Мы видим, что наибольшее число их приходится на 1690-е годы. Оно составляет одну треть от общего количества досок, созданных за 50 лет.

Рассмотрим количественный вклад отдельных типографий в развитие книжной графики Украины. Из 20 типографий начального периода украинского книгопечатания ко второй половине XVII в. осталось только три: Киево-Печерской лавры, Львовского братства и Михаила Слезки; к ним присоединились ещё четыре новые типографии: епископа Иосифа Шумлянского, Уневского монастыря, Новгород-Северская и Черниговская (Троицко- Ильинского монастыря).

Большинство (около 880) гравюр приходится на издания типографии Киево-Печерской лавры. Из них 525 было вырезано в 60-70-е годы. В это время по инициативе архимандрита Иннокентия Гизеля было предпринято несколько богато иллюстрированных изданий, таких как «Патерик, или Отечник Печерский» 1661 г. (51 доска), Акафисты 1663 г. (113), Акафисты и два издания Лазаря Барановича «Трубы словес проповедных» 1674 г. (245 досок).
В изданиях трех львовских типографий насчитывается около 300 гравюр, причём более половины всех новых досок дало последнее десятилетие. Друкарня Уневского монастыря по количеству гравюр (около 120) занимает третье место среди украинских типографий этого времени. Для изданий черниговской типографии Троицко-Ильинского монастыря было вырезано 97 досок, для Новгород-Северской — 34 доски.

Украинские книги отличает чрезвычайная насыщенность иллюстративным материалом. Как и в предыдущий период, основное внимание художники уделяют иллюстрациям, число которых достигает 900 (только около 400 гравюр вырезано специально для киевских и львовских изданий Акафистов). Многочисленны заставки — их более 400 (в изданиях Лавры их 263). Около 100 досок — концовки, рамки, гербы. Только в типографиях Уневского и Троицко-Ильинского монастырей нет досок с изображением гербов, а в последней — и рамок. Резко сократилось количество концовок: если до 1650 г. их зарегистрировано 102, то за следующие 50 лет их насчитывается лишь 34 доски.

По нашим подсчетам, на Украине во второй половине XVII в. работало около 30 гравёров, т. е. в два раза больше, чем за предыдущие 15 лет. Ведущими мастерами были Илия (более 150 гравюр), Никодим Зубрицкий (ок. 150), Афанасий К. (более 120), Василий Ушакевич (более 20), Евстафий Завадовский (около 20)…

Самым выдающимся гравером Украины в 1630–1660-х годов был монах Киево-Печерской лавры Илия. Второго такого плодовитого мастера не знала история книжной графики Украины. Д. А. Ровинский определяет период деятельности Илии между 1636 и 1656 гг. Нами обнаружены две более поздние гравюры, подписанные 1663 годом: часть доски «Препп. Моисей, Антоний, Феодосий и Захария» (Акафисты, 1674, л. 233а) и «Успение» (Полуустав, Киев, 1682, тит. л. б), которые удлиняют творческую жизнь мастера на семь лет.

Из наследия старых украинских мастеров во второй половине XVII в. используется приблизительно 400 гравюр, причём доскам Ивана Фёдорова и Петра Мстиславца уделяется особое внимание: продолжают свою жизнь 37 их гравюр из 114.

историялитературакультураобществообраз жизникнигоизданиекнигопечатаниеидеологиякнижная графикагравюры

Источник: [20.196]

      |     О сайте >>   |    Обратная связь   |   

ПОБЕДИТЕЛЬ ИНТЕРНЕТ-КОНКУРСА «ЗОЛОТОЙ САЙТ»
Победитель XIII Всероссийского интернет-конкурса «Золотой сайт» в номинации «Познавательные сайты и блоги»Победитель интернет-конкурса «Золотой сайт»

© Lifeofpeople.info 2010 - 2024

▲ Наверх

0,214