Встарь, или Как жили люди


Гравюра
Искать информацию: в статьях в комментариях по имени автора среди наименований источников

Встарь > Разделы и темы > Культура: письменность, образование, литература и искусство > Изобразительное искусство: рисунки, иконы, картины, идолы, скульптура > Славяне и российские этносы (XVI век)

18. Культура: письменность, образование, литература и искусство

Изобразительное искусство: рисунки, иконы, картины, идолы, скульптура. Славяне и российские этносы (XVI век)

Софийская-2, Лицевой свод , Титулярник, Фроянов, Тимофеев, Раушенбах

Статья № 1
Софийская вторая летопись, 1514

Образ Богородицы, написанный учеником Христа при её жизни

Софийская вторая летопись, 1514. Образ Богородицы, написанный учеником Христа при её жизни

культураинтересные фактыизобразительное искусствоживописьиконыкартиныидолыскульптураисториятехнологиизнаменитости

Источник: [19.6]
Комментарии

Статья № 2
Лицевой летописный свод Ивана Грозного (Царь-Книга)

7026 (1526)*
О поновлении святых икон
В том же году святейший Варлаам, митрополит всея Руси, посоветовавшись с господином и сыном своим благоверным великим князем всея Руси Василием Ивановичем, послал в город Владимир и повелел священникам владимирским принести старые святые иконы в славный город Москву, чтобы привести в порядок и поновить их. за многие годы состарившиеся и обветшавшие.

В то же время благоверный и христолюбивый великий князь Василий, получив благословение у отца своего у Варлаама митрополита, поехал к живоначальной Троице в монастырь преподобного Сергия чудотворца помолиться и получить благословение, желая пойти на свое дело против своего недруга Жидимонта, короля Польского. А отцу своему Варлааму митрополиту приказал встретить святые иконы владимирские с почетом: с крестами, со всем собором и с народом.

Когда же принесли святые иконы к славному городу Москве, пришла весть к митрополиту июля во 2 день в пятницу, на праздник Положения ризы Пречистой Богородицы.

Лицевой летописный свод Ивана IV Грозного. 7026 (1526). О поновлении святых икон
Лицевой летописный свод Ивана IV Грозного. 7026 (1526). О поновлении святых икон, https://oldpspb.ru/faksimilnye-izdaniya/
Лицевой летописный свод Ивана IV Грозного. 7026 (1526). О поновлении святых икон
Лицевой летописный свод Ивана IV Грозного. 7026 (1526). О поновлении святых икон, https://oldpspb.ru/faksimilnye-izdaniya/

7028 (1528)
Об иконах владимирских
Того же месяца сентября в 15 день в четверг благоверный и христолюбивый Василий. Божьею милостью государь всея Руси, по совету отца своего Варлаама, митрополита всея Руси, отпустил святые иконы в славный город Владимир, о которых преже было сказано, как и почему принесены были из Владимира в преименитый город Москву на обновление и украшение, которые за многие годы обветшали, и как обновили и украсили их серебром и золотом. И проводили святые иконы святейший Варлаам, митрополит всея Руси, с епископами, и архимандритами, и игуменами, и со всеми освященным собором с псалмопением и молебнами. И за ними следовал благочестивый великий государь Василий.

7038 (1538)
О поновлении икон, принесенных из Ржева
В том же году повелением благоверного и христолюбивого великого государя всея Руси Василия Ивановича принесены были две иконы чудотворные из Ржева на Москву: преподобной Парасковьи и святой великомученицы Парасковьи Пятницы, которые за многие годы обветшали.
И благочестивый государь с великой верой и желанием повелел починить их, написать такие же иконы и церковь поставить прекрасную во имя их на Новом, близ (церкви) Покрова святой Богородицы.
И обновив святые старые иконы, и украсив их серебром и золотом, также и новые украсив, проводил великий государь старые иконы с честью, где был поставлен храм во имя их.

Лицевой летописный свод Ивана IV Грозного. 7028 (1528). О поновлении святых икон
Лицевой летописный свод Ивана IV Грозного. 7028 (1528). О поновлении святых икон, https://oldpspb.ru/faksimilnye-izdaniya/
Лицевой летописный свод Ивана IV Грозного. 7038 (1538). О поновлении святых икон
Лицевой летописный свод Ивана IV Грозного. 7038 (1538). О поновлении святых икон, https://oldpspb.ru/faksimilnye-izdaniya/

* В Царь-книге используется хронологическая шкала Ивана IV и староверов: для перевода в юлианский стиль вычитаемое — 5500, а не 5508 (для января – августа).

Лицевой сводпоновление иконскорость реставрациине о поновлении летописейкультураинтересные фактыизобразительное искусствоживописьиконыкартиныидолыскульптураисториятехнологиизнаменитости

Источник: [16.65]
Комментарии

Статья № 3
Царский титулярник, 1672

Изображения Великих князей Ивана III и Василия III, царей Ивана IV Грозного и Фёдора I

Комментарии — см. к ст. 1 в 18.9.9.s

 Царский титулярник. Кн. Иван III,  https://goo.gl/UvyveJ
Царский титулярник. Кн. Иван III, †1505, https://goo.gl/UvyveJ
 Царский титулярник. Кн. Василий III, https://goo.gl/UvyveJ
Царский титулярник. Кн. Василий III, †1533, https://goo.gl/UvyveJ
 Царский титулярник. Царь Иван IV Грозный,  https://goo.gl/UvyveJ
Царский титулярник. Царь Иван IV Грозный, †1584, https://goo.gl/UvyveJ
 Царский титулярник. Царь Фёдор I, https://goo.gl/UvyveJ
Царский титулярник. Царь Фёдор I, †1598, https://goo.gl/UvyveJ

Следующий век >> см. в 18.9.17.s
Предыдущий век << см. в 18.9.15.s

Царский титулярникпортреты князей Ивана III и Василия IIIпортреты царей Ивана IV Грозного и Фёдора Iкультураинтересные фактыизобразительное искусствоживописьиконыкартиныидолыскульптураисториятехнологиизнаменитости

Источник: [17.157]

Статья № 4
И. Я. Фроянов

Новый стиль икононописи

И вот едва новые иконы стали доступны взору приходящих в храм православных христиан, как разразился большой скандал. Иван Висковатый (†1570) стал с великим шумом («вопил») и прилюдно обвинять Сильвестра, руководившего работами по написанию икон и росписей, в еретическом отступлении от канонов иконного письма. Е. Е. Голубинский по этому поводу замечал: «Когда иконы были написаны и поставлены в соборе и когда начали ходить смотреть их, Висковатый нашел, что многие из них представляют собою нововводное и противное соборным правилам об иконописании измышление. Он полагал, что 7-й вселенский собор не дозволяет писать на иконах ничего, кроме образа Спасителя по плотскому Его смотрению или виду, кроме распятия Господня и кроме образов Богородицы и святых, т. е. ничего, кроме, так сказать, исторических, воспроизводящих реальную действительность портретов; междутем на новых иконах изображены были: Бог Отец или Господь Саваоф по видению пророка Даниила в виде седовласого старца; святая Троица в виде трех ангелов; Спаситель символически в нескольких видах — в виде ангела с крыльями, сидящего на верху креста в доспехе, в виде младого юноши, облеченного в броню, и имеющего в руке меч, в виде царя Давида; Дух святый в образе голубя, и целые сюжеты многих икон представляли взятое не из мира вещественно-видимого, таковы иконы: Предвечный совет, Почи Бог от дел своих, Единородный Сын, Слово Божие, Приидите людие триипостасному божеству поклонимся, Верую во единаго Бога, написанное при том в двух различных видах (в церкви в одном виде, на паперти в другом) и некоторые другие».

Висковатый был убежден в том, что через новые иконы Сильвестр распространял ересь Башкина и Артемия: в изображении Христа в виде ангела он усматривал отрицание равенства Иисуса Христа с Богом Отцом, а изображение Иисуса на кресте со сжатыми дланями (а не раскрытыми) и с ослабленными руками (а не вытянутыми по кресту прямолинейно) воспринимал как «мудрование тех, которые утверждали, что Он (Иисус Христос) не очистил нас от греха и которые считали его за простого человека». Сколь обоснованы были обвинения Ивана Висковатого? Не являлись ли они надуманными и несправедливыми? Историки по-разному отвечают на эти вопросы... иконы должны быть изображением действительных лиц и действительных событий, и чтобы иконописание представляло из себя в строгом смысле слова живопись историческую (было так сказать историей в красках)«...

Недвусмысленную позицию в данном вопросе занимает новейший исследователь И. Граля: «Обоснованность выводов посольского дьяка не подлежит сомнению в свете развернувшейся более чем век спустя реформаторской деятельности патриарха Никона. Лучше всего доказывают это постановления московского собора 1667 г., категорически запретившие какие бы то ни было изображения Бога-Отца, а также любые символические и ирреальные образы». Хотя Висковатого и осудил церковный собор, «дальнейшее развитие религиозной дискуссии, ведущейся вокруг иконописи, показало, что дьяк в большинстве вопросов был ближе к истине, чем собор и митрополит»...

Поражали вольностью своей и росписи. На фресках Благовещенского собора среди христианских святых были изображения Гомера, Демокрита, Платона, Аристотеля, Анаксагора, Вергилия и др. Любопытен портрет Аристотеля, держащего в руках развернутый свиток с надписью: «Первые Бог, потом Слово и Дух, а с ним едино». Не исключено, что данная надпись-поправка к начальной фразе Евангелия от Иоанна «В начале было Слово и Слово было у Бога...»

Доступным средством ознакомления наших пограничных с Западом псковских мастеров явилась тогдашняя уже печатная немецкая гравюра. Псковичи набросились на новинки и не без творческой оригинальности внесли много новизны в графику, в краски и особенно в иконные сюжеты в стиле богословских аллегорий. До сих пор сохранившееся иконостасная живопись Благовещенского собора, хотя и правленная, бросается в глаза своей непривычной для старой Москвы вычурностью"

драма историидрама славянпуть к опричнинеиконописьстандарты иконописиизображение Бога-Отца Иеговыкультураинтересные фактыизобразительное искусствоживописьиконыкартиныидолыскульптураисториятехнологиизнаменитости

Источник: [21.19]
Комментарии

Статья № 5
Дьяк Иван Тимофеев, 1610–1617

О написании икон с изображением Бориса и Глеба

Не хочу оставить неупомянутым и следующее: имя ангела воцарившегося было одно — первое из двух, празднуемых в 24 день июля157, в который совершается пресветлая память добропобедных новоявленных св. мучеников, всероссийских князей, братьев по плоти, Бориса и Глеба, в святом крещении Романа и Давида, по своей воле презревших земное царство и во время исповедания усердно проливших кровь свою за Христа; и тот не разлучил их как во время их жизни на земле, так и после смерти на небе. Святую их пару, не разлученную богом, человекоугодники при написании икон на досках разлучали одного от другого — старшего изображали, как бы считая чтимым, а скорее этим заставляя его гневаться на них, а младшего с братом не соединяли, как бы презираемого изображением, и отделяли его от пребывания вместе с родным ему по плоти. И что особенно тяжко: я знаю, что рисовать на досках красками обоих братьев, как святорожденную чету, не разлучая их друг от друга, мешало не то, что другому не хватило красок для рисования, а умаление веры у созидающих иконы…

А что сказать о заказывавших иконы иконописцам, среди которых одни умны, но не рассудительны и невнимательны к добру и злу из-за своей наглости, другие — люди среднего ума; а третьи (не имеют ума) нимало, но, подражая примерам первых, не слушают поучающих и во всем непослушны и дерзки. Но самое большее горе — обладающему всеми (Борису), который превосходит всех умом и хорошо это знает и видит; ему было приятно только лицо одного на иконах. Тот, кто имеет духовную власть, тоже сопричастен греху, о котором говорилось, ибо, слыша об этом и зная и видя, он молчал, а не поучал и не обличал. Око правды, которое все видит, будет судить их, когда придёт день его пришествия.

записки свидетеляистория РоссиииконыБорис и Глебкультураинтересные фактыизобразительное искусствоживописькартиныисториязнаменитости

Источник: [17.169]
Комментарии

Статья № 6
Б. В. Раушенбах

Если расположить возникавшие в процессе исторического развития геометрические изобразительные средства в некотором условном хронологическом порядке, то можно утверждать, что в настоящей книге рассматривались четыре последовательно возникавшие принципа изображения трехмерного пространства на плоскости: чертежные методы, аксонометрические методы (и их трансформации), система классической линейной перспективы (она обсуждалась в книге в процессе ее сравнения с другими методами и системами) и, наконец, жесткая перцептивная система перспективы (на примере пейзажной живописи Сезанна). Эта последовательность в основных чертах сопоставима с историческим ходом развития. Более того, она в основном схватывает весь массив изобразительного искусства от раннеантичного до нового времени. Действительно, чертёжные методы свойственны не только Египту, но и многим другим культурам древности и даже средних веков. Вслед за чертежными методами возникают методы передачи перцептивного пространства, причем сначала на базе аксонометрии и ее естественных трансформаций (классическая и поздняя античность, средние века от Европы до Дальнего Востока), а затем, в эпоху Возрождения -с помощью системы центральной линейной перспективы. Эта последовательность замыкается (поскольку в книге не рассматривается искусство новейшего времени) системой центральной криволинейной перспективы.

В силу сказанного можно утверждать, что переход от чертежа к рисунку связан не с углублением и развитием пространственных представлений, а с сознательным отсечением ряда каналов поступления в человеческое сознание пространственной информации, с коренным изменением установки. Совокупное использование всех доступных человеку каналов поступления пространственной информации совершенно естественно, а отсечение ряда таких каналов достаточно условно. Именно поэтому чертеж предшествует в истории искусства рисунку.

В это на первый взгляд большое разнообразие способов научных пространственных построений можно ввести известную систему, если классифицировать их в зависимости от того, что подлежит изображению и каким образом решается проблема неизбежных искажений. Здесь можно говорить о- трех основных методах изображения пространства на плоскости.
   1.Чертежные методы (передача геометрии объективного пространства).
   2.Система перцептивной перспективы (передача геометрии перцептивного пространства):
а) жесткая — в ней вопрос о неизбежных искажениях решается заранее- по отношению ко всему картинному пространству и «жестко» осуществляется;
б) свободная — в ней вопрос о неизбежных искажениях решается по- разному, применительно к каждому отдельному предмету, воспроизводимому на картине.

культураобществоизобразительное искусствопространственные построенияживописьперспектива

Источник: [20.203]

      |     О сайте >>   |    Обратная связь   |   

ПОБЕДИТЕЛЬ ИНТЕРНЕТ-КОНКУРСА «ЗОЛОТОЙ САЙТ»
Победитель XIII Всероссийского интернет-конкурса «Золотой сайт» в номинации «Познавательные сайты и блоги»Победитель интернет-конкурса «Золотой сайт»

© Lifeofpeople.info 2010 - 2024

▲ Наверх

0,189