Встарь, или Как жили люди


Гравюра
Искать информацию: в статьях в комментариях по имени автора среди наименований источников

Встарь > Разделы и темы > Культура: письменность, образование, литература и искусство > Образование, дающее профессию > Иные этнические системы (XIX век)

18. Культура: письменность, образование, литература и искусство

Образование, дающее профессию. Иные этнические системы (XIX век)

Бичурин, Бакиханов, Демезон, Афины, Лебон

Статья № 1
Н. Я. Бичурин, †1853

Китай

В Китае круг просвещения ограничен весьма тесными пределами. Он объемлет только училища для словесности и частию для переводов, институты Педагогический и Астрономический и Приказ Учёных. Отдельное преподавание разных наук, исключая математических, еще не введено...

Китай. Военное образование и комплектование армии

В Китае содержится бессменное войско; a военную силу составляют два военных состояния: Маньчжурское и Китайское. Первое образовалось, или составилось из трёх племён: Маньчжуров, Монголов и Китайцев, пришедших из Маньчжурии; a второе, из внутренних Китайцев. Из сих двух состояний пополняют разные корпуса действительно служащих войск.

Войска, состоящие из природных Китайцев, называются войсками зелёного знамени Лу-ци-бин потому, что y них знамёна зелёного цвета. Они разделяются на полевых Чжань-бин, и гарнизонных Шеу-бин, содержащих внутреннюю стражу по губерниям. Первые состоят из конницы, вторые из пехоты.

На высшие офицерские места Государь сам назначает, или определяет по представлению Военной Палаты. Низшие офицерские места замещаются по уложению или переводом рядовых из средних корпусов в другие, высшие, или кантонистами той роты, которой убылое место принадлежит. По недостатку людей в роте, выбор производится по полку; a по недостатку людей в полку, выбор делается по дивизии.

В войсках зелёного знамени на места кавалеристов помещают полевых, на места полевых берут из гарнизонов; в гарнизоны помещают своих подростков, a при недостатке в подростках дозволяется принимать из разночинцев. Замещение убылых мест и офицерских и солдатских производится с точным соблюдением изданных по сему предмету постановлений.

Между тем как европейские государства одно другому соревнуют как в учреждении, так и в улучшении разных училищ по военной части, в Китае вовсе не помышляют об основании общественных заведений для образования офицеров. Восемь Знамён, то есть корпусов иностранных войск, доставивших престол Китая ныне царствующей династии, составились из постепенного соединения разноплемённых мелких владетелей, которые, пожертвовав своим состоянием общему благу, имели право на вознаграждения, обеспечивающие потомство их в содержании себя; по сей причине многие офицерские места в знамёнах оставлены наследственными. Напротив, в войсках Зелёного Знамени, состоящих из коренных китайцев, офицерские места предоставлены одним кандидатам и магистрам военной гимнастики.

В каждом из Восьми Знамён учреждены училища для образования юношества, по происхождению принадлежащего к Знамёнам. Китайцы, напротив, получают образование в военной гимнастике у частных учителей, и притом по собственному произволению; а кандидатами государственной службы делаются с того времени, когда объявят правительству о своём желании служить в войсках Зелёного Знамени. После сего им надлежит испытание в военной гимнастике, которое, подобно испытанию в свободных науках, производится на степень студента в областном или окружном, на степень кандидата — в губернском городе, на степень магистра — в столице.

Таким образом, достигший известной степени образования в военной гимнастике должен явиться в областной или окружной город, в ведомстве коего родился. Здесь производят им испытание на степень военного студента — ву-сю-цай. Число учеников, допускаемых к испытанию на сию степень, в каждой губернии определено законом, как то:
в Чжи-ли — 2 411, в Сань-си — 1 624, в Цзян-су — 915... Всего: — 22 319.

В этом числе только 80 студентов из китайцев Восьми Знамён, прочие все из коренных китайцев; маньчжуры и монголы Восьми Знамён не допускаются на испытание, потому что они по самому происхождению принадлежат к военному званию и военно-гимнастические упражнения составляют существенную их обязанность...

Число долженствующих получить степень военного кандидата в каждой губернии определено законом, как то: в Чжи-ли — 151, в Цзян-нань — 63, в Фу-цзянь — 50... Всего — 822.

Испытание в военной гимнастике заключается:

а) В конном стрелянии из луки. Для конного стреляния из лука ставят три соломенных снопа, в 175 футах один от другого. В двукратный бег мимо сих снопов на лошади пускают шесть стрел и еще одну стрелу — в глиняный болванчик. Попасть в сноп тремя стрелами считается достаточным.

б) В пешем стрелянии из лука. Для пешего стреляния из лука ставят холщовую мишень вышиною в 5 ½, шириною в 2 ½ фута. Перестрел полагается в 175 футов. Испытываемые становятся по 10 человек в ряд; каждый из них, один за другим, должен пустить шесть стрел, из коих двумя попасть в цель считается достаточным. Для конного стреляния берут лук в три силы, то есть самый слабый, а для пешего — в пять сил. В пешем стрелянии требуется попасть в самый центр мишени; кто обвысит или обнизит, считается промахом.

в) В ловкости и силе. Ловкость и сила показываются в натягивании тугого лука, в действовании огромным бердышом и поднимании камня. Лук есть восьмисильный, десятисильный, двенадцатисильный. Бердыш есть в 80, 100 и 120 гинов. При испытании в ловкости и силе лук должно натянуть вполне, бердышом сделать несколько приёмов, а камень приподнять на фут от земли. Сделать одно или два из сих считается достаточным.

Китай, XIX век. Оружие и медная монета
Китай, XIX век. Оружие и медная монета

Экзаменальный лук содержит 3 7/100 фута длины, с тетивою из оленьей кожи; делится на три степени. Лук первой степени в 12, лук второй в 10, лук третьей степени в 8 сил. Тугой лук делится на шесть степеней — от 13 до 18 сил.

Бердыш имеет вид молодого месяца и весь, то есть и с рукояткою, скован из железа. Он также делится на три степени. Бердыш первой степени весит 120 гинов; в длину содержит 8 15/100 фута. Бердыш второй степени весит 100 гинов; в длину содержит 7 37/100 фута. Бердыш третьей степени весит 80 гинов; в длину содержит 7 4/10 фута.

Камень имеет вид четвертоугольного подстолбия; с правой и левой стороны высечено углубление, чтоб удобнее поднимать камень руками. Также делится на три степени. Камень первой степени весит 300 гинов; в вышину содержит 1 5/100, в ширину 1 3/10 фута, в толщину 8 дюймов. Камень второй степени весит 250 гинов; в вышину содержит 1 6/10, в ширину 1 8/100 фута, в толщину 7 6/10 дюйма. Камень третьей степени весит 200 гинов; в вышину содержит 1 5/10, в ширину 1 5/100, фута, в толщину 7 дюймов.

Извлечения из наблюдений опального монаха Иакинфа более подробно — здесь, 0.7 Mb;
Описание Педагогического института — см. п.9 в Doctrine_Confucius, 1.1 Mb

культураинтересные фактыпрофессиональное образованиепедагогикаучителяисториякнигинаукасаморазвитиеучебники

Источник: [19.19]

Статья № 2
Аббас-Кули-ага Бакиханов (Кудси), †1846

Автобиография Кудси — основоположника азербайджанской научной историографии, автора Гюлистан-и Ирам, первого исследования академического плана в Азербайджане

Я родился 10 июня 1208 (1794) г. в деревне Амир-Хаджан Бакинского ханства (Кудси был сыном Мирзы Мухаммада II, хана бакинского — Прим. ред.).

Хотя с семилетнего моего возраста я стал учиться, но в продолжении десяти лет, по причине беспрестанных тревог и войн я ничего не приобрёл (sic!), кроме знания персидского языка.

Когда прекратились политические смуты и семейство наше удалилось в Кубу, я в продолжении десяти лет посвятил себя изучению арабского языка и разных наук. Несмотря на недостатки средств и некоторые другие препятствия, я успел завоевать некоторую известность в науках. Тогда главный начальник войск и областей Кавказских генерал Ермолов в 1235 (1820) г. потребовал меня к себе для определения на службу.

Находясь в Тифлисе, я занялся изучением русского языка и через него познакомился с европейским просвещением. Состоя всегда при главных начальниках, я осмотрел Ширван, Армению, Дагестан, Черкесию, Грузию, Анатолию и Азербайджан. Везде я знакомился с местностъю и учёными людьми.

культураинтересные фактыпрофессиональное образованиепедагогикаучителяисториякнигинаукасаморазвитиеучебники

Источник: [19.47]

Статья № 3
П. И. Демезон, 1833–1834

Бухарское царство

Вот какие предметы изучают муллы во время долголетнего пребывания в медресе: арабская грамота и письменность, различные толкования корана (они предпочитают толкования казы Байзави), некоторые сочинения по риторике Ильми Менлика.

Сочинение Омри Калиби и его толкования Аллама Тафтазани являются наиболее ценными произведениями по астрономии. Заглавие сочинения Калиби — «Хикмат ал-Айн» — «Мудрость взгляда». Слово «Айн» означает по-арабски также «источник». Поэтому муллы никогда не будут говорить с вами об этом сочинении, не сказав вам с пафосом: «Хикмат ал-Айн — Айн ал-Хикмат»,-то есть — «Мудрость взгляда есть источник мудрости».

Изучаются также религиозные предания и их толкования. Обучение заканчивается небольшим курсом юриспруденции. Это «Фурани Фек» («Начала юриспруденции»), составленные Убейдуллой, сыном Таджи Шарие.

Некоторые муллы знают также два-три сочинения по истории. Такие, например, как «Хабибас — Сияр» и «Раузат ас Сафа». Они с удовольствием читают стихи и макамы Руми, Мирзы Бедиля, Хафиза, Саади, Исмата, Касима и Навои.

Право, жаль видеть многих мулл, посвятивших двадцать, а зачастую и тридцать лет жизни, чтобы заучить наизусть семь-восемь сочинений по теологии. Из-за религиозных традиций и условий жизни их исторические и астрономические познания расплывчаты и часто ложны. Я не говорю уже о географии, о коей они вообще не имеют никакого представления.

Медресе Бухары пользуются большой известностью во всем Туркестане. Сюда приезжают студенты из Хивы, Кокана, Гисара, даже Самарканда, из многих татарских областей.

Надо сказать, что Самарканд, эта древняя столица, выходцами из которой были многие муллы и сам шейх-уль-ислам, день ото дня становится все более заброшенной. Мечети, медресе приходят в упадок, и, чтобы заниматься, муллы вынуждены идти в Бухару.

В Бухаре насчитывается до 60 медресе, более или менее богато устроенных. У каждой медресе есть свой мустакофи, назначенный ханом. Это куратор, обязанный собирать налоги или же вакф1, причитающийся медресе, и распределять деньги между преподавателями (мударисами) и их учениками.

Мы говорили (C одним из первых сановников Бухары — шейх-уль-исламом, т. е. с главой духовенства — ишаном Султан-ханом Ходжой — Прим. ред.) о географии (о которой, правда, этот ученый не имел почти никакого представления), литературе, поэзии и о многом другом. Я прочитал ему отрывки из стихов нескольких арабских поэтов, которых он не знал.

Его интересовали вопросы, связанные с Персией, арабскими странами, Турцией и, конечно же, Европой. Расспрашивал он также об искусстве, науке, какой он занимался.

Когда мы познакомились ближе, он рассказывал мне о медицине, химии (kimia, слово, означающее у них почти исключительно искусство приготовления золота), о проводимых им многочисленных опытах для изготовления эликсира молодости. Он непременно хотел получить золото и тратил на опыты все силы. Однажды он попросил меня сказать ему откровенно, что на этот счет думают учёные Ферингистана (Зап. Европы — Прим. ред.). Я не хотел разочаровать его и ответил так, чтобы его успокоить.

«Хорошо! — сказал он с тяжелым вздохом, — ещё несколько попыток и затем я успокоюсь». Но я думаю, что подобное может случиться лишь с его смертью...


1 Вакф — земля и другое недвижимое имущество, завещанное его собственниками какому-либо мусульманскому учреждению (мечети, мавзолею, медресе и т. п.). Доходы с этого имущества поступали в пользу того лица или учреждения, которому они были завещаны, и шли на разные его нужды (на ремонт или сооружение зданий, на обеспечение обслуживающего персонала, на стипендии учащимся и т. п.). — Прим. ред.

культураинтересные фактыпрофессиональное образованиепедагогикаучителяисториякнигинаукасаморазвитиеучебники

Источник: [19.48]

Статья № 4
Сын отечества, № 9 (Из записок г-на Шоба), 1842

Греция. Афины

Греческій университетъ основанъ въ 1835 году. Въ немъ считается тридцать профессоровъ и до двухъ-сотъ воспитанниковъ. Профессоры все люди молодые, съ умомъ, прилежные къ своему дѣлу. Всѣ они воспитывались во время последней греческой войны и съ честію проводили курсы въ европейскихъ университетахъ.

Аеинскій университетъ, конечно, будетъ центромъ умственнаго образованія всей греческой націи. И нынѣ въ число учащихся поступаютъ Греки, подданные Порты. Года два или три назадъ паша адріанопольскій прислалъ сюда на свой счетъ молодаго Грека учиться медицинѣ.

За университетомъ сдѣдуютъ коллегія и гимназія, въ которыхъ считается около восьми сотъ воспитанниковъ. Чтобы число это не показалось преувеличеннымъ, надо взять въ разсчетъ, что, кромѣ аѳинскихъ уроженцовъ, сюда пріѣзжаютъ учиться молодые люди изъ другихъ областей королевства, гдѣ трудно найти способы къ образованію...

культураинтересные фактыпрофессиональное образованиепедагогикаучителяисториякнигинаукасаморазвитиеучебники

Источник: [19.156]

Статья № 5
Густав Лебон, 1895

В первом ряду идей, имеющих преобладающее значение в какую-нибудь эпоху и обладающих силой, несмотря на свой часто иллюзорный характер и свою не многочисленность, мы должны поставить в настоящее время следующую: образование в состоянии значительно изменить людей и непременно должно улучшить их и даже создать между ними равенство.

Путём повторения это уверение сделалось одним из самых непоколебимых догматов демократии, и в настоящее время так же трудно касаться его, как некогда было трудно касаться догматов церкви.

Но относительно этого пункта, как и относительно многих других, демократические идеи оказались в полном разногласии с данными психологии и опыта. Многие знаменитые философы, в том числе Герберт Спенсер, без труда доказали, что образование не делает человека ни более нравственным, ни более счастливым и не изменяет ни его инстинктов, ни его наследственных страстей, а иногда даже, если только оно дурно направлено, причиняет более вреда, нежели пользы.

Статистики подтвердили этот взгляд, показав нам, что преступность увеличивается вместе с обобщением образования или, по крайней мере, с обобщением известного рода образования. В недавнем своём труде Адольф Гилльо указывает, что в настоящее время на 1000 необразованных преступников приходится 3000 образованных, и в промежуток 50 лет количество преступников возросло с 227 на 100 000 жителей до 552 и, следовательно, увеличилась на 143%...

Государство, производящее всех этих дипломированных господ, может использовать из них лишь очень небольшое число, оставляя всех прочих без всякого дела, и таким образом оно питает одних, а в других создаёт себе врагов.

Огромная масса дипломированных осаждает в настоящее время все официальные посты, и на каждую, даже самую скромную, официальную должность кандидаты считаются тысячами, между тем как какому-нибудь негоцианту, например, очень трудно найти агента, который мог бы быть его представителем в колониях. В одном только департаменте Сены насчитывается 20 000 учителей и учительниц без всяких занятий, которые, презирая ремесла и полевые работы, обращаются к государству за средствами к жизни. Так как число избранных ограничено, то неизбежно возрастает число недовольных, и эти последние готовы принять участие во всякого рода возмущениях, каковы бы ни были их цели и каковы бы ни были их вожди.

Приобретение таких познаний, которые затем не могут быть приложены к делу, служит верным средством к тому, чтобы возбудить в человеке недовольство.

культураинтересные фактыпрофессиональное образованиенаукапсихологияуправление толпойобразование и преступностьидеологияНЛП

Источник: [19.235]

      |     О сайте >>   |    Обратная связь   |    Поддержать сайт >>

ПОБЕДИТЕЛЬ ИНТЕРНЕТ-КОНКУРСА «ЗОЛОТОЙ САЙТ»
Победитель XIII Всероссийского интернет-конкурса «Золотой сайт» в номинации «Познавательные сайты и блоги»Победитель интернет-конкурса «Золотой сайт»

© Lifeofpeople.info 2010 - 2024

▲ Наверх

0,224