Встарь > Разделы и темы > Культура: письменность, образование, литература и искусство > Образование, дающее профессию > Славяне и российские этносы (XVI век)
18. Культура: письменность, образование, литература и искусство
Образование, дающее профессию. Славяне и российские этносы (XVI век)
Патриаршая, Кампани, Устав, Флетчер, Герберштейн, Иовий, Петрей, Ясинский
Статья № 1
Патриаршая летопись (Никоновская), 1505
В лето 7013, ноября, приидоша послы великого князя на Москву, Алексий Заболотцкой ис Крыму, Дмитрей Ралев и Митрофан Качаров из замориа, и приведоша с собою многих мастеров серебряных, и пушечников, и стенных.
Источник: [19.10]
Статья № 2
Паоло Кампани, 1581
В Московии нет ни одной гимназии, в которой юношество обучалось бы свободным наукам, также нет и ученых богословов, которые просвещали бы народ проповедями. У московитов чрезвычайно учёным считается тот, кто знает славянские буквы.
Источник: [16.3]
Статья № 3
Устав немецкого ремесленного цеха в Чехии, 1588
Кто это ремесло изучать желает, тот должен пройти
Если
Кто хочет в этом цехе стать мастером, тот должен представить и доложить перед собранием цеха достаточные свидетельства своего (предшествующего) обучения: что он в течение 3 лет обучался ремеслу, и каково было к нему отношение. Затем еще раз он должен просить в течение 4 кварталов предоставить ему права мастера, а на четвертый квартал это право должно быть ему присвоено либо в этом праве отказано. Однако сын мастера должен претендовать на мастерские права в течение всего одного квартала, а затем уже и требовать этих прав.
После положительного решения новый мастер должен ещё завоевать себе бюргерское право и произвести 3 мастерских изделия (шедевра) — одну холстину на 25 прядей, один кусок тика на 48 прядей и одну малую холстину на 50 прядей, причем он должен для этого самостоятельно подгонять, подводить и подстраивать гребни, а выдержавшим свое испытание на шедевр он считается после того, как назначенные
Всякий желающий стать мастером в этом цехе должен иметь законную жену или, по меньшей мере, быть помолвленным.
Источник: [16.33]
Статья № 4
Джильс Флетчер, 1588–1589
Военные в России называются «детьми боярскими» (см. ст. 1 в
В самом деле, каждый воин в России есть дворянин, и нет иных дворян, кроме военных, на коих такая обязанность переходит по наследству от предков, так что сын дворянина (рожденный воином) всегда остается дворянином и вместе с тем воином и не занимается ничем другим, кроме военной службы. Как скоро они достигают того возраста, когда в состоянии носить оружие, то являются в Разряд, или к великому констеблю, и объявляют о себе: имена их тотчас вносят в книгу, и им дают известные земли для исправления их должности, обыкновенно, те же самые, какие принадлежали их отцам, оттого, что земли, определенные на содержание войска, владение коими условливается этой повинностью, все одни и те же, без малейшего увеличения или уменьшения.
Но если царю покажется достаточным число лиц, состоящих на таком жалованье (ибо все земли на всем пространстве государства уже заняты), то часто их распускают, и они не получают ничего, кроме небольшого участка земли, разделенного на две доли. Такое распоряжение производит большие беспорядки. Если у кого из военных много детей, и только один сын получает содержание от царя, то остальные, не имея ничего, принуждены добывать себе пропитание несправедливыми и дурными средствами, ко вреду и угнетению мужиков, или простого народа. Это неудобство происходит вследствие того, что военные силы государства содержатся на основании неизменного наследственного порядка.
Будучи сами невеждами во всём, они (Попы — Прим. ред.) стараются всеми средствами воспрепятствовать распространению просвещения, как бы опасаясь, чтобы не обнаружилось их собственное невежество и нечестие. По этой причине они уверили царей, что всякий успех в образовании может произвести переворот в государстве и, следовательно, должен быть опасным для их власти. В этом случае они правы, потому что человеку разумному и мыслящему, ещё более возвышенному познаниями и свободным воспитанием, в высшей степени трудно переносить принудительный образ правления. Несколько лет тому назад, еще при покойном царе, привезли из Польши в Москву типографский станок и буквы, и здесь была основана типография с позволения самого царя и к величайшему его удовольствию (типография Ивана Фёдорова). Но вскоре дом ночью подожгли, и станок с буквами совершенно сгорел, о чём, как полагают, постаралось духовенство.
Источник: [16.4]
Комментарии
Статья № 5
Сигизмунд Герберштейн, 1517, 1526
Учились у иностранцев на ходу
Весьма достохвально проявили себя тогда (1521 г.) немецкие пушкари, особенно Николай, родившийся на Рейне недалеко от немецкого имперского города Шпайера. Начальник и прочие советники, пребывавшие в совершенной почти растерянности от чрезвычайного страха, наговорив много ласковых слов, поручили ему защищать город. Они просили подвезти к воротам крепости пушки побольше, служащие для разрушения стен, и отбивать оттуда татар.
Пушки же эти были столь огромны, что перевезти их туда едва ли возможно было и в три дня, да и бывшего наготове пороху не хватило бы и на один выстрел из крупной пушки: таков неизменный обычай московитов — держать все под спудом и ничего не приготовлять заранее, но если приступит нужда, тогда только делают все впопыхах. Поэтому Николай решил побыстрее на людских плечах стащить к центру крепости (более лёгкие) пушки, попрятанные вдали от неё.
Источник: [16.27]
Статья № 6
Павел Иовий, †1552
Философиею, Астрономиею и другими науками, равно как и рациональною Медициною, Московитяне никогда не занимаются; должность врача исправляет у них всякий, кто только имел случай испытать действие
Источник: [16.28]
Статья № 7
Пётр Петрей, 1601–1605, ...1613
Тогда у великого князя (Ивана IV — Прим. ред.) было пять докторов медицины: Христофер Ритинг, венгерец, по своему искусству и опытности архиатер и главный из них, потом другие, именно: Каспар Фидлер из Пруссии, Иоанн Гилькен из Ливонии, Давид Фасман и Генрих Шредер из Любека, все превосходные и ученые люди.
Источник: [20.26]
Статья № 8
А. Н. Ясинский
Этот ученейший человек (Михаил Триволис/ Максим Грек — Прим. ред.) своего времени и был учителем Андрея Курбскаго: в предисловии на Новый Маргарит1 этот последний называет Максима превозлюбленным учителем.
1 «Маргарии́т» (греч. Μαργαρίται — жемчужины) — византийский и древнерусский сборники высказываний Иоанна Златоуста. — Прим. ред.
Источник: [19.216]
ПОБЕДИТЕЛЬ ИНТЕРНЕТ-КОНКУРСА «ЗОЛОТОЙ САЙТ»
Победитель XIII Всероссийского интернет-конкурса «Золотой сайт» в номинации «Познавательные сайты и блоги»
© Lifeofpeople.info 2010 - 2024