Встарь, или Как жили люди


Гравюра
Искать информацию: в статьях в комментариях по имени автора среди наименований источников

Встарь > Разделы и темы > Культура: письменность, образование, литература и искусство > Образование, дающее профессию > Славяне и российские этносы (XVI век)

18. Культура: письменность, образование, литература и искусство

Образование, дающее профессию. Славяне и российские этносы (XVI век)

Патриаршая, Кампани, Устав, Флетчер, Герберштейн, Иовий, Петрей, Ясинский

Статья № 1
Патриаршая летопись (Никоновская), 1505

В лето 7013, ноября, приидоша послы великого князя на Москву, Алексий Заболотцкой ис Крыму, Дмитрей Ралев и Митрофан Качаров из замориа, и приведоша с собою многих мастеров серебряных, и пушечников, и стенных.

Патриаршая (Никоновская) летопись, 1505. В лето 7013, ноября, приидоша послы великого князя на Москву, Алексий Заболотцкой ис Крыму, Дмитрей Ралев и Митрофан Качаров из замориа, и приведоша с собою многих мастеров серебряных, и пушечников, и стенных.

культураинтересные фактыпрофессиональное образованиепедагогикаучителяисториякнигинаукасаморазвитиеучебники

Источник: [19.10]

Статья № 2
Паоло Кампани, 1581

В Московии нет ни одной гимназии, в которой юношество обучалось бы свободным наукам, также нет и ученых богословов, которые просвещали бы народ проповедями. У московитов чрезвычайно учёным считается тот, кто знает славянские буквы.

культураинтересные фактыпрофессиональное образованиепедагогикаучителяисториякнигинаукасаморазвитиеучебники

Источник: [16.3]

Статья № 3
Устав немецкого ремесленного цеха в Чехии, 1588

Кто это ремесло изучать желает, тот должен пройти 14-дневное испытание. По исходе оных 14 дней обязан он представить совету цеха в письменной или устной форме достаточные свидетельства своей законнорожденности и честного имени во всех действиях своих. Если тогда признано будет, что подходит он для того или иного ремесла, то оный цех должен его принять, а он обязан в течение трех лет кряду проходить обучение; а если он за эти три года когда-либо уклонится от учения, то обязан уплатить в кассу цеха три гульдена.

Если ученик-слуга будет найден нежелательным, если он ведет себя своевольно и наперекор указаниям мастера, то он обязан, уплатить две копы грошей штрафа. А если будет установлена вина за мастером, то оный обязан по постановлению мастеров внести в кассу цеха 3 гульдена штрафа, а его ученику цех должен озаботиться выделить для обучения другого мастера-учителя.

Кто хочет в этом цехе стать мастером, тот должен представить и доложить перед собранием цеха достаточные свидетельства своего (предшествующего) обучения: что он в течение 3 лет обучался ремеслу, и каково было к нему отношение. Затем еще раз он должен просить в течение 4 кварталов предоставить ему права мастера, а на четвертый квартал это право должно быть ему присвоено либо в этом праве отказано. Однако сын мастера должен претендовать на мастерские права в течение всего одного квартала, а затем уже и требовать этих прав.

После положительного решения новый мастер должен ещё завоевать себе бюргерское право и произвести 3 мастерских изделия (шедевра) — одну холстину на 25 прядей, один кусок тика на 48 прядей и одну малую холстину на 50 прядей, причем он должен для этого самостоятельно подгонять, подводить и подстраивать гребни, а выдержавшим свое испытание на шедевр он считается после того, как назначенные мастера-смотрители выскажутся перед всем цехом, что куски (штуки) сделаны добросовестно и изрядно; а молодой мастер обязан тогда выплатить мастерам-смотрителям и старшим мастерам полталера, а цеху — 10 коп грошей, в том числе первый раз — когда претендует на членство в цехе — 5 коп, и второй раз, когда представит свое мастерское изделие — остальные 5 коп.

Всякий желающий стать мастером в этом цехе должен иметь законную жену или, по меньшей мере, быть помолвленным.

культураинтересные фактыпрофессиональное образованиепедагогикаучителяисториякнигинаукасаморазвитиеучебники

Источник: [16.33]

Статья № 4
Джильс Флетчер, 1588–1589

Военные в России называются «детьми боярскими» (см. ст. 1 в 15.1.16.s), или «сыновьями дворян», потому что все они принадлежат к этому сословию, будучи обязаны к военной службе по самому своему званию.

В самом деле, каждый воин в России есть дворянин, и нет иных дворян, кроме военных, на коих такая обязанность переходит по наследству от предков, так что сын дворянина (рожденный воином) всегда остается дворянином и вместе с тем воином и не занимается ничем другим, кроме военной службы. Как скоро они достигают того возраста, когда в состоянии носить оружие, то являются в Разряд, или к великому констеблю, и объявляют о себе: имена их тотчас вносят в книгу, и им дают известные земли для исправления их должности, обыкновенно, те же самые, какие принадлежали их отцам, оттого, что земли, определенные на содержание войска, владение коими условливается этой повинностью, все одни и те же, без малейшего увеличения или уменьшения.

Но если царю покажется достаточным число лиц, состоящих на таком жалованье (ибо все земли на всем пространстве государства уже заняты), то часто их распускают, и они не получают ничего, кроме небольшого участка земли, разделенного на две доли. Такое распоряжение производит большие беспорядки. Если у кого из военных много детей, и только один сын получает содержание от царя, то остальные, не имея ничего, принуждены добывать себе пропитание несправедливыми и дурными средствами, ко вреду и угнетению мужиков, или простого народа. Это неудобство происходит вследствие того, что военные силы государства содержатся на основании неизменного наследственного порядка.

Будучи сами невеждами во всём, они (Попы — Прим. ред.) стараются всеми средствами воспрепятствовать распространению просвещения, как бы опасаясь, чтобы не обнаружилось их собственное невежество и нечестие. По этой причине они уверили царей, что всякий успех в образовании может произвести переворот в государстве и, следовательно, должен быть опасным для их власти. В этом случае они правы, потому что человеку разумному и мыслящему, ещё более возвышенному познаниями и свободным воспитанием, в высшей степени трудно переносить принудительный образ правления. Несколько лет тому назад, еще при покойном царе, привезли из Польши в Москву типографский станок и буквы, и здесь была основана типография с позволения самого царя и к величайшему его удовольствию (типография Ивана Фёдорова). Но вскоре дом ночью подожгли, и станок с буквами совершенно сгорел, о чём, как полагают, постаралось духовенство.

культураинтересные фактыпрофессиональное образованиепедагогикаучителяисториякнигинаукасаморазвитиеучебники

Источник: [16.4]
Комментарии

Статья № 5
Сигизмунд Герберштейн, 1517, 1526

Учились у иностранцев на ходу

Весьма достохвально проявили себя тогда (1521 г.) немецкие пушкари, особенно Николай, родившийся на Рейне недалеко от немецкого имперского города Шпайера. Начальник и прочие советники, пребывавшие в совершенной почти растерянности от чрезвычайного страха, наговорив много ласковых слов, поручили ему защищать город. Они просили подвезти к воротам крепости пушки побольше, служащие для разрушения стен, и отбивать оттуда татар.

Пушки же эти были столь огромны, что перевезти их туда едва ли возможно было и в три дня, да и бывшего наготове пороху не хватило бы и на один выстрел из крупной пушки: таков неизменный обычай московитов — держать все под спудом и ничего не приготовлять заранее, но если приступит нужда, тогда только делают все впопыхах. Поэтому Николай решил побыстрее на людских плечах стащить к центру крепости (более лёгкие) пушки, попрятанные вдали от неё.

культураинтересные фактыпрофессиональное образованиепедагогикаучителяисториякнигинаукасаморазвитиеучебники

Источник: [16.27]

Статья № 6
Павел Иовий, †1552

Философиею, Астрономиею и другими науками, равно как и рациональною Медициною, Московитяне никогда не занимаются; должность врача исправляет у них всякий, кто только имел случай испытать действие каких-нибудь неизвестных трав.

культураинтересные фактыпрофессиональное образованиепедагогикаучителяисториякнигинаукасаморазвитиеучебники

Источник: [16.28]

Статья № 7
Пётр Петрей, 1601–1605, ...1613

Тогда у великого князя (Ивана IV — Прим. ред.) было пять докторов медицины: Христофер Ритинг, венгерец, по своему искусству и опытности архиатер и главный из них, потом другие, именно: Каспар Фидлер из Пруссии, Иоанн Гилькен из Ливонии, Давид Фасман и Генрих Шредер из Любека, все превосходные и ученые люди.

культураинтересные фактыпрофессиональное образованиепедагогикаучителяисториякнигинаукасаморазвитиеучебники

Источник: [20.26]

Статья № 8
А. Н. Ясинский

Этот ученейший человек (Михаил Триволис/ Максим Грек — Прим. ред.) своего времени и был учителем Андрея Курбскаго: в предисловии на Новый Маргарит1 этот последний называет Максима превозлюбленным учителем.


1 «Маргарии́т» (греч. Μαργαρίται — жемчужины) — византийский и древнерусский сборники высказываний Иоанна Златоуста. — Прим. ред.

история Ивана IVКурбский и ТриволисМаксим Грек — учитель Курбскогокультураинтересные фактыпрофессиональное образованиепедагогикаучителяисториякнигинаукасаморазвитиеучебники

Источник: [19.216]

      |     О сайте >>   |    Обратная связь   |    Поддержать сайт >>

ПОБЕДИТЕЛЬ ИНТЕРНЕТ-КОНКУРСА «ЗОЛОТОЙ САЙТ»
Победитель XIII Всероссийского интернет-конкурса «Золотой сайт» в номинации «Познавательные сайты и блоги»Победитель интернет-конкурса «Золотой сайт»

© Lifeofpeople.info 2010 - 2024

▲ Наверх

0,211