Встарь > Разделы и темы > Культура: письменность, образование, литература и искусство > Начальное образование > Иные этнические системы (XIX век)
18. Культура: письменность, образование, литература и искусство
Начальное образование. Иные этнические системы (XIX век)
Бичурин, Добель, Демезон, Воспоминанiя
Статья № 1
Н. Я. Бичурин, †1853
Китай. Система народного просвещения и образования
В Китае круг просвещения ограничен весьма тесными пределами. Он объемлет только училища для словесности и частию для переводов, институты Педагогический и Астрономический и Приказ Ученых. Отдельное преподавание разных наук, исключая математических, еще не введено.
Письмо китайское состоит из идеографических букв. Ученик с познанием каждой буквы приобретает понятие о
Умственное воспитание в Китае имеет одну цель — приготовление людей, способных для государственной службы.
В настоящее время училища разделяются на три разряда: в первом разряде состоят училища общественные, или народные,
Народные училища учреждены во всех городах и состоят под ведением местных начальств, которым предоставлена власть принимать в оные детей без разбора сословий и увольнять их, как скоро не пожелают продолжать учение, определять учителей из свободных людей, известных своею нравственностью и образованием. В народные училища более поступают сироты и дети бедных родителей, потому что здесь пользуются учением без платы. Дети чиновников и богатых родителей наиболее учатся у домашних учителей.
Уездные училища находятся во всех штатных городах, по одному, и состоят на особливых правах. Ученики принимаются в уездные училища по испытанию.
Губернские училища находятся в губернских городах — по одному в каждом от правительства и по нескольку в губернии — основанных частными людьми. Начальникам губерний предоставлена власть определять частных учителей, избирая их из людей образованнейших, и служащих и неслужащих. Губернские училища посещаются более получившими ученые степени. Они допускаются сюда по усмотрению председателя Казённой Палаты с губернским прокурором, а оставляют училище по собственному желанию.
Из сего краткого обзора открывается, что училища первого и третьего разряда, то есть народные и губернские, суть приуготовительные, в которых нет ни постоянного учения, ни постоянных учеников. Правильное образование юношества заключается в уездных училищах.
Достигшие достаточного образования в народных училищах или у домашних учителей являются в свой областной или окружной город на испытание, на котором получившие первую учёную степень поступают в уездные училища в число штатных учеников под названием студентов —
Уездные училища делятся на большие, средние и малые, иначе: на областные, окружные и уездные. Существенное различие между ними состоит не в разности преподаваемых предметов, а в числе студенческих мест. В областных училищах штат студентов ¼ более против штата окружных, а штат окружных 1/3 более против штата уездных училищ.
Более полные извлечения из наблюдений опального монаха Иакинфа — здесь, 0.55 Mb)
Источник: [19.19]
Статья № 2
Питер Добель, 1818
Китай
Почти все, исключая людей самого низшего класса, даже многие и из сего последнего, умеют читать и писать...
Язык китайский состоит, как говорят, более нежели из 60 000 тысяч букв, или знаков, половина коих неупотребительна, а большая часть остальной половины употребляется только в сочинениях об отвлеченных предметах и в истолковании законов. Из сего легко усмотреть, что число письменных знаков, необходимых в общежитии, не может быть весьма значительно. Человек, знающий от 15 000 до 20 000 знаков, считается весьма ученым, и справедливо, ибо на изучение оных потребна почти половина жизни человеческой.
Купцы, лавочники, ремесленники и пр., кои не желают отличиться на поприще литературы, изучают только самые необходимые для их дела знаки;
Действительно, все просвещение сие состоит в том, чтобы иметь в памяти несколько крючковатых фигур, едва достаточных для самых обыкновенных сношений в общежитии или для чтения тех бестолковых и безнравственных сказок и басен, кои писаны языком низкого разврата, понятного испорченному их вкусу. Безнравственные книги запрещены законом; но их продают и показывают публично по улицам, заплатя за дозволение небольшую сумму полицейскому чиновнику той части города.
Источник: [19.20]
Статья № 3
П. И. Демезон, 1833–1834
Бухарское царство
Школы (мактаб) гораздо более многочисленны. Они существуют при каждой мечети. В них дети учатся читать, писать и нараспев произносить первую главу корана и
Школы эти производят поначалу странное впечатление — они находятся на приподнятой на несколько футов над уровнем всей улицы площадке. Войдя же внутрь, понимаешь, зачем это сделано. Все дети помещаются как бы в небольшой яме полтора фута глубиной. В ней они могут лишь с трудом повернуться. С помощью этого «хитроумного изобретения», по словам учителей, они находят способ использовать пол вместо стола и в то же время заставлять детей сидеть спокойно на своих местах. Если бы эти школы располагались на площадках менее приподнятых, то углубление было бы всегда сырым и даже в некоторых кварталах могло быть затоплено в межсезонье.
Легко себе представить положение бедных маленьких существ, опущенных до самого подбородка под землю, в которых тычет своей указкой
Источник: [19.48]
Статья № 4
Сельская жизнь въ Англiи
Въ деревняхъ, гдѣ средства родителей слишкомъ ограничены, обыкновенно дѣтямъ рано приходится бросать книги для полевыхъ работъ... Они нашли, что устройство вечернихъ классовъ будетъ лучшимъ средствомъ для достиженія этой цѣли. Но недоста-точно открыть школы, необходимо привлечь въ нихъ учениковъ, удержать ихъ приманкою нѣкоторыхъ выгодъ, поощрить усердіе учителей наградами, и, наконецъ, заинтересовать в этомъ дѣлѣ богатыхъ и вліятельныхъ людей. Эту трудную проблему рѣшили трое благонамѣренныхъ людей, мистеръ Бестъ, пасторъ Беконъ и мистеръ Порталь, освовавшіе въ 1853 году общество, Hants and Wilts educational Society (Просветительское общество Ганта и Уилта — Прим. ред.), 6лагодѣянія котораго должны были распространиться на графства Гемпширъ и Вильтширъ...
Учитель получаетъ 5 к. сер. за каждый часъ, въ который школа его открыта въ зимніе мѣсяцы; далѣе, независимо отъ гонорарія, выплачиваемаго деревнею, общество, съ цѣлію заинтересовать учителя въ удержании учениковъ, назначаетъ ему 40 к. сер. за часъ присутствія въ школѣ каждаго ученика, посѣщавшаго ее постоянно въ теченіи 80 дней, за исключеніемъ воскресныхъ дней.
Для возбуждения ревности учениковъ, общество учредило экзамены, на основаніи которыхъ оно выдаетъ дипломы и почетныя свидетельства. Экзамены соотвѣтствуютъ тремъ степенямъ ученія воспитанниковъ, но нисколько для нихъ не обязательны. Учитель, которому удалось приготовить одного или несколькихъ учениковъ къ экзамену высшаго разряда, получаетъ въ награду 6 р. 25 к. сер. за каждаго; ему выдаютъ 3 р. сер. за каждаго выдержавшего экзаменъ второй степени и 1 р. 50 к. сер. за каждаго выдержавшаго экзаменъ третьей степени1.
1 Сверхъ того учрежденъ конкурсъ между учителями. Тотъ, у кого наиболѣе учениковъ, получившихъ дипломъ первой степени, получаетъ 12 р. 60 к. с., второй — 10 р. и третьей 7 р. 60 к. с.. — Прим. авт.
Дипломъ цѣнится очень высоко; воспитанники, получившіе его, находятъ себѣ выгодныя мѣста. Впрочемъ, прошло много времени прежде чѣмъ они рѣшились являться на экзамены; въ 1856 г. экзаменующихся было трое; въ 1859 г. число ихъ возрасло до 109, а въ 1860 г. — до 208, изъ которыхъ 59 оказались достойными диплома, котораго они домогались. Самому младшему изъ послѣднихъ было 13 лѣтъ; старшему, земледельцу, минуло 39. Въ спискѣ экзаменующихся были ремесленники разнаго рода, молодые служители и крестьяне. Ученики столярнаго и котельнаго мастерства встрѣчалпсъ чаще другихъ; были также два пастуха и девять слугъ.
Нѣскодько словъ объ экзаменахъ, которые производятся всегда письменно. Они, какъ я сказалъ выше, раздѣляются на три степени; для низшей требуется умѣнье читать, писать, считать, а равно знаніе одного изъ евангелій и главнѣйшихъ фактовъ исторіи и географіи Англіи.
На экзаменѣ второй степени, кромѣ всего предыдущего, требуется общее знаніе всѣхъ евангелій и дѣяній апостольскихъ, всеобщей географіи, вычисленія болѣе сложныя, и наконецъ сочинение, написанное на одну изъ шести темъ предложенныхъ обществомъ. Темы эти содержанія историческаго, ученаго или литературнаго.
Что касается до третьей степени, то она сдѣлала бы честь любому shcolar. Кромѣ вопросовъ гораздо болѣе обширныхъ о грамматикѣ и слогѣ, о географіи и ариθметикѣ, имъ предлагаютъ вопросы изъ четырехъ первыхъ книгъ Эвклида, изъ алгебры и геометріи и задаютъ сочиненія на предметы, въ родѣ слѣдующихъ: жизнъ и характеръ Бекона; географія Франціи и Алжира; устройство паровыхъ машинъ; какая-нибудь задача изъ общественной или домашней экономіи; отчетъ о какомъ-нибудь чтеніи, происходившемъ въ присутствіи воспитанника...
Въ 1859 году доходы общества, состоявшіе изъ праношеній и взносовъ отъ почетныхъ членовъ и заведеній, простирались до 230 ф. ст. или 1 450 р. сер. Преміи, выданныя школьнымъ учителямъ, составили около 400 руб. сер. На расходы разнаго рода пошло до 500 руб. и такая же сумма оставалась у казначея въ приходѣ на слѣдующій годъ.
Замѣчателно, что изъ служащихъ только одинъ помощникъ секретаря получаетъ жалованіе, около 70 руб.
Итакъ, вотъ учрѳждеяіе, которое обнимаетъ страну величиною с два наши департамента, устраиваетъ школы (стараніями его въ нѣсколько лѣтъ ихъ открыто сто шестьдесять), поддерживаетъ ревность учителей денежными наградами, поучительными беседами возбуждаетъ въ молодыхъ людяхъ охоту къ умственнымъ занятіямъ и приманкою дипломовъ поощряетъ ихъ посѣщать школы и вечерніе классы, и которое въ годъ обходится только въ 900 руб. сер...
Въ настоящее время въ Лондонѣ число такихъ школъ (Для бедных и бездомных — Прим. ред.) простирается до 361; ихъ посѣщаютъ болѣе двадцати пяти тысячь дѣтей. Учителей и смотрителей получающихъ жалованье считается до 400; число же даровыхь учителей, истинныхъ христіянскихъ братій, доходитъ до 2 600 человѣкь. Замечательно, что до 3 080 воспитанниковъ вышедшихъ изъ среды этихъ бѣдныхъ дѣтей уже помогаютъ учителямъ въ воспитаніи своей несчастной младшей братіи.
Въ пріютахъ, число которыхъ простирается до пятнадцати, помещается до 600 дѣтей, получающихъ пищу, одежду и обучающихся какому-нибудь ремеслу.
Въ 1856 году описываемое нами Общество убѣдилось, что ему необходимы еще школы для мододыхъ преступниковъ. Въ теченіи двухъ лѣтъ было основано до сорока заведеній, носящихъ названіе Reformatory, и законъ уполномочилъ судей отправлять туда всѣхъ осужденныхъ дѣтей моложе шестнадцати лѣтъ. Вслѣдоствіѳ этого, число молодыхъ заключенныхъ уменьшилось въ эти годы на 26 процентовъ. Это уменышеніе еще гораздо значительнее въ большихъ городахъ.
Нѣтъ сомнѣнія, что это улучшеніе распространилось и на всѣ друтія местности.
Ежегодные доходы этого Общества простираются до 32 000 фунтовъ. Общество школъ получило 31 545 фунтовъ отъ приношеній и подписокъ, и израсходовало изъ нихъ 31 068 фунт.
Источник: [19.102]
Комментарии
ПОБЕДИТЕЛЬ ИНТЕРНЕТ-КОНКУРСА «ЗОЛОТОЙ САЙТ»
Победитель XIII Всероссийского интернет-конкурса «Золотой сайт» в номинации «Познавательные сайты и блоги»
© Lifeofpeople.info 2010 - 2024