Встарь, или Как жили люди


Гравюра
Искать информацию: в статьях в комментариях по имени автора среди наименований источников

Встарь > Разделы и темы > Культура: письменность, образование, литература и искусство > Начальное образование > Славяне и российские этносы (XVII век)

18. Культура: письменность, образование, литература и искусство

Начальное образование. Славяне и российские этносы (XVII век)

Корб, Карлейль, Кульман, Маржерет, Витсен, Койэтт, Гюльденстиерне, Давид, Расчеты, Эмилиан, Котошихин, Милюков, Шаум, Алеппский, Пипс, Рейнтенфельс, Половцов, Тайный приказ, Забелин, Маскевич, Боплан, Оклады, Спицын, Луппов

Статья № 1
Иоганн-Георг Корб, 1698–1699

В школах учителя обучают учащихся только чтению и письму. Заучивание наизусть некоторых правил их веры составляет у москвитян самую высшую степень образования.

Палата-учительная. Деталь шкафа XVII. Древнерусская жизнь в картинках на www.booksite.ru
Палата-учительная. Деталь шкафа XVII. Древнерусская жизнь в картинках на www.booksite.ru

культураинтересные фактыначальное образованиекнигипедагогикаучителяписьменностьалфавитисториянаукасаморазвитиеучебникиписчий материал

Источник: [17.2]

Статья № 2
Чарльз Карлейль, 1663–1664

В Московии есть четыре начала весьма важные, которые служат к удерживанию народа в послушании... Наконец четвертое начало состоит в поддержании невежества, которое очень распространено в этом крае; там учат только читать и писать. И действительно, науки не свойственны рабам, но живущим в государстве свободном. Наука не согласуется так хорошо с рабством, как невежество. Это-то и побудило сказать Валентиана — l’а Valentian — и Луциния (Lucinius), двух римских императоров, что науки были язвою и ядом для республики.

культураинтересные фактыначальное образованиекнигипедагогикаучителяписьменностьалфавитисториянаукасаморазвитиеучебникиписчий материал

Источник: [17.11]

Статья № 3
Н. Кульман, 1938

О первой Российской грамматике Г. В. Лудольфа, 1696 г.

Н.Кульман о первой Российской грамматике Г.В. Лудольфа, 1696 г.

Полный текст статьи см. здесь, 2.0 Mb

культураинтересные фактыначальное образованиекнигипедагогикаучителяписьменностьалфавитисториянаукасаморазвитиеучебникиписчий материал

Источник: [21.10]

Статья № 4
Жак Маржерет, 1600–1606

..невежество народа таково, что и треть его не знает Отче наш и Символ веры.

Школа. Миниатюра из рукописи Сборник житий, 17 век. Древнерусская жизнь в картинках на www.booksite.ru
Школа. Миниатюра из рукописи Сборник житий, 17 век. Древнерусская жизнь в картинках на www.booksite.ru

Словом, можно сказать, что невежество-мать их благочестия. Они ненавидят учение и особенно — латынь. У них нет ни одной школы, ни университета. Только священники учат молодёжь читать и писать, что привлекает немногих. Большая часть их букв — греческие, и почти все их книги написаны от руки, за исключением нескольких печатных книг Библии и Нового Завета из Польши. Так как они научились печатать всего лишь десять-двенадцать лет назад, то рукописные книги и поныне более изысканно сделаны, чем печатные.

нелюбовь к учениюредкая грамотностькультураинтересные фактыначальное образованиекнигипедагогикаучителяписьменностьалфавитисториянаукасаморазвитиеучебникиписчий материал

Источник: [17.22]

Статья № 5
Николаас Витсен, 1664–1665

Новгород XVII. Напоминает что-то до боли знакомое...

Упомянутый дворянин во время приёма говорил всё по свитку, с трудом мог читать написанное, переводчик пришёл ему на помощь. Там только было сказано, что воевода царя посылает Якобу Борейлю, послу, все это в его честь, чтобы торжественно принять, и справляется о его здоровье...

Перед этим он перечислил титулы Его Царского Величества, которые он прочитал по записке, как русские читают всё: даже во время приёма большие господа ничего не могут сказать наизусть, а смотрят вниз перед собой, когда говорят... Порядок тостов князь читал по цедулке.

На обратном пути, у Завидово, 22 мая

Считая характер народа и его веру известными, не буду их описывать, скажу только, что они хорошие христиане, но необучены и плохо воспитаны. Обучение там не в почёте, и тех, кто занимается наукой, называют еретиками... Они все рабы, кроме самого царя.

культураинтересные фактыначальное образованиекнигипедагогикаучителяписьменностьалфавитисториянаукасаморазвитиеучебникиписчий материал

Источник: [17.39]

Статья № 6
Бальтазар Койэтт, 1676

Москва. Кремль

В стенах крепости находятся и два прекрасных монастыря, один мужской, другой женский. Первый, впрочем, скорее можно назвать дворянским учебным заведением, чем монастырем; там редко увидишь кого другого, как детей бояр и важных вельмож; их помещают туда, чтобы удалить от дурного общества и научить благонравному поведению. По исполнении шестнадцати лет от роду, они снова могут уйти. В женском монастыре этого обычая нет: кто туда попал, та уже на всю жизнь остается монахинею.

культураинтересные фактыначальное образованиекнигипедагогикаучителяписьменностьалфавитисториянаукасаморазвитиеучебникиписчий материал

Источник: [17.41]

Статья № 7
Аксель Гюльденстиерне, 1602

В тот же день русские прислали также моему господину русский букварь и другую русскую книгу — откровение Св. Иоанна, — по которым герцог Ганс должен был учиться по-русски.

культураинтересные фактыначальное образованиекнигипедагогикаучителяписьменностьалфавитисториянаукасаморазвитиеучебникиписчий материал

Источник: [17.45]
Комментарии

Статья № 8
Иржи Давид, 1686–1689

Москва

Они [лютеране] имеют также две начальные школы, в которых преподают два учителя. Обучают также по-латыни, но ученики постигают только чтение и не получают других знаний. Учителя живут частично за счёт общины, частично на частные средства, собранные от учеников. Кроме того, есть ещё много наставников, которые частным образом на дому обучают купеческих сыновей латыни...

Я уже часто упоминал о том, что у россиян нет обучения, нет у них школ ни гуманитарных, ни философских, ни богословских, нет академий: с отходом от истияной веры, когда они перешли в греческий раскол, все это также погибло. Кроме чтения и письма, да и то только на местном языке, не учатся ничему, да и учатся из-за огромного числа юношей лишь немногие.

Шесть лет назад два монаха из Венеции, по языку и обычаям греки, прибыли сюда, чтобы обучать греческой и латинской грамоте. Они были встречены с благосклонностью, получали большое жалованье от патриарха, но успех имели ничтожный или весьма малый. Латыни они никого до сих пор не научили, ибо сами в этом языке немного смыслят, а в греческом преуспели немногим больше, но — это язык варварский, обиходный, а не тот некогда цветущий эллинский язык, в котором они и сами не блещут. Один из них два года назад уехал, а другой упорно продолжает обучать. И это единственный учитель, к которому патриарх обычно обращается со своими сомнениями, а тот внушает ему все, что хочет.

Мы можем привести некоторый образчик его учености: однажды па вопрос патриарха, верят ли иезуиты и доминиканцы в одно и то же, одной ли они веры, он ответил, что вовсе нет, что между ними большая разница. Если бы он имел в виду различия школьной доктрины, то можно было бы его не винить, но насчет веры его нельзя оправдать никак, ибо он хотел таким образом настроить патриарха против нас и убедить его в том, что мы в вере противоречим всем. В другой раз у него спросили, почему не осталась в древней церковной доктрине формула освящения, состоящая в словах Христа: «Сие есть тело мое»? Он ответил, что спор этот не представляет никакой трудности, присутствует ли там Христос по этой латинской формуле, или по формуле св. Златоуста, важно, что он там присутствует, и этого достаточно для жертвоприношения. Подобными сведениями он просвещает их и относительно остальных артикулов греческой веры.

Патриарх содержит многих учеников, ибо боярские сыновья и другие обыватели не видят большой пользы в учении, а чтобы хоть кто-нибудь учился, настоятели собирают юношей и дают им средства к жизни. Среди них многие уже взрослые, женатые. Больше всего здесь таких, которые готовят себя к церковному званию. Учителя, о которых мы упоминали, чтобы здесь быть принятыми и закрепиться, распространяли чистые выдумки, хвастались своими победами над вероучением иезуитов, поляков, над польскими магнатами и высшими духовными лицами, уверяли, что те более привержены к греческим обычаям, чем к латинским, и тому подобное, чем обычно прельщаются еретики.

культураинтересные фактыначальное образованиекнигипедагогикаучителяписьменностьалфавитисториянаукасаморазвитиеучебникиписчий материал

Источник: [17.52]
Комментарии

Статья № 9
Расчет подвод для перевозки военных припасов, 1632

Быти на государевѣ службѣ въ полкѣхъ съ бояры и воеводы русскимъ и немецкимъ солдатомъ, и стрѣльцомъ московскимъ и казакомъ донскимъ 11 550 чел., а дати имъ по десять фунтовъ зелья, по двадцать пять фунтовъ свинцу; итого доведется 2 897 пудъ съ полупудомъ зелья, 7 149 п. свинцу, обоего, зелья и свинцу, 10 046 пудъ съ полупудомъ.

А на подводу положити того зелья и свинцу по 15 пудъ; итого подъ 10 046 пудъ съ полупудомъ надобно 670 подводъ…

культураинтересные фактыначальное образованиекнигипедагогикаучителяписьменностьалфавитисториянаукасаморазвитиеучебникиписчий материал

Источник: [17.74]
Комментарии

Статья № 10
Франциск Эмилиан, 23 июня 1699

Москва. Школы иезуитов

Желательно было бы, чтобы этотъ (русскій) народъ учился наукамъ, потому что въ способностяхъ у него нѣтъ недостатка. Въ настоящее время пробивается уже нѣкоторая надежда. Изъ бояръ по латынѣ уже говоритъ вышеупомянутый Борисъ Голицынъ. Его обучилъ этому нѣкій нашъ отецъ, родомъполякъ, котораго Московитяне привели сюда плѣнникомъ изъ Литвы около 1649 года и котораго этотъ самый князь удивительно какъ хвалить за добродѣтель.

Кромѣ этого князя говорятъ по латынѣ двое другихъ бояръ, именно: бояринъ Артамоновичъ и бояринъ Глѣбовъ. По итальянски говорятъ оба другіе Голицины Дмитрій и Θедоръ, а также бояринъ Лопухинъ, братъ царицы... По итальянски говорятъ и многіе другіе, и по приказанію царя итальянскому языку публично обучаютъ здѣсь два монаха, родомъ съ Корциры... пока достаточно и того, что дѣти учатся и становятся способными читать нашихъ авторовъ, чего больше всего и домогался нѣкогда нашъ Поссевинъ.

Они любятъ математику и удивляются ей, но не хотятъ понять, что необходимы нѣкоторыя издержки для опытовъ. Я сдѣлалъ кое-кому нѣсколько оптическихъ подарковъ и другія вещи. Всѣ эти вещи весьма охотно были приняты и расхвалены, какъ нельзя болѣе. Въ благодарность мнѣ присланы рыба, куры, водка и проч. все такія вещи, которыя можно легко достать за 5 грошей на наши деньги.

Кромѣ сына господина генерала Гордона я имѣю много и другихъ, русскихъ учениковъ.
Сколько нужно было убѣждать ихъ, чтобы они начинали учиться по порядку, съ самыхъ первыхъ началъ; потому что они желаютъ все имѣть скоро, да и весь этотъ народъ не терпитъ медленности. Въ настоящее время мы дошли до рѣшенія треугольниковъ и теперь они уже сами собою любуются. О, еслибы Богъ далъ, чтобы здѣсь когда ннбудь появились училища...

культураинтересные фактыначальное образованиекнигипедагогикаучителяписьменностьалфавитисториянаукасаморазвитиеучебникиписчий материал

Источник: [18.120]

Статья № 11
Г. К. Котошихин, †1667

Полской король посылал к царю послов своих, и велел посолство править, и дары подносить от себя и от королевы царю и царице, против такого ж обычая. И те послы будучи у царя посолство свое правили и дары подносили; а к царице посолства править и ее видеть не допустили, а отговорилися тем, назвали царицу болною, а она в то время была здорова; и слушал у послов посолства, и дары за царицу принимал царь сам.

Вопрос. Для чего так творят?

Ответ. Для того: Московского государства женской пол грамоте неученые, и не обычай тому есть, а породным разумом простоваты, и на отговоры несмышлены и стыдливы: понеже от младенческих лет до замужства своего у отцов своих живут в тайных покоях, и опричь самых ближних родственых, чюжие люди никто их, и они людей видети не могут — и потому мочно дознатца, от чего б им быти гораздо разумным и смелым; такъже как и замуж выдут, и их потомуж люди видают мало. И толко б царь в то время учинил так, что Полским послом велел бы быть у царицы своей на посолстве, а она б выслушав посолства, собою ответу не учинила б никакого, и от того пришло б самому царю в стыд.

культураинтересные фактыначальное образованиекнигипедагогикаучителяписьменностьалфавитисториянаукасаморазвитиеучебникиписчий материал

Источник: [17.112]

Статья № 12
П. Н. Милюков, 1896

Первый московский букварь (Вас. Бурцова), однако, появился только въ 1634 году и составляль простую перепечатку виленскаго изданія (1621 года). Послѣ того буквари и другія учебныя книги переиздавались постоянно московской типографіей въ значительномъ количествѣ экземпляровъ: это были, кромѣ богослужебныхъ, единственныя ея изданія, сколько-нибудь широко распространенныя.

Въ срединѣ вѣка, напр., букварь выдержалъ три изданія въ теченіе четырехъ лѣтъ (1647–1651), всего въ количествѣ 9.600 экземпляровъ; учебный часословъ въ семь лѣтъ издавался 8 разъ (1645–1652), учебная псалтирь — въ шесть лѣтъ (1645–1651) — 9 разъ.

Въ послѣдней четверти вѣка, въ теченіе 12 лѣтъ (1678–1689), мы имѣемъ слѣдующия цифры тѣхъ же изданій: букварей не менѣе 25 тысячъ экземпляровъ, т. е. по двѣ слишкомъ тысячи ежегодно, часослововъ — 36 тысячъ, т. е. по три тысячи ежегодно, псалтырей больше 18 тысячъ, т. е. болѣе полуторы тысячи экземпляровъ ежегодно.

На 16 милліоновъ тогдашняго населенія Россіи это не особенно много, но это — огромныя цифры сравнительно съ той, которою можно было бы выразить распространеніе грамматики. Въ 1648 году, — въ моментъ оживленія школьнаго вопроса, — московский печатный дворъ выпустилъ въ свѣтъ грамматику Мелетія Смотрицкаго, первый и единственный сводъ законовъ литературнаго церковно-славянскаго языка, напечатанный еще въ 1619 году около Вильно (Теперь Вильнюс — столица ВКЛ. — Прим. ред.). Въ особомъ предисловіи къ этому изданію московскіе издатели убѣждали читателей, что грамматика есть неизбѣжная «дверь» къ достиженью высшихъ степеней знанія, что, не пройдя ея, легко заблудиться и сильному разумомъ; ссылались, въ доказательство справедливости своихъ словъ, и на Максима Грека, и на святыхъ отцовъ; приводили въ подтверждение исправленіе церковнъгхъ книгъ.

Но все это, очевидно, мало подѣйствовало на публику. По крайней мѣрѣ, изданіе 1648 года такъ и осталось единственнымъ вплоть до 1721 года, когда одинъ изъ самыхъ дѣятельныхъ учениковъ Лихудовъ1, Поликарповъ издалъ эту грамматику вновь: въ предисловіи издатель жаловался, что даже въ греколатинской московской школѣ славянская грамматика «не преподавалась за оскудѣніемъ сихъ книгъ» и что ихъ приходилось разыскивать, «аки искру въ пеплѣ»


1 Иоанникий (†1717) и Софроний (†1730) Лихуды — греческие монахи, выпускники венецианского университета в Падуе, первые преподаватели Славяно-греко-латинской академии (с 1687 года) — первого университета России. Монахи преподавали грамматику, риторику, политику, логику и физику. Но уже в 1694 году отечественное лобби консерваторов-мракобесов их таки «съело». И братья были удалены из академии, где их место заняли бывшие ученики и свора попов-недоучек... Номенклатура предметов сузилась до одного — до грамматики! — Прим. ред.

культураинтересные фактыначальное образованиекнигипедагогикаучителяписьменностьалфавитисториянаукасаморазвитиеучебникиписчий материал

Источник: [19.152]

Статья № 13
Матвей Шаум, 1614

Cиe учинит и совершит Господь для прославления своего имени, так как доселе бы учинил, если бы они (Русские — Прим. ред. ) не ушли от пастырей христианского стада, яко содомские и кровосмесительные козлы, и не оказались бы недостойными оного14.

Cиe, по моему мнению, не может быть достигнуто лучшим путем, как, во первых, особливым наитием Божьим, во вторых, если высшее начальство истребит неизглаголанное варварство заведением хороших училищ, распространением (знания) языков и свободных искусств, ибо невежество их до того простирается, что нет ни одного во всей земле, ни из высшего, ни из низшего, состояния, ни из духовенства, который бы разумел хоть словцо по Латине (хотя язык сей есть корень и орудие всякого благоустройства, мудрости и искусств), или какой либо другой язык иностранный.

Сего не довольно: они почитают за стыд и строго запрещают, чтоб их тунеядцы попы, лихоимцы и охотники до голубятен монахи15, коими не только все монастыри, но и все углы наполнены, не учились никакому иностранному языку и не имели хороших книг. И потому, паки и паки, слава и благодарение Богу, за cиe начатое великое дело!

Россия в мракобесииЭпоха Молимонахи-голубятникипопы-тунеядцыкультураинтересные фактыначальное образованиекнигипедагогикаучителяписьменностьалфавитисториянаукасаморазвитиеучебникиписчий материал

Источник: [17.138]
Комментарии

Статья № 14
Павел Алеппский, 1656

Земли южной украйны в правление Богдана Хмельницкого

Начиная с этого города (Рашкова) и по всей земле русских, то есть казаков, мы заметили возбудившую наше удивление прекрасную черту: все они, за исключением немногих, даже большинство их жён и дочерей, умеют читать и знают порядок церковных служб и церковные напевы; кроме того, священники обучают сирот и не оставляют их шататься по улицам невеждами.

Число грамотных особенно увеличилось со времени появления Хмеля (дай Бог ему долго жить!), который освободил эти страны и избавил эти миллионы бесчисленных православных от ига врагов веры, проклятых ляхов.

всеобщая грамотностьитоги правления РомановыхХмельницкий просветителькультураинтересные фактыначальное образованиекнигипедагогикаучителяписьменностьалфавитисториянаукасаморазвитиеучебникиписчий материал

Источник: [17.145]
Комментарии

Статья № 15
Самуэль Пипс

16 сентября 1664 года
В Мурфилдсе встретил мистера Парджитера, с коим долго гуляли по полям <...>, беседуя главным образом о России, каковое государство, по его словам, — место весьма печальное... Образованных людей мало, по-латыни не говорит никто, разве что министр иностранных дел, да и тот по случайности.

образование в Россииучение вопрекисамообразованиеглава МИДакультураинтересные фактыначальное образованиекнигипедагогикаучителяписьменностьалфавитисториянаукасаморазвитиеучебникиписчий материал

Источник: [17.144]
Комментарии

Статья № 16
Яков Рейнтенфельс, 1671–1673

О языке и науках

Впрочем, они в школах учатся только читать, писать и считать, а больше ничему.
Пишут они почти все с изысканными оборотами речи и хранят свои писания не так как мы, т. е. в виде отдельных и нитками сшитых листов, но склеивают их в длинную полосу, свертываемую в трубку (как это делается и поныне у евреев).

Считают они, наподобие татар и китайцев, посредством камешков и кораллов, нанизанных на проволоку и расположенных в два ряда...

Не так давно еще они не имели ни малейшего понятия об астрологах и математиках и провозгласили Олеария, знаменитого составителя истории московской, чародеем, когда он, будучи в Москве, показал так называемую камеру-обскуру.

Недавно русские открыли в столице и школу для обучения латинскому языку, но опасаются, как бы занятия учеников не вышли за пределы изучения языка; поэтому государь разрешал беспрепятственно учиться лишь тем, которые намерены в будущем служить переводчиками, но и это столь полезное учреждение, как я узнал из писем некоторых лиц, по вине учителей опять упразднено.

Предмет обычного обучения их на родном языке составляют книги Св. Писания, сборники молитв, некоторые богословские сочинения и, кроме того, многие творения св. отцов Златоуста, Василия, Григория Назианзина, Иоанна Дамаскина и других, собрания летописей и законов, всеобщая история, достославные деяния Александра Великого и жития святых, преимущественно русских, к которым должно присоединить еще несколько других книг, частью переведенных на русский язык по приказанию царя, частью же, с его дозволения, сочиненных некими греческими и польскими монахами применительно к народному духу...

Из вельмож много и усердно занимается латинскою наукою боярин или царский советник Лукьян Тимофеевич Голосов, которому в наше время царь поручил заведывать врачебною частью, но которому, говорят, его ученость неожиданно причинила много беспокойства и несчастья. Нащокин младший, прославившийся сын великого отца, много лет путешествовал и обозрел почти всю Европу, превосходно владеет, один из всей русской знати, не только латинским, но и французским и немецким языками, хотя эта учёность послужила ему не ступенью к почетному возвышению, а, скорее, препятствием.

начальное образование на РусиЭпоха Молислед просвещения Олеариякультураинтересные фактыначальное образованиекнигипедагогикаучителяписьменностьалфавитисториянаукасаморазвитиеучебникиписчий материал

Источник: [17.146]

Статья № 17
Виктор Половцов, 1847

В 1619 году была напечатана в Евю (близ Вильны) Славянская грамматика Смотрицкаго, которая перепечатывалась в Москве несколько раз.

Сравнение русской грамматики со славянскою было напечатано в Оксфорде 1696 года, следовательно через сто лет выхода в свет первой славянской грамматики, Зизания. Книга эта напечатана на латинском языке.

<< См. ранее
См. далее >>

русская грамматика в XVIIучебники для школьниковкультураинтересные фактыначальное образованиекнигипедагогикаучителяписьменностьалфавитисториянаукасаморазвитиеучебникиписчий материал

Источник: [19.189]
Комментарии

Статья № 18
Дела Тайного приказа, 1669

177 г. августа в 7 день. Подрятчику Красносельцу Аничке Васильеву, за работу работников и за кормлю, которые на пустоши, что было село Пареенково, косили луга и метали в скирды стоги, августа со 2-го по 8-е число, на шесть дней, на сорок на девять человек, по уговору, по тринатцати алтын по четыре денги на человека, итого дватцать рублев три алтына, на шесть человек на полшеста дни, по двенатцати алтын по три денги на человека, итого два рубли восмь алтын две денги, на шестьдесят на два человека на пять дней, по одиннатцати алтын по полторы денги на человека, итого дватцать рублев тритцать пять денег, на осмнатцать человек на пол-пята дни, по десяти алтын с полу-денгою на человека, итого пять рублев четырнатцать алтын пять денег; всего на сто на тритцать на пять человек за работу и за кормлю сорок восм рублев дватцать три алтына четыре денги…


Истоки отношения к иным народам как к быдлу (Instrumentum vocale) тех евреев, которые прониклись идеями своей Саги Распятой Совести (ТаНаХа  / Ветхого Завета), и, соответственно, впитали идею исключительности своей нации («Этот народ Я (т.е. Иегова, то есть Бог-Отец в cв. Троице) образовал для Себя; он будет возвещать славу Мою» [Ис 43:21]). Подробнее — см. в электронной книге ««Норманская теория, вымыслы о князе Владимире и их тяжелейшие последствия: об истоках украинского национализма и не только» — на ЛитРес здесь >>, или печатное подарочное издание — например, на OZON >> — Прим. ред.

методика счёта на Русикультураинтересные фактыначальное образованиекнигипедагогикаучителяписьменностьалфавитисториянаукасаморазвитиеучебникиписчий материал

Источник: [20.114]

Статья № 19
И. Е. Забелин

Домашний быт русских царей

Из послания новгородского архиепископа Геннадия к митрополиту Симону в начале XVII века, 1496–1504 года:

«А от мастера отъидет, и он ничего не умеет, толко то бредет по книге, а церковного постатия ничего не знает. Толко ж государь укажет псалтырю с следованием изучити да и все, что выше писано, да что от того, укажет имати, ино учащимся легко а сяк не смеют огурятися...»

Главная забота высшего духовенства состояла не в том, чтоб распространить, увеличить объем книжного обучения, а по возможности сохранить в должном порядке то, что уж существовало как необходимое.

Выбор учителя для царских детей

«А как царевич будет лет пяти, — говорит Котошихин, — и к нему приставят для бережения и научения боярина честью великого, тиха и разумна, а к нему придадут товарыща околничего, или думного человека. Также из боярских детей выбирают в слуги и в столники таких же младых, что и царевич. А как приспеет время учити того царевича грамоте, и в учители выбирают учительных людей, тихих и не бражников. А писать учить выбирают из посольских подьячих. А иным языком, латинскому, греческого, неметцкого, и никоторых, кроме русского научения, в Росийском Государстве не бывает».

Выбор учителей падал почти всегда на подьячих или дьяков7; в то время они, конечно, были лучшими учителями чтения и лучшими каллиграфами. Так учителем царя Алексея Михайловича был дьяк Василий Прокофьев, а учителем Петра Великого — Никита Зотов; и тот и другой сначала были подьячими. Чистописанию учили обыкновенно подьячие Посольского приказа

Общий состав древней русской грамотности и первоначального обучения
Ученье началось, разумеется, с азбуки, которые до XVII столетия были рукописные. К сожалению, мы ничего не знаем о составе этих древнейших азбук, потому что ни одной из них до сих пор не удалось нам видеть. Сохранившиеся во множестве азбуки каллиграфические, или собственно прописи, без сомнения, во всем отличались от букварей; не знаем также положительно, в какое именно время в XVII ст. появились у нас азбуки или буквари печатные. До сих пор самою первою по времени издания может считаться азбука, изданная в 1634 году Василием Бурцовым и переделанная им, может быть, из грамматики, или собственно азбуки, изданной в Вильно в 1621 году13. Год издания этого букваря совпадает с тем временем, в которое царевич Алексей Михайлович, достигнув пятилетнего возраста, начал учиться грамоте...

Предисловие азбуки заключается стихотворным обращением к детям: Вы же младые отрочата слышите и разумейте и зрите сего:

Сия зримая малая книжица
По реченному алфавитица
Напечатана бысть по царьскому велению
Вам младым детем к научению.
Ты же благоумное отроча сему внимай
И от нижней степени на вышнюю восступай,
И не леностне и не нерадиве учися
И дидаскала (учителя) своего всегда блюдися17...

После разных учительных наставлений, стихотворение снова обращается к детям и говорит:

Первие начинается вам от дидаскала сей зримый аз,
Потом и на прочая пойдет вам указ.

Следует заглавие: Начальное учение человеком хотящим разумети Божественного Писания. За молитв Пречистые ти Матере и всех Святых Твоих Господи Исусе Христе Сыне Божий помилуй нас. Аминь.

Затем следуют буквы по единицам, т. е. отдельно каждая, а за ними склады двосложные, тресложные и четверосложные: ба, ва, га, да; бла, вла, гла, дла; бру, вру, гру, дру и т. п.
Потом читаются самые названия букв, славянские цифры — числа до 10 000, знаки надстрочные и знаки препинания также с их названиями; далее расположены по алфавиту образцы изменения глаголов, глаголы и имена, сходные по начертанию, но различные по смыслу, который получают они от ударения; склонения имён, преимущественно тех, которые в церковном языке пишутся под титлами. Все это составляет значительную часть букваря и вполне соответствует тому требованию, какое представлял ещё в начале XVI столетия архиепископ Геннадий, говоря, чтоб азбука была истолкована совсем, да и подтительные слова (см. выше, с. 620). Потом следует азбука толковая, то есть изречения, относящиеся к учению и жизни Христа Спасителя, расположенные в алфавите по своим начальным буквам. Так, например, буква а начинается текстом «аз есмь всему миру свет» и проч.

После толковой азбуки помещены заповеди и другие статьи, составляющие краткое катехизическое учение о вере, за которыми следуют выписки из Св. писания, притчи и наставление Товии своему сыну. Азбука оканчивается сказанием, «како св. Кирилл философ состави азбуку», и послесловием, где означено и время издания азбуки, которое приводит читателя в недоумение следующими речами: «Начаты быша печатати(ся) сия книги азбуки в царствующем граде Москве в лета 7145-го месяца генваря в 29 день... Совершены же быша сия книги азбуки того же 145-го лета месяца февраля в 8 день...» Книжка, содержащая в себе 10618 страничных листков, стало быть, была напечатана в течение десяти дней. Вероятно ли это?

По времени букварь Вас. Фед. Бурцова перепечатывался не один раз с устранением его имени и времени первоначальных его изданий. Таким способом он перепечатан в 1781 году в Супрясльской типографии...

Загадки

Василий рече: Кто есть внук рече бабе положи мя у себе и рече ему баба како тя положу а ты мне отец.
Иоан рече: Баба земля а внук Христос.
Вопрос. Григорий. На чем земля основана есть.
Ответ. Василий. На трех китах великих да на четырех малых.
Вопрос. Иоан. Отчего те китове сыты бывают.
Ответ. Василий. Емлют десятую часть раиского благоухания оттово китове сыти бывают.
Вопрос. Что есть яко роса аермонская сходящая на горы сионские.
Ответ. Роса есть дух святый аермон чистота телесная а гора церковь, а сходящее, вера любовь и мир.
Вопрос. Которые две твари созда Бог после сотворения неба и земли.
Ответ. Явися Бог втроицы Аврааму, и закла Авраам телец на пищу и открове телчи взлетеша птицы пчелы белы яко снег, вторую тварь вковчезе пригнул зверь лев, и абие исправые ноздри выскочив пес а злевые кошка, третие, по потопе знамение положи Бог на небеси, духу еже второму потопу не быти.
Вопрос. Что есть правда и что истинна.
Ответ. Правда Христос а истинна Богородица, сниде бо правда снебесе и облечеся во истинну сиречь Христос облечеся во плоть.
Вопрос. Что есть прилучися двемя человеком прикоснутися свыше царствия небесного.
Ответ. Иосиф сникодимом прикоснувыися телу Христову.

Церковное пение
Кроме чтения и письма, в состав первоначального обучения входило также и церковное пение. Царь Алексей Михайлович на восьмом году "начал учити Охтой, Октоих или Осмогласник, заключающий в себе вседневные церковные службы, а на десятом году страшное пенье, то есть стихи и песни страстной седмицы. Его учили певчие дьяки Лука Иванов, Иван Семионов, Михаил Осипов...

Описание полного курса обучения. Стандарт учебного плана
Вот полный курс начального обучения, существовавший у наших предков до начала XVIII-го столетия. Он заключал в себе, как мы видели:
1) словесное, то есть чтение,
2) письмо и
3) пение и был распространен в совершенном единообразии по всем сословиям Московского государства, начиная с грамотного земледельца и восходя к первому боярину и самому царю.
Дальнейшее учение и образование в гражданском быту не составляло уже существенной, неизбежной потребности и принадлежало, так сказать, к роскоши; поэтому оно не имело еще ничего определенного и всегда условливалось большею или меньшею любознательностью лица, которое, не удовлетворяясь первоначальным курсом книжного учения, само уж избирало тот или другой путь своего самообразования, те или другие книги для удовлетворения своей любознательности.
Впрочем, в царском быту описанное начальное обучение было пополняемо другими предметами, имевшими чисто гражданский и притом практический характер. Дети государя, проходя описанный курс учения, в то же время, и даже еще раньше, знакомились посредством картинок с отечественною историею и со многими предметами вседневной жизни, то есть с полезными занятиями селянина, ремесленника, промышленника и проч., как увидим ниже.
Вообще нужно заметить, что увеселение детей, а потом и обучение посредством картинок было весьма обыкновенным приемом нашей древней педагогии и составляло лучшую и единственную ее сторону, которая своим практическим, действительным смыслом выкупала всю односторонность и все недостатки остальной науки. Такой метод, как известно, был употреблен и в первоначальном обучении Петра Великого.

Потешные книги
Но еще более любопытны так называемые «Книги Потешные», которые были двух родов73.
Так, одни потешные книги представляли нечто похожее на живописную энциклопедию, содержание которой условливалось небогатыми средствами тогдашнего образования; но по своему практическому, здравому направлению эти книги занимают, по нашему мнению, первое место в кругу тех скудных приемов древней педагогии, которые употреблялись в первоначальном обучении...
Ему не было ещё и полного года от рождения (11 месяцев), когда в 1673 г. с 10 по 13 мая 6 человек костромских иконописцев уже спешно готовили малютке потешную книгу, т. е. сборник картинок. Иконописцы употребили на работу 18 дней.
Потешная же книга в 1675 г. февр. 7 переплетена и его сестре Наталье Алексеевне, когда ей было всего 1 ½ года; а потом августа 27 ей же двухлетней была переплетена новая потешная книга.
В 1692 г. царевичу Алексею Петровичу была переплетена в доски потешная книга, когда ему было с небольшим два года (апреля 7 в 200 г.). Но раньше, в 1652 г. февр. 7, также двухлетней царевне Евдокеи Алекс. было куплено «десять листов знаменных, на них писаны звери, птицы и травы».

Арифметика (арифмословие), грамматика, география и проч.
Совершенно неизвестно, входили ли в состав первоначального образования грамматика, счетная или цифирная мудрость, называвшаяся также арифмословием, всеобщая история (в хронографах), география (в космографиях) и языки иностранные. Сведения о полном составе тогдашней науки, то есть о седми свободных художествах, появились у нас, кажется, не ранее конца XVII столетия88. Около этого времени переведена была небольшая статья, или книга, избранная вкратце о девяти мусах и о седми свободных художествах89, в которой излагаются общие понятия о сущности учения каждого художества, или, лучше сказать, представляется характеристика этих художеств, соответственно тогдашним понятиям о них.

Скорописная азбука (прописи)
Божиею милостию Великие Государи Цари и Великие Князи Иоанн Алексеевич, Петр Алексеевич всеа великия и малыя и белыя России Самодержцы Московские, Киевские, Владимирские, Новгородские, Цари Казанские, Цари Астраханские, Цари Сибирские, Государи Псковские, Великие Князи Смоленские, Тверские, Болгарские, Рязанские, Ростовские, Ярославские, Вологоцкие и Белоозерские, Вятские и Великопермские и всех градов Великие Государи Цари и Великие Князи Иоанн Алексеевич, Петр Алексеевич всеа великия и малыя и белыя России Самодержцы и Обладатели.

И.Е. Забелин. Домашний быт русских царей в XVI и XVII ст. (Третье издание с дополнениями), 1895. Глава III. Начальное учение
И.Е. Забелин. Домашний быт русских царей в XVI и XVII ст. (Третье издание с дополнениями), 1895. Глава III. Начальное учение

(Каждая буква выписана в нескольких образцах; иных числом около 50)...

«За молитве святых отец наших Господи Иисусе Христе Боже наш помилуй нас. Аминь.
По милости Божии Великих Святителей Петра, Алексея, Ионы и Филиппа Московских и всеа Росии Чудотворцев и молитвенников.
Великим Государем Царем и Великим Князем Иоанну Алексеевичу, Петру Алексеевичу всеа великия и малыя и белыя России Самодержцем бьет челом холоп ваш имрк. Милосердые Великие Государи Цари и Великие Князи Иоанн Алексеевич, Петр Алексеевич, всеа великия и малыя и белыя Росии Самодержцы. Пожалуйте меня холопа своего великие Государи меня отпустить к Троице в Сергиев монастырь по обещанию помолитца. Великие Государи смилуйтеся.
Удивится всякой мудрости человек, аще Бога на помощь призовет и всякая мудрость откровенна будет.
Государю моему милостивому приятелю имрку милости у тебя Государя просить и рабский имрк челом бьет, как тебя Государя моего Господь Бог милостию своею сохраняет, а про меня Государь изволишь милостию своею воспомянуть и я на Москве апреля в 9 день по воли Великого Бога обретаюсь в живых, а впредь его ж Всещедрого Бога воля; да изволь Государь писать ко мне о своем многолетном здоровье, а мне б слышачи о Бозе радоватца. Писавый рабский имрк челом бьет.
Иоанн Златоуст рече: добро человеку пити вода, да не мутит у человека ума.
Что есть человек стоит в воде по горло, просит пити, а напитися не может.
Великого Бога помощию да открываетца разум учащим сию скоропись.»


Структурированный конспект книги И. Е. Забелина «Домашний быт русских царей в XVI и XVII ст.» (Третье издание с дополнениями), 1895, Глава III. Начальное учение — см. здесь, 0.8 Mb >>

культураинтересные фактыначальное образованиекнигипедагогикаучителяписьменностьалфавитисториянаукасаморазвитиеучебникиписчий материал

Источник: [19.234]
Комментарии

Статья № 20
Самуил Маскевич, 1594–1621

(1611). Науками в Москве вовсе не занимаются; они даже запрещены53.
Вышеупомянутый боярин Головин рассказывал мне, что в правление известного тирана54 один из наших купцов, пользовавшихся правом приезжать в Россию с товарами, привёз с собою в Москву кучу календарей; царь, узнав о том, велел часть этих книг принесть к себе. Русским они казались очень мудрёными; сам царь не понимал в них ни слова; посему опасаясь, чтобы народ не научился такой премудрости, приказал все календари забрать во дворец, купцу заплатить, сколько потребовал, а книги сжечь. Одну из них я видел у Головина.

Тот же боярин мне сказывал, что у него был брат, который имел большую склонность к языкам иностранным, но не мог открыто учиться им; для сего тайно держал у себя одного из Немцев, живших в Москве; нашёл также Поляка, разумевшего язык Латинский; оба они приходили к нему скрытно в Русском платье, запирались в комнате и читали вместе книги Латинские и Немецкие, которые он успел приобресть и уже понимал изрядно. Я сам видел собственноручные переводы его с языка Латинского на Польский и множество книг Латинских и Немецких, доставшихся Головину по смерти брата. Что же было бы, если бы с таким умом соединялось образование?

история РоссииСмутное времякультураинтересные фактыначальное образованиекнигипедагогикаучителяписьменностьисториянаукасаморазвитиеучебникиизучение иностранных языков

Источник: [17.173]
Комментарии

Статья № 21
Гильом Левассер-де-Боплан

Впрочем, справедливо, что все они способны ко всякого рода занятиям, хотя иные бывают боле искусны в одних, другие — в других ремёслах. Встречаются также между ними люди с более высоким уровнем развития, чем обыкновенная масса народа. В общем, все они достаточно развиты, хотя занимаются исключительно тем, что полезно и необходимо, преимущественно в деревенской жизни.

Южная украйна Россииуровень развития ремёсел

Источник: [17.175]

Статья № 22
Окладная расходная роспись денежного и хлебного жалованья за 1681 год

Великаго государя царя и великаго князя Феодора Алексеевича, всея великия и малыя и белыя России самодержца, денежнаго и хлебнаго жалованья, и кормов, и сукон на Москве и в городах всяких чинов людям, оприч ружников, по сметным спискам, каковы снесены к смете его великаго государя казны, в нынешнем во 189 году по окладу

Учительнице 8 руб., по всходничью списку корму и питья на 47 руб. на 10 ал. 4 деньги; всего денег и за корм 378 руб. 4 алт. 4 деньги. Оклады по 8 руб.

бюджет России-XVIIэкономика Россиирасходы на бюджетниковнатуральные выплатырасходы на образованиеоклад учителя в XVIIистория

Источник: [17.170]
Комментарии

Статья № 23
Е. Ю. Спицын

Грамотность и письменность в XVII

В XVII веке основная масса крестьянского населения страны по-прежнему оставалась неграмотной, однако именно в этот период общее количество грамотных людей существенно возросло, особенно среди посадского населения крупных административных центров и ремесленно-торговых городов… По данным выдающегося русского филолога академика А. И. Соболевского, уровень грамотности в среде посадских людей составлял 40 %, дворян и представителей приказной администрации (дьяков и подьячих) — 65 %, а в купеческой среде — почти 96%.

Широкое распространение рукописных и печатных книг дало положительный импульс дальнейшему развитию всей системы начального и среднего образования в стране и, прежде всего, обучению грамоте и письму. Огромное значение в этом благом деле сыграло издание целого ряда учебных пособий, в частности, знаменитой «Азбуки» (1648) патриаршего дьякона Василия Бурцева, «Грамматики» (1648) Мелентия Смотрицкого, «Лексикона речений языка словенска и греческа со инеми языки в научение и разумение учащихся» (1650) Епифания Славинецкого и многочисленных учебных «Псалтырей» и «Часословов», общий тираж которых составил без малого 450 тысяч экземпляров.

XVII век стал временем создания первых частных школ при монастырях и приходских храмах. Уже в 1633 г. по указанию патриарха Филарета при Чудовом монастыре Московского Кремля была открыта первая греко-латинская школа, которую после смерти святейшего первоиерарха стали называть Патриаршей школой. В 1646 г. один из видных государственных деятелей, окольничий и постельничий царя Федор Михайлович Ртищев пригласил из Киева в Москву выпускников знаменитой Киево-Могилянской духовной академии для организации первой частной школы в Андреевском мужском монастыре, где её воспитанники изучали латинский и греческий языки, риторику и философию.

В 1650-х гг. по инициативе известного киевского богослова Епифания Славинецкого была создана ещё одна греко-латинская школа в Чудовом монастыре, которая позднее, слившись с Патриаршей школой, составила единое учебное заведение. В 1664 г. для обучения подьячих центральных государевых приказов открылась школа в Заиконо-Спасском монастыре на Никольской улице в Москве, которую возглавил известный просветитель «бунташного века» Симеон Полоцкий. В 1667 г. по инициативе нового патриарха Иоасафа II открылся «гимнасион» при церкви Иоанна Богослова в Китай-городе, а в 1680 г. была основана школа при московском Печатном Дворе, руководителем которой стал иеромонах Тимофей.

Первые частные школы в Москве стали своеобразной предтечей создания первого высшего учебного заведения в России — знаменитой Славяно-греко-латинской академии, устав которой — «Академический лексикон» по личному поручению царя Федора Алексеевича в 1680 г. составил «придворный пиит» Симеон Полоцкий. Предполагалось, что именно он и станет ректором этой академии, однако его преждевременная смерть спутала все карты и отложила ее открытие на целых семь лет. Только в 1687 г. состоялось открытие Славяно-греко-латинской академии, которую возглавили два выходца из Сербии, выпускники знаменитого Падуанского университета Иоанникий и Софроний Лихуды.

Согласно своему «лексикону», эта академия, расположенная на территории Заиконо-Спасского монастыря, открывалась для людей «всякого чина и сана» и предназначалась для подготовки высшего духовенства и дьяков государевых приказов, поэтому первыми её учениками стали выпускники двух школ — при московском Печатном Дворе и Богоявленском монастыре. Эта академия была построена по образцу европейских учебных заведений, где помимо традиционного набора учебных предметов — богословия, грамматики, пиитики, риторики и различных языков, преподавались физика, диалектика и философия, что вызвало особую неприязнь у ревнителей древней старины.

В 1694 г. благодаря интригам и наветам иерусалимского патриарха Досифея II, братья Лихуды вынуждены были покинуть Москву и перебраться в Новгород, а академию возглавили их ученики Николай Семенов и Федор Поликарпов. В 1699 г. был назначен новый ректор академии, первый русский доктор философии и доктор богословия, игумен Заиконо-Спасского монастыря Палладий Роговский. Значительно позднее на базе этой академии будет создана Московская Духовная академия.

история РоссииДревняя Русьобществоидеологияобразованиеграмотностьчастные_школыакадемия

Источник: [21.184]

Статья № 24
С. П. Луппов, †1964

Вплоть до второй половины XVII в. регулярных школ для обучения грамоте в России не существовало. Грамоте обучались в церквах и монастырях, у отдельных грамотеев («мастеров» своего дела из числа духовенства, приказных и т. д.) или в своих семьях (грамотный член семьи обучал других). Долгое время методика обучения была одна и та же: сначала учились по букварю, потом по Часослову и, наконец, по Псалтырю. Так учились и дети бояр, и дети простолюдинов.

В 1665 г. в Заиконоспасском монастыре в Москве была основана «школа грамматического обучения» для молодых подьячих приказов. Здесь их обучали не только русской грамматике, но и латинскому языку. Для школы было построено специальное здание. Во главе ее стоял Симеон Полоцкий.
На основе разбора всех имеющихся данных Н. Ф. Каптерев приходит к крайним выводам: вероятнее всего, что до 80-х годов XVII в. образовательных школ в Москве вообще не было

В 1681 г. правительством царя Федора была учреждена школа при московском Печатном дворе, в котором обучали русской грамматике и греческому языку. Во главе школы стоял русский монах Тимофей, знавший греческий язык. Число учащихся в школе быстро возрастало и в 1686 г. достигло 232 человек, из которых 66 обучались греческому языку, а 166 славянской грамматике. Из архивных дел мы узнаем, что в 1683 г. в школу Тимофея было отпущено с Печатного двора 50 азбук, 10 псалтырей и 10 часословов… В Москве в конце XVII в. числилось 178 дьяков и 1450 подьячих, т. е. свыше 1600 человек грамотеев — цифра немалая для того времени. В деревне грамотность была гораздо ниже. Крепостные крестьяне продолжали оставаться в основном неграмотными, более грамотными были крестьяне черносошные… Стоит отметить и то обстоятельство, что стрельцы московских Стремянного и других полков зачастую работали подьячими на Ивановской площади в Москве.

Издание азбук и букварей являлось новшеством. В предыдущую эпоху (вплоть до второй трети XVII в.) основной книгой, по которой учились грамоте, был, как известно, Псалтырь. Однако потребность в специальных книгах для обучения чтению была велика. Поэтому в XVII в. Печатный двор в Москве выпустил восемь изданий азбук, в том числе и известную Азбуку Бурцова, которые быстро расходились.

Любопытны данные о грамотности посадского населения, полученные на основе подсчета собственноручных подписей под документами. В 1686 г. среди мелкого посадского люда Москвы грамотных было 23,6%. В московской Мещанской слободе процент грамотных с 1677 до 90-х годов XVII в. вырос с 36 до 36–52. Интересно, что в 80–90-х годах XVII в. процент грамотных в Соли Камской был выше, чем в Москве, — 40–49.
Приведенные цифры, разумеется, нельзя считать вполне точными. Они характеризуют (и то в известной степени) лишь грамотность более зажиточных слоёв мужского населения посада.

Попытку организации школы при созданном им Андреевском монастыре сделал в конце 40-х годов XVII в. Ф. М. Ртищев, пригласивший в этот монастырь ученых монахов из Киева. По сведениям Олеария, в Москве по указу царя и патриарха была учреждена греко-латинская школа, во главе которой был поставлен Арсений Грек. С. А. Белокуров убедительно доказал, что эти данные относятся не к 30-м годам XVII в., как ошибочно считали некоторые исследователи, а к 50-м годам, когда Арсений Г рек был возвращен патриархом Никоном из Соловецкой ссылки. Школа находилась при Чудовом монастыре.

Все перечисленные школы еще нельзя считать регулярными. Число учащихся в них, по-видимому, было очень невелико, да и сами школы не были долговечны…

В 1681 г. правительством царя Федора была учреждена школа при московском Печатном дворе, в котором обучали русской грамматике и греческому языку. Во главе школы стоял русский монах Тимофей, знавший греческий язык. Число учащихся в школе быстро возрастало и в 1686 г. достигло 232 человек, из которых 66 обучались греческому языку, а 166 славянской грамматике. Из архивных дел мы узнаем, что в 1683 г. в школу Тимофея было отпущено с Печатного двора 50 азбук, 10 псалтырей и 10 часословов.

культураобществообразованиеначальное образованиеграмотность_населенияидеология

Источник: [20.180]

      |     О сайте >>   |    Обратная связь   |    Поддержать сайт >>

ПОБЕДИТЕЛЬ ИНТЕРНЕТ-КОНКУРСА «ЗОЛОТОЙ САЙТ»
Победитель XIII Всероссийского интернет-конкурса «Золотой сайт» в номинации «Познавательные сайты и блоги»Победитель интернет-конкурса «Золотой сайт»

© Lifeofpeople.info 2010 - 2024

▲ Наверх

0,192