Встарь > Разделы и темы > Культура: письменность, образование, литература и искусство > Начальное образование > Славяне и российские этносы (XVI век)
18. Культура: письменность, образование, литература и искусство
Начальное образование. Славяне и российские этносы (XVI век)
Флетчер, Фабри, Дон Хуан, Милюков, Филофей, Половцов, Ясинский
Статья № 1
Джильс Флетчер, 1598–1599
Все татары вообще не имеют совершенно никакого образования. Письменных законов у них также нет, а заменяются они некоторыми правилами общественной жизни, переходящими по преданию и общими всем ордам. Правила эти такого рода.
...в нынешнем 1589 году они (Московиты — Прим. ред.) рассуждали между собой о переводе всех иностранных купцов на постоянное жительство в пограничные города, и чтобы на будущее время быть осмотрительнее относительно прочих иностранцев, которые будут приезжать во внутренние области государства, дабы они не завезли к ним лучшие обычаи и свойства, нежели какие они привыкли видеть у себя. Для того же самого установлено законами, чтобы никто не выходил из своего сословия, так что сын мужика, ремесленника или земледельца остаётся навсегда мужиком, ремесленником и проч. и не может идти далее, кроме того, что, выучившись читать и писать, достигает до повышения в священники или дьяки...
Источник: [16.4]
Статья № 2
Иоганн Фабри, 1525
Училища [у московитов] есть, однако весьма малочисленные; в них обучаются дети благородных особ словесности, преимущественно же священным наукам, преподаваемым обычно на рутенском языке.
Очень немногие занимаются иноземными языками; изучению же греческого посвящают себя многие ради писаний святых отцов — [Иоанна] Златоуста, [Григория] Назианзина, Василия [Великого] и других — и для того, чтобы они могли сообразовывать все, перенятое у греков, со своими обыкновениями или религией.
Еврейским пренебрегают совершенно, если не считать единственный возглас «аллилуйя», часто повторяемый во время литургии.
Источник: [16.24]
Статья № 3
Дон Хуан Персидский (Орудж-бек Баят), 1599–1600
Он (царь Борис Годунов — Прим. ред.) не допускает в своих владениях ни школ, ни наук, ни университетов, дабы никто не мог знать столько, сколько знает он1, и потому ни один из его судей, градоначальников и секретарей не знает больше того, что диктует ему великий князь.
Жители не могут лечиться у иностранных врачей и ездить в другие царства под страхом смертной казни, дабы они не имели сношений с другими народами...
Государь весьма строго соблюдает предписания религии. Нет иных книг, кроме Евангелия, проповедей и жизнеописаний святых; все эти книги украшены крестами. Входя в церковь, он целует землю; в правой руке носит образ Господа нашего Иисуса Христа; над троном, на который он садится, над его головой стоит образ нашей Владычицы. Он носит митру и посох и одежду вроде епископской, а на пальцах множество перстней.
1 Как и Микитка Хрущёв (см. ст. 1 в
Источник: [16.40]
Статья № 4
П. Н. Милюков, 1896
Рядъ свидѣтельствъ о грамотности стариннаго духовенства открывается извѣстнымъ уже намъ показаніемъ новгородскаго архіепископа Геннадія.
Мы знаемъ то зло, противъ котораго пришлось Геннадію бороться; теперь познакомимся со средствами борьбы. Обращаясь къ митрополиту Симону (конецъ ХV и нач. ХVІ вв.), Геннадій убѣдительно проситъ его «печаловаться» передъ государемъ, «чтобъ велѣлъ училища учинити», «Мой совѣтъ, — прибавляетъ онъ, — учить въ училищѣ прежде всего азбукѣ, словамъ подъ титломъ да псалтырю: когда это изучатъ, тогда уже можно читать и всякія книги. А то мужики-невѣжи учатъ ребять — только портятъ. Сперва онъ научитъ его вечернѣ, и за это приносятъ мастеру каши да гривну денегъ. То же полагается и за заутреню, а за часы — плата особая. Сверхъ того, даются еще поминки, кромѣ условленнаго магарыча. А отойдетъ (такой ученикъ) отъ мастера, — ничего и не умѣетъ, только бредетъ по книгѣ...» — Мы видимъ, что "мастера"—педагоги древней Руси умѣли натаскивать кандидатовъ въ священство прямо съ голоса, минуя хитрую науку грамоты.
Источник: [19.152]
Статья № 5
Старец Филофей, 1524
Послание дьяку М. Г. Мисюрю-Мунехину «О неблагоприятных днях и часах»
Прислал ты, государь мой, мне свою грамоту, а в ней писано, чтобы я включённое в неё сочинение истолковал. Так тебе, моему государю, известно, что я деревенщина, учился лишь грамоте, а языческих хитростей не проходил, витийственных звездочётов не читывал, да и с мудрыми философами в беседе не бывал; учусь лишь книгам благодатного Писания, и если бы можно было грешную мою душу очистить от грехов, о том молю милостивого Бога, господа нашего Иисуса Христа, и пречистую Богоматерь, и всех святых, угодивших Богу, чтобы избавил меня от вечных мук.
А то, что писал ты о годовых числах, что в книгах Бытия, Моисеем написанных, о «Шестодневе», о сотворении мира, то хронограф, исключив пять первых дней, — начал с первого Адама и до ныне; католики же, пропуская все эти прошлые годы, счёт годам начинают от рождества Христова; но между счётом тем или этим нет никакого различия...
Источник: [16.67]
Комментарии
Статья № 6
Виктор Половцов, 1847
Первая русская грамматика
В 1591 году вышла в свет «Грамматика доброглаголиваго еллино-словенскаго языка» во Львове, составленная львовскими студентами.
В 1596 издана в Вильне первая собственно Славянская грамматика Лаврентия Зизания. Она перепечатывалась 1621 в Вильне, 1648 в Москве. Там же вышла она 2-м изд. в 1721, а в 1723 напечатана и в С. П. бурге.
Источник: [19.189]
Статья № 7
А. Н. Ясинский
Россия и уровень образования неординарного умом князя
Обнаруживается знакомство Курбскаго с схоластической наукой, как она сложилась в течение средних веков: в состав внешних наук Курбский вводит науки trivium’а (грамматику, риторику и диалектику) и одну из наук quadrivium’a — астрономию, круга небеснаго обращения, присоединяя к ним естественную и нравонаказательную философию, с которыми он познакомился по латинскому переводу Аристотеля...
Наш писатель, как оказывается, обладал, кроме того, кое-какими сведениями в философии Парменида и Платона. Переводя Диалектику Дамаскина он усвоил себе логические (средневековые) термины и определения.
Сведения Курбскаго в астрономии были настолько велики, что он знал о движении 7 планет и комет вокруг солнца, имел совершенно правильное понятие об эклиптике и осуждал астрологию.
Прибавим, что в Литве наш писатель изучил латинский язык, желая перевести на славянский язык творения великих отцев церкви, и был знаком с некоторыми сочинениями Цицерона; по крайней мере, перевел цицероновские «Пародоксы», в свое оправдание перед царем.
Сверх всего этого, некоторое знакомство Курбскаго с византийской и церковной и основателькое с отечественной историей не подлежит сомнению.
Пропасть образования
Чтобы понимать, насколько эти познания выделяли Курбскаго из среды его соотечественников, следует сказать несколько слов о печальном состоянии образования в русском обществе XVI века.
Припомним жалобы новгородскаго архиепископа Геннадия на состояние образованности в его епархии и слезное этого архиепископа прошение об основании училищь, где учащиеся могли бы получать хотя самыя необходимыя сведения для духовенства, которое условиями своего служения призывалось в грамотности и некоторой начитанности в священном писании:
«сперва пусть будетъ вполне истолкована азбука со складами и слова с титлами (подтительныя), потом псалтирь с возследованием; когда это изучат, будут в состоянии, повторяя выученное, разбирать и читать всякия книги».
Таковы были скромныя требования, предъявляемыя ревностным архиепископом духовенству, но и эти требования тогдашняя жизнь находила слишком высокими... В XVI веке нередко встречались безграмотные даже в среде высшаго сословия.
По словам Курбскаго, молодым людям, у которых замечали дух любознательности, обыкновенно говорили: «не читайте книг много», и, указывая на тех, кто сошел с ума, прибавляли: «он вот в книгах зашелся, а он вот в ересь впал!»
Источник: [19.216]
ПОБЕДИТЕЛЬ ИНТЕРНЕТ-КОНКУРСА «ЗОЛОТОЙ САЙТ»
Победитель XIII Всероссийского интернет-конкурса «Золотой сайт» в номинации «Познавательные сайты и блоги»
© Lifeofpeople.info 2010 - 2024