Встарь > Разделы и темы > Культура: письменность, образование, литература и искусство > Музыка, инструменты, оркестры; пляски и песни. Театр, опера, балет, цирк > Иные этнические системы (XX век)
18. Культура: письменность, образование, литература и искусство
Музыка, инструменты, оркестры; пляски и песни. Театр, опера, балет, цирк. Иные этнические системы (XX век)
Козлов, Иовль, Достовалов, Чайлдс, Сорокин
Статья № 1
П. К. Козлов, †1935
Музыкальные инструменты буддистов Тибета
Что касается вообще музыкальных инструментов в буддийских храмах, то они делятся на четыре категории: потрясаемые, ударные, духовые и струнные; последние, впрочем, отменены.
В числе инструментов первой категории стоят: колокольчик и «дамару» — род небольшого
Ко второй категории принадлежит «кэнгэргэ» — турецкий плоский барабан, деревянные, берестовые, стенки которого обыкновенно имеют в вышину около пяти вершков, окрашиваются в красную краску и украшаются изображением пяти или семи взаимно переплетающихся драконов. На эти стенки барабана без посредства обручей натягивается козья кожа, выделанная наподобие пергамента, размером аршина в полтора и более в поперечном диаметре. Такой барабан укрепляется на подставке, в него ударяют особою, выгнутою палочкой, называемою «докур». Докур состоит из рукоятки, оканчивающейся резным изображением головы Матара — мифического животного; в рот этого Матара вкладывается выгнутая часть докура, которою и ударяют в барабан.
Кроме барабана во вторую категорию входят ещё медные тарелки и тарелочки.
В числе третьей категории музыкальных инструментов в буддийских монастырях находятся
Дунбуре — это есть обыкновенная морская раковина, звук которой подобен рогу. Употребление раковины как инструмента при богослужениях буддисты относят ко временам Шакьямуни...
«Бишкур» — это музыкальный инструмент, звуки которого походят на звук свирели. Бишкур состоит из трех отдельных частей: средняя делается из крепкого дерева или рога, а обе конечные — из меди; длиною он бывает несколько больше трех четвертей аршина. Время введения бишкура в церковное употребление монгольские ламы относят к периоду пребывания
«Ганлин» — духовой инструмент, состоящий также из трех частей, причём средняя часть делается из берцовой человеческой кости, а две конечные — из серебра. Передняя часть ганлина обыкновенно бывает несколько сжатою и на одной из своих сторон имеет два отверстия, носящие название «ачжинай морин хамырыйн нухэ»,
«Буре» — большая медная труба приблизи тельно в сажень длиною, и
Источник: [20.50]
Статья № 2
В. Иовль , 1907
Китай
Жизнь в Пекине, как и повсюду, имеет свои дурные и хорошие стороны. К дурным сторонам жизни в Пекине надо отнести невозможность удовлетворять запросы духовной жизни, вследствие отсутствия в Пекине библиотек, театра, музыки...
Источник: [20.112]
Статья № 3
Е. И. Достовалов
Белое движение. В Греции. Музыка
Музыка дикая и пронзительная. Чем больше шуму и треску, тем лучше. В маленьких ресторанах и кабачках, на народных торжествах и на свадьбах любимые инструменты — зурна, барабан и шарманки, разбитые и расстроенные, как греческие финансы.
Источник: [20.126]
Статья № 4
Уильям Г. И. Чайлдс
Основные единицы системы СГС*. Частоты звучаний нот
Равномерно темперированная шкала (частóты)
Все частоты указаны в герцах.
Наименьшая частота, при которой звук воспринимается как музыкальный тон, составляет приблизительно 30 герц.
Наибольшая сышимая частота — около 20 000 герц.
См. более подробно ст. 1 в 18.10.21.s, или читать полностью волнующую историю о выборе частоты опорной ноты в третьем выпуске эссе «История и баланс событий»
Скачать Расчёт «Частотат нот. Расчёт звуковой шкалы Веркмейстера с равномерно темперированными октавiами» в .xlsx—формате здесь >>
Источник: [20.157]
Комментарии
Статья № 5
Питирим А. Сорокин, 1941–1944
Закат средневековой культуры заключался именно в разрушении этой идеациональной системы культуры. Он начался в конце XII в., когда появился зародыш нового — совершенно отличного — основного принципа, заключавшегося в том, что истинная реальность и её ценности носят чувственный характер. Только то, что мы видим, слышим, осязаем, ощущаем и воспринимаем через наши органы чувств, — реально и имеет смысл.
В музыке мы наблюдаем, как уменьшается доля простой и при этом возвышенной музыки хоралов и постепенно увеличивается доля музыки, богатой чувственными изысками. Этот процесс выразился, в частности, в замене неприкрашенной унисонной музыки хоралов полифонией, контрапунктом и фугой, гармонией и монофонией, сложными ритмами и динамическими контрастами, увеличением числа и разнообразия инструментов и другими технически усовершенствованными музыкальными средствами. Наконец, наш век вводит такие музыкальные инновации, как хроматическая гамма, атональность и какофония.
Мы не должны забывать, что знаменитая римская школа времён св. Григория имела только семь певцов. Даже намного позднее, несмотря на всю роскошь католической Сикстинской капеллы, в ней было не более 37 певцов, и то это количество было сокращено до 24 во времена Палестрины (ок. 1565 г.). Оркестра и инструментального сопровождения не было.
Затем шаг за шагом качественно и количественно увеличивались хоровые и инструментальные средства. «Орфей» Монтеверди (1607 г.) был рассчитан на 30 инструментов; оркестры для исполнения музыки Баха, Люлли, Стамица были тех же размеров. Большинство известных симфоний XVIII в. (от Моцарта до Бетховена) были рассчитаны на ещё большее число инструментов — около 60. Симфонии
Средние века не дали картин чувственного, сексуального характера; абсолютное большинство средневековых произведений высокодуховны и аскетичны.
Так, в области музыки основные «герои»: комедианты, шуты, убийцы («Петрушка», «Паяцы»), контрабандисты и проститутки («Кармен»), беременные женщины и их любовники («Песни Гурре»), соблазнённые женщины («Фауст»), урбанизированные «пещерные мужчины» и «пещерные женщины» («Весна священная»), сумасшедшие («Император Джонс»), романтичные разбойники (
Ещё более вульгарные, отрицательные и патологические герои музыкальной комедии и opеra bouffe. Музыка
Большинство ведущих композиторов — Стравинский, Прокофьев, Хиндемит, Онеггер, Шенберг, Берг и Шостакович — модернисты.
Источник: [21.180]
ПОБЕДИТЕЛЬ ИНТЕРНЕТ-КОНКУРСА «ЗОЛОТОЙ САЙТ»
Победитель XIII Всероссийского интернет-конкурса «Золотой сайт» в номинации «Познавательные сайты и блоги»
© Lifeofpeople.info 2010 - 2024