Встарь, или Как жили люди


Гравюра
Искать информацию: в статьях в комментариях по имени автора среди наименований источников

Встарь > Разделы и темы > Культура: письменность, образование, литература и искусство > Музыка, инструменты, оркестры; пляски и песни. Театр, опера, балет, цирк > Славяне и российские этносы (XX век)

18. Культура: письменность, образование, литература и искусство

Музыка, инструменты, оркестры; пляски и песни. Театр, опера, балет, цирк. Славяне и российские этносы (XX век)

Скотт, Сорокин

Статья № 1
Джон Скотт, 1933–1937

Магнитогорск

В Магнитогорске было десять театров, в которых могли одновременно разместиться 9 тысяч зрителей. Все эти театры при клубах, и поэтому мы пошли взглянуть на эти клубы, которых в городе насчитывалось двадцать три.

Деятельность клубов была весьма разнообразной — работали драматические кружки, спортивные секции, в том числе секции шахмат и шашек, литературные и художественные группы. Деньги на их содержание поступали от профсоюзов или из ассигнований на культурные нужды, выделяемых управлением комбината. Здесь не взимались клубные взносы, и все вечера, пикники и мероприятия проводились на общественной некоммерческой основе.

Мы пошли посмотреть фильм в кинотеатр «Магнит», вмещавший тысячу зрителей. Ежемесячно около двадцати тысяч человек посещали кинотеатры, это означало, что средний магнитогорский взрослый житель ходил в кино один раз в шесть недель. Здесь показывали в. основном советские фильмы, но иногда демонстрировали и зарубежные киноленты, например «Огни большого города», «Под крышами Парижа», «Новые времена» и «Петер», а иногда и какой-нибудь ковбойский фильм (вестерн), снятый пятнадцать или двадцать лет назад.

В городе давали спектакли две постоянные профессиональные театральные труппы. Более старая труппа называлась ТРАМ (театр рабочей молодежи). За сезон 1937/38 года ТРАМ дал семьдесят представлений классических пьес и тридцать современных. Классические спектакли включали в себя пьесы Шекспира, Шиллера и большое количество пьес А.Н. Островского (не современного прозаика, умершего в 1937 году, а драматурга старой школы).

культураинтересные фактыизобразительное искусствоживописьиконыкартиныидолыскульптураисториятехнологиизнаменитости

Источник: [20.70]

Статья № 2
Питирим А. Сорокин, 1941–1944

Закат средневековой культуры заключался именно в разрушении этой идеациональной системы культуры. Он начался в конце XII в., когда появился зародыш нового — совершенно отличного — основного принципа, заключавшегося в том, что истинная реальность и её ценности носят чувственный характер. Только то, что мы видим, слышим, осязаем, ощущаем и воспринимаем через наши органы чувств, — реально и имеет смысл.

В музыке мы наблюдаем, как уменьшается доля простой и при этом возвышенной музыки хоралов и постепенно увеличивается доля музыки, богатой чувственными изысками. Этот процесс выразился, в частности, в замене неприкрашенной унисонной музыки хоралов полифонией, контрапунктом и фугой, гармонией и монофонией, сложными ритмами и динамическими контрастами, увеличением числа и разнообразия инструментов и другими технически усовершенствованными музыкальными средствами. Наконец, наш век вводит такие музыкальные инновации, как хроматическая гамма, атональность и какофония.

Мы не должны забывать, что знаменитая римская школа времён св. Григория имела только семь певцов. Даже намного позднее, несмотря на всю роскошь католической Сикстинской капеллы, в ней было не более 37 певцов, и то это количество было сокращено до 24 во времена Палестрины (ок. 1565 г.). Оркестра и инструментального сопровождения не было.

Затем шаг за шагом качественно и количественно увеличивались хоровые и инструментальные средства. «Орфей» Монтеверди (1607 г.) был рассчитан на 30 инструментов; оркестры для исполнения музыки Баха, Люлли, Стамица были тех же размеров. Большинство известных симфоний XVIII в. (от Моцарта до Бетховена) были рассчитаны на ещё большее число инструментов — около 60. Симфонии ХIХ-ХХ столетий (от Берлиоза и Вагнера до Малера, Штрауса и Стравинского) предназначены для 100 и более инструментов. Таков путь качественной и количественной эволюции музыки в течение чувственных веков.

Средние века не дали картин чувственного, сексуального характера; абсолютное большинство средневековых произведений высокодуховны и аскетичны.
Так, в области музыки основные «герои»: комедианты, шуты, убийцы («Петрушка», «Паяцы»), контрабандисты и проститутки («Кармен»), беременные женщины и их любовники («Песни Гурре»), соблазнённые женщины («Фауст»), урбанизированные «пещерные мужчины» и «пещерные женщины» («Весна священная»), сумасшедшие («Император Джонс»), романтичные разбойники («Роберт-дьявол»), экзотичные и эротичные типы, представленные Манон, Таис, Саломеей, Сафо, Исламеем, Тамарой, Аидой, как и во многих первоклассных операх, сюитах и других музыкальных произведениях.

Ещё более вульгарные, отрицательные и патологические герои музыкальной комедии и opеra bouffe. Музыка XIX—XX вв. превращается постепенно из возвышенной и героической в посредственную и патологическую. Мои статистические исследования показывают, что с 1600 г. по 1920 г. среди ведущих музыкальных произведений число сатирико-комических и жанровых сочинений увеличилось с 24 в XVII в. до 106 в XIX в., а число героических произведений, соответственно, уменьшилось со 123 до 63…

Большинство ведущих композиторов — Стравинский, Прокофьев, Хиндемит, Онеггер, Шенберг, Берг и Шостакович — модернисты.

социологияисториякультуразакат Европыобществомузыкаэротика

Источник: [21.180]

      |     О сайте >>   |    Обратная связь   |    Поддержать сайт >>

ПОБЕДИТЕЛЬ ИНТЕРНЕТ-КОНКУРСА «ЗОЛОТОЙ САЙТ»
Победитель XIII Всероссийского интернет-конкурса «Золотой сайт» в номинации «Познавательные сайты и блоги»Победитель интернет-конкурса «Золотой сайт»

© Lifeofpeople.info 2010 - 2024

▲ Наверх

0,16