Встарь > Разделы и темы > Культура: письменность, образование, литература и искусство > Музыка, инструменты, оркестры; пляски и песни. Театр, опера, балет, цирк > Славяне и российские этносы (XVIII век)
18. Культура: письменность, образование, литература и искусство
Музыка, инструменты, оркестры; пляски и песни. Театр, опера, балет, цирк. Славяне и российские этносы (XVIII век)
Рапорт, Ребелинский, Поденные записки, Милюков, Тучков, Манштейн, Журнал , Юль, Калужская
Статья № 1
Рапорт Зичену об обучении актеров, 1751
Ордер князя Юсупова начальствовавшему в его отсутствие над кадетским корпусом полковнику Зичену
Понеже высочайшее ея императорскаго величества намерение есть в том, чтобы обретающиеся при шляхетном кадетском корпусе двора ея императорскаго величества певчии — семь человек, которые при том корпусе обучаются наукам сверх онаго обучения обучалися для представления впредь ея императорскому величеству трагедий, о чем от меня неоднократно словесно
Вашего Высокоблагородия Охотный слуга «Князь Юсупов. Москва. Июня
Рапорт исполнителей
Того ради (
А понеже об находящихся в том корпусе два яраславца, о Иване Дмитревском и Алексее Попове в ордере не упомянуто, то хотя оные прежде обучаемы были и ныне обучаютца и имеют склонности и способность, чего ради представляя ожидаем резолюции: повелено ли будет оных и впредь обучать?
Источник: [18.79]
Статья № 2
М. С. Ребелинский, 1792–1800
Декабрь (1793). 9. Был на комедии, которая была в доме
Источник: [18.105]
Статья № 3
Выписки из поденных придворных записок, 1796–1801
1797
Сентября 9. На гатчинском театре, в присутствии всей императорской фамилии, представлена была русская опера «Ринальд»
Сентября 10. Представлена была в Гатчине комедия: «Индейцы в Англии»
Сентября 16. «Невольники от любви»
Сентября 26. Представлена в Гатчине итальянская опера «Ричард», а
Октября 2. Представлена в Гатчине русская комедия «Сын любви»;
Октября 12. Представлена в Гатчине итальянская опера: «Невольник в любви», к которой приглашено было по билетам 200 персон.
Октября 18. В 7 часов вечера в кавалерской гатчинской зале был концерт, который с музыкантами составлять изволили: государи великие князья, государыни великие княгини и великие княжны и сами участвовали.
При оном также участниками были граф Шереметев, граф Голштейнбек, граф Виельгорский и Серг. Ив. Плещеев.
Декабря 1. В Зимнем дворце на эрмитажном театре представлена была трагедия Димитрий Самозванец, а потом балет.
Источник: [18.106]
Статья № 4
П. Н. Милюков, 1901
Театръ царя Алексѣя былъ случайнымъ эпизодомъ, не оставившимъ по себѣ никакихъ слѣдовъ; притомъ московскіе спектакли ХVII вѣка были доступны только царской семьѣ и немногимъ придворнымъ.
Петръ Великій задумалъ создать общедоступный театръ и нашелъ для него мѣсто на Красной площади.
Вопреки пассивному сопротивлевію посольскихъ дьяковъ, въ 1702 г. отстроена была на площади помѣстительная «комедіальная храмина». Тогда же выписана была изъ Германіи труппа актеровъ, подъ управленіемъ Кунста, котораго замѣнилъ послѣ его смерти (1703) Фюрстъ.
Два раза въ недѣлю давались представленія; указомъ 1705 г. приказывалось «смотрящимъ всякихъ чиновъ людямъ россійскаго народа и иноземцамъ ходить» на представления «повольно и свободно безъ всякаго опасенія». Разрѣшено даже не запирать городскихъ воротъ въ день представленія до 9 часовъ; съ проходящихъ не бралось пошлины, для того, чтобы «смотрящіе того дѣйствія ѣздили въ комедiю охотно».
Уже въ 1704 году отданные для выучки Кунсту подъячіе и посадскіе (10 чел.) начали давать представленья по-русски, а въ 1705 г. только русскіе спектакли и давались.
Все это, однако, не привлекло въ театръ значительной публики. Судя по цифрамъ сборовъ, въ самые удачные лѣтніе дни число посѣтителей не превышало 400, обыкновенно же эта цифра была гораздо ниже, а зимой спускалась иногда до 25. Уже въ 1707 г. спектакли прекратились; «комидійная храмина» на Красной площади была заброшена, а театральная обстановка взята царевной Натальей для ея домашняго театра въ Преображенскомъ.
Такое быстрое охлажденіе любопытства, не успѣвшаго развиться въ прочный интересъ къ театру, въ значительной степени объясняется самымъ характеромъ репертуара. Полтора десятка пьесъ, перешедшихъ на московскую сцену изъ репертуара нѣмецкихъ странствующихъ актеровъ, могли привлекать публику только шутовскими интермедіями да раздирательными сценами убійствъ и отравленій, которыми была такъ богата модная нѣмецкая пьеса того времени.
Все, что выходило изъ этихъ рамокъ балагана, — высокія чувства и нѣжныя любовныя объяснения совершенно пропадали въ неуклюжемъ переводѣ посольскихъ подьячихъ. Эти невольные переводчики по служебной обязанности — терялись передъ непри-вычной и невозможной задачей — передать прозой посольскаго приказа вычурныя фразы нѣмецкой торжественной трагедіи и живой диалогъ Мольера. Какое, напр., впечатлѣніе на зрителя могло произвести страстное любовное объясненіе, веденное въ такихъ выраженіяхъ, какъ слѣдующія:
«Удовольствованія полное время, когда мы веселость весны безъ препятія и овощь любви безъ зазрѣнія употреблять могли. Пріиди, любовь моя! Поволь черезъ смотрѣніе нашихъ цвѣтовъ очеса и чрезъ изрядное волненіе чувствованія нашего наполнить»
и т. д.?
Или вотъ во что обращался въ подъяческихъ рукахъ игривый разговоръ Юпитера сь Алкменой (въ «Амфитріонѣ)»:
«Во мнѣ, милая и любимая Алкмена, ты видишь мужа и любителя; кромѣ любительнаго имени не хочу я себѣ дати, хотя я съ тобою вмѣсто мужа пребывалъ. И той любитель твоей воли съ ревностію желаетъ, дабы твое сердце къ нему одному склонилось, а страданія того не хочетъ, что именемъ мужъ даетъ»
Эти пудовыя фразы составляють плодъ безуспѣшной борьбы переводчика съ слѣдующими строками Мольера:
Это cопоставленіе одно можетъ показать, насколько безжизненъ быль русcкій театръ петровcкаго времени...
Въ 1749 г., какъ извѣстно, разыграны были въ корпусѣ, одна за другой, четыре оригинальныя пьесы Сумарокова: «Хоревъ», «Гамлетъ», «Синавъ» и «Артистона». Въ февралѣ слѣдующаго 1750 г. кадеты повторили «Хорева» на сцевѣ Зимняго дворца; затѣмъ, въ теченіе года они дали еще пять придворныхъ спектаклей. Однако же, на постоянное профессіональное участіе въ спектакляхъ — такихъ любителей-кадетъ, какъ князь Мещерской, графъ Бутурлинъ или баронъ Остервальдъ, разсчитывать было нельзя...
Наконецъ, въ 1756 г. обученіе пѣвчихъ и «комедіантовъ», отданныхъ въ [шляхетский] корпусъ, закончилось; осенью этого года русскій театръ былъ учрежденъ оффиціально, а 5 мая 1757 г. дано «первое представленіе для народа вольной трагедіи русской за деньги».
Въ томъ же году учрежденъ русскій театръ въ Москвѣ подъ управленіемъ Хераскова — тоже воспитанника корпуса. Однако, свободное посѣщеніе театра петербургской публикой продолжалось не долго: въ 1761 г. возстановленъ былъ старый порядокъ раздачи мѣстъ по чинамъ. Только при Екатеринѣ, съ постройкой новаго зданія (на мѣстѣ теперешнято Большого театра) открылось въ Петербургѣ вновь «публичное русское комедіальное зрѣлище» (1783 г.). Такой длинный перерывъ (1761–83) далъ, какъ увидимъ, Москвѣ преимущество въ развитіи театральныхъ вкусовъ...
Источник: [20.63]
Статья № 5
С. А. Тучков, 1766–1808
Сверхъ того (Во времена Екатерины I, †1727 — Прим. ред.) каждый полкъ имѣлъ огромный хоръ музыки, и музыканты были одѣты великолѣпно.
Источник: [20.71]
Статья № 6
Х. Г. Манштейн, 1727–1744
Точно такимъ же образомъ иные выбираютъ гобоистовъ; послѣ чего не трудно догадаться, какова должна быть въ нѣкоторыхъ полкахъ полковая музыка...
Императрица (Анна Иоанновна — Прим. ред.) любя театральныя зрѣлища и музыку, приказала выписать изъ Италiи все что было для сего нужно. Въ 1736 году въ первый разъ дана была на Петербургскомъ театрѣ опера; и хотя она очень хорошо была сыграна, однакожъ понравилась менѣе нежели комедія и интермедія Италіянскія, которыя Императрица особенно любила за господствующій въ нихъ духъ шутовства.
Источник: [18.138]
Статья № 7
Журнал Дежурных генерал-адъютантов
Пополудни ея императорское величество и ихъ императорскія высочества изволили быть въ Оперномъ домѣ на комедіи.
При томъ домѣ отъ полковъ
Сего числа при дворѣ ея императорскаго величества, во внутреннихъ ея императорскаго величества покояхъ, играла италіанская музыка, которая продолжалась пополудни до
Источник: [19.176]
Статья № 8
Юст Юль, 1709
Во время обеда по распоряжению коменданта (в горницу) вошло 16 (скоморохов), которых, по его словам, у него имеется 60 человек. Они принялись дудеть, свистать, петь и куковать, каждый на свой лад, (представляя) разнообразное (пение) птиц в лесу98. Свистали они так громко, что стена отражала звук, и хотя (все эти люди) стояли против меня, (мне) казалось, что они одновременно находятся и спереди, и сзади. Они сделали себе также кастаньеты из деревянных ложек с погремушками на концах и щелкали ими, играли на волынках и скрипках, плясали, забавно по-шутовски ломались, сгибались и бегали взад и вперед на карачках, (при чем) свистели. (Все) это представляло весьма своеобразное и веселое зрелище. (Став) в круг, они взлезали также друг к другу на плечи и с различными шутовскими повадками вырастали в башню99.
Источник: [18.147]
Комментарии
Статья № 9
Калужская летопись В. В. Ханыкова
До 1760 года в Калужских церквах употреблялось пение столповое, а с сего 1760 года началось знаменное или демственное, потом с 1776 года в некоторых церквах слышно было партессное или Итальянское.
Источник: [19.212]
Комментарии
ПОБЕДИТЕЛЬ ИНТЕРНЕТ-КОНКУРСА «ЗОЛОТОЙ САЙТ»
Победитель XIII Всероссийского интернет-конкурса «Золотой сайт» в номинации «Познавательные сайты и блоги»
© Lifeofpeople.info 2010 - 2024