Встарь, или Как жили люди


Гравюра
Искать информацию: в статьях в комментариях по имени автора среди наименований источников

Встарь > Разделы и темы > Культура: письменность, образование, литература и искусство > Язык. Письменность. Алфавит > Славяне и российские этносы (X век)

18. Культура: письменность, образование, литература и искусство

Язык. Письменность. Алфавит. Славяне и российские этносы (X век)

Герберштейн, Лаврентьевская, Пассек, Фадлан, Храбр

Статья № 1
Сигизмунд Герберштейн, 1517, 1526

972 или 976 год. Святослав попадается на Днепре в ловушку к печенегам

В конце концов в 6480 (В немецком издании — в 6484. — Прим. ред.) году от сотворения мира Куря, государь печенегов, убил его из засады, а из его черепа сделал себе чашу в золотой оправе, написав на ней так: «Ища чужое, потерял свое»

культураинтересные фактыязыкписьменностьалфавитисториянаукасаморазвитиекнигипергаментбумага

Источник: [16.27]
Комментарии

Статья № 2
Лаврентьевская летопись, 912

Чередование лидирующей буквы "К"/"Х" в слове «крестьянин»

Лаврентьевская летопись, 912. Чередование лидирующей буквы К/Х в слове

культураинтересные фактыязыкписьменностьалфавитисториянаукасаморазвитиекнигипергаментбумага

Источник: [19.3]
Комментарии

Статья № 3
Вадим Пассек , 1838

Чехия. Сеймы (Snemy — чех.)

Въ тотъ самый годъ, когда открыта была Вацлавомъ Ганкой знаменитая краледворская рукопись, заключающая въ себъ остатки старинныхъ чешскихъ пѣснопѣній и уже извѣстная хотя нѣкоторымъ читателямъ русскимъ по переводу А. С. Шишкова, въ тотъ самый 1819 годъ, въ национальный пражскій музеумъ явился кто-то съ пріношеніемъ подобной драгоцѣнности.

Четыре пергаменовыхъ листочка, написанныхъ латинскими литерами, и литеры continue sunt, т. е. тянутыя непрерывною нитью, и почеркъ X или начала XI века, и чернило зеленое, въ иныхъ мѣстахъ съ красными подчерками, и пергаменъ запачканъ, кое-гдѣ обтертъ: такова была эта драгоцѣнность…

Чехияписьменностьвёрсткаподлогорфографиякультураинтересные фактыязыкалфавитисториянаукасаморазвитиекнигипергаментбумага

Источник: [19.170]
Комментарии

Статья № 4
Ахмед ибн-Фадлан, 921–922

Переписка славян в дохристианскую эпоху

Говорит Ахмад ибн-Фадлан: когда прибыло письмо аль-Хасана сына Балтавара, царя славян, к повелителю правоверных аль-Муктадиру, в котором он просит его о присылке к нему (людей) из тех, кто научил бы его вере, преподал бы ему законы ислама, построил бы для него мечеть, воздвигнул бы для него минбар, чтобы совершалась на нем молитва за него (царя) в его городе и во всем его государстве, и просит его о постройке крепости, чтобы он укрепился в ней от царей, своих противников, то он получил согласие на то, о чем он просил1.

...побудил его обратиться к повелителю правоверных и передать ему письмо царя славян.

..написал к людям Вису, — а они от нас на (расстоянии) трех месяцев, — спрашивая их о нем2. Они же написали ко мне, извещая меня, что этот человек (муж) из (числа) Яджудж и Маджудж...


1 Русский царь просил денег на строительство крепостей для отражения набегов хазар — Прим. ред.

2 Это был запрос о великане, который выходит из вод Ледовитого океана, то есть запрос о Дядьке Черноморе и его богатырях. — Прим. ред.

докириллическая письменностьпочтовые пути славянахинея историковДядька Черноморисламский МВФкультураинтересные фактыязыкписьменностьалфавитисториянаукасаморазвитиекнигипергаментбумага

Источник: [10.14]
Комментарии

Статья № 5
Черноризец Храбр

О письменах

Ведь прежде славяне, когда были язычниками, не имели письмен4, но [читали] и гадали с помощью черт и резов5.

Когда же крестились, то пытались записывать славянскую речь римскими и греческими письменами, без порядка6. Но как можно хорошо написать греческими буквами: «Бог» или «живот», или Черноризец Храбр. Пример N1 слов, неудобных для вокализации при использования греческого алфавита, или «црькы» или «чаание», или «широта», или Черноризец Храбр. Пример N2 слов, неудобных для вокализации при использования греческого алфавита или Черноризец Храбр. Пример N3 слов, неудобных для вокализации при использования греческого алфавита, или «юность», или Черноризец Храбр. Пример N4 слов, неудобных для вокализации при использования греческого алфавита и иные подобные этим (слова)7? И так было многие годы.

Потом же Бог человеколюбец, который правит всем и не оставляет и человеческого рода без знания, но всех приводит к познанию и спасению, помиловал род славянский и послал им святого Константина Философа, названного (в пострижении) Кириллом, мужа праведного и истинного. И создал (он) для них тридцать письмен и восемь9, одни по образцу греческих письмен, другие же в соответствии со славянской речью.

С первой (буквы) начал, как в греческой (азбуке): они ведь (начинают) с «альфы», а он с «аз». И так обе начинаются с «аз». И как те создали (азбуку), подражая еврейским письменам, так и он греческим.
У евреев же первая буква «алеф», что значит «учение». И когда приводят ребенка (для обучения), говорят [ему]: учись, а это — «алеф». И греки, подражая этому, сказали «альфа». И так был приспособлен оборот еврейской речи к греческому языку, так что ребенку вместо «учения» говорят «ищи». «Ищи» ведь говорится по-гречески "Альфа"11. И это, следуя за ними, святой Кирилл создал первую букву «аз». Но потому что «аз» было первой буквой данной от Бога роду славянскому, чтобы открыть для знания учащих буквы уста, возглашается она широко раздвигая губы, а другие буквы возглашаются и произносятся с малым раздвиганием губ...

Другие же говорят: «Зачем создал тридцать восемь письмен, можно и меньшим (числом письмен) писать, как греки двадцатью четырьмя (буквами) пишут». А не знают (точно), сколькими (знаками) пишут греки20. Есть ведь у них двадцать четыре буквы, но письмо их не полно с этими буквами и добавили 11 [двоегласных] и цифры три — «шесть», «девяносто» и "девятьсот" 21 и собирается их всех 30 и восемь. Подобно тому и по тому образцу создал святой Кирилл 30 письмен и восемь.

Другие же говорят: зачем нужны славянские письмена? Ведь не создал их ни Бог, ни апостолы23, и не существуют они искони, как еврейские и римские и греческие, что существуют изначально и угодны Богу. А другие судят, что письмена сотворил (сам) Бог. И сами не знают, что говорят, окаянные, будто бы Бог повелел, чтобы [книги] были лишь на трех языках, как написано в Евангелии: «и была написана надпись по-еврейски, по-римски и по-гречески», а по-славянски там не было (написано), а потому и славянские письмена не от Бога25.

Что поведаем или что скажем таким безумцам? Все же скажем от святого Писания, как научились, что все по порядку исходит от Бога, а не единожды. Вначале не создал Бог ни еврейского языка, ни римского, ни греческого, но сирийский, на котором говорил и Адам26, (а потом) от Адама до потопа и от потопа (до того времени), когда Бог разделил языки при строительстве башни (Вавилонской), как написано (в Писании)27.

А для славян один святой Константин, (в пострижении) названный Кириллом, и письмена создал, и книги перевел за немногие годы: а они — многие и за много лет: семь их создало письмена, а семьдесят — перевод. И потому (еще) славянские письмена более святы и [более достойны почитания], ибо создал их святой муж, а греческие — язычники эллины.

Если же кто скажет, что дело его несовершенно, ибо и теперь (его) еще доделывают, то на эти речи такой ответ: так и греческие (работы) много раз доделывали Аквила и Симмах и потом иные многие. Ибо легче после доделывать, чем сначала создать34.

Ведь если спросишь книжников греческих, говоря: кто создал вам письмена или книги перевел и в какое время, то мало кто среди них (это) знает. Если же спросишь славянских книжников, кто вам письмена создал или книги перевел, то все знают и, отвечая, говорят: святой Константин Философ, названный Кириллом, он и письмена создал, и книги перевел, и Мефодий, брат его. Ведь еще живы те, кто их видели35. И если спросишь, в какое время, то знают и скажут, что во времена Михаила, цесаря греческого, и Бориса, князя болгарского, и Ростислава, князя моравского, и Коцела, князя блатенского, в лето же от создания мира 63[6]336.

Есть же и другие ответы, как скажем в ином месте, а ныне нет времени. Такое знание, братья, дал Бог славянам, а Ему слава и честь и власть ныне и присно и во веки веков. Аминь.

славянская письменностьчерты и резычерноризец Храбрподлоги историикультураинтересные фактыязыкписьменностьалфавитисториянаукасаморазвитиекнигипергаментбумага

Источник: [10.15]
Комментарии

      |     О сайте >>   |    Обратная связь   |   

ПОБЕДИТЕЛЬ ИНТЕРНЕТ-КОНКУРСА «ЗОЛОТОЙ САЙТ»
Победитель XIII Всероссийского интернет-конкурса «Золотой сайт» в номинации «Познавательные сайты и блоги»Победитель интернет-конкурса «Золотой сайт»

© Lifeofpeople.info 2010 - 2024

▲ Наверх

0,173