Встарь, или Как жили люди


Гравюра
Искать информацию: в статьях в комментариях по имени автора среди наименований источников

Встарь > Разделы и темы > Дела лихие и греховные. Противодействие правом > Убить человека > Славяне и российские этносы (XVI век)

17. Дела лихие и греховные. Противодействие правом

Убить человека. Славяне и российские этносы (XVI век)

Флетчер, Мадариага, Статуты ВКЛ, Рюссов, Масса, Акты, Ясинский, Тимофеев

Статья № 1
Джильс Флетчер, 1598–1599

Жизнь человека считается ни по чём. Часто грабят в самих городах на улицах, когда кто запоздает вечером, но на крик ни один человек не выйдет из дому подать помощь, хотя бы и слышал вопли. Я не хочу говорить о страшных убийствах и других жестокостях, какие у них случаются. Едва ли кто поверит, чтобы подобные злодейства могли происходить между людьми, особенно такими, которые называют себя христианами.

историяинтересные фактыобществоубить человекауголовное правообраз жизнинравы общества

Источник: [16.4]

Статья № 2
Исабель де Мадариага

О версии убийства Анастасии — жены Ивана IV:

«Недавно проведенный подсчет наличия в её костях мышьяка и ртути, то есть тех ядов, которые предположительно могли быть использованы, показал присутствие на 100 г костей 0,8 мг мышьяка и 0,13 мг ртути. Это сопоставимо с концентрацией мышьяка в костях великой княгини Елены Глинской, матери Ивана IV (умерла в 1538 году), и царя Фёдора Иоанновича (умер в 1598 году).

Но даже если допустить, что Анастасия была отравлена, что не подтверждается вышеприведенными данными, то кто был заинтересован в убийстве этой совершенно безобидной молодой женщины? Уж во всяком случае не Адашев, к тому времени сосланный в Феллин, и не Сильвестр. И разумеется, не князь Курбский.

Общий вывод, который напрашивается из всех этих рассуждений, заключается в том, что Анастасия не была отравлена, а позднейшее убеждение в этом Ивана следует отнести на счёт мании преследования, постепенно развивавшейся в нём и затуманивавшей его рассудок».

историяинтересные фактыобществоубить человекауголовное правообраз жизнинравы общества

Источник: [21.14]

Статья № 3
Статуты ВКЛ Сигизмунда I, 1529

Также постановляем: если бы кто-нибудь убил человека путного или бортника, головщина за человека путного двенадцать рублей грошей, а за бортника восемь рублей грошей.

историяинтересные фактыобществоубить человекауголовное правообраз жизнинравы общества

Источник: [16.14]

Статья № 4
Бальтазар Рюссов, †1600

В 1570 г. зимою великий князь московский (Иван IV — Прим. ред.) в собственной земле, особенно в Новгороде и Пскове, учинил такое ужасное тиранство, какое не встречается ни в одной истории.

После того как несколько лет тому, назад он велел умертвить много народу из князей, воевод, дворян, подъячих, писарей, граждан и крестьян вместе с женами и детьми, а также брата своего отца, князя Владимира Андреевича с женой и детьми и всеми его людьми, а также брата своей жены князя Михаила Темруковича, а также сжёг много сел и деревень, людей же убивал и грабил, спускал воду из прудов, так что вся рыба засыпала, а также уничтожал скот и хлеб, так что никто не мог пользоваться им, а за год перед тем, в 69 году убил в Твери несколько тысяч людей, между которыми было также много пленных немцев и поляков, и побросал их в воду; после всего этого он двинулся на маслянице вышеупомянутого 70 года в Новгород с несколькими тысячами своих телохранителей, избранных им для своих кровожадных и тиранских намерений, и которых называли апрыстна (Опричниками — Прим. ред.).

Неожиданным образом напавши на масляницу на Новгород, они причинили большую печаль, убивая и грабя, причем не был пощажён ни один дом. Опричники также обезчестили много знатных красивых женщин и девушек, они были до того дерзки и бессовестны, что многия женщины лишили себя из-за этого жизни.

Затем он взял в плен несколько тысяч человек, связывал мужьям и женам руки вместе, а маленьких детей привязывал к груди матерям, и затем целыми кучами бросал в воду, так что большая река Волга (Ошибка: Волхов — Прим. ред.), имевшая в глубину около восьми сажен, до дна совершенно наполнилась трупами, так что их кольями проталкивали под лед, чтобы они могли уплыть дальше.

Затем несколько сот женщин и девушек раздели да нага, и привели на мост, а когда вышел великий князь и проезжал мимо, то для его потехи этих женщин толкали в воду. Затем несколько сот знатнейших граждан и начальников города Новгорода повесили за руки и подожгли одетую на них одежду, и безчеловечно жгли их живых.

Кроме того очень многих людей привязывали сзади к саням за руки и за ноги и мчались с ними по всему городу; когда же приходилось заворачивать на углах, то при быстрой гонке то одному, то другому отрывало то руку, то ногу. Невозможно вкратце описать подобные неслыханные тиранства, учиненные московитом над собственными подданными в Новгороде и Пскове...

Летом после того, в том же году, великий князь безчеловечно велел умертвить 109 человек в Москве, из них некоторые были сварены в кипящей воде; некоторых обезглавили и разрубили на несколько частей; некоторых великий князь заколол собственноручно, между последними был также знатнейший канцлер великого князя, Иван Михайлович Висковатый, отличнейший человек, подобного которому не было в то время в Москве; его уму и искуству, как московита ни чему не учившегося очень удивлялись все иностранные послы... Причина же, почему это случилось, была та, что великий князь подозревал своих людей в том, что они хотят передаться королю польскому, но это была неверная клевета.

историяинтересные фактыобществоубить человекауголовное правообраз жизнинравы общества

Источник: [16.22]

Статья № 5
Исаак Масса, †1635

Версия смерти Ивана IV

... говорят, один из вельмож, Богдан Бельский, бывший у него в милости, подал ему прописанное доктором Иоганом Эйлофом (Johan Eyloff) питье, бросив в него яд в то время, когда подносил царю, отчего он в скорости умер; так ли это было, известно одному богу, верно только то, что вскоре царь умер. Это случилось 4 марта 1584 года, по старому стилю.

историяинтересные фактыобществоубить человекауголовное правообраз жизнинравы общества

Источник: [20.26]
Комментарии

Статья № 6
Акты юридические, или Собрание форм старинного делопроизводства, 1568

45. — 1568. Явка Вологжанина Дмитрия Коваля, о порезании ножем сына, его Треньки крестьянином Иваном Маминым

Лета 7076, бьет челом и явку являет земским судьям, Онцифору Григорьеву сыну Естратова с товарищи, Вологжанин Митка Васильев сын Коваль, из Кобылкина монастыря от Дмитрея Святаго, на Иванова человека Ондреевича Буторлина на Ивана Мамина. Деялось, государи, по Велице дни на святой недели во вторник, в том, что тот, государи, у меня Иван Мамин поколол сынишка моего Тренку, на площади, у судебни; а вины, государи, сынишко мой над собою не ведает никоторые, про что его поколол; а ныне, государи, сынишко мой лежит в конце живота; а в долгу в его и в душегубье чтобы я в конец не загибл, и вам бы та, государи, моя явка была введоме.

мольба о справедливостипоножовщина в деревняхисторияинтересные фактыобществоубить человекауголовное правообраз жизнинравы общества

Источник: [19.205]

Статья № 7
А. Н. Ясинский

Уморить отца царя Ивана, Овчину Телепнёва — фаворита Елены Гнинской

В 1538 году, 3 апреля, во втором часу дня, скончалась правительница Елена, и правление перешло в руки бояр, a 9 апреля Василий Шуйский и его брат князь Иван с своими единомышленниками, схвативши конюшаго боярина князя Ивана Федоровича Овчину-Телепнева-Оболенскаго, человека самаго приближеннаго покойной правительницы, и сестру его Аграфену, мамку великаго князя, посадшш их обоих «в палате за дворцом у конюшни», где князя Ивана уморили голодом и оковами, а сестру его послали в Каргополь и там ее постригли. В том же месяце были освобождены из заточения князь Иван Феодорович Бельский и князь Андрей Михайлович Шуйский.

Новгородский погром и Синодик убиенных

В Послужном списке отмечаются по годам пожалованные в бояре и окольничие, так что возможно, на основании этого акта, возстановить состав боярской думы за любой год; здесь же отмечается, кто и когда умер, кто бежал в Литву, и кто выбыл. Пожалованные в бояре или окольничие оставались в составе боярской думы до своей смерти, и год последней отмечался в Послужном списке. Помета о некоторых членах этого высшаго московскаго государственнаго учреждения, что они выбыли, а не умерли, имела, разумеется, особенное значение.

Просматривая Послужной список за время царствования Иоанна III, мы видим, что выбывшими отмечены следующия лица: Дмитрий Исаакович Борецкий — под 1472 годом и Семен Иванович Ряполовский — под 1499. Принимая во внимание, что в Русе 20 июля 1472 года была отсечена голова взятаго в плен Дмитрия Исааковича Борецкаго, сына известной Марфы—посадницы, a 5 февр. 1499 года отрубили голову князю Семену Ряполовскому на реке Москве, ниже моста, приходим к заключению, что выбывшими отмечались все казненные.

Этот вывод подтвердится во всей своей полноте, если припомним, что казненные и погибшие насильственною смертию до 1548 года (Иван Бельский, Иван Овчина-Телепнев-Оболенский, Иван Кубенский, Феодор Степанович Воронцов и Василий Михайлович Воронцов) отмечены в Послужном списке также выбывшими.

Если, с одной стороны, не может подлежать сомнению, что все лица, отмеченныя в Послужном списке выбывшими за время от 1564 до 1577 года, погибли насильственною смертью, подвергнувшись царской опале, то, с другой стороны, мы не имеем основания утверждать, что только эти 29 человек были казнены во вторую половину царствования Иоанна, так как казненные не всегда обозначались выбывшими: так, напр., князь Андрей Шуйский, отданный царем псарям на растерзание, отмечен не выбывшим, a умершим.

Следовательно, основываясь на том, что какой-либо боярин или окольничий отмечен умершим, нельзя видеть в этом доказательства, что он умер естественною смертью, и опровергать с Послужным списком в руках другие наши источники тем более, что иногда даже годы смерти обозначаются неправильно: так, напр., боярин Михаил Васильевич Тучков, согласно с Послужным списком, умер в 1535 году, а летопись разсказывает, как мы видели, что в 1538 году он был ревностным союзником Ивана Бельскаго; Иван большой Шереметев умер, по свидетельству Послужного списка, в 1570 году, а между тем царь в послании, писанном около 1578 года в Кирилло-Белозерский монастырь к игумену Козьме, приказывает не докучать о Шереметеве: «а впередь бы есте о Шереметеве, пишет он, нам не докучали: нам в том ответу никако не давати».

Заручившись этими выводами, перейдем к разсмотрению синодика, внимательное изучение котораго укажет истинное значение Послужного списка.

Сенатор К. М. Бороздин, осматривая в 1809 году ветхия книги и бумаги Кирилло-Белозерскаго монастыря, отыскал две рукописи в 16-ю долю листа, писанныя уставом с киноварными заглавиями, с замасленными краями, закапанныя воском; рукописи эти, оказавшияся синодиками, он передал в распоряжение Устрялова, издавшаго их без малейших изменений с примечаниями в своей книге: «Сказания князя Курбскаго».

Одна из рукописей была озаглавлена: «Лета седм тысящь девятьдесять перваго Царь и Государь и великий Князь Иван Васильевич Всеарусии прислал в Кирилов монастырь сие поминание и велел поминати на литиях и на литоргиях и на понахидах по вся дни в церкви Божии», а другая рукопись начиналась так: «помяни Господи душа усопших раб своих и рабынь, прежде почивших от Адама и до сего дни»... и в Кирилловском, и в Прилуцком синодиках число казненных в известное время Новгородцев показано одно: 1 505 человек.

По свидетельству Таубе и Крузе, перебито было в Новгороде более 27 тысяч народу (12 тысяч человек более знатных и зажиточных, а более 15 тысяч ремесленников и простонародья); новгородская третья летопись говорит, что убийства продолжались более 5 недель, и всякий день топили тысячу или полторы тысячи человек, так что счастливым днем считался тот день, когда погибало 500–600 человек; по свидетельству же псковской первой летописи, число погибших в Новгороде простиралось до 60 тысяч.

Основываясь на показаниях этих источников, можно прийти к выводу, что в новгородский знаменитый погром погибло около 40 тысяч человек. Между тем, в кирилловском синодике, которому отказывать в доверии мы не имеем никаких оснований, означено 1505 новгородцев...

Оказывается, что отмеченное в синодике число убитых в Новгороде относится только к деяниям передового отряда, предводимаго Малютою Скуратовым, а вовсе не обозначает собою числа всех побитых в известный новгородский разгром. После этого объяснения нельзя, кажется, будет с синодиком в руках опровергать свидетельства наших летописей и с призрачным безпристрастием заявлять: «лучше десяти странным уведомлениям не поверить, нежели один поклеп счесть истиною».

Как известно, передовой отряд опричников оцепил город 2 января 1570 года; свезли с окрестностей 500 духовных лиц, поставили их на правеж, требуя с каждаго по 20 руб. новгородских; кроме того, похватали всех богатых и именитых людей, опечатав предварительно их имущество; 6 же января подошел сам царь и велел на следующий день побить палицами стоявших на правеже (букв. на взыскании. — Прим. ред.). Вот объяснение, что значат слова синодика: «по Малютинския посылки отделано»...

Ко времени новгородскаго разгрома Курбский относит мученическую смерть Корнилия, игумена Псково-Печерскаго монастыря, и его ученика Вассиана Муромцева, которые, по его словам, были раздавлены каким-то «орудием мучительским», а также грабеж и кровопролития в Ивангороде, Пскове и в других городах той страны. Действительно, имена Корнилия и Вассиана Муромцева встречаются в синодике...

уморить царяфаворит Глинскойистория Ивана IVКурбский и Иван IVистория Россиизверства Ивана IVправда о зверствах царя Иванасинодик убиенныхисторияинтересные фактыобществоубить человекауголовное правообраз жизнинравы общества

Источник: [19.216]
Комментарии

Статья № 8
Дьяк Иван Тимофеев, 1610–1617

Братоубийство в Кремле

Был у него (Ивана Грозного) двоюродный брат по плоти, сидящий на своём отеческом достоянии — уделе; его рабы оклеветали его пред ним (царём) совершенно ложным доносом, — говорили, что он желает царства — великого достояния брата. А он, распалённый на него гневом, поверил клеветникам, утвердившись на мысли, что это действительно так; он не разгадал лукавого совета и, как лев, встретив его где-то на пути, умертвил своего брата, напоив его ядом вместе с женою и сыном57, — все они принуждены были выпить горькую чашу смерти по повелению его руки.

А он, сделав (это), как бы некий приятный уловив лов, вместе с убийцами радостно крикнул голосом, разнёсшимся в воздухе; а всех рабов его дома, кроме доносчиков, предал различным мукам, всячески бесстыдно надругавшись над женским полом. Так как это благочестивым (царям) творить было несвойственно, то и здесь говорить нельзя о том, что не подобает; поэтому и я не смею дерзкими словами раскрыть весь стыд его венца и рассказал кратко прикрытыми словами. А так как он не только самого своего брата, но и его наследника (сына) предал той же смерти, как бы выкопал из земли и корень и его отросток и выбросил (его вон), оставив род того без наследника, то кровь их, как кровь Авеля на Каина58, до вечности будет вопить (на него); а так как отрок принял смерть вместе с родителями, то ясно, что вместе с ними он был и увенчан. А ту часть земли, которая им принадлежала, державный присоединил к своему великокняжескому владению и назвал своим именем.

Больше в обличение убийства своего брата, чем в память его рода, одну только дочь, ещё младенца59, оставил, как наследницу, не имеющую наследства. После он ее, явно ради отца, устроил, обручив с некоторым еллином60 и выдав замуж за славного короля, — по лживому притворству, как будто за господина, по правде же — за нечестивого и худого, так как не захотел бы за такого выдать свою дочь. А он отсюда (из России) увёз её в землю единоверных с ним. И когда муж её там скончался, в наставшее для этого время, поборник благочестия, сын того великого царя, после него царствующий, избранный Христом богом Фёдор, во дни пресветлой своей державы, после смерти её мужа, найдя её, из той нечестивой земли призвал в свет своего благочестия, приведя её с прижитою там её дочерью опять в своё наследованное отечество, в прежнюю веру. И по её желанию, постриг её в монашество и поместил в некоторой общежительной лавре61 вблизи от своего обычного царского путешествия, снабдив её из своего достояния, чтобы она жила вместе с инокинями в одном стаде, в ограде словесных овец. Там он наблюдал за нею, часто утешая своим святым посещением, снабжая всем потребным, не забывая родства (с ней) и восполняя этим грехи своего отца до дня своей смерти. А дочь её вскоре умерла, приняв св. крещение по чину родителей.

после Конца Светазаписки свидетеляистория Россииубийство братаИван IV братоубийцаисторияинтересные фактыобществоубить человекауголовное правообраз жизнинравы общества

Источник: [17.169]
Комментарии

      |     О сайте >>   |    Обратная связь   |   

ПОБЕДИТЕЛЬ ИНТЕРНЕТ-КОНКУРСА «ЗОЛОТОЙ САЙТ»
Победитель XIII Всероссийского интернет-конкурса «Золотой сайт» в номинации «Познавательные сайты и блоги»Победитель интернет-конкурса «Золотой сайт»

© Lifeofpeople.info 2010 - 2024

▲ Наверх

0,216