Встарь > Разделы и темы > Отношение к религии. Верования > Смена религии, прозелитизм. Веротерпимость > Иные этнические системы (...VIII век)
16. Отношение к религии. Верования
Смена религии, прозелитизм. Веротерпимость. Иные этнические системы (...VIII век)
Уинтл, Трисмегист, Филон, Коран, Мормутье, ал-Калби, Инэ, Уитред, Инишфаллен, Елишэ, Турский, Джуаншериани, Никифор, Динавери, Беда, Мухаммед , Книга, Сумбат, Исидор, Летописный свод, Цуртавели, Льоренте, Хроника, Сигеберт, Фредегар, Барониуш, Барониуш, Фроянов, Надпись Картира, Судебник, Cтолицы Ирана
Статья № 1
Джастин Уинтл
Китай, 9
Ван Ман поручает Лю Синю составить каталог «разрешённых книг». Из 677 названий, входящих в список, только четверть дошла до наших дней.
Источник: [21.21]
Комментарии
Статья № 2
Гермес Трисмегист, †60 до н. э.
Разве ты не знаешь, о Асклепий, что Египет есть образ неба, или, скорее, что он есть отражение здесь, внизу, всего, что управляется и осуществляется на небе? Если говорить правду, наша земля — храм мира. Однако, поскольку мудрые должны все предвидеть, необходимо, чтобы вы знали одну вещь: придет время, когда будет казаться, что египтяне напрасно с таким благочестием соблюдали культ богов и что все их святые воззвания окажутся тщетны и не исполнены. Божество покинет землю и вернется в небо, оставляя Египет, свое старинное обиталище, вдовою религии, лишенной присутствия богов.
Источник: [8.9]
Комментарии
Статья № 3
Филон Александрийский, †50
Еврейский погром в Александрии
...египтяне стоят на первом месте, ибо никто быстрее их не может раздуть из искры пламя бунта... Александрийцев же распирало от зависти (племя египтян весьма завистливо): они вообще считали чужую удачу несчастьем для себя, а тут были движимы старой и, можно сказать, врожденной ненавистью к евреям и так досадовали, что еврея сделали царем, как будто
И всего непереносимее, что евреев среднего сословья били теми кнутами, какими обычно наказывали свободных и полноправных граждан, важных же лиц — старейшин, так именуемых по возрасту своему и положению, унизили, истязая орудиями, предназначенными для египтян низшего сословия, причем виновных в тягчайших преступлениях.
Источник: [8.11]
Статья № 4
Коран
Нет принуждения в религии [2:257].
Ты, конечно, найдёшь, что боле всех людей сильны ненавистью к уверовавшим иудеи и многобожники, и ты, конечно, найдёшь, что самые близкие по любви к уверовавшим те, которые говорили: «Мы — христиане!» Это — потому, что среди них есть иереи и монахи и что они не превозносятся [5:85].
А когда кончатся месяцы запретные, то избивайте многобожников, где их найдёте, захватывайте их, осаждайте, устраивайте засаду против них во всяком скрытом месте! Если они обратились и выполняли молитву и давали очищение, то освободите им дорогу [9:5].
Каждому народу — свой посланник; и когда придёт их посланник, то будет между нами решено по справедливости, и они не будут обижены [10:48].
Источник: [20.15]
Статья № 5
Анналы Мормутье
Статья № 6
Хишам ибн ал-Калби, †821
Смена доисламких верований арабов
Первым, кто переменил веру Исма’ила (Сына Библейского Авраама — Прим. ред.), да, будет над ним мир, установил истуканов, освободил са’ибу от работы, ввел обычай с василой, резал ухо бахире1 и объявлял верблюдиц заповедными, был ’Амр, сын Раби’а, которого звали Лухайй ибн Хариса ибн 'Амр ибн 'Амир
А когда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, овладел Меккой, он вошел в святилище — а вокруг Каабы стоят идолы. Он стал тыкать их концом лука в глаза и лица, говоря: «Пришла истина, и исчезла ложь; поистине, ложь — преходяща» (Коран XVII, 83). Потом он распорядился о них, и их повалили наземь, вытащили из святилища и сожгли...
Когда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, овладел Меккой, [когда] арабы приняли ислам и прибыли к нему их посланцы, пришел к нему и Джарир ибн 'Абдаллах, чтобы принять ислам, и Мухаммад сказал ему: «О Джарир, не избавишь ли ты меня от
У племени музайна был идол, называемый Нухм. По нему давали имя 'Абд Нухм. Хранителя Нухма звали Хуза’и ибн 'Абд Нухм, [он был] из племени музайна, из рода 'адда'. Когда он услышал о пророке, да благословит его Аллах и да приветствует, то бросился на идола и разбил его... Потом он присоединился к пророку, да благословит его Аллах и да приветствует, и принял ислам и поручился, что его сородичи музайниты [тоже] примут ислам.
1 Если верблюдица рожала подряд десять самок, то рождённую одиннадцатой нарекали "Молочной (заповедной) верблюдицей" — Бахирой, — на которую нельзя садиться верхом, на которой нельзя возить грузы, нельзя стричь её шерсть; пить её молоко может только гость. — Прим. ред.
Источник: [9.3]
Статья № 7
Правда Инэ, 690
Ребёнок должен быть окрещён в течение 30 ночей, если он не будет [окрещён], нужно уплатить 30 шиллингов.
Если он [ребенок] умрёт некрещёным, следует отдать всё, чем он [его отец] владеет...
Если раб работает в воскресенье по приказу своего господина, пусть сделается свободным, а господин уплатит 30 шиллингов штрафа.
Если же раб работает [в воскресенье] без ведома его [господина], пусть страдает шкурой (
Если же свободный работает в этот день без приказа своего господина (Глафорда — Прим. ред.), пусть теряет свободу.
Церковные подати должны быть вносимы ко дню св. Мартина. Если
Если
Церковную подать должно платить с той жатвы и того очага, у которого сидит человек на рождество.
Источник: [8.23]
Комментарии
Статья № 8
Законы (судебник) Уитреда, 695–696
Британия
Плата за нарушение предоставляемого церковью покровительства пусть равняется 50 шиллингам, подобно [плате за нарушение покровительства, предоставляемого] королем.
Если кэрл (Свободный крестьянин — Прим. ред.) без ведома своей жены совершает жертвоприношения идолам, он должен быть лишен всего своего имущества и [уплатить] healsfang. Если же они оба поклоняются идолам, пусть оба [уплатят] healsfang и [лишатся] всего имущества.
Если раб поклоняется идолам, он должен уплатить 6 шиллингов или понести телесное наказание.
Если
Если раб ест [мясо в пост] по собственной воле, [должен уплатить] 6 шиллингов или понести телесное наказание.
Источник: [8.25]
Статья № 9
Анналы Инишфаллена
433
Обращение скоттов в веру Христианскую.
439
Секундус, и Ауксилиус, и Изернинус посланы в помощь Патрику, но
451
Халкидонский синод собирался.
453
Лев царствовал, и голова Иоанна [Крестителя] открытая есть.
Источник: [11.17]
Статья № 10
Елишэ
Тогда все моги (Маги — Прим. ред.) и волхвы подняли единодушно голоса свои:
«Боги, которые дали тебе господство и победу над врагами, не станут просить у тебя видимых почестей, но чтобы упразднил ты всякие учения человеческих заблуждений и чтобы обратил (Инаковерующих, то есть христиан — Прим. ред.) в наш единый закон Зрадаштовых предписаний1!»
1 Предписаний Спитамы Заратуштры (Зороастра), то есть наставлений книг Авесты. — Прим. ред.
Источник: [8.34]
Комментарии
Статья № 11
Георгий Флоренций (Григорий Турский), †594
И в это же время Еврих, король готов, перейдя испанскую границу, начал в Галлии жестокие гонения на христиан. Повсеместно он убивал не согласных с его ложным учением, клириков бросал в темницы, епископов отправлял в изгнание или закалывал мечом. А самые входы в священные храмы он приказал засадить терновником, конечно, для того, чтобы, редко посещая храмы, христиане забыли истинную веру. Во время этих гонений были сильно разорены города Новемпопуланы и обе Аквитании.
Источник: [8.35]
Статья № 12
Джуаншер Джуаншериани, 431–491
Как только полонили царя картлийского Мирдата («Второго» потомка «тридцать седьмого» царя
А Бинкаран, епископ огнепоклонников, проповедывал среди грузин веру свою. Но никто из знатных ему не поддался; обратили в огнепоклонство лишь множество мелкого люда («Мелкие» — категория картлийского населения — свободные крестьяне и часть ремесленников)...
И сей епископ Микаэл выступил против совратителя Бинкарана и научал вере истинной всякого картлийца. Он вернул к вере всех знатных и большинство народа (То есть в учение Спитамы Заратуштры были до того обращены почти все грузины), но малая часть простого люда осталась в огнепоклонстве...
В ту пору царь Вахтанг не улучил времени (После смерти жены, которая была дочерью персидского шаха), чтобы взять в супруги дочь царя греческого, а также католикосов и епископов, ибо пребывал в ожидании вторжения персидского царя: укреплял крепости и города, снаряжал конников и готовился к войне против персов. Тогда же заточил он в темницу совратителя Бинкарана — епископа огнеслужителей — и сокрушил и изгнал всех огнепоклонников из пределов Картлийских... царь персидский выступил против Вахтанга...
Ныне я (Горгасал) исполнил данный мною обет: так, ежели где обнаружил дом огнепоклонников — залил его мочой, жрецов и их соглядатаев предал жестокому истязанию, а совратителя Бинкарана заточил в темницу, — епископа огнеслужителей — и сокрушил и изгнал всех огнепоклонников из пределов Картлийских...
Этот же царь Дачи (Сын Вахтанга Горгасала) призвал горцев Кахети признать Христа. Однако те не выказали желания; отступились полностью и нупатийцы (Племя в древнем Дагестане).
Источник: [11.23]
Статья № 13
Патриарх Константинопольский Никифор, †829
622
И сразу же передал архонта со множеством турок императору. И напав с ним на Персию, Ираклий сразу стал разрушать её города и уничтожать храмы огня. В одном из них он нашёл, что Хозрой обоготворил себя, изобразив самого себя сидящим на крыше храма, как бы на небе. Здесь были изображены и молния, солнце и луна; ангелы стояли вокруг него, и по желанию с помощью механических приспособлений гремел гром и шёл дождь. Увидев эту мерзость, Ираклий ниспроверг её на землю и превратил в прах.
680
И когда всюду наступил мир в ромейской державе, усилилась нечестивая ересь монофелитов (Севериан — Прим. ред.), которая получила начало ещё со времени императора Ираклия. И было несогласие (раскол) в православной церкви.
Узнав об этом, Константин собрал вселенский собор, который утвердил [решение] пяти предшествующих святых вселенских соборов, всячески разъясняя о двух волях Христа Спасителя и двух природных силах, совершенных и в его божественности, совершенных и в его человечности, и предал анафеме одержимых ересью.
765
И вот они взяли некоего Стефана, мужа праведного и боголюбивого, бывшего в монашеской схиме и проведшего много времени запертым в тесной келье, построенной на вершине большой горы, которую называют холмом святого Авксентия. И нечестивые привели его с обвинением в благочестии. И говорили, что он многих обманул, обучая презирать славу этого мира и не почитать дома, родных, отворачиваться от императорских дворцов и переменять образ жизни на монашеский.
И за это его присудили к побоям и оскорблениям и к тюремному заключению и, наконец, привязав ему к ногам верёвки, привели его к императорскому портику и, разрывая, тащили [верёвками] до так называемого форума Быка, и тело его нечестивое выбросили в так называемые рвы Пелагия, как тело злодея. Ибо на это самое место выбрасывали тела некрещёных народов и приговорённых к смерти.
Многих же, исполнявших должности и служивших из числа военных, обвинённых в поклонении святым иконам, как бы уличённых в жертвоприношении, убили, предавая их различным казням: одних подвергали казни мечом, необъятное же множество высылали за границы империи. И требовали от всякого подданного твёрдых клятв, что в дальнейшем не будет поклоняться каким-либо святым иконам.
Источник: [9.11]
Комментарии
Статья № 14
Абу Ханифа ад-Динавери, †895
Иран, III-VI вв.
Мани (букв. — «дух» / «ум»), смешав христианство, восточную мистику и греческую философию, провозгласил греховность материального мира и непричастность к нему верховного божества. Огнепоклонники его не поняли, казнив основателя манихейства в 276 году:
В дни Шaпура [сына Ардашира] объявился еретик Мaни и стал совращать народ, но Шaпур умер, не успев схватить его. Шaпур царствовал тридцать один год, а после него царство перешло к его сыну Ормузду, сыну Шaпура; он велел схватить Мaни и повелел, чтобы с него содрали кожу, набили ею соломой и повесили на воротах Джундишапура (Город в дрейней Сузиане, заселённый депортированными греками — Прим. ред.); эти ворота и поныне называются воротами Мaни. Затем Ормузд стал преследовать сторонников и последователей Мани и всех их убил.
Персы-зороастрийцы учение Маздака также не восприняли...
Хосрой Ануширвaн стал царствовать после своего отца; он приказал схватить Маздака, сына Мазаййaра, который соблазнил народ на совершение запретного, подстрекал чернь к злодеяниям и облегчил грабителям грабёж, а притеснителям — совершение беззаконий. Маздака искали, пока не нашли, и Хосрой велел его убить и распять, равно как и всех, присоединившихся к его учению.
Христианам главное для успеха — это казну захватить:
У Хосроя Ануширвaна был сын по имени Ануш-зaд; его мать, христианка, была такой красавицей, что Хосрой пленился ею и стал ею уговаривать отказаться от христианской веры и примкнуть к учению магов (Огнепоклонников-зороастрийцев — Прим. ред.); она ему отказала в этом, и ею сын Ануш-зaд унаследовал от неё эту [приверженность к христианству] и разошёлся со своим отцом в вопросе о вероучении. Хосрой разгневался на него и велел заточить его в темницу в городе Джундишапуре.
Но когда Хосрой отправился в поход против Сирии и Ануш-зад узнал, что его отец заболел и остановился к Химсе (город в Сирии), он подговорил бывших с ним в тюрьме заключённых, послал послов к христианам Джундишапура и других округов Ахваза, разрушил тюрьму и вышел на волю. Вокруг него объединились все эти христиане; он изгнал из округов Ахваза чиновников-сборщиков податей своего отца, захватил казну, распространил слух о смерти своего отца и стал готовиться к походу в Ирак.
Источник: [9.12]
Статья № 15
Беда Достопочтенный, 731
Фрагменты история христианизации Англии и иные прозелитические старания РКЦ
Ещё я узнал от братии монастыря, называемого Лестингей (Lastingham — Обитель в Нортумбрии — Прим. пер.), как стараниями его основателей, святых отцов Кедда и Хада вера Христова пришла в провинцию Мерсийскую, где её прежде не знали, и вернулась в провинцию восточных саксов, где её забыли, а также и о том, как жили и умерли эти святые отцы.
Тем временем Диоклетиан на востоке и Максимиан Геркулий на западе разоряли церкви и преследовали и убивали христиан в десятый раз после Нерона. Это гонение было более длительным и свирепым, чем все предыдущие, ибо продолжалось без перерывов десять лет, сопровождаясь сожжением церквей, гонениями невинных и казнями мучеников. Также и Британия стяжала тогда великую славу своими исповедниками Божьими.
Напротив восточного побережья Кента лежит большой остров Танатос1, величина которого составляет 600 фамилий по измерению англов2. Он отделен от берега рекой Вантсум шириной около трёх стадий3, которую можно перейти только в двух местах; она же впадает в море. Там Августин, слуга Божий, и высадился со своими спутниками, которых было, как говорят, около сорока. По велению папы Григория они взяли с собой переводчиков из народа франков4, и Августин послал их к Эдильберту с известием, что он принёс из Рима благую весть, обещающую без всяких сомнений вечную радость на небесах и бесконечное царство с Богом живым и истинным.
1 Остров Танет, ныне соединившийся с побережьем. — Прим. пер.
2 Здесь и далее термином familia обозначается англосаксонская мера площади — гайда (hidе). Под гайдой понимали участок земли, достаточный для прокормления одной семьи (фамилии); её размер составлял от 24 до 72 га в зависимости от характера почвы. Гайда делилась на виргаты (от латинского virga — «лоза») и боваты (от латинского же bos — «бык»). — Прим. пер.
3 535 метров. — Прим. пер.
4 Франки — германский народ, захвативший в конце V в. территорию Галлии и основавший там свое королевство. В
Тем временем Августин, человек Божий, отправился в Арелат и был согласно велению святого отца Григория посвящён епископом этого города Этерием в архиепископы народа англов. Вернувшись в Британию, он тотчас послал в Рим священника Лаврентия и монаха Петра сообщить святому понтифику Григорию, что народ англов принял веру Христову и что он сделался у них епископом. В то же время он просил совета относительно некоторых насущных вопросов. На эти вопросы он без промедления получил ответы, которые мы считаем нужным поместить в нашей истории5:
-
— Вопрос блаженного Августина, епископа Кентской церкви: Как епископы должны жить со своим клиром, как делить дары, приносимые верующими к алтарю, и как должно епископу вести себя в церкви?
— Отвечает Григорий, папа города Рима: Святое Писание, с коим ты, без сомнения, знаком, говорит об этом, в особенности в письме блаженного Павла к Тимофею, где он берет себе за труд наставить того, как вести себя в доме Божьем6. В обычае апостольского престола сообщать всякому, кто помазан в епископы, что все поступающие деньги должны делиться на четыре части: одна епископу и дому его для дел милосердия, другая клиру, третья беднякам и четвертая на обновление церквей.
5 Эти ответы помещены в "Libellus Responsionum«(Книге ответов папы Григория), где они датируются июлем 601 г. — Прим. пер.
6 [1 Тим 3:15]. — Прим. пер.
Когда посланцы (От св. Августина — Прим. ред.) отбыли, блаженный отец Григорий (Папа Римский — Прим. ред.) отправил им вслед письмо, вновь показывающее его горячий интерес к спасению нашего народа. Вот что он писал:
...Я решил, что храмы идолов этого народа не должны быть разрушены. Уничтожив находящихся в них идолов, возьмите святую воду, и окропите эти капища, и воздвигните в них алтари, и поместите святые реликвии. Ибо если храмы выстроены прочно, весьма важно заместить в них служение идолам службой Истинному Богу.
Когда эти люди увидят, что святилища их не разрушены, они изгонят заблуждения из своих сердец и с большей охотой придут в знакомые им места, чтобы признать Истинного Бога и молиться Ему7. Также можно заменить каким-либо праздником присущий им обычай закладывать быков в жертву демонам8. Так, в день освящения даров или в праздники святых мучеников, чьи реликвии помещены в храме, следует позволить им возводить вокруг храма шалаши из веток и праздновать там. Не давайте им приносить животных в жертву дьяволу, но пускай они сами употребляют их в пищу, благодаря Творца всех созданий за Его щедрые дары. Так через внешние радости им легче будет прийти к радостям внутренним.
7 Типичный для римской церкви прагматизм. Хотя «прочных храмов» у англосаксов, по-видимому, не было, многие христианские церкви действительно выстроены на месте языческих капищ. — Прим. пер.
8 В труде Беды «Об исчислении времён» (De Temporibus Ratione) упоминается, что одиннадцатый месяц в языческом календаре англов именовался Блотмонат, или «месяц жертвы», поскольку в это время богам приносили в жертву животных, которые не могли пережить зиму. — Прим. пер.
После того как Августин, как мы уже сказали, сделался епископом в королевской столице, он с помощью короля восстановил там церковь, которая, как ему сообщили, была построена в древние времена верующими римлянами9.
9 Это нынешний кафедральный собор Кентербери. Никаких следов его существования в римские времена пока не обнаружено. — Прим. пер.
Тем временем, в год от воплощения Господа
10 Григорий Великий родился около 540 г., был выбран папой в 590 г. и умер в 604 г. — Прим. пер.
11 [Деян. 26:18]. — Прим. пер.
Он (св. Августин) предложил (бриттам) заключить католический мир и объединить усилия в богоугодном деле обращения язычников. Они же праздновали Пасху не в должный день, но с четырнадцатого по двадцатый дни лунного месяца; такое установление основано было на
В то время королевством Нортумбрийским правил сильнейший и славнейший король Эдильфрид, который теснил бриттов сильнее, чем все прочие правители англов12. Поистине, его можно сравнить с Саулом, царём Израиля, с той лишь разницей, что Эдильфрид не был знаком с истинной верой.
12 Эдильфрид (в исторической традиции Этельфрит) — внук Иды, основателя королевства Берниция. Правил Берницией и Дейрой в 593–616 гг.. — Прим. пер.
Когда Эдильфрид узнал, зачем они (бритты) собрались, он сказал: «Раз они молятся своему Богу против нас, значит, они воюют против нас, хотя и без оружия, молясь за наше поражение»
Поэтому он велел атаковать их, а после разгромил и все их нечестивое войско, понеся при этом тяжёлые потери. Говорят, что в этой битве погибло почти двенадцать сотен тех, кто пришёл молиться, и лишь пятьдесят человек спаслось бегством.
Брокмайл и его люди при первой же атаке бросили тех, кого должны были охранять, оставив их безоружными и беспомощными перед мечами неприятелей. Так сбылось пророчество святого епископа Августина, хотя сам святой задолго до того отошёл в Царствие Небесное; эти еретики приняли отмщение земной смерти за то, что отвергли предлагаемые им советы для вечного спасения13.
13 Хотя Беда дружелюбно относится к ирландцам и пиктам, он везде резко осуждает бриттов и их церковь — прежде всего за отказ крестить англосаксов. Возможно, в его отношении отразилась и давняя враждебность отношений между бриттами и завоевателями-англами. Отсюда и странное для святого злорадство по поводу убийства безоружных монахов королём-язычником. — Прим. пер.
После смерти Эдильберта, когда у кормила власти встал его сын Эдбальд14, случился перерыв в неуклонном росте церкви; ведь он не только отказался принять веру Христову, но и впал в блудодеяние, неслыханное даже у язычников, как о том говорили апостолы15, поскольку он женился на вдове своего отца16.
14 Эдбальд правил Кетом в 616–640 гг. — Прим. пер.
15 [1 Кор. 5:1] — «блудодеяние, какого не слышно даже у язычников». — Прим. пер.
16 Осуждение Бедой Эдбальда вряд ли справедливо, так как тот был язычником и женился на мачехе по древнему германскому обычаю. — Прим. пер.
...он (Король восточных саксов Саберт) оставил управлять своим земным царством трёх сыновей, и все они были язычниками17. Они вскоре начали открыто служить идолам, чем в правление отца занимались тайно, и побуждать к тому же своих подданных.
17 Сыновья Саберта Сексред, Севард и Сигберт правили Эссексом около
Место, где стояли те идолы, ещё можно увидеть к востоку от Эборака, над рекой Дервент18. Ныне оно зовётся Годмундингахем19, и это то самое место, где верховный жрец по вдохновению истинного Бога осквернил и низверг алтари, которым прежде поклонялся.
18 Языческие капища обычно располагались на возвышенных местах, обладавших, по традиции, особой силой. Требовалась также близость текучей воды, которую часто использовали в обрядах. — Прим. пер.
19 Англосаксонское «жилище защитников Божьих». — Прим. пер.
Колумба же был первым учителем веры у пиктов, что живут за северными горами, и основателем монастыря на острове Ии, который до сих пор почитается многими среди пиктов и скоттов. Некоторые зовут Колумбу Колумкилл, соединяя слово "келла" и имя Колумба20.
20 Cella означает по-латыни «келья», columba — «голубь». Имя Колум Килле (Колумгилл) произошло от ирландских слов с тем же значением. — Прим. пер.
Он (Поп Эгберт — Прим. ред.) знал, что в Германии обитают многие народы, от которых ведут свой род англы и саксы, ныне живущие в Британии; по этой причине их соседи-бритты до сих пор искажённо зовут их «гарманами» 21.
Среди этих народов — фризы, ругины, даны, гунны, древние саксы и боруктуары22; много и других народов в той же стране, которые до сих пор следуют языческим обычаям и к которым воин Христа намеревался отправиться, обойдя Британию по морю, чтобы попытаться избавить их от Сатаны и привести ко Христу. В случае неудачи этого дела он намеревался отправиться в Рим и поклониться там могилам блаженных апостолов и мучеников Христовых.
21 По мнению К. Джексона (Language and History in Early Britain. Edinburgh, 1953), так звучало на вульгарной латыни слово germani. — Прим. пер.
22 Фризы жили в Нидерландах, ругины или ругии — на побережье Балтики (их имя сохранилось в названии острова Рюген). Гуннов многие средневековые историки считали германцами, так как в состав их орды вошли многие германские племена. Старые саксы населяли Саксонию, даны — нынешние острова Дании, боруктуары или бруктеры — Рейнскую область. — Прим. пер.
Источник: [8.45]
Статья № 16
Пророк Мухаммед, 627
Письмо Мухаммеда сасанидскому шаху Хосрову II Парвизу
[Во] имя [А]ллаха всемилостивого и милосердного!
От Мухаммеда, раба Аллаха и посланника Его, Хосро[ву] — великому из персов. Мир тому, кто следует правильному пути и верует [в А]ллаха и посланника Его, и свидетельствует, что [нет] божества, кроме Аллаха единого. Нет Ему сото[ва]рища, и истинно Мухаммед — Его раб и послан[н]ик Его.
Призываю тебя молитвой к Аллаху, ибо истинно я — посланник Аллаха ко всему человечеству, чтобы предупредить тех, кто живет, и утвердить Слово против неверующих. Прими ислам — и ты спасен.
А если ты откажешься от него, то на тебе вина магов.
Текст этой статьи использован при кросс-анализе «показаний свидетелей» в электронной книге «История и баланс событий. Вып. 2» — см., например, здесь >>
Источник: [8.39]
Комментарии
Статья № 17
Ибн А’сам ал-Куфи , †926
Хазария, 743–753 гг.
Хакан, царь хазар, отправил посланцев во все края страны безбожников, которые были с ним одной веры и племени, призывая их на войну с муслимами. И все они дали на это согласие. Их скопищам он приказал собраться к его сыну Нарстику ибн Хакану и выступить походом на Азербайджан для воины с ал-Джаррахом ибн Абдаллахом и его воинами.
Говорит [автор]: И выступил Барсбек ибн Хакан во главе 300-тысячного войска, состоящего из хазар и других племен безбожников...
Рассказ о женитьбе Йазида ибн Усайда ибн Зафира ас-Сулами на дочери царя хазар
Говорит [автор]: После прибытия дочери хазарского царя (Хатун — Прим. ред.) и множества ее добра в страну ислама, она остановилась в местности, именуемой ал-Каббаб, близ ворот Барды. Говорит [автор]: Она расположилась в этом месте, а затем послала к Йазиду (Жениху — Прим. ред. ) человека сказать ему: «Пошли ко мне женщин-мусульманок, которые растолковали бы мне сущность ислама и читали бы мне Коран. И когда я усвою это, я буду твоей!» Йазид послал к ней некоторых женщин из Барды, которые растолковали ей ислам и читали Коран.
Говорит [автор]: И не осталось у Йазида ибн Усайда ни одного командующего, который не принес бы ей подарка, соответствующего его рангу.
Когда Хатун познала ислам и изучила Коран, от нее принесли меч и кинжал и Йазид ибн Усайд понял, что она разрешает ему войти к ней. Он вошел к ней по ее разрешению, а она в это время была разукрашена и увешана драгоценностями.
Говорит [автор]: Йазид ибн Усайд стал жить у нее и оставался с ней два года и четыре месяца. Она родила от него двух сыновей. После этого она умерла и умерли оба ее сына. Йазид страшно горевал по ней.
Источник: [10.13]
Комментарии
Статья № 18
Сумбат Давитис-дзе
Царь же Ираклий разослал проповедников в Тбилиси, Мцхета и Уджарму1, с тем, дабы все христиане вошли в церкви, а те маги и огнепоклонники, которые не приняли крещения, были бы истреблены. А они не пожелали принять крещение и хитро перемешались с христианами2. Но всех их настиг меч, и потекли реки крови в церквах. Очистив веру Христа, бога нашего3, отправился царь Ираклий в царство свое.
Источник: [11.29]
Комментарии
Статья № 19
Исидор Севильский, †638
Готы
В эру 407 (AD 369 — Прим. пер.) на пятом году императора Валента, Атанарих стал первым, кто принял власть над Готами, он правил тринадцать лет. Он начал жестокое преследование верующих, противопоставив себя Готам, являвшимся Христианами. Многие из последних стали мучениками, поскольку не согласились приносить жертвы идолам. Остальных Атанарих убивать побоялся, ибо их было очень много. Окончив преследование, он позволил им, или точнее заставил их, покинуть королевство и уйти на Римские территории…
В эру 415 (AD 377 на тринадцатом году императора Валента… Валент, тем временем, отошел от истинной Католической веры и был охвачен заблуждением Арианской ереси. Поэтому он послал священников еретиков, имевших дурные убеждения, добавив Готов к исповедующим ошибочную доктрину. Этим ядовитым посевом он отравил замечательных людей, которые еще долгие годы придерживались ошибочных взглядов, искренне веря в их истинность…
Они веровали, что Сын имел меньшее значение, чем Отец, и следовал за Ним. Они придерживались мнения, что Святой Дух не был Господом и не происходил от сущности Отца, но был сотворен Сыном, и был предназначен для службы и подчинения обоим. Они утверждали, что была одна ипостась и одна сущность Отца, другая была Сыном, и наконец еще одна — Святым Духом, таким образом они не почитали единого Бога и Господа, в соответствии со священным писанием, а имели трех разных богов. Они установили это злобное богохульство на долгие времена и придерживались его на протяжении правления королей в течение 213 лет. В конце концов, думая о спасении, они отбросили заблуждения и благодаря милости Христа соединились с Католической верой…
В эру 569 (AD 531, но реально — в 527
В эру 606 (AD 568). Переполненный безумием Арианского заблуждения, Леовигильд (Король Испании и Галлии) начал преследование Католиков, сослал епископов, отнял доходы и привилегии у церкви. Этими ужасными деяниями он заставил многих подхватить Арианскую заразу…
Свевы
Ремисмунд в свою очередь опустошил наиболее близкие к нему приморские города Аурегу и Луку (Совр. Овьедо — Прим, пер. )… В его время сред свевов появился Аякс, галат по рождению, впавший в арианство, [бывший] под покровительством короля врагом католической веры и божественной Троицы.
Он принес гнилой яд этого вероучения их готской части Галлии и привил всему народу свевов смертельную болезнь неверия. Многие еще короли свевов погрязали в арианской ереси, пока к власти не пришел Теодемир. Этот тотчас уничтожил лжеучение арианского безбожия и вернул свевов к католической вере, при поддержке Мартина, епископа монастыря Дума, верующего и ученого мужа, чьим усердием были восстановлены церковный мир и множество учреждений в церковном устройстве Галисии.
Источник: [8.47]
Комментарии
Статья № 20
Лицевой летописный свод Ивана Грозного (Царь-Книга)
Царствование 24-е , Константа, сына Константинова, который же царствовал в Константиновом граде
О Бохмите еретике
Некоторый сарацинский начальник злой, пророк Бохмит лживый, из одного колена родом был Измаила, сына Авраамова, родившегося от рабыни. Измайловыми они были детьми, Измаил же отцом им наречен был всем. Сей же родил двух сыновей: Мударя и Равия. Мударь же родил Кусаря, и Канитона, и Афимимиана, и Асадона, и иных некоторых, имена которых неизвестны. Сии Мадианскую пустыню унаследовали, и скотом питались, и в кущах, то есть в шатрах, жили.
Были же и внутренние племена у сих, то есть дальние, были они не от колена сих, но от колена Нектанова, сии назывались омиритяне. Нищим же был прежденазванный Бохмит, и приключилось наняться ему к жене богатой, фоднице его, называемой Дигана, чтобы на верблюдах куплю деять, то есть торговать, со единоплеменниками своими в Египте и в Палестине.
Затем, понемногу осмелев, прельстил жену сей Бохмит, ибо вдовою была она, и взял ее женою себе. Пребывая же в Палестине, Бохмит пожил с иудеями и с христианами, вылавливая из писаний их некоторые учения. Имел же он болезнь — в обмороки падал.
Удручен же был Бохмит, ибо жена его печалилась сего ради, так как из великого рода она была и богата, и с таковым же мужем сочеталась, не только нищим, но и в обмороки падающим. Измыслив же, Бохмит так сказал ей: «Страшное видение вижу — архангела именем Гавриила, и не могу стерпеть его видения, изнемогаю и мучаюсь».
Веру же возымела к нему жена, когда лжесвидетельствовал же о Бохмите Арий некий, монахом лжеименуясь ради лихого притяжания, то есть худой наживы. Сие же совершенно прельстило ее, и так жена Бохмита прельщена была и ко иным женам беседовала, единоплеменницам своим, и проповедовала им, что пророком Бохмит является сущим.
Прельщал же сей Бохмит, и с ложью сей дошел до мужа, князя колена того, именем Вувахара. Жена же умерла, Бохмита же восприятелем и наследником оставила имению и богатству своему, и с того времени же славен Бохмит стал и богат. И распространилась злая прелесть еретичества его в странах Ефривовских.
Сей же ненавистник был и убийца, и беседовал с евреянами и с христианами, то есть с арианами и с несторианами, и от всех тех много приял: от иудеев веру в единоначальствие, от ариан же — в Слово и Дух сотворенный, от Нестория же — в человекослужение, и свою собственную веру сотворил, и развратил весь народ тот, и научил их обрезываться, и мужам и женам, и единому только поклоняться Богу, Христа же чтить как Слово Божие, не как Сына же, но как от Духа Свята рожденна.
После смерти же богоненавистного Бохмита явилась на полудне, то есть на юге, звезда, называемая «докит», то есть «копие», проповедая аравитян сих власть, пребывала же 30 дней, простираясь от полудня даже и до севера копейным образом. В то же лето воевали аравитяне сии, раньше называемые сарацинами, и, Аравию оставив, пришло их в страну Дамаскову множество многое…
Англия. Римское иго. Прозелитизм
Папа отправил во Вретанию к алманитскому князю посольство, заключил с ним мир. который утвердил многими клятвами, чтобы алманы всегда были в согласии с римлянами, и пообещал правителю Вретании королевский титул. Этим своим обещанием и переданными в дар латинскими книгами папа склонил князя алманитского вместе с его подданными принять латинскую ересь.
И призвал алманитского князя со всеми военачальниками в Рим, и сделал его королем Вретании, издав закон, гласивший, что отныне папа Римский должен поставляться латинянами, царь же Вретании — алманами. а не Константннградским, то есть Греческим, царем.
В больших же городах вместо четырех патриархов папа поставил своих четырех патриархов, называемых кардиналами. И так совершенно отделился от православной веры
Источник: [16.55]
Статья № 21
Яков Цуртавели
Рожденный от родителей христианской веры, Варскен сначала сам исповедовал христианство. Женат он был на дочери армянского спаспета1 Вардана2, о ком я пишу для вас, женщине с детства богобоязненной, как уже было сказано, носившей имена по отцу — Вардан, а ласкательное — Шушаник1.
Когда предстал он перед царем персидским, не то чтобы стал добиваться почета, напротив того, он принес в жертву царю себя самого: отрекшись от истинного бога, стал поклоняться огню и сам себя отлучил от Христа. Этот несчастный просил царя выдать за него замуж (персиянку). Этим Варскен хотел угодить царю. Он говорил ему: «Законную жену свою и детей своих также обращу я в твою веру». То есть Варскен обещал царю совершить дело, которого Шушаник не поручала ему. Царь был рад этому и велел выдать за него замуж царскую дочь.
Источник: [8.48]
Комментарии
Статья № 22
Хуан Антонио Льоренте, †1823
Император Феодосий обнародовал в 382 году закон против манихеев; этот закон повелевал подвергать их высшей мере наказания, конфисковать их имущество в пользу государства и поручал префекту претории учредить инквизиторов и доносчиков, чтобы обнаруживать потайных манихеев (Кодекс Феодосия. 9-й закон против еретиков — Прим. ред. издания). Здесь, говорит справедливо Годефруа, выплывает в первый раз вопрос об инквизиции и доносе в деле ереси, потому что до того времени подобные меры применялись лишь в случаях величайших преступлений, на которые было дозволено доносить публично, как на деяния, вредящие безопасности империи.
Источник: [19.181]
Комментарии
Статья № 23
Пророческая хроника (Chronica Prophetica), 883
Готы в Испании
В эру 249 отреклись готы от своей религии...
История Мухаммада
Килаб родил Курейша. Курейш родил Абд Аль-Манафа. Абд Аль-Манаф родил двух сыновей, Хашима и Абдичемиза (Абд Шамса). Хашим родил Абд-аль-Мутталиба. Абд-аль-Мутталиб родил Абд Аллаха. Абд Аллах родил Мухаммада, который, по их мнению, считается пророком...
Ересиарх Мухаммад возвысился во времена императора Ираклия (Византийский император с 610 по 641 год, армянин — Прим. ред.), на седьмой год его царствования. В то время епископ Исидор Севильский выделялся в католическом учении, а Сисебут был на троне в Толедо...
Начинания Мухаммада были таковы. Поскольку он был сиротой, его отдали на воспитание одной вдове (Хадидже — Прим. ред.). Когда, будучи корыстолюбивым ростовщиком, он путешествовал по делам, он начал усердно (постоянно) посещать собрания христиан, и как расчётливый (искусный) сын тьмы он начал заучивать на память некоторые христианские церемонии (обряды) и сделался учёнейшим (мудрейшим) среди неразумных (иррациональных) арабов во всех вопросах. Горя огнём вожделения, он соединился со своей покровительницей по варварским законам. Вскоре после этого, злой дух явился ему в образе стервятника (грифа) и, явив красноречие, изрёк, что он есть ангел Гавриил, и приказал Мухаммаду предстать перед его народом в качестве пророка...
Он переложил другие песни своим собственным стилем в честь Иосифа, Захарии и даже Матери Божией, Марии. И пока он испытывал страдание от большого проступка его пророчества, он возжелал жену соседа своего по имени Саид и подчинил её своей похоти. Её муж содрогнулся, прознав об этом прегрешении, но позволил ей уйти к его пророку, которому он был не в силах противоречить. Фактически, Мухаммад отмечает этот факт в его законе как произошедший, будто бы, с божественного соизволения и говорит: «Когда та женщина стала неприятна глазам Саида, и он отверг её (развелся с ней), он дал её в жены своему пророку, чей брак есть пример для остальных и для будущих последователей, желающих заключить его так, чтобы это было негреховно»...
Чувствуя неминуемое разрушение и зная, что он бы никаким образом не смог вознестись по своим заслугам, он предсказал, что будет воскрешён на третий день ангелом Гавриилом, который, по словам Мухаммада, по обыкновению представал перед ним в образе стервятника. Когда его душа отправилась в ад, они приказали охранять его тело и неутомно бдеть над ним, так как страстно желали увидеть чудо, что он обещал им. Когда на третий день они увидели гниение тела его и поняли, что он не воскреснет никакими силами, они сказали, что ангелы не прилетели оттого, что они были напуганы их присутствием.
Найдя хорошую причину — или так они и думали, — они оставили тело без присмотра, и немедленно, вместо ангелов, собаки последовали за зловонием и пожрали его бока. Узнав о случившемся, они предали останки его земле. И в наказание за подобный проступок они приказали каждый год массово избивать собак так, чтобы они, из-за него заслужившие настоящее мученичество здесь, могли разделить с ним его заслуги там. Это было соответствующе, что такой пророк наполнил собой собачьи желудки, пророк, чья душа отправилась в ад не одна, а вместе со многими душами. Действительно, он совершил много разных грехов, которые не записаны в этой книге.
Он приказал верующим поднять вверх руки от его имени (этого Бога), и, как бы с новым усердием (рвением) веры, он приказал им зарубить их противников мечом... Сначала они убили брата императора (брата Ираклия), который осуществлял суверенитет над страной и не признавал триумф победы, они основали сирийский город Дамаск, столицу королевства.
Коррекция всех дат! — Населенцы Иберийского полуострова считали, что Новая эра началась в 38 году
Источник: [9.16]
Комментарии
Статья № 24
Сигеберт, монах из Жамблу, †1112
404
В Британии Пелагий пытался запятнать церковь Христову безбожным учением, говоря, что человек якобы может спастись и без милости Божьей, за счёт собственных заслуг; каждого направляет к справедливости лишь его собственная воля.
479
В Африке Хунерих, король вандалов, многих православных разного чина и разного возраста, числом до 4 975 отправил в ссылку в различные места и в различное время, и замучил до смерти разными карами.
498
Ротильда, православная королева, пыталась отвлечь короля Хлодвига от языческого заблуждения, но попытки её были, по-видимому, напрасны.
438
В это время христианство распространилось у персов. Ибо епископ Маруфа, осуществляя у них миссионерскую деятельность, с помощью молитвы избавил от злого духа сына царя Йездигерда. Благодаря этому слава его стала ещё больше, но и гонение на христиан со стороны врагов Божьих также усилилось.
483
В Африке Хунерих, король вандалов, свирепствуя против церкви Божьей больше обычного, созывает всех африканских епископов будто бы на собор, а сам изгоняет и ссылает 444 католических епископов, закрывает или передаёт арианам церкви, а народ угнетает различными карами. Он сжёг на костре епископа Лета; а Евгения, епископа Карфагена, вместе с более чем 15 его клириками, подвергнув разного рода пыткам, отправил в изгнание.
656
Осви, король Нортумбрии, дав обет Богу на небе, напал на Пенду, короля Мерсии, с небольшим войском; посреди учинённой мерсийцам страшной резни он убил самого короля Пенду, а народ мерсийцев заставил обратиться ко Христу. Он подчинил Английскому королевству также и пиктов.
Источник: [12.34]
Комментарии
Статья № 25
Фредегар
588
В этом году Цезара, жена Анаульфа, персидского императора, бежала от своего мужа и в сопровождении четырёх слуг и четырех служанок явилась к епископу Константинополя, блаженному Иоанну. Она представилась ему частным лицом и умоляла блаженного Иоанна крестить её. Она была крещена самим епископом, и её крестной матерью стала сама жена императора Маврикия...
Император Маврикий в ответ на это приказал сделать самые торжественные, какие только возможно, приготовления в Антиохии. И Персидский император был там крещен вместе с 60–тью тысячами своих подданных; он задержал Иоанна и других епископов на две недели, чтобы окрестить такое большое число персов. Епископ Григорий Антиохийский стал крестным отцом персидского императора.
Император Анаульф попросил императора Маврикия дать ему достаточное количество епископов и священнослужителей для обоснования в Персии, так чтобы все персы смогли бы получить благодать крещения. Император Маврикий с радостью предоставил их, и вскоре вся Персия обратилась в христианство...
В этом же году Реккаред, король готов, охваченный любовью к Богу, был крещен, вначале, частным образом. Затем он собрал перед собой в Толедо всех готов, которые еще оставались арианами и приказал принести ему все арианские книги. Эти книги были собраны вместе и подожжены по его приказу. Он заставил всех готов креститься в христианскую веру...
Источник: [8.50]
Комментарии
Статья № 26
Барониуш
В изложении царевича Алексея Романова, 1714
494
Чудное сватанье Клодовея, Короля Французскаго.
Того же лета Феодорик, властелин Западной, Арианин, слуге своему бывшу и его ради веру изменившу, главу отсек.
484
Франция прияла святое крещение.
Источник: [19.198]
Статья № 27
Барониуш
В изложении царевича Алексея Романова, сына Петра, 1714
630
Махометансия злочестия чрез баб разширилися, которыя, для лживаго его пророчества, охотно приняли.
(На поле написано: Зри — охота баб к пророкам лживости).
Источник: [19.198]
Статья № 28
И. Я. Фроянов
Хазария — гнездо псевдо-иудаизма
Кое-что проясняет здесь сам Поляков, проводя историческую параллель между «ересью жидовствующих» и «законом Моисея», принятым хазарской верхушкой шестью веками ранее описываемых здесь событий. Известный специалист в области истории хазар М. И. Артамонов, изучая обстоятельства, связанные с обращением в иудейскую веру правителей Хазарии, должен был отметить: «Иудаизм — национальная религия; дух и буква иудейского закона не допускают прозелитизма; хотя в древности наблюдались факты обращения иноплеменников, но это противоречило принципу «избранности народа».
Другой, столь же известный, хазаровед подчеркивает: «Иудаизм — это культ народа, «избранного Яхве», и потому редкие новообращенные считались «проказой Израиля».
Первый хазарский князь, принявший иудейскую веру, носил имя Булан («лось», «олень»). Было это около 730/1 г. Но Булан принял не раввинизм, а караизм, т. е. веру караимов, которые «выпали из еврейского суперэтноса» и «были отвергнуты своими бывщими единоверцами... Иудейские мудрецы хранили завет Иеговы для избранного народа, которому теперь достались все накопленные блага, связанные с руководящими должностями» [Л. Гумилёв].
Источник: [21.19]
Комментарии
Статья № 29
Надпись Картира на «Каабе Зороастра» в Накш-и Рустаме
В [каждом шахре, в [каждом месте во всей стране деяния Ахурамазды и богов возвысились, и маздаяснийская вера и маги в стране получили великое господство, и боги, и вода, и огонь, и скот в стране достигли великого удовлетворения, а Ахриман и, дэвы натолкнулись на великий удар и мучения и вера Ахримана и дэвов изгнана из страны, и неверие... и иудеи, и буддийские жрецы, и брамины, и назареи, и христиане и мандеи и зиндики (— манихеи) в стране были разбиты, и [их идолы разбиты, убежища дэвов разрушены, обители богов (!Храмы) воздвигнуты. И в каждом шахре и в каждом месте многие религиозные деяния возросли, было установлено много Варахрановых огней и многие маги стали довольными и преуспевающими. И многие храмы огня и маги были государственно установлены и в государственных записях и книгах, которые при Вахраме, царе царей, сыне Вахрама, велись, он так [приказал написать: «Картир, хранитель души Варахрана, мобед Ахурамазды».
И я, Картир, с самого начала ради богов, владык и своей, души, претерпел много труда и забот, и многие огни и магов в иранской стране я сделал преуспевающими. И также в странах неиранских огни и маги, что были в странах неиранских, которых достигли кони и люди царя царей: Антиохия и страна Сирия и то, что в провинции Сирии, город Тарс и страна Киликия, и то, что в провинции Киликии, город Кесария и страна Каппадокия, и то, что в провинции Каппадокия, и вплоть до страны Греции, страны Армении и Иберии и Албании и Баласакана вплоть до Албанских ворот (Дербентский проход) царь царей своими конями и людьми совершил пленения, пожарища и разрушения, также и тут по приказу царя царей тех магов и огней, что были в тех странах, я упорядочил, я не допускал совершать обиды и грабежи, и то, что было у них отнято, я также возвратил; и я привел их в свою страну, и я веру маздаяснийскую и хороших магов сделал превосходными и почитаемыми. А еретиков и утративших веру людей, которые в магустане воздерживались от веры и религиозных деяний, их я наказал, и порицал, пока не сделал их лучше, и многие огни и магов сделал я государственно установленными.
Источник: [8.55]
Комментарии
Статья № 30
Книга тысячи судебных решений (Сасанидский судебник), 620
«Авестийская Правда Ирана»: отношение к иным верованиям, веротерпимость
И другое сказано: все, имеющееся у колдуна имущество, если твердо установлено, что он — колдун, достается рату; если же он (колдун) причинил материальный вред («разрушение») то имущество его достанется тому, кому он нанес вред («разрушение»); если же о нем (о колдуне) дают свидетельские показания, но не удается точно установить, кому именно он причинил вред, имущество колдуна отбирается в пользу свидетелей.
С еретиками поступают таким же образом, как и с колдунами.
Наряду с другим, из мандатного документа и из административного письма («исполнительного письма»), которые были разосланы по шахрам, явствует, что за принадлежность к манихейству/еретичеству и за распространение манихейства/ереси имущество конфискуется в царскую казну.
Источник: [8.56]
Комментарии
Статья № 31
Провинциальные столицы (шахрестаны) Ирана
Ērān-šahr — Эран-шахр , Страна арийцев (иранцев) — Иранская империя зороастрийцев: создание Авесты и её гибель от рук Александра Македонского
Кай-Хосров, сын Сийавахша, родился там (в Самарканде). Он основал чудодейственный Огонь Варахрана.
После этого Заратуштра принес Религию/Веру. По приказу Виштасп-шаха он (Заратуштра) выгравировал 1200 фрагардов (Авесты) (авестийским) алфавитом на золотых (или позолоченных) табличках, написал и отдал их на хранение в сокровищницу этого [храма огня.
И потом проклятый Сокандар (Александр Македонский) сжёг и выбросил в море.
Источник: [8.57]
Комментарии
ПОБЕДИТЕЛЬ ИНТЕРНЕТ-КОНКУРСА «ЗОЛОТОЙ САЙТ»
Победитель XIII Всероссийского интернет-конкурса «Золотой сайт» в номинации «Познавательные сайты и блоги»
© Lifeofpeople.info 2010 - 2024