Встарь > Разделы и темы > Отношение к религии. Верования > Смена религии, прозелитизм. Веротерпимость > Иные этнические системы (XIX век)
16. Отношение к религии. Верования
Смена религии, прозелитизм. Веротерпимость. Иные этнические системы (XIX век)
Демезон, Потанин, Чертков, Иссавы, Фурсов, Бисмарк
Статья № 1
П. И. Демезон, 1833–1834
Бухарское царство
Помимо названных мечетей, существуют ещё две, предназначенные исключительно для мусульман, секты
Эти две мечети известны под названием Хане гаи суфи (дом, где проходят собрания суфиев). Члены этой секты приходят сюда раз в неделю, чтобы исполнить свои самоистязательные и необычные танцы... (см. ст. 4 в
Мусульмане смотрят на суфиев как на несчастных, совершивших
Сектанты, со своей стороны, смотрят на всех остальных мусульман с сожалением, как на исповедующих другую религию. Они убеждены, что Аллах сжалится однажды над родом человеческим, и на земле останется только одна религия.
Эти две мечети — единственное место в Бухаре, где позволено петь публично. Известно, как строго запрещён этот вид развлечений. Бухарец, обвинённый в том, что он пел даже у себя дома, не сможет избежать самых неприятных объяснений с полицией.
Могила Бахауддина Накшбенди, расположенная в 12 верстах от Бухары, одна из наиболее посещаемых. Здесь каждую среду открывается большой базар. Бухарцы, сочетая набожность со своими интересами и удовольствиями, всегда oтправляются туда во вторник вечером, чтобы провести ночь, так cказать, в молитвах у могилы святого и «взять», по их выражению предстоящий базар.
Источник: [19.48]
Статья № 2
Г. Н. Потанин, 1892
Путешествие в Монастырь Пи-лин-сы, Тибет
Десять лет, протекшие здесь со времени мусульманского восстания, были не достаточны для того, чтобы заровнять ту пропасть, которую вырыл мятеж внутри здешнего населения... Две партии в народе, правительственная и бунтовавшая, как будто только временно сложили оружие и готовы при первом поводе вновь вцепиться друг другу в бороду...
Монастырь Пи-лин-сы стоит, или вернее, так как это теперь одни пустые развалины, стоял внутри ущелья, саженях во ста выше выхода из него...
Источник: [19.183]
Комментарии
Статья № 3
А. Д. Чертков, 1823–1825
Собственно называемый город мал и не мог бы вмещать всего населения Ливорны, но предместия велики, и большая часть жителей живет в оных. Это единственный город в Италии, в коем все веры терпимы и публично отправляют своё богослужение. Жиды, коих щитается более 20 000 имеют свои синагоги, греки свою церковь, униаты так же, армяне служат на своем языке и проч.
Женщин много хорошеньких...
Источник: [21.129]
Статья № 4
Братство Иссавов, 1824
Африка. Марокко. Танжер
Из так называемых Иссавов состоит, в городе Тангере, некоторого рода братство, коего члены рассеяны по всей Африке и даже в Азии. Их найти можно повсюду, где только есть змеи, скорпионы и другие вредные твари. Они то же самое теперь, чем были в древности Псиллы (заклинатели змей) и Урофаги.
Коммандор ордена имеет пребывание свое в Мекинеце; Иссавы же имя свое получили от некоего Африканца, своего учредителя, которой назывался Исса.
Братья Иссавы заговаривают змей, берут в руки скорпионов и сосут яд из сих животных. Сверх того они впадают в исступление, воют и ломаются ужасным образом (последнее называется у них жадаба яждуб). От сего коверканья и от продолжительного воя впадают они еще в большее исступление: пускают изо рта пену, синеют, лишаются ума или притворяются сумасшедшими. Однакож и в припадке бешенства они щадят свою братью, а особливо солдат, которые сопутствуют им во время процессий, совершаемых по нескольку раз в год, именно же в пост рамадан, в праздник жертвоприношения и в день рождения Магомета.
Беда Християнам, а особливо Жидам, которые попадаются им на встречу! Я сам (говорит автор) видел в Триполе двух матросов: много пострадали плеча сих Французов от сильных поцелуев, которыми потчивали их неукротимые Иссавы; не смотря на то, матросы были и тому очень рады, что дешево отделались от изуверов. За отсутствием Християн и Жидов, Иссавы бросаются на кур, кошек, собак, ослов, велблюдов и даже не гнушаются падалью. Сопутствующие им солдаты тщательно наблюдают, чтобы слишком ревностные из Иссавов не отдалялись от процессии. Братство сие действует сообразно духу своей религии, не имея никакой другой цели; оно делится на разные секты, между которыми дело доходит до драки немедленно при первой встрече.
Источник: [19.228]
Комментарии
Статья № 5
А. И. Фурсов
Монография «Новая реальность: террор» в сборнике De Conspiratione:
В 1832 г. еврея Карла Ротшильда в порядке исключения допустили к папе Римскому, а спустя 18 лет папа попросит у Карла кредит и тот поставит условие: евреи Рима получают право жить за пределами еврейского гетто, и условие будет принято.
Источник: [21.185]
Статья № 6
Отто Бисмарк, †1898
Том I:
Католицизм, чуждый кругу представлений Северной Германии и особенно небольшого городка в центре чисто протестантского населения, заключал в себе нечто притягательное для государыни*, которую вообще больше интересовало иноземное, нежели своё близлежащее, повседневное, близкое. Католический епископ казался ей более знатным, нежели
* То есть для германской императрицы Августы (†1890), внучки российского императора Павла I и супруги кайзера Вильгельма I (†1888). — А.Г.
Том II:
В отношении вероисповедания я всегда проявлял терпимость в тех границах, которые ставятся притязаниям каждого отдельного исповедания необходимостью совместного существования в одном государственном организме. В светском государстве применение терапевтических методов к католической церкви затрудняется, однако, тем, что католическое духовенство, если оно хочет полностью выполнить свою теоретическую миссию, должно выйти за пределы церкви и требовать участия в светской власти1. Католическое духовенство является политическим институтом в церковной форме и переносит на своих сотрудников собственное убеждение в том, что его свобода заключается в его власти и что повсюду, где церковь не господствует, она вправе жаловаться на диоклетианово гонение.
В 1886 г. мне удалось завершить контрреформу, которую я отчасти желал, а отчасти считал допустимой. Мне удалось добиться того modus vivendi [форма совместного существования], который по сравнению со status quo до 1871 г. все же показывает благоприятный для государства результат всего культуркампфа2.
Источник: [20.205]
Комментарии
ПОБЕДИТЕЛЬ ИНТЕРНЕТ-КОНКУРСА «ЗОЛОТОЙ САЙТ»
Победитель XIII Всероссийского интернет-конкурса «Золотой сайт» в номинации «Познавательные сайты и блоги»
© Lifeofpeople.info 2010 - 2024