Встарь > Разделы и темы > Отношение к религии. Верования > Смена религии, прозелитизм. Веротерпимость > Славяне и российские этносы (XVIII век)
16. Отношение к религии. Верования
Смена религии, прозелитизм. Веротерпимость. Славяне и российские этносы (XVIII век)
Ханты и манси, Лещинский, Прядильщиков, Эмилиан, Меншиков, Нижний, Посошков, Кафенгауз, Плейер, Потоцкий, Татищев, де Витте, Астраханская, Проекты, Луппов, Луппов
Статья № 1
Документы по христианизации хантов (остяков) и манси (вогулов) в XVIII в.
Массовое крещение остяков произошло в ходе миссионерских экспедиций 1712, 1713 и 1714 гг. от их «первых жилищ... по Иртышу... в трех днях... от Тобольска» и до самого
Инструкция митрополита Тобольского и Сибирского Антония архимандриту Сильвестру о ведении миссионерской деятельности среди новокрещеных и язычников
По указу его величества императора и самодержца Всероссийского
Инструкция от преосвященного Антония, митрополита Тобольского и Сибирского, архимандриту Сильвестру.
Сего 1729 году генваря... дня по его императорского величества указу, а по определению нашего архиерейства повелеваем тебе, архимандриту, ехать из Тобольска к тюменским, туринским, пелымским, кошуцким, верхотурским и к чюсовским новокрещенным и будучи в волостях их чинить по последующим пунктам:
- Где в юрты к новокрещенным когда приедешь, усмотря время удобное, собрать всех к себе новокрещенных и подать им благословение Божие.
- Отправить молитвы по церковному чину смотря на время: аще в вечер — вечерию, аще утром — утреннюю. А потом, мало помешкав, часы и молебен и водосвятие и поучение им прочести, а потом окропити их юрты все самому или послать от себе искусного причетника.
- Сказать всем пост, воздержание плотское и молитвы к приуготовлению к исповеди святой и к приятию Божественных тайн.
- По сему учинить им исповедь святую самому или другому попу, аще будет.
- По исповеди святой чести часы и молебен петь или акафист. Потом достойных сподобить Божественных тайн для чего должно имети их з собою в запасе, а причащати их так, яко больных.
- Самих спрашивати и от других как возможно наведыватись: нет ли у них некрещенных младенцев, отроков и больших. И аще явятся окрестити их и сподобити Божественных тайн, для чего надобно имети з собою миро освященное, и елей святыи, и кресты, и прочая ко крещению приличная, облачение священническое и прочая.
- Восприемниками новокрещенным друг другу не допущати бывати, но самим причетником или и попу самому, чего ради всем волостным священиком и причетником повелевается дабы были к тебе в сем поверенном звании послушны неотменно.
- По приобщении наказать им тако
ж-де , дабы жили благовеино, воздержано, яко христианом и верным истинного Бога рабом прилично. - По сем спрашивати их и всячески наведыватись: не имеют ли кто по две жены, и кто имеет, таковых разлучати и велети с единою жити женою, с коею пожелают, а другую отпустить к родителем своим. Аще ли будут невенчаны, обвенчать с которою хощет, а лутше с которою прежде начав жити, с тоею и венчатися, а последнюю отпускать. Наказывати им, новокрещенным: жили бы с единою воздержано, целомудро, а не яко кои в среди, в пятки и в праздники и в пост не причащающеся.
- Идолов бы не имели, ни поклонялися им и жертв бы не приносили. И напоминали б идоложертвенного воспоминания им люд жидовский, которих погубил Бог за тое, что оставивши Бога идолом кланилися. Аще кто обличится в идолослужении наказати ево слегка, посредственно и взять по нем поруки, что впредь того не будет творити.
- Где верние живут, при тих юртах бы себе строили часовни, а по икони к нам приедить. А буде часовню где несильно построит, то крести велети ставити и на крест писати Иисус Христос, и икони можно пологати.
- Не чинят ли им какого излишнего взятку от потреб священницы и насилия свыше определения, усматривать того накрепко. И ежели
где-то явится, давать праведную управу без всякого пристрастия. И дабы впредь таких продерзостей не было, жестоко о том запрещать. - В коем приходе новокрещенные винют того прихода попа: с них брал собою, на его подводе исповедания. Да будет где на попа челобитье, с оного давать с попом праведную управу и запрещати, впредь бы не дерзал обивати новокрещенных лихоимством, но что кто бы сам дал ему, тим довольствоватися должен, что иноземцы ему от доброхота датели за ево труды.
- Буде отступники от веры святой явится и тых увещевати, дабы обратились паки к вере православной. И буде обратятся принимать их к церкви святой по писанному в Требнику могиленском. А буде обратитеся не похотят от своего отступничества в вере, то их увещевати и кротко, и жестоко, молением и прещением, и обращающихся принимати. А некоторые ни молением, ни прещением обратитися не похотят, тых имена и в коих улусах живут записывать и нам при своем приезде явити верно, с обстоятельством. А кресты давать и тем, у которых и по крещении явятца потеряны. Тако
ж-де и сукна на чюлки неимущим давать, а топоры оставлять для построения часовен, где пристойно.
Антоний, митрополит Тобольский [РГИА. Ф. 796.0п. 11. 1730 г. Д. 428. Л. 21–22 об. Подлинник].
Доношение Антония, митрополита Тобольского и Сибирского, в Синод об избиении архимандрита-миссионера Сильвестра сибирскими язычниками
...А как те церкви строены, так и все помянутые иноземцы, которые святое крещение восприяли, жалованы были из казны его императорского величества сукнами, холстами и протчими к их нужде приличными потребностями, а князцы их и иностранными сукнами.
...для надзирания над ними, новокрещенными, и исправления, и утверждения их в вере православия и определил я за многое жилищ их местное разстояние быть дву персонам, а имянно: в пределы Тюменского, Туринского, Верхотурья и Пелымского городов архимандрита Сильвестра, а вниз по Иртышу и Обе рекам до града Березова, и до Обдори, и по окрестным тамо рекам Кодского Троицкого монастыря наместника иеромонаха Зиновия.
В
И
А
Антоний, Марта 15 дня 1731 года [РГИА. Ф. 796. Оп. 11. 1730 г. Д. 428. Л. 14–20 об.].
Доношение Павлу, митрополиту Сибирскому и Тобольскому, от князца Кошутской и Табаринской волостей Кирилла Халтырина об искоренении языческих обычаев у подведомственных ему новокрещеных.
По данной в прошлом 1718 году генваря 1 дня от преосвященного Феодора митрополита грамоте... велено было... от прежних своих обычаев остяцких отставили и к ним не совращались, смотрение иметь...
1751 года усмотрел я, нижайший, тех волостей над остяками, что из них некоторые в церковь Божию ходить рачения мало имеют, в посты святыя, а сверх того и в протчие постные дни мясо ядят, платье не руское, но остяцкое по прежнему носят. Да у них же, остяков, когда кто по добровольному согласию просватает за кого дочь свою, то доколе он, за которого просватана, по прежнему своему остяцкому обычаю за ту девку калыму хотя бы и через год и более не заплатит, ему не отдает в жены и содержит у себя. А калыму за тех девок платят рублев по тритцати и по пятидесят, и за таким великим взятком они, остяки, подподают в казну государеву отдачею ясака повсягодно не в состоянии и до раззорения приходят.
Того ради вашему преосвященству оное объявив прошу покорнейше в пресечении прежних их остяцких поганых обычаев, а во установление православныя христианския веры милостивую учинить резолюцию [ТФГАТюмО.Ф. 156. Оп. 1. 1761 г. Д. 100.Л. 1–1 об.].
Источник: [18.21]
Статья № 2
Ф. Лещинский (схиромонах Фёдор), 1721–1727
В 1704–1719 годах, по официальным данным, в Сибири было обращено в православие более 30 тысяч язычников и мусульман...
Челобитные в Синод
Теперь до указу вашего живу в монастыре 12 таком, котори и единаго крестьянина не имеет. Было пятьдесят крестьян с лышком и бывый губернатор велел отписать на государя, ис тех един переведен в новую Омскую крепость, а иние розбрелись. А давано вместо тех крестьян государево жалованья по сто четвертей хлеба и по двесте рублев денег, а теперь годов со два и от жалования отказано. И от того монастыря питатись мне невозможно для того, что тот монастырь без милости государевой и сам питатись не может. А при старости и немощи моей копать не могу, просити стижуся...
Тут же доношу Святейшему Правительствующему Синоду, что в великом утеснении и в бещестии духовный чин у комендантов в Сибери: явих прикащиков — попов бьют, з луков стреляют, а на Березове господин комендант Инглис игумена среде града так убил княми, что чуть живаго священци унесли в монастырь. А причина, что новокрещенных грабит комендант, и о том игумен нам известил. И он же, господин Инглис, и попов держит на цепе в приказе, в церкви окровавил подьячого, князцов новокрещенных бьет безвинно. Доношу губернаторской светлости о всем и нет управи и истязаниям. Только как наделает где комендант худо, то в иной город переменят. С Тюмени...
Татаре, которие без кабал жили и работали год по 15 и более у своих татар некрещених и отшед крестились, а теперь по челобитью татар некрещених судие надворние судят отдать татарам некрещенным, чтоб они попродали руским в холопство. А не лучше бы дать им, крещенним, землю и записать их в ясак государев?
Ясаччики прибавляют на крещенних иноземцов ясаку по своих прихотех.
Коменданти новокрещених обирают всячиною, а управи и обороны нет им ни от кого, аще и доносим...
Есть в Тобольску начальный татарин Сабанак, тот посилат в остяки своих абизов и велет, чтоб абизи научали остяков новокрещенных дабы нас позабивали до смерти:
Аще бы возможно того Сабанака з братом взять в
И по тому доношению прислана ко мне убогому его императорского величества грамота: ехать мне в волости неверных, кумирни их велено жеч, капища раззорять, а самых призывать ко познанию истиннаго Бога и до крещения святого
Роспись нуждам
Мужа взято в воинство, оставшия жена за нищету и за невоздержание идут замуж или приживающий детей. Как быть сему?
Воини, похищающий насилием на блуд дев и жен. Чим то исправить?
Деви или жени посягающий за иноверния. Как быть сему? Да не мужа ради и сама пойдет в ересь и погибнет душа та. Что подобает творить?
...Некрещении крещеним пакости творят, убийства, грабления и раззорения, а мирская власть как бы того и не видит. Как тому засечи?
Письмо царю
Прислана грамота от вашего императорского величества к моему смирению з милостивым словом, что окрестил вогулицкой, остяцкой и киштимов роды, а числом сорок тысящ и более. И вси тии ныне благодатию Божиею приязнивы, подобострастии и послушливы лучше, ниж как были некрещени. И в той же грамоте велено мне еще трудитись и крестити хто тилько придет от иноземцов.
И ту грамоту услышав, стали были приходить и от махометанов креститись. Но татаре, хотя тому крещению воспятити, чтоб от них нихто не крестился, били челом в Тобольску, в надворном суде судиам господину Ушакову со ассессори будто от них, татар, холопи кабальные поуходили и крестились. А на тех кабал не показали.
И тем словам лживым татарским господа судии поверили, указали новокрещенных отдать татаром и продать, хто купит, и распродано душ 13, чим учинено вашего императорского величества грамоте противность, поругание христианской веры, церкви святой соблазн. Грамоте вашего императорского величества противность, что мне велено еще трудитись и крестити, а господа судии, неведомо по какой причине не посоветовав з преосвященным Антонием, митрополитом Тобольским и Сиберским, но своим неразсудством, пресечение крещению учинили. Вери християнской поругание, когда видали новокрещених татаром продавать. И хто ж поиде креститись, когда видают продавати? Церкви святой соблазн, что пошед от татар окрестится и взял себе жену свободную, новокрещенного продано в холопи, а жена свободная за мужем не пошла в холопство и сим супружество разлучеся. Тако жив женском полу учинили. И сии господа судии до конца раззорили новокрещенных. А наконец и я стался обруган, крестить уже не смею. Грамоту вашего величества пренебрегли и презрели.
Источник: [18.53]
Статья № 3
Ф. А. Прядильщиков, 1788
В 1788 году пермский наместник Волков донес императрице Екатерине II об умножении раскольников по вверенным ему губерниям и выставил причиною "зла" то, что местное население совершенно забыто двумя своими архипастырями:
Архиерей остановился у управителя заводов
Заблаговестили к обедни. Православные потянулись с площади в церковь; староверы хотели уйти домой, но их оцепили полицейские служители и поворотили в след православных.
Дорогой, конечно, не обошлось без ударов начальственными дубинками и тисканья за ворот.
Спустя немного времени прибыл архиерей и стал совершать литургию. Чтоб не видеть наших обрядов и не внимать пению клира, большая часть староверов стояла всю обедню закрыв глаза и зажав ладонями уши. Некоторые хитростью освободились из храма: они расковыряли себе нос до крови и потому самой же полицией были вытолкнуты на крыльцо. Пред отходом литургии епископ опять произнес слово об истинной вере. К сожалению, проповедь с амвона столь же мало имела успеха, как и проповедь с балкона: ни одна заблудшая овца не обратилась на путь истинный.
Из Ильинска преосвященный отправился по тракту в Соликамск и далее. У наших кержаков не было Лаврентию иного названия, как «гонитель»
Источник: [18.102]
Статья № 4
Франциск Эмилиан, 11 января 1701
По дороге из Азова в Москву
При этомъ ещё и оба мои извозчики стали бунтовать противъ меня, такъ что сами они стали господами, а я долженъ былъ изображать собою конюха, ходить за лошадьми и караулить ихъ, иначе потерялъ бы ихъ. Другого имени, какимъ меня они звали, у меня не было, какъ: «римскій діаволъ», «римская собака», «римскій ублюдокъ» и проч.
Я надѣялся, что ближе къ Москвѣ будетъ лучше, но вышло хуже, потому что когда русскіе узнали, что понести пораженіе при Нарвѣ (о которомъ въ Азовѣ ничего еще не было извѣстно, даже объ осадѣ не было слышно), и что два полковника убѣжали къ шведамъ, то, невозможно описать, какую они великую ненависть высказали къ нѣмцамъ, и я опять два раза едва на ноготокъ былъ отъ смерти, которой мнѣ грозили пьяные, волновавшіеся крестьяне, среди коихъ я былъ совершено одинь.
Отсюда до самой Москвы не только въ гостинницахъ, но и на общественной дорогѣ я былъ встрѣчаемъ тысячью и тысячью самыхъ тяжкихъ ругательствъ со стороны всѣхъ, такъ что съ минуты на минуту нужно было ожидать кулаковъ или ударовъ. Я не преувеличиваю, но пишу истину, что съ самым послѣднимъ негодяемъ изъ народа нельзя было бы хуже обращаться.
Источник: [18.121]
Статья № 5
Александр Меншиков, от 20 октября 1706
Полная легализация РКЦ в Московии и открытие для иезуитов транзита в Китай
Александръ Меншиковъ князь священной римской империи, кавалеръ св. Андрея и Бѣлаго Орла, генералъ-губернаторъ Ингріи и Эстоніи, священнаго царскаго величества главный начальникъ надъ конными войсками и генералъ и пр. и пр.
По данному намъ его священнымъ царскимъ величествомъ полномочію мы настоящимъ письмомъ почтительно увѣдомляемъ святѣйшаго государя, господина Климента XI, божіею волею римскаго папу, отца и вссобщаго пастыря святой римской церкви о томъ, что вслѣдствіе недавней просьбы августѣйшаго и непобѣдимѣйшаго римскаго императора Іосифа I, переданной его свѣтлѣйшему царскому величеству чрезъ уважаемаго и ученѣйшаго отца Илію Броджіо изъ ордена Іисуса, прокуратора московской миссіи, его царское величество черезъ насъ, какъ бы назначеннаго для этого полномочнаго министра, разрѣшаетъ не только свободное исповѣданіе римско-православной вѣры въ городѣ Москвѣ, но и милостиво допускаетъ, чтобы устроенное до того первоначальное училище, весьма много посещаемое московскою знатью, было преобразовано въ настоящую гимназію для обученія преимущественно юношей нашихъ вельможъ, а также даетъ полнѣйшее разрѣшеніе на то, чтобы, вмѣсто дозволенной прежде деревянной церкви, теперь была выстроена церковь изъ камня (какъ она и теперь уже строится).
Его царское величество открываетъ теперь для миссіонеровъ совершенно всѣ московскія области и страны (закрытыя было прежде), чтобы они безопаснѣе, кратчайшимъ путемъ и при нашей помощи могли отправляться въ отдаленную китайскую имперію.
Въ удостовѣреніе сего мы прикладываемъ свою княжескую печать и собственноручно подписываемся.
Дали мы эту грамоту изъ Лагеря у Піотрокова въ 20 день октября мѣсяца новаго стиля 1706 года1. Уполномоченный Александръ князь.
NВ. Подпись по московски.
1 Обратное письмо к царю с благодарностями от императора Иосифа I (документ № XLII) датируется 18 декабря. — Прим. ред.
Источник: [18.127]
Статья № 6
Нижегородский летописец, 1719
22 марта 1719 года, въ недѣлю Ваій, по царскому указу, на нижегородскую епархію назначенъ преосвященный епископъ Питиримъ, для обращенія въ православіе старообрядцевъ; прибылъ онъ въ Нижній на второй недѣлѣ петрова поста, т. е. 7 іюня.
Источник: [17.121]
Статья № 7
И. Т. Посошков, 1724
О Духовности
И кои мордва иль чюваша или черемиса крестятца, то тех уже воеводам и всяким правителем и приказным людем надлежит почитать и всячески их утешать и беречь их паче некрещеных и во всем от некрещеных чинить им милостивую отъмену, чтобы некрещеные крещеным завидывали.
Источник: [18.137]
Статья № 8
Б. Б. Кафенгауз
Смертная казнь за богохульство предписывалась Уложением 1649 г. В главе I Уложения о богохульниках и о церковных мятежниках указано было: «богохульника, обличив, казнить, зжечь»
Источник: [20.79]
Статья № 9
Оттон-Антон Плейер, 1710
Придворные обряды и состояние богослужения католической веры, которое вошло в эти места около 18 или 19 лет назад с дозволения ныне царствующего государя (Петра I — Прим. Ред.), при содействии императорско-королевского посольства, во утешение и душевную пользу тамошней верной общины, к распространению католической веры и для вящего Божия прославления...
Источник: [18.142]
Комментарии
Статья № 10
Ян Потоцкий, 1797
Русская веротерпимость
Большая часть индейцев, живущих в Астрахани, родом из Мультана.— У них есть брамины, кающиеся, вода из Ганга, одним словом, все что принадлежит к их религии. Я видел как: они вечером молились Вишну. В их божественной службе есть наружное великолепие, сколько позволяют место и обстоятельства.
Астраханские индейцы питаются мясом, но не едят говядины из уважения к корове. Они часто покупают птиц и выпускают их на волю, кормят собак, бегающих по улицам, и вообще оказывают великую привязанность к животным. Окончив дневную работу, они прогуливаются в саду, который нанимают; курят калеун, едят сарачинское пшено; чудясь, рассматривают прекрасный цветок или травку, удивляются творцу в малейших его творениях и с довольным лицом возвращаются в свои караван-сараи.
Они почитают себя весьма счастливыми, если у них есть платье темнозеленое или алое, два цвета, которые они весьма любят. Когда они умирают, тела их предают огню, и пепел отправляют в Индию. Прежде они и при жизни охотно туда возвращались, но теперь начинают чувствовать цену личной свободы...
В Астрахани больше купцов персидских, нежели индейских; я видел двести первых, собравшихся в караван-сарае, который они украсили для праздника Госсейна; здание было освещено большими фонарями в китайском вкусе, что производило прекрасный вид.
Но самое большое впечатление произвела на меня веротерпимость, какую, может быть чрезвычайно трудно найти на каком-нибудь другом месте земного шара. Последователи Али, проклиная в своих караван-сараях приверженцев секты Омара, могут слышать как призывают на молитву крики муедзинов сих последних, колокола греческой церкви, тамтам индейцев, и, может быть, жужжание лам. К этим разным религиям можно еще присовокупить несколько сект староверцев, и все европейские и азиатские христианине общества.
Источник: [18.145]
Статья № 11
В. Н. Татищев о старообрядцах, 1737
В МОСКОВСКУЮ СИНОДАЛЬНОГО ПРАВЛЕНИЯ КАНЦЕЛЯРИЮ ОТ ТАЙНОГО СОВЕТНИКА ТАТИСЧЕВА ДОНОШЕНИЕ
По указом ея императорского величества из Правительствующего Сената от 28 маиа и 11 октября (1)737 г. повелено, чтоб раскольников, которых в башкирах несколько сот близь Кунгурского уезда в лесах собралось, возможными мерами о поимке их поиски чинить. И по оным ея императорского величества указом сыскано раскольников близь Кунгура по рекам Сылве и другим шестьдесят восемь, да здесь по Самаре пустынников пять, итого семьдесят три человека.
При оных взяты книги, образа и сосуды церковные, из которых книги по приложенной росписи посылаю при сем. А образов писанных, с окладами серебрянными убогими семнадцать, простых восемьдесят пять, медных литых сто один. И оные писанные весьма ветхи на коих в окладах серебра с фунт, а в медных до десяти фунтов наберется, которые за тою ветхостию не посланы затем, что оные провоза стоить не будут, и для того запечатаны и хранятся здесь.
И Синодального правления канцелярии сим почтенно представляю. Не повелено ль будет оные, с ветхих образов оклады сняв, переделать в сосуды церковные, также и из медных образов в утварь и отдать в церкви по новопостроюсчимся городкам. Из образов же писанных, кои полутче, отдать во оные же церкви и о том будут ожидать указа.
1738 г. Мая 26
В. Татищев
Источник: [20.129]
Комментарии
Статья № 12
Елизавета де Витте
Оболванивание белорусов поляками-католиками*
В начале XVIII в. поляками придумана следующая варварская мера: в польской записке об искоренении русских начал, поданной в Варшавский сейм** в 1717 г. и сделавшейся настольною книгой для всякого поляка, читаем:
«Более всего упрямы и других в упрямстве поддерживают русняки из крестьян, умеющие читать свои письмена. Поэтому надо уничтожить в них причину упрямства, вследствие чего и упрямство исчезнет.
Достигнуть этого можно легко, если запретить холопским детям (православным и униатским) обучаться грамоте в училищах, существующих при церквах. Вследствие чего, мы будем в состоянии извлечь не только вышеуказанную пользу, но даже избежим вреда, который нередко приходится нам переносить от наших крепостных. Ибо, выучившись грамоте в простом сельском училище, крестьянин ищет свободы...»
О том как иезуиты и католики сжигали русские книги и уничтожали русские типографии в Белоруссии после вхождения её в состав федерации с Польшей, см. здесь >> — Прим. ред.
Источник: [20.161]
Комментарии
Статья № 13
Астраханская летопись
История Астрахани. Прозелитизм Ватикана и терпимость России
1702 г.
Июля 10. — Основана лютеранская церковь.
1720 г.
Появляются капуцины и строят деревянный костёл-часовню, освящённую в 1721 г.
Источник: [19.218]
Статья № 14
Проекты польских иезуитов по уничтожению православия
Проект уничтожения греко-российского исповедания в отторженных Польшей от России областях, составленный Езуитом в XVII веке (Фрагменты) и итоги в веке XVIII
Ежели целость и безопасность Государств основывается на взаимной любви, а любовь более всего поддерживается единством веры, то мы, Поляки, желая целости и безопасности своему отечеству, всемерно должны стараться с особенным усилием об единстве веры между подданными. Поелику же сие единство в краях Русских, как коренных, так и к Великому Княжеству Литовскому принадлежащих, кажется (особенно по отношению к простому народу), найболее разрушается от разности в обрядах веры...
Я (автор Проекта — Прим. ред.), с своей стороны, почитаю следующие средства действительнейшими к искоренению суеверных, или каких бы то ни было, Греческих обрядов, и к введению на место их обрядов Латинских:
Во первых. Должно стараться хранить некоторую дружбу с Россиею, ибо на поступки врага более обращают внимание... и дела без помехи пойдут своим порядком, чем с большею для нас пользою, тем с значительнейшим для России вредом.
Во вторых. Каждый Поляк должен в собраниях чуждаться Русского, в соседстве никакой не заводить с ним дружбы, разве для своей выгоды, в разговорах, в присутствии Русского, более всего говорить о суеверии Русских, и т. п. После сего я почти могу уверить, что всякий лучше захочет переменить вероисповедание и совершенно отказаться, что он был когда-либо Русским, нежели во всю жизнь терпеть столько досад и огорчений...
В четвертых. Так как в городах и местечках Русских находится еще значительная часть зажиточных жителей Русских, то и сих нужно довесть до нищеты и невежества, чтобы не могли ни деньгами, ни умом помочь себе. А достигнуть сего можно следующим образом: ежели города находятся в земских имениях, то наследственные владетели одним введением Жидов и помещением их в центре города погубят Русских; ибо Евреи, по природной своей Жидовской хитрости, приберут в свои руки все средства к приобретению доходов и завладеют всем в городе, вытеснят Русских жителей из города и заставят их вступить в крестьянство...
В пятых. Самый трудный к разрешению узел в сем благодетельном начертании составляют Архиереи и Священники... то, что по смерти будет оставаться, доставалось в наследство не Русским, но Полякам...
В седьмых. Священники в наше время большие суть невежды, совсем неучены, без всякого просвещения, и если они навсегда останутся в таком состоянии, то это не только не будет служить препятствием, но тем более будет споспешествовать к удобнейшему выполнению сего Проекта; ибо, будучи оставлены без образования, в невежестве, они не в состоянии будут ни знать начала своих обрядов, как и когда оные установлены, ни постигать причин, по которым введены в Российскую Церковь, ни внушать народу, что обряды сии подлинно заимствованы от Греческой Церкви, ни ясно и убедительно доказывать, что они ни в чем не изменены и не суеверны...
В десятых. Особенно непреклонен и удерживает в непреклонности других простой народ Русский (de plebe), умеющий только читать свои писания. И так нужно устранить причину такового их упорства, и упорство само собою исчезнет, что нетрудно нам, Полякам, сделать, если запретим детям своих крестьян учиться в находящихся при церквах школах...
В одиннадцатых. Чтобы удобнее погубить со временем Русских, для сего не худо бы записывать в общую особую книгу все случающиеся в их обрядах неблагопристойности, срамные слова и поступки против Римлян, частые приключения (hystorye) Священников...
В тринадцатых. Но поелику народ Украинский, Подольский и Волынский, держась своего вероисповедания, готов произвесть мятеж, то в таком случае, ежели трудно будет предавать смерти, или, по малочисленности Польских войск, удержать мятежников, Республика не должна жалеть о том пожертвовании, если всех таковых ревнителей отдаст в услуги Татарам. Они скоро приберут их в свои руки, а оставшийся после них край заселить народом Польским и Мазовецким. Не подумайте, чтобы Россия вступилась за Русских, когда они уже сделаются Униятами; ибо надобно знать, что Униятов более, нежели нас, ненавидят Русские, и желали бы видеть их, за отступление от раскола (schyzma), в крайнем несчастии.
Поступая таким образом, мы, без всякого сомнения, достигнем, со временем, того, что народ Польского Королевства утвердится во взаимной любви, согласии и единении; что Польша соделается предметом всеобщего уважения, взойдет на высочайшую степень могущества, и заставит трепетать пред собою все прочие народы; что религия Римско- Католическая распространится более нежели на 160 квадратных миль; словом, что все мы сохраним целость и безопасность своего отечества и пребудем в силе. Аминь.
<…>
Голос обитателей воеводств и уездов русских к собравшимся на сеймики и к чинам на сейме, 1786 год
С немалым душевным прискорбием должно признаться, что в наших областях этот союз единения нередко нарушают два обряда одного и того же вероисповедания, Римский и Русский, а необразованность Русских приходских Священников и разность обрядов навлекают презрение простого народа на тот и другой.
Русское духовенство умеет искусно распространять то ложное убеждение, что переход из Русского обряда в Римский им не дозволен; рассказы об этом плодят пустые слухи, от чего Латинский обряд приходит в сомнение и пренебрежение у простодушных.
Самое же Русское духовенство, будучи недалеким в науках, и не отличаясь добродетелями, приличными духовному сану, часто бывает для народа примером соблазна, бросающим тень и на самый обряд. От этого падает позор, по вине Русского духовенства, на оба обряда. Какое последствие оттуда вытекает, каждый легко поймет. Теперь нет уже более, как было прежде, людей высшего происхождения в Русском обряде...
Известно, что мелкое и высшее Дворянство в Русских Воеводствах и Уездах большею частью Латинского обряда, крестьяне же их — Русского. Того и другого вся прислуга состоит из крепостных. Повар, слуга, кучер, пахарь — Русские, у которых праздники и посты совсем не те, что у барина их. Какое замешательство! У барина Святая, а услуги только что прошла Масляная; у барина праздник, у слуги буддень; у барина пост, у слуги, или даже всей прислуги, сплошная...
Присоедините к этому бедность и нужды простонародья, проистекающие от такого множества праздников по Русскому обряду. В этом последнем так много праздников, что самые Попы их не знают всех; один объявляет праздник, а другой утверждает противное. От того в одном приходе работают, а в другом праздничают. Случается и так, что на одной и той же неделе бывает по три, даже по четыре, праздника: где же тут мужичку заработать на барина и себя? Отсюда неминуемо должны проистекать бедность, недостаток, нужда. Да и когда эти дни, почитаемые ими праздничными, считались такими? При том народ вовсе не боится и не уважает своих Попов, в церковь не ходит к обедни, наставлений духовных не слушает, и больше всего занимается лежаньем на боку да праздностью. Представить себе нельзя, какой вред от того для общества!
От недостатка плохая помощь, от слабости болезни, а от частых болезней смерть прежде времени, от чего малолюдность в Государстве. Причиной же того неумеренная ревность к сохранению многочисленных праздников. Этого не требуют ни Святой Иоанн, ни Святой Николай, ни Святой Георгий, т. е., чтобы несколько дней в году праздновалось в честь их. Святые скорее желают, чтобы люди трудились и, содержа себя делом рук своих, славили Творца и служили ему искренно производительностью своею.
Эти немногие соображения показывают, как необходимо Государственным Чинам, собравшимся теперь на Сейм, позаботиться о том, чтобы как можно скорее произошло соединение Русского обряда с Латинским.
Источник: [17.161]
Комментарии
Статья № 15
П. Н. Луппов, †1949
(орфография и пунктуация XIX сохранены)
Из сочинения академика Палласа, собиравшаго сведения о вотягах в
В 1799 г. было издано «Описание всех обитающим в Российском государства народов», принадлежащее перу Иоганна Готлиба Георги. Кроме упоминания об употреблении вотяками свеч при поминках (о чем сообщал еще Рычков), мы встречаем в сочинении Георги указание на существование среди вотяков убеждения в том, что «недород бывает от крещенных вотяков, кои богам не приносят никаких жертв, ибо приношение надежнее всяких молитв».
Особенно богатый материал заключаете в себе архиве Вятской Koнсистории.
Здесь прежде всего заслуживает внимания хранящаяся в архиве опись дел Koнсистории за время с 1721 по 1765 гг. Составлена она в конце прошлаго или начале нынешняго столетия, но скоро затерялась и была случайно извлечена
Источник: [19.137]
Статья № 16
П. Н. Луппов, †1949
(орфография и пунктуация XIX сохранены)
В 1762 году, по спискам ревизии, крещенных вотяков оказалось в Казанской епархии 25.707 душ из 26.200 или 99,5%,
Подобно другим инородцам, принимавшись крещение, казанские вотяки приписывались сначала к старорусским приходам (Гольянскому Нечкинскому, Даниловскому, Сушинскому,
Об образовании исключительно вотских приходов начали думать в Казанской епархии лишь в конце
Все эти церкви Св. Синодом были разрешены 3 июля 1751 года и в том же году построены: от 24 янв. 1752 г. Контора доносила, что эти церкви уже в окончание пришли.
Источник: [19.237]
ПОБЕДИТЕЛЬ ИНТЕРНЕТ-КОНКУРСА «ЗОЛОТОЙ САЙТ»
Победитель XIII Всероссийского интернет-конкурса «Золотой сайт» в номинации «Познавательные сайты и блоги»
© Lifeofpeople.info 2010 - 2024